19. Социологические и политические
учения эпохи Возраждения.
Эразм Ротрдамский (1469-1536). Его
учение - христианский гуманизм, Переосмысление
пути церкви. Он призывает к возврату
к раннему христианству, критикует
церковные порядки. Мартин Лютер
отрицает свободу воли, которую признает
Эразм. Микола Макиавелли (1469-1527) разделяет
установки религии и политики.
Человеком движет эгоизм и материальный
интерес. Высшим законом политики явл.
достижения могущества гос-вом. Государь
должен быть сильным, сочетать в себе
качества льва и лисы. Использовать
все средства для укрепления гос-ва,
в том числе и насилие. Насилие
должно созидать, а не разрушать. Все
средства хороши для достижения свой
цели в политике.
20. Бэкон как родоначальник
эмпирического метода исследования.
17в. назыв. эпохой научных
революций. В 17в открыв-ся ряд
академий, связанных с опытным
знанием. В 17в продолжается
старая полемика между номинализмом
и реализмом. Они предстают
как эмпиризм и рационализм.
Эмпиризм источником познания
считает опыт. Представители: Бэкон,
Локк, Беркли. Рационализм источником
познания считает разум. Представители:
Декарт, Лейбниц, Спиноза. Высшая
задача познания - завоевание природы.
Наука и философия должны увеличивать
власть людей над природой. Бэкону
принадлежит знаменитый афоризм
<Знание - сила>. Бэкон выделяет 2
вида опытов : - плодоносные, которые
приносят непосредственную пользу
- светоносные, которые раскрывают
законы. Достижению истины мешают
предрассудки сознания. ( идолы) : 1) идолы
пещеры - индивидуальные особенности
людей , мешающие познанию. 2) Идолы
театра - вера в авторитеты, которые
мешают познавать мир без предубеждения
3) Идолы площади - многозначность
языка. 4) Идолы рода - коренятся в
самой человеческой сущности. Ч-к
пытается объяснить все по аналогии с
собой, переносит на природу понятие цели.
Большое значение Бэкон придает индукции.
Индукция лежит в основе эксперимента.
Знания, получаемые в процессе индукции
носят вероятностный характер. Бэкон разработал
классификацию наук. В ее основе 3 главные
особенности чел души: 1) память - естественная
и гражданская история 2) воображение -
поэзия 3) разум - философия Под философией
Бэкон понимал все рациональное опытное
знание. В узком смысле слова философия
- наука о методе познания.
21. Фил. Декарта.
Декарт известен как естествоиспытатель,
создатель алгебры и аналитической
геометрии, основоположник физиологии
и философии. Единство наук связано
с философией. Философия выступает
как корень, от которого отходят
все науки. Всякое познание начинается
с сомнения. В своей философии
Декарт выразил в афоризме - <Я
мыслю, следовательно я существую>.
Декарт выделяет объект и субъект
познания. Существование субъекта познания
очевидно и несомненно. А совпадает
ли представление об объекте с
самим объектом. Критерий истины в
разуме. Истиной признается то, что
не подлежит сомнению. Истиной достоверного
знания может быть только разум. Достоверные
знания чел может получить с помощью
индукции и дедукции. Индукция дает
знания непосредственно , без всяких
логических доказательств, а дедукция
выявляет содержательность этого знания,
обосновывает его. Дедукция - это рассуждение
от общего к частному. Индукция - наоборот.
Познавательное действие состоит из
3 классов идей: - в результате чувственных
контактов с вещами - возникающих
на основе первых идей, обобщений опыта
- врожденные идеи, присущие изначально
- условие всеобщего и необходимого
знания ( идея бога, числа, фигуры) Декарт
признает существования бога, который
сотворил 2 субстанции : материальную и
духовную. Атрибут духовной субстанции
- мышление, материальной - протяжение.
22. Фил. эпохи Просвещения:
сущность и особенности.
18в. в истории мысли
наз-ют эпохой просвещения. Научные
знания, ранее бывшие достоянием
узкого круга ученых, теперь распространяются
вширь, став предметом обсуждения
литераторов, популярно излагавших
последние достижения науки и
философии. Уверенность в мощи
чел разума, в его безграничных
возможностях, в прогрессе наук,
создающим условия для экономического
и социального благоденствия
- вот пафос эпохи Просвещения.
При этом просветители апеллируют
не просто к разуму - ведь разум
лозунг и метафизиков - а к
разуму научному, который опирается
на опыт и свободен не только
от религиозных предрассудков,
но и от метафизических сверх
опытных <гипотез>. Чел в философии
18века предстает , с одной стороны,
как отдельный индивид, действующий
в соответствии со своими частными
интересами. С другой стороны,
человек - носитель разума и
справедливости. Столкновение эгоистического
индивида и <человека вообще>
составляют основу коллизии и
в литературе 18в. Просвещение
представляет собой далеко не
однородное явление : оно имеет
свои особенности в Англии, Франции,
Германии и России. Просвещения
был исторически обусловлен тем,
что оно выражало умонастроение
поднимающейся и крепнущей буржуазии.
