Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 09:48, реферат
Фил. это мировоззренческая наука Мир-зр. Это сис-ма взглядов на мир, место в нем человека, отношение ч-ка к окружающей действительности, основные идеалы. Структура: 1) Мир-зр. Состоит из обобщения знаний (практических и научных), из сис-мы ценностей и программы поведения и действия. 2) Мир-зр. Включает познавательную интеллектуальную сторону: Миропонимание (обыденное и теоретическое). 3) Мир-зр. - это всегда диалектическое единство убеждений и сомнений. Преобладание убеждений - догматизм. Преобладание сомнений - скептицизм. 3 типа: 1) мифология 2) Религия 3) Философия.
Прерывность движения - это его дифференцированность на множество процессов.
Непрерывность движения - это взаимосвязь всех видов движения.
Покой есть момент движения. Он относителен. Невозможен по отношению ко всем формам движения одновременно.
Абсолютность движения означает:
1. Движение - способ существования материи, без которой она не существует.
2. Оно неотвратимо и неуничтожимо, как и материя.
3. Движение определяет
характер изменения матер.
Два типа движения:
движение, связанное с сохранением устойчивости предмета, его качеств. движение, связанное с изменением качества.
Такой тип движения называется "развитие".
Выделяют след. формы движения:
1. Механическое.
2. Физическое (движение молекул, внутриатомное и внутриядерное)
3. Химическое (движение атомов)
4. Биологическое (обмен в-в между организмом и средой)
5. Социальное (развитие общественных
отнош. в рез-те практ.
Взаимосвязь форм движения материи: - предыдущая форма обуславливает явление последней, более высшей, но не сводится к ней.
Два направления:
1. Редукционизм - сведения сложных форм движ. к простым.
2. Антиредукционизм - неучитывание связи между формами движения.
39. Пространство и время
как формы существование
Пространство - это взаимное
расположение материальных объектов,
их способность занимать объем, иметь
протяженность, их свойство иметь определенную
структуру, форму. Время - это длительность
существование процессов, продолжительность
изменения, смена состояний объектов.
Ритмичность - это всеобщее свойство
пространства и времени: - объективность
- безграничность - бесконечность - единство
прерывности и непрерывности
Особенные свойства пространства: -
трех мерность и симметричность Особенные
свойства времени: - одномерность - одно
направленность - необратимость В
истории философии существовали
две основные концепции пространства
и времени: 1) Субстанционная. Пространство
и время понимается как субстанции,
т.е. самостоятельное существование
независимо от материальных тел. Пространство
- это пустое вместилище тел, а время
как вместилище событий. Естественнонаучное
обоснование этой концепции - механическая
картина мира. 2) Реляционная. Пространство
и время понимается как особые
отношения между объектами и
процессами и вне их не существуют.
Естественнонаучное обоснование - это
теория относительности Эйнштейна.
Общая и специфическая теории
относительности Эйнштейна
40. Проблема сознания в истории фил.
Сознание изучают многие
науки: Философия, гинекология, кибернетика,
логика, медицина и т.д. Фил. пытается
обобщить все имеющиеся знания о
сознании. Дает целостное представление
о нем. Попытка решения проблемы
сознания в истории фил. сопровождалась
противопоставлением
41. Эволюция форм отражения. Сознание как высшая форма отражения.
Сознание - итог длительного
развития материальной действительности.
Развитие такого св-ва материи как
отражение. Отражение - всеобщее св- во
материи, способность матер. явлений,
процессов воспроизводить в своих
св-вах особенности др. явл. в процессе
взаимодействии с ними. Отражение
в своем развити проходит ряд
этапов: 1) Отражение в неживой
природе 2) В живой 3) На соц. уровне. Отражение
в неживой природе - мех., физ., хим.
изменения; это простое запечатление.
Бывает до психологическое и
42. Социокультурная природа сознания.
