Философия как новое миропонимание

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 09:48, реферат

Описание работы

Фил. это мировоззренческая наука Мир-зр. Это сис-ма взглядов на мир, место в нем человека, отношение ч-ка к окружающей действительности, основные идеалы. Структура: 1) Мир-зр. Состоит из обобщения знаний (практических и научных), из сис-мы ценностей и программы поведения и действия. 2) Мир-зр. Включает познавательную интеллектуальную сторону: Миропонимание (обыденное и теоретическое). 3) Мир-зр. - это всегда диалектическое единство убеждений и сомнений. Преобладание убеждений - догматизм. Преобладание сомнений - скептицизм. 3 типа: 1) мифология 2) Религия 3) Философия.

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 70.71 Кб (Скачать)

61. Общественное пр-во - основа  жизни общества

Об-во - целосный организм, состоящий  из различных сфер: 1) Материально-производственная (экономич.) 2) Соц. сфера об-ва, предполагающая различные соц. группы, исторические общности людей и взаимодействия м/у ними. 3) Полит сфера кот. включает полит. сознание, отношения, институты. 4) Духовная. Определяющей сферой жизни  об-ва выступает экономическая сфера  и прежде всего материальное пр-во. Способ пр-ва фиксирует как и при  помощи чего осуществляется пр-во. Способ пр-ва состоит из двух сторон: 1) Производительные силы - люди и ср-ва труда. Производительные силы фиксируют отношения к природе  людей. 2) Производственные отношения - отношения людей друг к другу  в процессе пр-ного обмена, распределение  и потребление матер. благ, это  отношение собственности. Сущность пр-ных отношений это форма  с-ти. Сущ. частная, групповая, общинная с-ть. История знает три формы  частной с-ти: рабовладельческое, феод. и капитал. Социалистическая - по сути дела монополия гос-ва на ср-ва пр-ва и раб. силу, это фактическое отчуждение производителя от соб-ти.

62. Типологизация социальной  истории и ее критерии. Понятие  цивилизации.

1. Марксистская типология  об-ва: В основе об-ва лежат  общественные отношения, которые  бывают материальные и идеологические. Материальные складываются не  проходя через сознание людей.  Это производственные отношения.  Идеологические - проходят через  сознание людей и отражают  интересы классов, соц. групп.  Сис-ма производственных отношений  составляет базис об-ва. Над базисом  возвышается надстройка: Общественное  сознание, идеологические отношения.  Выделение матер. отношений, как  определяющих развитие об-ва легло  в основу ОЭФ. Это конкретноисторический  тип об-ва, взятого в единстве  базиса и надстройки. Марксизм  выдел. след. ОЭФ: - первобытная - рабовладельческая  - феод-ая - кап-ая - ком-ая и представляет  развитие об-ва как естественный  истор. процесс смены истор.  формаций.

2. Теория стадий эк. роста.  Выделяют след. типы об-ва на  основании развития техники, пр-веных  сил. и матер. тех. базы: 1) До  индустриальное об-во, характериз. ручным  трудом, а главные институты об-ва  церковь и армия 2) Индустриальное  об-во, разрушаются традиционные  привилегии и провозглашаются  равные гражданские права 3) Пост  индустриальное, присуща автоматизация  пр-ва. Главным для об-ва явл.  пр-во информации, нового знания, возрастает роль универов. Сфера  услуг возвышается над сферой  пр-ва. Классовое деление заменяется  профессиональным, по соц. статусу  выделяют высший средний и  низший классы. Основной конфликт  этого об-ва м/у знанием и  некомпетентностью, в отличии  от индустриального об-ва м/у  трудом и капиталом. ПРОБЛЕМА  ЦИВИЛИЗАЦИИ: Сущ. 3 точки зрения  на цивилизацию: 1) Цивилизация, как  синоним к-ры 2) Цивил. как нечто  противостоящее к-ре. 3) Цивил как  хар-ка конкретного соц культурного  образования. Энгельс выделял  3 ступени развития об-ва: дикость,  варварство и цивил. Основные  хар-ки цивил.: 1) Общественное разделение  труда 2) Возникновение товарно-денежных  отношений. 3) Раскол об-ва на классы, появление гос-ва. 4) Изменение в  формах семьи от полигамии  к моногамии. 5) Создание письменности  Цивил. вкл. преобразовательную, окультуренную ч-ком природу,  ср-ва этого преобразования, ч-ка  усвоившего к-ру и способного  жить в окультуренной среде  своего обитания, общественные отношения,  как форма соц. организации  к-ры. Цивил. заключает в себя  как достижения и противоречия.

63. Социальная структура  общества.