Жизнь буржуа была направлена
на мирское наслаждение и мирские
интересы, на земной мир. Это
имело антитеологический и антиметафизический
характер. Метафизика практически
потеряла всякое доверие. В
Англии : Дж Локк, Дж. Толанд, А. Коллинз
, Т. Рид, А. Смит. Во Франции
: Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах.
Вершиной развития философии
нового времени - это немецкая
классическая философия. Она представлена
именами Канта, Гегеля, Фейербаха
и др. В это время Германия
была экономически и политически
отсталой страной. Немецкая буржуазия
была не способна выступить
против феодальных порядков. Поэтому
общественно-политические вопросы
решались в форме абстрактных
теоретических систем. В рамках
немецкой философии были выработаны
проблемы диалектики и теории
познания.
23. Фил. Канта.
Родоначальником немецкой классической
философии выступил Кант ( 17241804). В
его философии выделяют 2 этапа: до
критический и критический. До критический
этап - развитие стихийного материализма.
Кант занимается вопросами природы.
Выдвигает космогоническую гипотезу
возникновения солнечной системы
из диффузной пылевой материи. Критический
этап начинается с 1770 года. Кант выделяет
2 ствола познания - чувственность и
рассудок. Он преодолевает крайности
эмпиризма и рационализма. Сегодня
утверждают, что Кант осуществил коперниканский
переворот в теории познания. Он
рассмотрел процесс познания, как
активный. Субъект активен в познании
и в своем мышлении, творит мир.
Кант выделяет 2 понятия: - вещь в себе
- мир, существующий независимо от нас;
- вещь для нас - это то, что мы знаем
об этом мире. Вещь для нас является
стороной вещи в себе. Материалисты
обвинили Канта в агностицизме. Идеалисты
критиковали Канта за допущение
вещи в себе. По сути дела Кант показал
в своих понятиях этапы и относительность
познания и вопросы практического
разума (то что человек должен делать).
Отношение к миру: 1) Что я могу
знать? 2) На что я могу надеяться?
3) Что я должен делать? Человек - единство
природного и духовного. Он действует
в соответствии со своим разумом,
как моральное существо, исходя из
категорического морального закона,
суть кот. в следующем: поступай так,
чтобы максима (изречение) твоей
воли могла стать основой всеобщего
законодательства ( поступай с другими
так, как бы ты хотел, чтобы поступали
с тобой). Гос-во должно обеспечивать
свободу каждого человека. Такое
достижимо только в правовом гос-ве.
В гос-ве должно сущ-ть разделение властей.
Кант проповедует идею вечного мира между
народами и отказ от насилия в решении
любых вопросов.
24. Идеализм и диалектика
Гегеля.
Гегель (1770-1837) создает диалектику
как систему, формулирует законы
и категории диалектики. Мировое
развитие по Гегелю - развитие абсолютной
идеи (духа). Идея первична. Абсолютная
идея порождает природу, а индивидуальное
и общественное сознание - гос-во и
всю всемирную историю. Мировое
развитие имеет в себе внутреннюю
цель - осознать себя, свой путь. Абсолютная
идея осознает себя в религии, искусстве
и Ф. Общий вывод гегелевской
Ф.: Все разумное действительно, все
действительное разумно. Гегель считает,
что зло и несовершенство мира
преодолевается с помощью разума.
Это оптимистическая и реалистическая
философия. В диалектике понятий
в развитии абсолютной идеи Гегель
угадал диалектику внешнего мира, сформулировал
основные законы развития на идеалистической
основе. В Ф. Гегеля имеется неразрешимое
противоречие между его диалектическим
методом, кот требует постоянного
разв-я и его идеалист-й системы,
кот требует завершения развития.
У Г. развитие Ф. заканчивается его
собственной Ф., а разв-е общ-ва
- прусской монархией.
25. Сущность и исторические
судьбы марксизма как философской
системы.
Маркс обратился к низам
общ-ва, кот должны освободить себя
и весь мир от частной собственности.