Сознание - результат выделения ч-ка из животного мира в связи с появлением и развитием и развитием трудовой деятельности. Существует трудовая теория антропогенеза, которая объясняет появление сознания, появление ч-ка. Появление ч-ка, сознания и об-ва - единый процесс. Важнейшими факторами в становлении сознания эта теория считает трудовую деятельность ч-ка, развитие мозга, развитие руки. Изготовление орудий труда считается важнейшим этапом в становлении ч-ка и сознания. Логика практической деятельности фиксируется в голове ч-ка и превращается в логику мышления. Анализ и синтез с предметами послужило основой логического анализа и синтеза. Способность к изготовлению орудий труда привела к возникновению понятийного мышления, к речевому общению. Филогенез - происхождение ч-кого рода. Онтогенез это индивидуальное развитие ч-ка. В онтогенезе сжато повторяются этапы филогенеза. В онтогенезе сознание не наследуется, а формируется. И если в период, благоприятный для формирования речи и мышления ребенок изолированный от людей, сознание не формируется. Доп. сведения о происхождении сознания дает детская психология. Способность мыслить у ребенка формируется постепенно и поэтапно, в процессе взаимодействия с окр. предметами. В начале освоение мира идет с помощью органов чувств а затем через речь в процессе обучения и общения с другими людьми.
43.Основные истор. формы диалектики.
Виды диалектики. В совр.
понимании диалектика - это теория
и метод познания действительности,
учение о единстве мира и всеобщих
законах развития природы, общества
и мира. Понятие диалектики родилось
в античной культуре и означало <вести
беседу>. Сократ рассматривал диалектику
как искусство обнаружения
44. Принципы диалектики и их сущность.
Основные принципы диалектики:
1) Принцип универсальной
45. З-н перехода кол-веных и качественных изменений.
Мир многообразен. Это мн-во
предметов с различными св-вами.
Св-во - сторона предмета, обуславливающая
его сходство и различие с др.
предметами, проявл-щаясся во взаимодействии
с ними. Св-ва вещей объективны. Специфические
св-ва вещей - признаки. Неотъемлемые -
атрибут. Кач-во - внутренняя определенность
предмета, проявляющаяся в целостной
харак-ке его существенных св-в при
взаимодействии его с др, предметами.
При утрате кач-ной определенности
предмет перестает быть самим
собой. Кол-во - философская категория,
выражающая такую определенность пр-та,
кот. характеризует его с т-ки
зрения числа, величины, объема, темпа
протекания процессов. Кво - кач-во в
его пространственно-временном
46. З-н единства и борьбы противоположностей.
Этот з-н наз. ядром диалектики: он объясняет источник развития, движущие силы развития. В основе всякого саморазвития лежит единство и борьба противоположностей. Этот з-н раскрывается через след. категории: - Тождества - Различие - Противоположность - Противоречие - Единство и борьба Тождество - это равенство явления самому себе, момент устойчивости явлений. Различие - это момент изменчивости явлений. Тождество и различие диалектические хар-ки любого изменяющегося предмета. Диалектические противоположности - такие стороны, тенденции целостного изменяющегося предмета, процесса, кот. одновременно исключает и взаимно предполагают друг друга. Диалектическое противоречие - сложное взаимоотношение м/у противоположностями. Диалектические противоречия не лежат на поверхности явлений, а связаны с глубинной сутью предмета. Ступени развития и разрешения противоречия: 1) Тождество 2) Несущественное различие 3) Существенное различие. 4) Конфликт. 5) Неизбежное разрешение противоречий и возникновение новых противоположностей. Противоречие не сущ. как пара замкнутых противоположностей, а рассматривается в контексте различных взаимосвязей. Они присущи всем предметам и явлениям и определяют их бытие от возникновения до уничтожения. Единство противоположностей условно, временно, относительно преходяще, борьба абсолютна. Новое возникает в результате борьбы. Противоречия бывают внутренние и внешние, основные и не основные, в обществе антагонистические и неантагонистические. Антагонистические противоречия - противоречия м/у соц. группами с непримиримыми интересами.