Теории социальной стратификации. Социальная структура общества - это  совокупность относительно устойчивых социал. общностей людей, определенным образом взаимодейств. между собой: 1) Исторические общности людей (род, племя...) 2) Население города и деревни. 3) Работники  физического и умственного труда. 4) Классы и различные соц. слои. 5) Различные коллективы людей. 6) Семья. Соц. структура объективна и во многом зависит от способа производства.

МАРКСИСТСКАЯ ТЕОРИЯ КЛАССОВ. Маркс утверждал, что: 1) Существование  классов связано с определенными  историч. фазами развития пр-ва. 2) Классовая  борьба неотвратимо ведет к диктатуре  пролетариата. 3) Диктатура - есть преходный  момент к обществу без классов. Основной классообразующий признак в марксизме - отношение к средствам пр-ва, отношение к собственности. Теория соц. стратификации - это современная  теория, анализирующая соц. структуру  общества. По этой теории общество делится  на страты, за основу выделения которых  берут различные признаки. Известный  нем. социолог МАХ Вебер за основу деления общества берет соц. статус. Он выделяет 3 статусных показателя: 1) Уровень образования. 2) Профессия, уровень квалификации. 3) Уровень  доходов. В соответствии с этими  показателями Вебер различает 3-и  класса в обществе: 1) Высший класс (финанс. магнаты, крупные промышленники...) 2) Средний класс (совокупность людей  наемного и самостоят. труда, обладающих общим самосознанием:

а) высший слой среднего класса (средние предприниматели)

б) средний слой

в) нисший слой (люди со средним  спец. образованием) 3) Нисший класс - низкий уровень образования, существуют и  маргинальные слои. Маргинализация общества происходит под воздействием соц. и  техносдвигов и связано с расшатыванием  и ломкой нормативно-ценностных систем. Основа стабильности общества - средний  класс. В обществе, разделенном на классы, существует социал. мобильность, т.е. перемещение из одних соц. слоев  в др. Она бывает горизнт. и вертикал. Общество сравнивают с многоэтажным домом, в котором движутся 6 лифтов: экономика, армия, политика, церковь  и культура, брак.

64. Политическая структура  общества. Сущность пол-ки.

Полит. структура - совокупность полит институтов, идей норм. изберательного права, общественное гонение с помощью  кот. осуществляется власть и влияние  на нее. Основной элемент госва. С  возникновением гос-ва возникает пол-ка. Сущность пол-ки можно выразить: 1) Деятельность больших соц. групп, полит. институтов и отношения м/у ними по поводу использования институтов гос. власти. 2) Пол-ка - борьба за власть, за влияние  на нее. 3) Пол-ка - всегда процедура принятия решений. 4) Пол-ка - вид искусства.

65. Сущность и функции  государства.

Гос-во - организация обладающая верховной властью на опр. территории. Осуществляющей власть с помощью  спец. аппарата, выступающая как  представитель об-ва. Основные признаки гос-ва: 1) Публичная власть т.е. власть не совпадающая со всем населением. 2) Суверенитет народа. 3) Территории 4) Монополия на легальной силы. 5) Исключительное право на издание з-на. 6) Право на взымание налогов Внутренние ф-ции гос-ва: 1) Экономич. 2) Соц. ф-ции. 3) Экологическая ф-ция. 4) Защита прав граждан. Внешние: 1) Защита границ 2) Интеграция в мировую эк-ку. 3) Защита м/у народной безопасности.

66. Проблема смысла жизни  и свободы человека, ее решение  в различных философских системах.

Вопрос о смысле жизни - вопрос о предназначении ч-ка. В  библии читаем <Все суета сует:>. 3 подхода к проблеме смысла жизни: 1) Смысл присущ ее глубинным основаниям - характерно для религиозного истолкования жизни. бог сотворил человека по своему образу и подобию и надо в себе проявить его. 2) Смысл жизни за пределами  жизни, т.е. чел. способен построить  мир на началах добра и справедливости. он стремится к прогрессу. прогресс предполагает цели, а цели придают  смысл жизни. будущее обоготворяется за счет прошлого и настоящего. 3) Смысл  созидается самим чел-ом. Свобода - возможность  личности мыслить и поступать  в соотв. со своими мыслями, а не по принуждению. В истории это понятие  прошло длительную эволюцию. От отрицательной  свободы до положительной. Для самосовершенствования  творчества. В классической философии  свобода как познание, осознанная необходимость. - познание эффективных  законов и развитие их в своих  целях. Свобода как воля - фатализм (вера в судьбу).

70. Глобальные проблемы  современности.

Проблемы нельзя решить в  рамках одной страны. Проблемы: 1) экологическая 2) ядерные угрозы 3) демографическая 4) ограниченное кол-во ресурсов.


Информация о работе Философия как новое миропонимание