Центр-й идеей марксизма явл. материалистическое
понимание истории: люди сами творят
историю, но при обстоятельствах, от
них не зависящих, люди - актеры и
авторы собственной драмы. Не сознание
людей опр их бытие, а бытие
опр. сознание. Развитие общ-ва есть естественный
ист. процесс. Общ-е пр-во - пр-во мат
и дух ценностей. Пр-во выступает
определяющим. Марксизм не отрицает роль
идей, роль духовного. Маркс сформулировал
краеугольные положения учения о
коммунизме. Коммунизм кладет конец
предыстории человечества и открывает
его подлинную историю, которая
свободна от антагонизмов м/у людьми
и природой. Коммунизм уничтожает
отчуждение ч-ка от об-ва. Богатство
Коммунистического об-ва - свободное
время. Абсолютизация марксистской
теории , не учит опыта истор. развития,
привели в 20в к существованию
тоталитарного об-ва. Это нельзя
ставить в вину Марксу. М различал
соц-фил и соц-полит стороны
своего учения. Соц-полит теория, писал
М, будет зависеть от характера эволюции
европейского капитализма, от соц расслоения
европейского общ-ва. <Открытое общ-во
и его враги>. К.Поппер. В этой
книге Поппер рассм. идейные истоки
тоталитарного общ-ва, кот уходят
в историю (конфуцианство, Платон и
тд)
26. Фил. взгляды Ницше.
Ницше (1844-1900) - нем философ,
поэт. Язык его Ф - язык символов. Ницше
- Ф оболганный, табуированный (запрещенный),
обремененный на существование между
спецхраном и черным рынком. Многие
сегодня считают Ницше предшественником
фашизма. Томас Манн: <Не фашизм - создание
Ницше, а Ницше - создание фаш-ма>. Ницше
предвидел создание фаш-ма, наступление
тоталитарного общ-ва и критиковал
такую демокр-ю, кот может привести
к фаш-му. Плохую услугу восприятию
Ф Ницше оказала его сестра,
кот руководила архивом (Н) после
его смерти. В 1934 г архив (Н) посещает
Гитлер и беседует с его 90-летней
сестрой. Это оказало еще большее
влияние на отождествление Ф (Н) и
фаш-ма. А Гитлер стал восприниматься
как <сверхчеловек Ницше>. Основные
идеи нацистской идеологии - пангерманизм,
антисемитизм и славянофобия. (Н) рассматривал
след. аспекты европейской культуры:
дионисийский и аполлоновский. Дионис
- бог войны и виноделия в
Др.Греции. Дионисийское начало сравнивается
с опьянением, кот пробуждает душу,
когда человек сливается с
природой и близок к глубинам истокам
жизни. Аполлон - греческий бог света,
солнца, гармонии, искусства. Аполлон -
эстетическое и этическое божество.
Суть аполлоновского начала - познай самого
себя и сторонись чрезмерного. Культура
должна быть гармоническим сочетанием
этих двух начал. (Н) считает, что европейская
культура не смогла осуществить этот
идеал. Жизнь (Н) понимает, как всякое
движение, становление. Всякому живому
присуща тяга к самоутверждению,
подчинению себе чужой воли. Основа
всего сущего - воля к власти. Она
утверждает власть сильных над слабыми.
(Н) выступает против уравнительности
всех. (Н) пытается переоценивать ценности,
особенно христианские. Мораль и идеология
христианства - мораль рабов. Был 1 только
христианин, и он умер на кресте. Ницше
раскрывает противоречие между учением
Иисуса и христианской церковью. Церковь
- это единство тварей и творца. Сверхчеловек
(Н) - саморазрушение твари в человеке
ради созидания творца. Человек должен
постоянно побеждать раба в себе.
(Н) считал своим антиподом Сократа.
(Н) назвал себя однажды <философом
неприятных истин>. Мы должны освободиться
от морали, чтобы жить морально.
27. Основные идеи русской
философии второй половины 19 и
нач. 20-го в. (славянофилы, западники,
Соловьев, Толстой, Достоевский,
Бердяев)
Для России 19в. и начало 20
- это век классики и в фил. и
в литературе. Русская фил. этого
времени - это фил. предупреждения, кот.
не услышали. У истоков русской
фил. 19 века стоит Чаадаев. Чаадаев
написал серию фил. писем. После
публикации 1-ого письма, он был объявлен
сумасшедшим, редактор сослан в Сибирь.
Это был открытый протест против
самодержавия и крепостничества. Ч.
рассматривает каким путем должна
идти Россия: путем Запада или своим
путем. Идеи Ч. развивали и западники
и славянофилы. - Киреевский, Самарин,
братья Аксаковы. Они обосновывали
самобытный путь развития Росс. В основе
прогресса должны лежать православные,
которые должны являться основой мировоззрения.
Общине, которая гармонизирует личный
и общественный интерес и монархия, которая
оберегает об-во от революций. Славянофилы
видели и вскрывали противоречия м/у властью
и об-ам, м/у народом и дворянством. Западники
- Герцен, Гроновский, Боткин, Тургенев.
