Философия, её предмет и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:59, курс лекций

Описание работы

Основные типы истолкования сущности философии. Понятия мироотношения и мировоззрения. Мировоззрение и общекультурная картина мира. Мировоззрение и философия. Социально-исторические детерминанты возникновения философии. Смысл и назначение философии в мире культуры. Философия как основание четырех различных сфер человеческих интересов; науки, поэзии, религии, логики. Философия и мифология. Философия и религия. Философия и искусство. Философия и наука. Философия и политика.

Работа содержит 1 файл

Т. А. Сулейменов Курс лекции по философии Шымкент-2010 г. 1-лекц.doc

— 788.00 Кб (Скачать)

Основные принципы и законы диалектики. единство объективной и субъективной диалектики. Сущность категории диалектики. Категориальный аппарат диалектики. Диалектика как логика и методология  научно-познавательной  и  практической   преобразовательной  деятельности человека

1.Диалектика выполняет методологическую роль для всех наук.

С вводом диалектики в  философию материализм стал диалектическим, а диалектика материалистической. Диалектика и природа естествознания существуют в нерасторжи¬мом единстве. Материалистическая диалек¬тика поставила по-новому проблему позна¬ния.

Диалектика—учение о  развитии в его наиболее полном, глубоком и сво¬бодном от одно¬сторонности виде, об относительности человеческого  знания, дающего нам отражение  вечно развивающейся материи.

Материалистическая диалектика выступает как наука о всеобщей связи и развитии и как всеобщий метод познания и преобразования мира (мета метод). Предметом диа¬лектики являются различные виды связей и все¬общие законы развития природы, обще¬ства и мышления.

В окружающем мире всё  взаимодействует. Эта связь всего  со всем—главный предмет диалектики. В результате взаимодействия материя  прояв¬ляет свою сущность (так же и  человек формируется в обществе).

В мире существует всеобщее взаимодействие, которое следует  из об¬щественной прак¬тики людей. Человек различает не только вещи, но и их длительность, форму и объём (пространственные характеристики связи), замечает изменения, развитие и движение связей, т. е. связь—способ существования материи.

Связь—взаимодействие, взаимообусловленность, неуничтожимость ма¬терии, переход вещей. Если связь—взаимодействия, то её можно рас¬сматривать на основе пяти форм движения материи: механические, хи¬мические, биологические, физические, социаль¬ные; по формам бытия: пространственные связи, временные; по степени общности: общие и ча¬стные; по времени: постоянные и временные. Каждая наука исследует кон¬кретную форму связей. Материалистическая диалектика исследует природу универ¬сальных связей, присущих всему объективному миру и сознанию людей.

Внутренние связи и  внешние, существенные и несущественные, прямые и косвенные, случайные и  закономерные.

Мы рассматриваем диалектику как науку о связях. Но вещи в  природе ещё находятся в развитии. Развитие вытекает из всеобщей связи  явле¬ний.

Развитие—не простое изменение, а высший этап движения материи и сознания. Поня¬тие развития шире понятия прогресса, который лишь мо¬мент развития, осуществляе¬мый на конкретном этапе. Развитие проти¬воречиво, оно ведёт к старому на новой ос¬нове, отклоняется.

В развитии в основном преобладают прогрессивные тенденции. Сущест¬вует две кон¬цепции развития: метафизическая и диалектическая.

Различия:

Метафизическая—развитие—рост  или уменьшение, т. е. как простое  по¬вторение, а диалектическая—развитие  как единство противоположно¬стей, раздвоение единого.

При первой концепции  остаётся в тени источник развития—во  внешних силах, двига¬тельная сила, во второй—самодвижение.

Пример метафизической теории—теория преформизма, а именно: живой организм складывается в зародыше, а потом идёт рост.

Вторая концепция—отвечает требованиям науки и научной  методики по¬знания; разви¬тие—закономерный процесс перехода от простого к слож¬ному, от низшего к высшему.

Метафизика рассматривает  предметы и явления как застывшие, лишён¬ные внутренних противоречий, с точки зрения количественного роста. Диалектическая концепция даёт ключ к пониманию самодвижения.

Метафизика:

1) Неспособна вскрыть источник развития.

2) Отвергает развитие как появление нового, абсолютизирует количест¬венное разви¬тие.

3) Существует связь с идеализмом.

4) Основа механистического материализма.

 

Диалектика:

1) Рассматривает развитие как взаимопревращение различных форм движения мате¬рии.

2) Понимает развитие как единство прерывностей и непрерывностей ко¬личественных  и качественных изменений.

3) Закрепляет это понимание в специальном законе взаимного перехода количествен¬ных и качественных изменений.

4) Рассматривает развитие как единство тенденций поступательности и преемствен¬ности, что отражается в законе отрицания отрицания.

5) Видит причину развития в противоречиях, выраженных в законе единства и борьбы противоположностей.

 

Отступление от принципов  диалектики ведёт к догматизму, т. е. отстаи¬ванию устарев¬ших положений, авантюре или пассивному выжиданию, ложному формализму. Наруше¬ние требований диалектики ведёт и к эк¬лектике—непоследовательность, беспринцип¬ное смешивание разнород¬ных взглядов, абсолютизация разрозненных фактов, неуме¬ние отличать главное от второстепенного, стремление притупить противоположности, сгладить противоречия.

Диалектика противоположна и софистике—ложно построенному умозак¬лючению. В со¬фистике прослеживаются приводы двусмысленных дово¬дов, экстраполяция одних сто¬рон  на другие вещи.

Ещё одна альтернатива диалектики схоластика—с др. греч. ”схоластос” —школа, место учения.

Требования диалектики:

1) Объективность подхода.

