Философия как новое миропонимание

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 09:48, реферат

Описание работы

Фил. это мировоззренческая наука Мир-зр. Это сис-ма взглядов на мир, место в нем человека, отношение ч-ка к окружающей действительности, основные идеалы. Структура: 1) Мир-зр. Состоит из обобщения знаний (практических и научных), из сис-мы ценностей и программы поведения и действия. 2) Мир-зр. Включает познавательную интеллектуальную сторону: Миропонимание (обыденное и теоретическое). 3) Мир-зр. - это всегда диалектическое единство убеждений и сомнений. Преобладание убеждений - догматизм. Преобладание сомнений - скептицизм. 3 типа: 1) мифология 2) Религия 3) Философия.

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 70.71 Кб (Скачать)

47. З-н отрицания отрицания.

Всякая конечная сис-ма развивается  на основе единства и борьбы противоположностей и проходит ряд внутренне связанных  этапов. Предыдущий этап развития отрицается по след. этапам. В тоже время сущ. преемственность развития, связь  м/у этапами. Единство преемственности  и поступательности составляет содержание и суть з-на отрицания отрицания. Отрицание - это необходимый момент всякого развития. Отрицаемое явление  не может быть абсолютно уничтожено в силу принципа не сотворимости и  не уничтожимости материи. Различают  три вида отрицания: 1) Формально-логическое 2) Метафизическое. Его источник - внешний  источник а не единство и борьба противоположностей. 3) Диалектическое отрицание, кот. разворачивается на основе единства и борьбы противоположностей. Две разновидности диалектического  отрицания: 1) Конструктивная, с преобладанием  созидательных моментов. 2) Деструктивная, с преобладанием разрушительного  момента. Структура отрицания: 1) Тезис (исходное положение) 2) Антитезис (самоотрицание  исходного положения) 3) Синтез (возврат  к исходному положению на новой  стадии развития с удержанием положительного) Развитие спиралевидно. Спиралевидность  развития - единство преемственности  поступательности и направленности. Развитие не возможно понять либо как  сугубо прогрессивное или регрессивное. Развитие - всегда единство прогресса  и регресса. Прогресс - развитие от простого к сложному, регресс - наоборот.

48. Категории диалектики.

Категории - наиболее общие  понятия в которых отражаются всеобщие существенные связи, стороны  действительности. Категории выполняют  методологическую роль в познании. Они формируются в процессе общественно-исторической практики, явл. развивающимися и отражают разные ступени познания. Отдельный  ч-к находит категории налично-существующими, как результат деятельности прежних  поколений людей. Он усваивает их процессе воспитания и обучения. Категории - основа всякой ч-кой разумности. На каждом этапе развития категории  задают способ видения и преобразования мира.

49.Категории <всеобщего>, <особенного>, <единичного> и <отдельного>.

Единичное - философская категория  для выражения индивидуальных уникальных черт признаков предметов. Общее - философская  категория, кот. выражает сходство признаков  предметов. Всеобщее - общее присущее всем без исключения классам. Категории  фил. - формы всеобщего. Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной  связи: 1) Предметы - всегда единство всеобщего, общего, обособленного и единичного. 2) Разграничение на единичное и  общее относительно. 3) В процессе развития общее может превратиться в единичное и наоборот. Превращение  единичного в общее и обратно  хорошо прослеживается в процессе социализации ч-ка. Противоположность индивидуальному - типовое.

50.Категория <явление>  и <сущность>

Сущность - фил. категория  для обозначения совокупности внутренних необходимых сторон и связей вещей, законов их функционирования. Явление - внешне наблюдаемые, более подвижные  и изменчивые характеристики предмета. Явление и сущность - диалектические противоположности. Они не совпадают  друг с другом. Иногда внешние черты  предмета (явления) искажают сущность (пример: болезнь). Диалектика явления  и сущности: 1) явление не существует без сущности 2) в сущности нет  ничего такого, чтобы как-то не проявлялось 3) сущность и явление соотносятся  как общее и единичное, внутреннее и внешнее, устойчивое и изменчивое и т.п. Познание движется от явления  к сущности, от сущности I порядка  к сущности II и т.д.

51. Диалектика содержания  и формы.

Содержание - совокупность различных  элементов, которые определяют тип, характер предмета. Форма - принцип  упорядоченности, способ существования  содержания. Содержание имеет внутреннюю и внешнюю формы: - внешняя - объём, конфигурация, цвет и т.п. - внутренняя - способ организации содержания Формы  связаны с понятием правил (стандарты, традиции). Форма неотделима от содержания, но можно временно сосредоточить  внимание на форме без содержания. Относительная самостоятельность  формы - бюрократизм. В некоторой деятельности форменные правила очень важны (медицина и т.д.).

