Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:59, курс лекций
Основные типы истолкования сущности философии. Понятия мироотношения и мировоззрения. Мировоззрение и общекультурная картина мира. Мировоззрение и философия. Социально-исторические детерминанты возникновения философии. Смысл и назначение философии в мире культуры. Философия как основание четырех различных сфер человеческих интересов; науки, поэзии, религии, логики. Философия и мифология. Философия и религия. Философия и искусство. Философия и наука. Философия и политика.
Основные принципы и законы диалектики. единство объективной и субъективной диалектики. Сущность категории диалектики. Категориальный аппарат диалектики. Диалектика как логика и методология научно-познавательной и практической преобразовательной деятельности человека
1.Диалектика выполняет методологическую роль для всех наук.
С вводом диалектики в философию материализм стал диалектическим, а диалектика материалистической. Диалектика и природа естествознания существуют в нерасторжи¬мом единстве. Материалистическая диалек¬тика поставила по-новому проблему позна¬ния.
Диалектика—учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и сво¬бодном от одно¬сторонности виде, об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи.
Материалистическая диалектика выступает как наука о всеобщей связи и развитии и как всеобщий метод познания и преобразования мира (мета метод). Предметом диа¬лектики являются различные виды связей и все¬общие законы развития природы, обще¬ства и мышления.
В окружающем мире всё
взаимодействует. Эта связь всего
со всем—главный предмет диалектики.
В результате взаимодействия материя
прояв¬ляет свою сущность (так же и
человек формируется в
В мире существует всеобщее взаимодействие, которое следует из об¬щественной прак¬тики людей. Человек различает не только вещи, но и их длительность, форму и объём (пространственные характеристики связи), замечает изменения, развитие и движение связей, т. е. связь—способ существования материи.
Связь—взаимодействие, взаимообусловленность, неуничтожимость ма¬терии, переход вещей. Если связь—взаимодействия, то её можно рас¬сматривать на основе пяти форм движения материи: механические, хи¬мические, биологические, физические, социаль¬ные; по формам бытия: пространственные связи, временные; по степени общности: общие и ча¬стные; по времени: постоянные и временные. Каждая наука исследует кон¬кретную форму связей. Материалистическая диалектика исследует природу универ¬сальных связей, присущих всему объективному миру и сознанию людей.
Внутренние связи и внешние, существенные и несущественные, прямые и косвенные, случайные и закономерные.
Мы рассматриваем диалектику
как науку о связях. Но вещи в
природе ещё находятся в
Развитие—не простое изменение, а высший этап движения материи и сознания. Поня¬тие развития шире понятия прогресса, который лишь мо¬мент развития, осуществляе¬мый на конкретном этапе. Развитие проти¬воречиво, оно ведёт к старому на новой ос¬нове, отклоняется.
В развитии в основном
преобладают прогрессивные
Различия:
Метафизическая—развитие—рост или уменьшение, т. е. как простое по¬вторение, а диалектическая—развитие как единство противоположно¬стей, раздвоение единого.
При первой концепции остаётся в тени источник развития—во внешних силах, двига¬тельная сила, во второй—самодвижение.
Пример метафизической теории—теория преформизма, а именно: живой организм складывается в зародыше, а потом идёт рост.
Вторая концепция—отвечает требованиям науки и научной методики по¬знания; разви¬тие—закономерный процесс перехода от простого к слож¬ному, от низшего к высшему.
Метафизика рассматривает предметы и явления как застывшие, лишён¬ные внутренних противоречий, с точки зрения количественного роста. Диалектическая концепция даёт ключ к пониманию самодвижения.
Метафизика:
1) Неспособна вскрыть источник развития.
2) Отвергает развитие как появление нового, абсолютизирует количест¬венное разви¬тие.
3) Существует связь с идеализмом.
4) Основа механистического материализма.
Диалектика:
1) Рассматривает развитие как взаимопревращение различных форм движения мате¬рии.
2) Понимает развитие как единство прерывностей и непрерывностей ко¬личественных и качественных изменений.
3) Закрепляет это понимание в специальном законе взаимного перехода количествен¬ных и качественных изменений.
4) Рассматривает развитие как единство тенденций поступательности и преемствен¬ности, что отражается в законе отрицания отрицания.
5) Видит причину развития в противоречиях, выраженных в законе единства и борьбы противоположностей.
Отступление от принципов
диалектики ведёт к догматизму, т.
е. отстаи¬ванию устарев¬ших положений,
авантюре или пассивному выжиданию,
ложному формализму. Наруше¬ние требований диалектики
ведёт и к эк¬лектике—
Диалектика противоположна
и софистике—ложно построенному
умозак¬лючению. В со¬фистике прослеживаются
приводы двусмысленных дово¬
Ещё одна альтернатива диалектики схоластика—с др. греч. ”схоластос” —школа, место учения.
Требования диалектики:
1) Объективность подхода.
2) Всеобщность анализа (всесторонность).
3) Соблюдение принципов всеобщей связи и развития.
4) Конкретность (историчность) анализа.
Принципы диалектической логики:
1) Конкретность анализа.
2) Предмет надо брать в развитии и изменении.
3) Человеческая практика должна уходить в определение истины.
4) Истина конкретна, а не абстрактна.
II.Объективная— диалектика
материальной действительности, она
существует независимо от челов
Субъективная—отражённая в мышлении и познании объективная диа¬лектика, она вто¬рична по отношению к объективной.
Известны и другие формы диалектики:
1. Стихийная бездоказательная диалектика древних греков (Гераклит).