Осн. идеи: Росс. С петровских времен необратима
привязан к западу и должна идти по капиталистическому
пути. Западники высоко оценивают фил.
Гегеля, ориентируются на развитие науки,
естествознание. В 60-70гг. представителями
славянофильской традиции выступили:
Аполлон-Григорьев, Достоевский, Страхов.
Идеи: почва - глубины народной жизни, из
которых выводится самобытный путь Росс.
Достоевский - столько же философ, сколько
и писатель. Диалектика его идей воплощается
в столкновении героев его произведений.
Он рассматривает антропологические проблемы
и пр-мы оправдания бога. Человек - это
противоречие темных и светлых сторон,
сознательного и бессознательного. Ч-к
иногда не умеет исп дарованную ему свободу
и тогда в ч-ке торжествуют темные силы.
Часто к истине ч-к приходит ч-з страдания,
преступления и наказания. Ч-к не может
прожить без бога. Потеря веры в бога иногда
превращ-ся в человека-божество. Достоевский
большую роль отдавал христианству. Он
ценил красоту, но считал, что красоту
надо защищать. Достоевский делит ист-ю
человечества на 3 части: патриархальность,
цивилизация, христианство. Соц-зм Достоевский
оценивал лишь как путь внешнего устроения
человечества. Главное же - нравственное
самоусовершенствование. Толстой (1828-1910)
пережил духовный кризис и пришел к религиозному
пониманию жизни. Он отлучен от церкви,
т.к. он отвергает церковное истолкование
истин Иисуса. Идеи Толстого - панморализм
(чистая тирания морали), в личности должно
подавляться все, а главенствовать только
моральное сознание. Идеи панморализма
Толстой проводит в воспитании и в семейной
жизни. (Т) противопоставлял добро и красоту.
Искусство, особенно музыка, обладает
роковой силой, несовместимой с добротой.
(Т) раскрывает основную проблему современности,
проблему всей культуры.
28. Русский марксизм и
эволюция философии в послереволюционной
России
Плеханов (1856-1918) в своих
трудах развивал историю Ф, гносеологические
и социологические аспекты материального
понимания истории. Ленин (18701924) считал,
что марксизм состоит из 3 частей:
Ф, политэк-мии, соцполит теории. Особую
актуальность философские вопросы
приобретают в годы застоя. В работе
<Материализм и империализм> (Л)
рассм. вопросы теории познания, связывает
их с развитием естествознания. Но
даже в этих отдельных вопросах он
требует видеть столкновение классов,
партийных классовых интересов.
Он оценивает любую идеалистическую
и религиозную мысль как политическую
реакцию. С этого начиналась идеологизация
и политизация Ф. После смерти
(Л) произошла канонизация марксизма
и догматизация его принципов. Развитие
Ф стало уделом отдельных личностей
и съездов партии. Сталин взял на
себя право единственного и неповторимого
толкователя марксизма. Борьба против
идеализма была возведена в ранг
гос. политики.
29. Основные тенденции
зап. фил. 20в.
Классическая фил была
ориентирована на познание природу
и обва с целью их преобразования.
Она утверждала, что с помощью
науки и развития ч-ка можно достичь
идеального об-ва. Историческое развитие
поколебало веру ученых в силу ч-кого
разума в достижении об-го прогресса.
Различные фил течения по-разному
отн. к фил классике: Марксистская
фил. отстаивает рационалистическую и
гуманистическую традицию Неоклассическое
течение ставит цель развития классических
идей применительно к новым условиям.
Возникают и антиклассические подходы:
фил жизни, неопозитивизм, фрейдизм(психоанализ),
экзистенциализм. В 20 в происходит возврат
к основам мистико-религиозной
фил к оккультным наукам. (алхимия,
астрономия), возрождается интерес
к паро-нормальным явлениям (ясновидение,
телекинез, телепатия, полтергейст, НЛО),
приобретают большое влияние
и восточные религии. У истоков
стоят различные научные направления
(Римский клуб). Ученые ставят вопрос:
<Можно ли остановить гибель природы
и чел-ва и как это сделать?
Выход они видят в формировании
новых качеств ч-ка. Таких как
глобальность мышления, любовь к справедливости
и неприятие насилия. В 20в сущ
2 противоположные оценки роли науки
и техники: Сциентизм и антисциентизм.
Сциентизм преувеличивает роль науки
и техники в жизни об-ва, считает,
что с помощью науки можно
решить все проблемы. Сциентизм стал
основой создания футурологических
концепций индустриального, пост индустриального
и информационного обва. Антисциентизм
- позиции возлагающие на НТП вину
за все общественные бедствия.