52. Случайность и необходимость,  возможность и действительность

Необходимость - такая однозначная  связь явлений, при которой наступление  причины влечёт обязательно за собой  наступление следствия. Случайность - такая связь причины и следствия, при которой причинные основания  допускают реализацию любого из множества  возможных следствий. Случайность  также имеет причины. Диалектика необходимости и случайности: 1) случайность - форма проявления и дополнения необходимости 2) случайность может  переходить в необходимость Необходимость  связана с динамическими законами, случайность - со статистическими. Вероятность - мера возможности наступления случайного события. Действительность - то, что  уже возникло, осуществилось. Это  совокупность реализованных возможностей. Возможность - то, что содержится в  данной действительности как предпосылка  её изменения и развития, нереализованная  действительность. Возможность и  действительность - 2 этапа закономерного  развития явлений природы и общества. Возможности - реальные и абстрактные: - реальные - это, когда условия превращения  возможности в действительность уже созрели или находятся  в процессе становления. - абстрактные - те, которые в данных условиях не могут превратиться в действительность Возможности - прогрессивные и регрессивные. Условия превращения возможности  в действительноость: 1. в развитии природы это происходит стихийно 2. в общественной жизни: - объективные - условия материальной жизни, процессы не зависящие от людей - субъективные - сознательная деятельность людей  Методологическое значение категорий  диалектики. Законы и категории - инструментарий научного познания и преобразования действительности. Законы и категории  носят исторический характер и являются результатом познания. Разработка категории - прерогатива философии.

53. Связи Детерминации. Принцип  детерминизма.

Принцип детерминизма - все  реальные явления, процессы детерминированы, т.е. возникают, развиваются и уничтожаются в результате действия определённых причин. Причина - явление, повлёкшее  за собой другое явление. Следствие - явление, возникшее в результате действия причины. Типы причинных связей: I. однонаправленные причинно-следственные связи. II. взаимодействие Взаимодействие - это, когда причина испытывает обратное влияние со стороны следствия. Причинные  основания - совокупность всех обстоятельств, при которых наступает следствие: - причина - условие - мотивы и т.д. Детерминизм - концепция мира, которая основывается на принципах причинности и закономерности. Формы детерминизма: - механистический (лапласовский) - причинная связь  понимается как однозначная, т.е. определённое состояние системы определяет последующее  состояние системы. Причинность - необходимость. - статистический - признание многозначного  соотношения между причиной и  следствием. В причине заключается  ряд возможностей и вариантов  развития. Индетерминизм - отрицание  закономерностей и причинной  обусловленности явлений.

54. Основные принципы современной  концепции позновательного прогресса.

В основе познания лежит отражение  объективного мира в мозгах в форме  идеальных образов. Основные принципы познания: 1. объективность рассмотрения познаваемого предмета 2. наши восприятия, представления - идеальные образы предметов 3. проверка этих образов, отделение  истинных от ложных даётся практикой  Познание - высшая форма отражения  и обладает своей спецификой6 1. познание - сущностное отношение к миру 2. познание - творческое отражение окр. мира 3. познание регулирует преобразующую деятельность человека Основная проблема гносеологии - вопрос о соотношении объекта  и субъекта познания. В истории  Ф. долго не учитывалась активность субъекта познания. Субъект познания - представитель общества, включённый в систему различных общественных отношений с др. людьми, использующий инструменты, предметы и средства духовной и материальной культуры. Объект познания - совокупность предметов и процессов  окр. действительности, которая была или будет вовлечена в деятельность общества как коллективного субъекта познания. Познание - активный творческий процесс.

55. Философские учения  об истине.

