Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 09:48, реферат
Фил. это мировоззренческая наука Мир-зр. Это сис-ма взглядов на мир, место в нем человека, отношение ч-ка к окружающей действительности, основные идеалы. Структура: 1) Мир-зр. Состоит из обобщения знаний (практических и научных), из сис-мы ценностей и программы поведения и действия. 2) Мир-зр. Включает познавательную интеллектуальную сторону: Миропонимание (обыденное и теоретическое). 3) Мир-зр. - это всегда диалектическое единство убеждений и сомнений. Преобладание убеждений - догматизм. Преобладание сомнений - скептицизм. 3 типа: 1) мифология 2) Религия 3) Философия.
47. З-н отрицания отрицания.
Всякая конечная сис-ма развивается
на основе единства и борьбы противоположностей
и проходит ряд внутренне связанных
этапов. Предыдущий этап развития отрицается
по след. этапам. В тоже время сущ.
преемственность развития, связь
м/у этапами. Единство преемственности
и поступательности составляет содержание
и суть з-на отрицания отрицания.
Отрицание - это необходимый момент
всякого развития. Отрицаемое явление
не может быть абсолютно уничтожено
в силу принципа не сотворимости и
не уничтожимости материи. Различают
три вида отрицания: 1) Формально-логическое
2) Метафизическое. Его источник - внешний
источник а не единство и борьба
противоположностей. 3) Диалектическое
отрицание, кот. разворачивается на
основе единства и борьбы противоположностей.
Две разновидности
48. Категории диалектики.
Категории - наиболее общие
понятия в которых отражаются
всеобщие существенные связи, стороны
действительности. Категории выполняют
методологическую роль в познании.
Они формируются в процессе общественно-исторической
практики, явл. развивающимися и отражают
разные ступени познания. Отдельный
ч-к находит категории налично-
49.Категории <всеобщего>, <особенного>, <единичного> и <отдельного>.
Единичное - философская категория
для выражения индивидуальных уникальных
черт признаков предметов. Общее - философская
категория, кот. выражает сходство признаков
предметов. Всеобщее - общее присущее
всем без исключения классам. Категории
фил. - формы всеобщего. Диалектика единичного
и общего проявляется в их неразрывной
связи: 1) Предметы - всегда единство всеобщего,
общего, обособленного и единичного.
2) Разграничение на единичное и
общее относительно. 3) В процессе
развития общее может превратиться
в единичное и наоборот. Превращение
единичного в общее и обратно
хорошо прослеживается в процессе социализации
ч-ка. Противоположность
50.Категория <явление> и <сущность>
Сущность - фил. категория для обозначения совокупности внутренних необходимых сторон и связей вещей, законов их функционирования. Явление - внешне наблюдаемые, более подвижные и изменчивые характеристики предмета. Явление и сущность - диалектические противоположности. Они не совпадают друг с другом. Иногда внешние черты предмета (явления) искажают сущность (пример: болезнь). Диалектика явления и сущности: 1) явление не существует без сущности 2) в сущности нет ничего такого, чтобы как-то не проявлялось 3) сущность и явление соотносятся как общее и единичное, внутреннее и внешнее, устойчивое и изменчивое и т.п. Познание движется от явления к сущности, от сущности I порядка к сущности II и т.д.
51. Диалектика содержания и формы.
Содержание - совокупность различных
элементов, которые определяют тип,
характер предмета. Форма - принцип
упорядоченности, способ существования
содержания. Содержание имеет внутреннюю
и внешнюю формы: - внешняя - объём,
конфигурация, цвет и т.п. - внутренняя
- способ организации содержания Формы
связаны с понятием правил (стандарты,
традиции). Форма неотделима от содержания,
но можно временно сосредоточить
внимание на форме без содержания.
Относительная
52. Случайность и необходимость, возможность и действительность
Необходимость - такая однозначная
связь явлений, при которой наступление
причины влечёт обязательно за собой
наступление следствия. Случайность
- такая связь причины и
53. Связи Детерминации. Принцип детерминизма.
Принцип детерминизма - все
реальные явления, процессы детерминированы,
т.е. возникают, развиваются и уничтожаются
в результате действия определённых
причин. Причина - явление, повлёкшее
за собой другое явление. Следствие
- явление, возникшее в результате
действия причины. Типы причинных связей:
I. однонаправленные причинно-следственные
связи. II. взаимодействие Взаимодействие
- это, когда причина испытывает обратное
влияние со стороны следствия. Причинные
основания - совокупность всех обстоятельств,
при которых наступает
54. Основные принципы современной
концепции позновательного
В основе познания лежит отражение
объективного мира в мозгах в форме
идеальных образов. Основные принципы
познания: 1. объективность рассмотрения
познаваемого предмета 2. наши восприятия,
представления - идеальные образы предметов
3. проверка этих образов, отделение
истинных от ложных даётся практикой
Познание - высшая форма отражения
и обладает своей спецификой6 1. познание
- сущностное отношение к миру 2. познание
- творческое отражение окр. мира 3. познание
регулирует преобразующую деятельность
человека Основная проблема гносеологии
- вопрос о соотношении объекта
и субъекта познания. В истории
Ф. долго не учитывалась активность
субъекта познания. Субъект познания
- представитель общества, включённый
в систему различных
55. Философские учения об истине.
