Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 21:07, контрольная работа
Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка означает «любовь к мудрости». Впервые этот термин использовал древнегреческий ученый Пифагор (около 580-500 гг. до н.э.). Однако это не означает, что философия чисто древнегреческое «изобретение». Философия возникла одновременно и на западе (среднеземноморская – греческая культура) и на востоке (Индия, Китай) в «осевой» период по определению немецкого философа ХХ в. К.Ясперса.
ГЛАВА 1. Предмет философии, понятие и содержание..…………………….3
ГЛАВА 2. Специфика философского знания и его функции в обществе…...6
ГЛАВА 3.Структура философского знания и методы философских исследований…………………………………………………………………..11
ГЛАВА 4. Генезис философии……………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………........................23
Некоторые авторы к "предфилософии" относят религию, рассматривая ее как предшественницу мифологии, другие выводят философию из зачатков науки. Так, еще Аристотель утверждал, что философия появляется на основе <<эпистемы>> - знаний, выходящих за рамки чувств, навыков и опыта. И такое утверждение небезосновательно прежде всего вот в каком отношении. Известно, что первым идеализированным объектом в истории культуры человека было число. А по мнению Платона, именно число и счет учат человека размышлять не чувственно, а рационально. В этом смысле, учитывая, что число и счет появились до философии, можно предполагать, что донаучные, эмпирические знания в области исчисления, здоровья человека, природных свойств предметов явились не только зачатками науки, но и теоретическими предпосылками возникновения философии.
По мере совершенствования понятийного мышления происходит и рационализация мифа, в нем все дальше друг от друга "отходят" знания, основанные, с одной стороны, на опыте, с другой - на вере в сверхъестественное. В результате из мифологии выделяются и обретают статус самостоятельных две системы знаний. Та часть мифологии, которая рассматривала проблемы первоосновы мира, его природы, устройства, взаимосвязи с человеком, стала "праматерью" философии. А та часть мифологии, которая обращалась к проблемам постижения действительности через веру, стала основой для теологии как учения о религии. В этом качестве философия выступает как способ решения мировоззренческих проблем при помощи разума, рационального мышления, интеллекта. Однако генетическая связь мифологии, религии и философии продолжается и в функциональной связи этих систем знаний. Все они выступают как способы освоения мира как целостности, рассматривают наиболее общие проблемы происхождения и устройства мира, взаимоотношений мира и человека, роли человека и смысла его жизни, т.е. являются средствами формирования и одновременно формами мировоззрения. Нельзя исключить и будущего их синкретизма.
Мировоззрение можно определить как совокупность взглядов, оценок, принципов, лежащих в основе общих представлений о мире, месте человека в нем, жизненных позициях, программах и нормах поведения людей. Оно включает следующие основные компоненты:
а) познавательный - обобщенные знания о мире и человеке;
б) ценностно-нормативный - идеалы, ценности, убеждения, нормы, определяющие жизненную позицию человека;
в) морально-волевой - система личностных установок и ориентаций, формирующих готовность к определенному действию;
г) практический - деятельность по реализации знаний, убеждений, установок, ценностных ориентаций.
Основными уровнями мировоззрения принято считать: а) мироощущение, б) мировосприятие, в) миропредставление, г) миропонимание (теоретический уровень).
В каждом конкретном обществе существуют различные формы мировоззрения, но ведущей является та из них, которая дает обществу наиболее значимые для него нормы, идеалы, ценности, стандарты поведения, обеспечивая тем самым духовные основы жизнедеятельности людей. Ведущими формами мировоззрения являются7
Мифологическое - основано на мифе, в котором обозначены закономерности, образцы поведения, правила, соответствующие сакральному порядку. Все происходящие события осмысливаются через сакральное, последнее же подкрепляется табу, обычаем или ритуалом. Мифологическое мировоззрение нацелено на защиту сообщества людей от внутренних и внешних угроз. Включает множество запретов, предписаний, табу для типичных ситуаций. Предполагает принцип единства мира и включенность человека в это единство.
В основе религиозного мировоззрения лежит принцип служения трансцендентному началу - божеству, поддержание установленного им порядка, зафиксированного в заповедях, догматах, религиозных добродетелях. Основные характеристики мира выводятся из воли Бога. Основными религиозными добродетелями считаются смирение, послушание, служение, богобоязненность, богопочитание. Главные пороки человека - гордыня, проявление индивидуализма. В религиозном взгляде на мир формируются зачатки нетерпимости к иным мировоззрениям. Выражается она, с одной стороны, в стремлении обратить всех в свою "истинную" веру, с другой - в агрессивной защите последней (и своего мировоззрения) от экспансии "неистинной" веры.
Идеологическое мировоззрение основывается прежде всего на политических интересах; противостоянии другим взглядам на мир; стремлении добиться победы над идеологическим противником. В основе выбора образа действия, поступка и его оценки часто лежит партийность как требование какого-либо политического сообщества, нередко воинственность. Вместе с тем для этого мировоззрения характерен рост внимания к научным знаниям. Религиозное служение замещается концепцией экономического роста.
Философское
мировоззрение формируется
Из этого вовсе не следует, что мироощущение ущербно, неполноценно. Наоборот, мироощущение богаче миропонимания именно своей чувственностью, непосредственностью. Ведь не случайно нас трогает наивность и непосредственность детей. Более того, мы даже подчас утверждаем, что "устами младенца глаголит истина". Почему? Да потому, что дети видят мир ничем не опосредованно, непосредственно, а потому не врут, воспринимают мир таким, каков он им дан. Да, вопросы детей наивны, они многого не знают и не умеют (как хорошего, так и плохого). Они верят в существование Бабы-Яги, Кощея Бессмертного, Василисы Премудрой и Ивана-царевича, сострадают, переживают, ощущают мир так, как взрослому уже не дано. Но именно через мироощущение и на основе мироощущения воспитываются честность, порядочность, доброта, формируется мировоззрение.
Во-вторых, философия - "субстанциональная" система знаний. Это означает, что она объясняет мир и человека не только генетически, т.е. через происхождение, через определение того, что есть причина и следствие (или кто кого породил, что принципиально важно для мифологии и религии), но и через субстанцию - единое начало, первоначало, первооснову.
В-третьих, философия - это "процессуальное" знание, знание-процесс, постоянно меняющееся, уточняющееся, рождающееся в столкновении различных точек зрения, не имеющее своей завершенности, конечности. Как справедливо отмечает В.В. Миронов, "не овладение истиной, а поиск ее - вот цель философии" 8.
В-четвертых, философские знания основываются на сомнении, критическом отношении к очевидным и устоявшимся знаниям, событиям, фактам, на переосмыслении предыдущих знаний. "Познай самого себя", "Подвергай все сомнению", "Ниспровергай авторитеты" - вот лозунги философского знания.
Философия
как самостоятельная система
знаний появляется примерно в одно
время (VI-V вв. до н.э.) у разных народов
и в разных странах - в Индии, Китае,
Египте, Греции, Персии, Вавилоне. Первоначально
философские системы разных стран
существенно отличались друг от друга.
Так, восточная философия рассматривала
преимущественно гуманистические проблемы;
египетская философия большое внимание
уделяла исследованию здоровья; греческая
- поиску первоначала и проблемам познания.
Постепенно проблематика философии унифицировалась,
что, разумеется, не влекло за собой единство
взглядов на одни и те же проблемы, но позволило
очертить объект и предмет этой системы
знаний, ее предметное поле.
Cписок
использованной литературы
2.Юридическая
литература
1. Данильян О.Г. Философия. Учебник - М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 416 с. - (Российское юридическое образование).
2.
Диоген Лаэртский. О жизни,
учениях и изречениях
3. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В. Философия.- М., 1999. С. 122.
4. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). - М.: Аванта+, 2000.
5. Крюков В.В. Философия: Учебник для студентов технических ВУЗов.-Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006.
6.
Розов Н.С. Ценности в проблемном мире:
философия основания и социальные приложения
конструктивной аксиологии. Новосибирск,
1998. С. 16-29.