Истина - соответствие наших  знаний действительности. Истина объективна по своему содержанию и источнику. Объективная  истина - такое содержание наших  знаний - кот. не зависит от ч-ка. Объективная  истина выступает как диалектический процесс взаимод. абсолютной и относительной  истины. Абсолютная истина - это цель, к кот. стремится познание. Она  не достижима. Но нет пределов все  более полного овладения ею. Абсолютная истина - моменты абсолютного не приходящего знания в составе  знания относительного. Абсолютная истина - вечные истины, т.е. истины факта, кот. не ставятся под сомнения. Относительная  истина - такое знание, которое при  всём своём объективном содержании не обладает завершённостью, не является полным, рано или поздно подвергается уточнению. В каждой относительной  истине содержится момент истины абсолютной. Релятивизм абсолютизирует относительность  знаний. Догматизм - момент устойчивости знаний. Из диалектики относительной  и абсолютной истины вытекает принцип  конкретности истины. Он требует подходить  к объекту познания с учётом реальных условий. Практика - критерий истины. Как  критерий практика - это единство абсолютного  и относительного. Относительность  практики - её историческая ограниченность. Различные теории об истине: 1. прагматизм - критерий истины - польза, удобство 2. богданов считал, что критерий истины - общепризнанность 3. конвенционализм - берёт за истину условное соглашение людеё 4. неопозитивизм и постпозитивизм вводят принцип верификпции и принцип фальсифицированности Принцип верификации - истинное суждение - то, что хотя бы косвенно подтверждается опытом Принцип фальсифицированости - истинное суждение - то, что выдержало все попытки опровержения. Знания можно оценить сточки зрения лжи и сточки зрения пользы. Истина не всегда совпадает с пользой. В знаниях о человеке и обществе субъективный момент больше, чем в знаниях о природе. Знания в этих сферах более альтернативны как и содержание самой действительности, но объективная истина и здесь имеет место.

56. Роль практики в познании.

Практика - предметная деятельность людей в процессее которой  они осваивают и приобретают  природные или специальные силы.

Выделяют следующие формы  практики:

1. Производство

2. Деятельность по преобразованию  общественных отношений.

3. Научный эксперимент.

Функции практики: Практика - это основа, движущая сила, конечная цель познания и критерий истины. Потребности  практики породили различные науки. Итоги познания используются в практической деятельности людей. Практика всегда является подтверждением истины.Но теория обладает и внутренней логикой развиия.

57. Диалектика чувственного  и рационального в познании.

Общее направление процесса познания выражается в формуле <От живого созерцания к абсолютному  мышлению и от него к практике - таков  диалектический путь познания истины>. Тут выделяется две ступени познания: - чувственная - логическая В истории  фил. было два направления абсолютизирующие ту или иную ступень познания: - сенсуализм (чувственные познание абсолютизируется) - рационализм (абсол-ция логической ступени познания) Кант рассмотрел эти ступени познания в единстве, говорил о двух стволах познания: чувственности и рассудке. Генетически  первой ступенью познания явл. чувственное. Формы чувственного познания: - ощущение - восприятие - представление Формы  логического познания: - понятие - суждение - умозаключение Понятие - форма мышления, в которой предметы отображаются в их общих существенных признаках. Понятия имеют разл. глубину и  степень общности. Понятие первоначально  всегда связано с процессом матем. практики. Суждение - форма мышления в которой что-либо утверждается или отрицается. Отношения м/у  суждениями и понятиями диалектичны. Суждение явл. истинным, если отображает действ-ую связь предметов. Умозаключение - форма мышления, когда из двух или  нескольких суждений с логической необходимостью получают новые суждения. Различают  три вида умозаключений: - индивидуальное (от частного к общему) - дедуктивное (наоборот) - традуктивное (когда вывод  идет от знания одной степени общности к знанию той же степени общности) Чувственное и рациональное познания диалектически взаимосвязаны. Любое  чувственное созерцание ч-ком мира предполагает, что ч-к меняет уже  имеющиеся знания. Большую роль в  познании играет интуиция.

Интуиция - прямое постижение истины без предварительного логического  доказательства, когда промежуточные  сведения аргументации отсутствуют. В  интуиции проявляется единство чувственного и логического познания.

58. Наука как специфическая  форма познания.

Этапы развития науки. Наука - система исследовательской деятельности общества, направленная на пр-во новых  знаний о природе, обществе и человеке. Наука как специфический тип  духовного пр-ва, как соц. институт возникает в Новое время (XV - XVII вв.). Развитие капитализма влияет на возникновение науки через господствующую идеологию - протестантизм. Протестантизм  перестраивает обыденное сознание в духе рационализма и практицизма. Успех в делах объявляется  богоугодным делом. Науки - естественные и общественные. Ряд наук изучает  сам процесс познания - логика, философия  и т.д. Основные особенности научного познания: 1. обнаружение объективных  законов действительности. Цель научного познания - объективная истина. 2. наука  ориентирована на воплощение в практике 3. результат научного познания - целостная  развивающаяся система понятий, теорий и т.д. 4. особый язык науки - категориальный аппарат 5. наука работает с идеальными объектами 6. занятие наукой требует  особой подготовки субъекта познания 7. наука формирует знания о методах  научного познания, т.е. методологию  Отличие науки от обыденного познания: 1. форма организации научного знания - рационально-логическая, позволяющая  представить знание в правиле, формуле  и т.д. 2. наука ориентируется на познание сущности Отличие науки  от искусства - худ. образ содержит отпечаток  личности, субъективный момент, а наука  отгораживается от субъективизма. Этапы  развития науки: (науке предшествует протонаука, доклассический этап. Зарождаются  элементы науки. I. классическая наука ( XVII - XIX вв.). господство объектного стиля  мышления, стремление познать предмет  сам по себе безотносительно к  условиям его изучения II. неоклассическая  наука ( 1 половина XX в.). Отвергание объективизма классической науки, осмысливание связи  между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности III. пост неоклассическая наука ( 2 половина XX в.). учитывание соотнесённости знания об объекте с ценностно-целевыми структурами деятельности субъекта. Характерная черта - универсальный  эволюционизм, объединяющий идеи эволюции с идеями системного подхода и распространяет развитие на все сферы бытия.