2. Диалектика материалистов эпохи Возрождения (Бруно, Кузанский).
3. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии (Кант, Гегель).
4. Диалектика русских революционных демократов (Белинский, Герцен, Чернышев¬ский).
5. Материалистическая диалектика —и теория познания, и логика, т. к. одни и те же диалектические законы действуют как во внешнем мире, так и в мышлении чело¬века, но это совпадение относительно.
IV.Диалектика объективируется
в мире с помощью своих
Закон—общая, необходимая, внутренняя, существенная, повторяющаяся связь явле¬ний и вещей. Сущность и явления взаимосвязаны. Сущность детерминирует явление. Понятие закона—одна из ступеней познания человеком единства и связей, зависимо¬стей и ценностей мирового процесса. Какими связями проявляется закон:
1) Закон выражает существующие связи и отношения между предметами и их свойст¬вами, вытекающими из их сущности.
2) Закон выражает не только существующие, но и необходимые связи (это означает неизбежность его проявления при определённых условиях).
3) Закон выражает такие отношения, которые имеют общий характер (закон является формой всеобщности в природе, т. е. закон отражает то общее, что присуще группе предметов).
4) Закон—устойчивые повторяющиеся связи и отношения предметов.
Понятие закона отличается от понятия закономерности. Закон означает выраженную определённую связь, а закономерность многие связи (совокупность законов, дейст¬вующих в одной области мира). Различают законы развития, функционирования, строения. Живым организмам присущи законы развития. Законы функционирования—физиология. Законы строения—анатомия. Различают динамические и статистические законы. Динамические—выражают такую форму причинной связи, при которой по на¬чальным данным можно определить последнее состояние объекта. Статистические—выражают необходимость случайных связей (среднее состояние множества величин). Законы по сфере их действия: частные, общие и всеобщие. Частные—выражают связи и отношения между конкретными явлениями и свойствами. Общие—проявляются в бо¬лее широких, но ограниченных сферах, например, в природе—естественные законы. Всеобщие—законы диалектики.
Законы по длительности действия: вечные (диалектики), долговечные, недолговечные (законы развития общественных формаций). Законы диалектики отражают всеобщие связи, присущие всем областям мира:
1) Закон перехода количественного изменения в качественное и обратно—отвечает на вопрос, как происходит процесс развития, он как бы раскрывает технологию разви¬тия.
2) Закон единства и борьбы противоположностей—раскрывает источник развития яв¬лений.
3) Закон отрицания-отрицания —отвечает на вопрос, в каком направлении соверша¬ется развитие (показывает вектор развития).
Диалектические законы имеют объективный характер—1) Отражает явления и про¬цессы, происходящие независимо от человека и не относящиеся к нему. 2) Законы дей¬ствуют до того, как их познают. 3) Эти законы человек не может отменить или изменить, они развиваются самостоятельно.
Различные трактовки в понимании законов:
1) Объективные идеалисты считают, что законы мира творятся сверхъестественной силой.
2) Субъективные идеалисты считают, что законы творятся разумом и вносятся в при¬роду.
Диалектика проявляется не только с помощью законов, но и с помощью категорий (са¬мостоятельно).
V.Качество—то, что
характеризует данный предмет
как таковой, единство его су¬
Качественные особенности предметов не лежат на поверхности, они раскрываются в свойствах. Свойство—способ проявления качества предмета по отношению к другим предметам, с которыми он взаимодействует, т. е. свойство—форма проявления каче¬ства, но свойство характеризует не всю вещь, а лишь отдельные стороны, кроме того, бывают существенные и несущественные свойства, от которых изменяется сущность предмета. Существенными считаются такие свойства, от потери или приобретения ко¬торых предмет имеет своё качество. Вещи различаются не только в качественном, но и в количественном отношении.
Количество—такая
Мера—качественное количество, органическое единство качества и количества какого-либо предмета. Сущность закона состоит в том, что в начале незначительные количе¬ственные изменения, постепенно накапливаясь на определённом этапе, нарушают меру предмета, т. е. процесса, что приводит к изменениям качества; изменение каче¬ства предмета вызывает изменение количества и т. д. Закон имеет всеобщий характер. Мировоззренческое значение—1) Он объясняет усложнение качественного многообра¬зия в процессе развития, 2) указывает на источник диалектической связи количества и качества, 3) отмечает единство прерывности и непрерывности развития, движения, 4) отвечает на вопрос, как происходит развитие, как изучить объект с разных сторон, учесть диалектику.
VI.Считается главным законом диалектики, т. к.:
1) Единство и борьба противоположностей определяет качественную характеристику предметов и явлений.
2) Он выступает конечной причиной их возникновения и развития.
3) Выявляет источник развития.
Закон называется так, всецело включая в себя теоретические противоречия, которые борются. Сначала противоречивые стороны существуют вместе, а затем борются. Борьба одного начала с другим—источник следующего этапа развития.
29-лекция
Эпистемология
Специфика познавательного отношения человека к миру. Доопытное знание. Знание и познание. Знание и вера. Структура знания. Чувственное и рациональное познание. Понятие как форма рационального познания Познание и творчество. Творчество и интуиция. Объяснение и понимание Истина. Истина и заблуждение. Теория истины.
Специфика научного познания. Архитектоника научного знания. Динамика научного знания. Знание- власть. Проблема контаминации знания и власти.
1.Проблема познаваемости мира—суть основного вопроса философии.
Философские школы, которые отрицают познаваемость мира, относятся к агностицизму: