Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 09:48, реферат
Фил. это мировоззренческая наука Мир-зр. Это сис-ма взглядов на мир, место в нем человека, отношение ч-ка к окружающей действительности, основные идеалы. Структура: 1) Мир-зр. Состоит из обобщения знаний (практических и научных), из сис-мы ценностей и программы поведения и действия. 2) Мир-зр. Включает познавательную интеллектуальную сторону: Миропонимание (обыденное и теоретическое). 3) Мир-зр. - это всегда диалектическое единство убеждений и сомнений. Преобладание убеждений - догматизм. Преобладание сомнений - скептицизм. 3 типа: 1) мифология 2) Религия 3) Философия.
1. Мировоззрение: сущность и структура.
Фил. это мировоззренческая
наука Мир-зр. Это сис-ма взглядов
на мир, место в нем человека, отношение
ч-ка к окружающей действительности,
основные идеалы. Структура: 1) Мир-зр. Состоит
из обобщения знаний (практических
и научных), из сис-мы ценностей и
программы поведения и
2.Специфика мифологического мировоззрения.
Мифология - I форма мировоззрения, форма духовной культуры человечества, содержащая в себе зачатки науки, искусства, морали, религии. Мифология - попытка людей осмыслить свое бытие в образной форме. В мифах общее выражается через конкретное, в следствии недостатка абстрактных понятий. В мифе закономерности природы выражается в форме цикличности, ритмичности. В мифах выражается коллективный опыт людей, выступающий объектом веры, не нуждающийся в проверке. (Миф для древнего ч-ка, как библия для крестьянина). В мифах природа персонируется и главным действующим лицом выступает божественный герой. Мифология обнаруживается сегодня во всех формах ч. к-ры.
3. Особенности религиозного мировоззрения.
Религия - форма мировоззрения,
в которой освоение мира осуществляется
через его удвоение на земной и
небесный. Особенность религиозного
мировоззрения - вера в сверх естественное,
как реально существующие. Причины
существования религиозного мировоззрения:
1) Социальная - противоречия м/у природой
и ч-ком. Внутри соц. Противоречия 2)
Гносеологические причины - коренящиеся
в противоречиях самого познательного
процесса. 3) Психологические - страх
смерти, несчастья. Религия меняет свои
исторические формы в связи с
изменяющимися общественными
4.Возникновение фил.
Особенности фил. мировоззрения Возникновение философии это ответ на потребность об-ва в новом тине мировоззрения, в рациональном объяснении мира с помощью логических приемов. Возникновение философии это переворот в дух. Развитии об-ва. Переход к пониманию мира таким каким он есть сам по себе не прибегая к сверх естественному. Возникновение философии это возникновение самосознания об-ва, осмысление человечеством своего пути развития. Основной круг вопросов философии : 1) на протяжении веков философы изучали природу, фил. В начале выступала, как натур. Фил. 2) В сферу ф входят вопросы общественной жизни: идеалы устройства об-ва, основные принципы общ. Жизни. 3) Предметом размышления ф. Выступает человек, его природа, ум, чувства, язык, мораль, искусство, религия:
5.Так называемый основной вопрос фил. и его значение для фил.
Основной вопрос философии
сформулировал Энгельс , - есть вопрос
об отношении мышления к бытию. Суть:
как соотносятся материальное и
идеальное, дух и природа. Выделяют
две стороны этого вопроса: 1) Что
является первичным 2) Познаваем ли
мир. В зависимости от ответа на первую
сторону вопроса философы подразделяются
на материалистов и идеалистов. Материалисты
за первичность берут материю, сознание
рассматривается ими как
6. Фил. в сис-ме к-ры.
Предметом мировоззренческого
осмысления фил. Является культура в
целом и отдельные ее сферы. Категории
философии: наука, религия, искусство,
техника, мораль, природа, история, политики,
и др. Фил не является первичной
простейшей формой сознания. Это вторичная
форма познания, которая направлена
на осмысление уже достигнутого. Функции
: 1) Мировоззренческая. Фил образует
основу научной картины мира, выступает
теоретическим ядром
7. Структура фил. знания.
Структура: 1) Ядро фил - диалектика, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. 2) Гносеология (теория познания) - наука о том, как ч-к познает мир и самого себя. 3) Онтология - учение о бытии. 4) Общая социология - о закономерностях и движущих силах развития обва. От общей соц. Отделились такие науки : этика, политология, религиоведение и др., которые сущ. Сегодня как самостоятельные науки. 5) Историко-филосовский раздел - изучение истории фил учений. 1-5 Ф в полном смысле слова 1-3 фил. в узком смысле слова.
8.Древне-Индийская фил., ее черты и особенности.
Зарождение индийской
фил относится к 10-9 веку д.н.э. В
индии формирование фил пролегало
через аппозицию брахманизму
религия в древней индии в
период становления рабовладения. Она
сохранила ведический ритуал. Веды
- древнеиндийские памятники
Общие черты инд. фил сис-м
1) Фил рассотр, как руководство
к жизни 2) Начальной стадией фил
учений выступ пессимизм. 3) Во всех сис-мах
кроме чарвака господствует вера
в вечный нравственный закон в
карму (все что происходит с человеком
результат его собственных
9.Древне-Китайская фил. Конфуцианство и Даосизм
Основные школы: конфуцианство
и даосизм. Конфуции : 551 - 479 г.д.н.э. Основа
- соц. Этич. Проблемы. Он создает идеал
высоко морального ч-ка. Который должен
обладать чувством долга и человечностью,
став идеологией правящих классов превратилась
в жестокую сис-му требований обязательных
для исполнения. В 1 в.д.н.э. конфуцианство
превратилось в религию, где верховной
силой считается небо. Большое
место отводится ритуалам. В к.