59.Формы и методы научного  познания

Метод - путь исследования, совокупность правил, приёмов и способов познания. Методология - учение о методах. В  наст. время методологические вопросы  ставятся и решаются в русле таких  течений: - философия науки - материалистическая диалектика - феноменология - структурализм - пост позитивизм - герменевтика - теории интерпретации текста Любой метод  разрабатывается на основе определённой теории. Классификация методов научного познания: I. выделяют всеобщие, общие  и частные методы научного познания II. с учётом уровней познания выделяют методы эмпирического и теоретического исследования III. в зависимости от структуры познавательной деятельности выделяют обще логические методы познания. Методы эмпирического исследования: - наблюдение - эксперимент - сравнение - измерение Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений действительности. Исследователь не вмешивается в  ход исследования. Наблюдение - непосредственное и с помощью приборов. Измерение - даёт количественную сторону явления. Эксперимент- характеризуется вмешательством исследователя в ход события. Эксперимент - мысленный и с помощью  приборов. Сравнение - устанавливает  сходство и различие предметов. Методы теоретического исследования: 1. метод  восхождения от абстрактного к конкретному. Задача теоретического анализа - дать целостный образ предмета, открыть  законы его развития. Выделяют 2 этапа  теоретического анализа: 1).образование  абстракций, в которых фиксируются  отдельные свойства целого. Движение от конкретного в чувственности  к абстрактному; 2).движение от абстрактного к конкретному в мышлении, выявление  сущности явления 2. исторический (описание истории реальных объектов) и логический (общая направленность развития) методы. Они существуют в единстве 3. метод  формализации - упорядочение какого-то фрагмента знаний с помощью средств  матем. Логики 4. моделирование - исследование объектов на основании модели. Модели - физические и знаковые Обще логические методы познания: - анализ - мысленное  или реальное расчленение целого на части - синтез - воссоединение целого из частей - индукция - рассуждения от частного к общему, знания носят  вероятностный характер - дедукция - рассуждения от общего к частному - аналогия - установление сходства в  некоторых сторонах предмета на основании  имеющегося сходства в других сторонах - абстрагирование - процесс отвлечения от ряда свойств изучаемого явления  и выявление интересующих свойств - обобщение - установление общих признаков  ряда объектов

60. Специфика социального  познания.

Социальная философия - это  раздел философии, изучающий закономерности развития общества и его отдельных  сфер. Специфика социального познания определяется спецификой изучаемого объекта: 1) Предмет социального познания - мир человека, отношения людей, где переплетаются материальное и идеальное, объективное и субъективное, сталкиваются интересы людей, законы общества проявляются через деятельность людей, преследующих свои цели. 2) Социальное познание связано с оценкой явлений  с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости и т.д. 3) Для социального познания характерна ориентация на качественную окраску событий,на анализ единичного, индивидуального на основе общих  закономерностей. 4) Законом постижения объекта в социальном познании является диалог личностей,текстов, культур. 5) Изучение общества происходит по идеальной модели. Различные направления философии  по-разному трактуют законы развития общества. Субъективный идеализм утверждает, что каждый человек индивидуален, неповторен.Поэтому бессмысленно говорить об общих законах развития общества. Объективные идеалисты считают, что жизнь людей подчиняется  общим законам. Эти общие законыявляются общими законами развития идей, сознания, духовного. В истории Фил. очень  долго господствовало идеалистическое  понимание истории общественное сознание определяет общественное бытие, историю творят великие личности. Марксистская философия сформулировала материалистическое понимание истории: общественное бытие определяет общественное сознание; общественное сознание обладает определенной активностью и относительной  самостоятельностью.

Информация о работе Философия как новое миропонимание