Истина - соответствие наших знаний действительности. Истина объективна по своему содержанию и источнику. Объективная истина - такое содержание наших знаний - кот. не зависит от ч-ка. Объективная истина выступает как диалектический процесс взаимод. абсолютной и относительной истины. Абсолютная истина - это цель, к кот. стремится познание. Она не достижима. Но нет пределов все более полного овладения ею. Абсолютная истина - моменты абсолютного не приходящего знания в составе знания относительного. Абсолютная истина - вечные истины, т.е. истины факта, кот. не ставятся под сомнения. Относительная истина - такое знание, которое при всём своём объективном содержании не обладает завершённостью, не является полным, рано или поздно подвергается уточнению. В каждой относительной истине содержится момент истины абсолютной. Релятивизм абсолютизирует относительность знаний. Догматизм - момент устойчивости знаний. Из диалектики относительной и абсолютной истины вытекает принцип конкретности истины. Он требует подходить к объекту познания с учётом реальных условий. Практика - критерий истины. Как критерий практика - это единство абсолютного и относительного. Относительность практики - её историческая ограниченность. Различные теории об истине: 1. прагматизм - критерий истины - польза, удобство 2. богданов считал, что критерий истины - общепризнанность 3. конвенционализм - берёт за истину условное соглашение людеё 4. неопозитивизм и постпозитивизм вводят принцип верификпции и принцип фальсифицированности Принцип верификации - истинное суждение - то, что хотя бы косвенно подтверждается опытом Принцип фальсифицированости - истинное суждение - то, что выдержало все попытки опровержения. Знания можно оценить сточки зрения лжи и сточки зрения пользы. Истина не всегда совпадает с пользой. В знаниях о человеке и обществе субъективный момент больше, чем в знаниях о природе. Знания в этих сферах более альтернативны как и содержание самой действительности, но объективная истина и здесь имеет место.
56. Роль практики в познании.
Практика - предметная деятельность
людей в процессее которой
они осваивают и приобретают
природные или специальные
Выделяют следующие формы практики:
1. Производство
2. Деятельность по
3. Научный эксперимент.
Функции практики: Практика - это основа, движущая сила, конечная цель познания и критерий истины. Потребности практики породили различные науки. Итоги познания используются в практической деятельности людей. Практика всегда является подтверждением истины.Но теория обладает и внутренней логикой развиия.
57. Диалектика чувственного и рационального в познании.
Общее направление процесса
познания выражается в формуле <От
живого созерцания к абсолютному
мышлению и от него к практике - таков
диалектический путь познания истины>.
Тут выделяется две ступени познания:
- чувственная - логическая В истории
фил. было два направления
Интуиция - прямое постижение истины без предварительного логического доказательства, когда промежуточные сведения аргументации отсутствуют. В интуиции проявляется единство чувственного и логического познания.
58. Наука как специфическая форма познания.
Этапы развития науки. Наука
- система исследовательской
59.Формы и методы научного познания
Метод - путь исследования, совокупность правил, приёмов и способов познания. Методология - учение о методах. В наст. время методологические вопросы ставятся и решаются в русле таких течений: - философия науки - материалистическая диалектика - феноменология - структурализм - пост позитивизм - герменевтика - теории интерпретации текста Любой метод разрабатывается на основе определённой теории. Классификация методов научного познания: I. выделяют всеобщие, общие и частные методы научного познания II. с учётом уровней познания выделяют методы эмпирического и теоретического исследования III. в зависимости от структуры познавательной деятельности выделяют обще логические методы познания. Методы эмпирического исследования: - наблюдение - эксперимент - сравнение - измерение Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений действительности. Исследователь не вмешивается в ход исследования. Наблюдение - непосредственное и с помощью приборов. Измерение - даёт количественную сторону явления. Эксперимент- характеризуется вмешательством исследователя в ход события. Эксперимент - мысленный и с помощью приборов. Сравнение - устанавливает сходство и различие предметов. Методы теоретического исследования: 1. метод восхождения от абстрактного к конкретному. Задача теоретического анализа - дать целостный образ предмета, открыть законы его развития. Выделяют 2 этапа теоретического анализа: 1).образование абстракций, в которых фиксируются отдельные свойства целого. Движение от конкретного в чувственности к абстрактному; 2).движение от абстрактного к конкретному в мышлении, выявление сущности явления 2. исторический (описание истории реальных объектов) и логический (общая направленность развития) методы. Они существуют в единстве 3. метод формализации - упорядочение какого-то фрагмента знаний с помощью средств матем. Логики 4. моделирование - исследование объектов на основании модели. Модели - физические и знаковые Обще логические методы познания: - анализ - мысленное или реальное расчленение целого на части - синтез - воссоединение целого из частей - индукция - рассуждения от частного к общему, знания носят вероятностный характер - дедукция - рассуждения от общего к частному - аналогия - установление сходства в некоторых сторонах предмета на основании имеющегося сходства в других сторонах - абстрагирование - процесс отвлечения от ряда свойств изучаемого явления и выявление интересующих свойств - обобщение - установление общих признаков ряда объектов
60. Специфика социального познания.
Социальная философия - это
раздел философии, изучающий закономерности
развития общества и его отдельных
сфер. Специфика социального познания
определяется спецификой изучаемого объекта:
1) Предмет социального познания
- мир человека, отношения людей,
где переплетаются материальное
и идеальное, объективное и субъективное,
сталкиваются интересы людей, законы общества
проявляются через деятельность
людей, преследующих свои цели. 2) Социальное
познание связано с оценкой явлений
с точки зрения добра и зла,
справедливости и несправедливости
и т.д. 3) Для социального познания
характерна ориентация на качественную
окраску событий,на анализ единичного,
индивидуального на основе общих
закономерностей. 4) Законом постижения
объекта в социальном познании является
диалог личностей,текстов, культур. 5) Изучение
общества происходит по идеальной модели.
Различные направления