отсутствуют жрецы, обряды выполняют
чиновники. Даосизм : 5-6 в. д.н.э. Центральное
понятие дао - первопричина мира естественный
путь по которому должны следовать
все и все в мире. Даосизм
проповедует пассивное
11.Проблема человека и гос-ва в др.
Греческой философии. Тема человека
входит в фил вместе с софистами.
Софисты - учение мудрости кот учил
ораторскому искусству. Сущность учения
софистов выразил Протагор. Ч-к есть
мера всех вещей. Критерием оценки любого
явления выступают чувства ч-
12.Философия Аристотеля.
Аристотель: ч-к - общественное животное, наделенное разумом. Только в обществе он может развиваться, как нравственное существо, этому должно способствовать и гос-во. Он (А) трактует гос-во, его происхождение антропологически. Гос-во - обобщение родов, селений ради лучшей жизни. А дает типологию души: Растительная, животная, разумная душа. Им (А) завершается класс. Этап в развитии античной философии. После А сущ. рад школ, кот развивали идеи А.
13. Философия Демокрита.
(460-370) 1-ый энциклопедический
ум среди греков. Он предлагает
вариант мех. объяснения мира.
Мир состоит из атомов и
пустоты. Атомы, двигаясь в
пустоте, соединяются и
14. Общая хар-тер средневековой фил.
Ср. в. ф. - ср. феодального об-ва, развивающаяся от 5в. (кризис Зп. Рим. Империи) до 14-15в. (возник. капитализма) Особенности: 1) связь с религией. Свф - теоцентризм (тео - бог). Творение мира богом. Крестьянский бог трансцендентен (чужд природе) 2) Библия - самая древняя и подлинная книга мудрости. Она явл. мерой оценки любой ф теории. 3) Экзегитичность (Искусство правильного толкования библии). Ф занимается толкованием текстов библии. В это время характерно явление псевдоавторства, когда автор приписывает свое произведение пророкам или апостолам. 4) Появляется психологический жанр исповеди 5) Оптимистичность философии, которая обосновывает возможность личного освобождения
15. Августин Блаженный и его учения.
Фундаментом теоретического и идеологического развития ср.в. ф выступает патристика. - учение христиан, которые вырабатывали христианское мировоззрение в борьбе со своими соперниками.
Основные проблемы: 1) Онтологическая
- проблема сотворения ч-ка богом. 2) Христологическая
- божественная и человеческая природа
Христа, проблема единства. 3) Антропологическая
- проблема души и тела. Августин Блаженный
(354-430) оказал влияние на развитие ср.
в. фил Бог создал мир, время, сам
бог находится вне времени, время
- понятие человеческое, способность
ч-ка разлагать события на до, сейчас
и после(Субъективное понимание
времени). С идеей времени связана
идея истории, кот движется от града
земного к граду божьему. Августин
большое внимание уделил ч-ку, его
самосознанию. Ч-к благодаря свободе
может выбрать м/у добром и
злом. Зло происходит от неумения распоряжаться
этим божьим даром. Внутренняя духовная
жизнь ч-ка соотносится с богом
перед которым ч-к
16. Фома Аквинский - систематизатор схоластической философии.
Фома Аквинский (1223-1274). Он
обосновывает единство веры и разума,
фил и религ. В 1323 г Фому Кат. Церковь
провозгласила святым, а его теория
ставится идеологией католической церкви.
Основные работы: о троице, о сущном
и сущности, сумма теологии. Учение
Фомы опирается на учение Аристотеля.
Фома выделяет четыре уровня бытия
вещей в зависимости от связи
материи и формы. Форма выступает
как активное начало, материя - как
пассивное. 1-ый уровень бытийности
вещей - неорганическая степень, здесь
форма выступает как внешняя
определенность вещи. 2-ой растение 3-ий
животный мир 4-ый разумная душа. Форма
выступает сама по себе, несвязанная
с материей. Разум и вера не исключают
друг друга, а гармонически связаны,
истина одна - учение Христа. Ее постигают
и с помощью веры и разума. Путь
разума на много длиннее и труднее.
Фома Аквинский по-новому решает спор
м/у номиналистами и
17. Особенности эпохи Возрождения и их отражение в фил. мысли.
Эпоха возрождения - период перехода от Средневековья к новому времени, охватывающая период с 14 по 17 вв. Эта эпоха Великих Географических открытий, открытий в естествознании, эпоха зарождения кап. Отношений, глубоких соц. Потрясений, религиозных войн во Франции и Нидерландская буржуазная революция.
Эпоха начинается в Италии.
Ренессанс осознает себя как возрождение
античной культуры. Ренессанс относится
к античности как к идеалу. Ренессанс
- эпоха художественно
18. Значение открытий Коперника
и Бруно для формирования
Коперник (1473-1543) опирался на принцип совпадения противоположностей. Строит свою астрономическую сис-му. Космос, вселенная бесконечна. Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Это гелиоцентризм. Бруно (1548-1600) Солнце не является центром вселенной, т.к. бесконечность не может иметь центра. Жизнь может существовать не только на земле. Ч-к обладает смертной душой и осознает свою смерть. Он создан для созидания для творчества.