2) Всеобщность анализа (всесторонность).

3) Соблюдение принципов всеобщей связи и развития.

4) Конкретность  (историчность) анализа.

 

Принципы диалектической логики:

1) Конкретность анализа.

2) Предмет надо брать в развитии и изменении.

3) Человеческая практика должна уходить в определение истины.

4) Истина конкретна, а не абстрактна.

 

II.Объективная— диалектика  материальной действительности, она  существует независимо от человеческого сознания и лишь отра¬жается им.

Субъективная—отражённая в мышлении и познании объективная  диа¬лектика, она вто¬рична по отношению  к объективной.

Известны и другие формы диалектики:

1. Стихийная бездоказательная диалектика древних греков (Гераклит).

2. Диалектика материалистов эпохи Возрождения (Бруно, Кузанский).

3. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии (Кант, Гегель).

4. Диалектика русских революционных демократов (Белинский, Герцен, Чернышев¬ский).

5. Материалистическая диалектика —и теория познания, и логика, т. к. одни и те же диалектические законы действуют как во внешнем мире, так и в мышлении чело¬века, но это совпадение относительно.

IV.Диалектика объективируется  в мире с помощью своих законов  и категорий. 

Закон—общая, необходимая, внутренняя, существенная, повторяющаяся связь явле¬ний и вещей. Сущность и явления взаимосвязаны. Сущность детерминирует явление. Понятие закона—одна из ступеней познания человеком единства и связей, зависимо¬стей и ценностей мирового процесса. Какими связями проявляется закон:

1) Закон выражает существующие связи и отношения между предметами и их свойст¬вами, вытекающими из их сущности.

2) Закон выражает не только существующие, но и необходимые связи (это означает неизбежность его проявления при определённых условиях).

3) Закон выражает такие отношения, которые имеют общий характер (закон является формой всеобщности в природе, т. е. закон отражает то общее, что присуще группе предметов).

4) Закон—устойчивые повторяющиеся связи и отношения предметов.

Понятие закона отличается от понятия закономерности. Закон  означает выраженную определённую связь, а закономерность многие связи (совокупность законов, дейст¬вующих в одной области  мира). Различают законы развития, функционирования, строения. Живым организмам присущи законы развития. Законы функционирования—физиология. Законы строения—анатомия. Различают динамические и статистические законы. Динамические—выражают такую форму причинной связи, при которой по на¬чальным данным можно определить последнее состояние объекта. Статистические—выражают необходимость случайных связей (среднее состояние множества величин). Законы по сфере их действия: частные, общие и всеобщие. Частные—выражают связи и отношения между конкретными явлениями и свойствами. Общие—проявляются в бо¬лее широких, но ограниченных сферах, например, в природе—естественные законы. Всеобщие—законы диалектики.

Законы по длительности действия: вечные (диалектики), долговечные, недолговечные (законы развития общественных формаций). Законы диалектики отражают всеобщие связи, присущие всем областям мира:

1) Закон перехода количественного изменения в качественное и обратно—отвечает на вопрос, как происходит процесс развития, он как бы раскрывает технологию разви¬тия.

2) Закон единства и борьбы противоположностей—раскрывает источник развития яв¬лений.

3) Закон отрицания-отрицания —отвечает на вопрос, в каком направлении соверша¬ется развитие (показывает вектор развития).

Диалектические законы имеют объективный характер—1) Отражает явления и про¬цессы, происходящие независимо от человека и не относящиеся к нему. 2) Законы дей¬ствуют до того, как их познают. 3) Эти законы человек не может отменить или изменить, они развиваются самостоятельно.

Различные трактовки  в понимании законов:

1) Объективные идеалисты считают, что законы мира творятся сверхъестественной силой.

2) Субъективные идеалисты считают, что законы творятся разумом и вносятся в при¬роду.

Диалектика проявляется  не только с помощью законов, но и  с помощью категорий (са¬мостоятельно).

V.Качество—то, что  характеризует данный предмет  как таковой, единство его су¬щественных  черт и сторон, что отличает  его от других предметов.

Качественные особенности  предметов не лежат на поверхности, они раскрываются в свойствах. Свойство—способ  проявления качества предмета по отношению к другим предметам, с которыми он взаимодействует, т. е. свойство—форма проявления каче¬ства, но свойство характеризует не всю вещь, а лишь отдельные стороны, кроме того, бывают существенные и несущественные свойства, от которых изменяется сущность предмета. Существенными считаются такие свойства, от потери или приобретения ко¬торых предмет имеет своё качество. Вещи различаются не только в качественном, но и в количественном отношении.

Количество—такая определённость предмета, которая характеризует его величину, числовой состав, темпы движения и т. п. Количество и качество существуют объективно и неотделимо друг от друга и от предметов тоже, а диалектическая их взаимосвязь по¬казала новую категорию—меру.

Мера—качественное количество, органическое единство качества и количества какого-либо предмета. Сущность закона состоит в том, что в начале незначительные количе¬ственные изменения, постепенно накапливаясь на определённом этапе, нарушают меру предмета, т. е. процесса, что приводит к изменениям качества; изменение каче¬ства предмета вызывает изменение количества и т. д. Закон имеет всеобщий характер. Мировоззренческое значение—1) Он объясняет усложнение качественного многообра¬зия в процессе развития, 2) указывает на источник диалектической связи количества и качества, 3) отмечает единство прерывности и непрерывности развития, движения, 4) отвечает на вопрос, как происходит развитие, как изучить объект с разных сторон, учесть диалектику.

VI.Считается главным  законом диалектики, т. к.:

1) Единство и борьба противоположностей определяет качественную характеристику предметов и явлений.

2) Он выступает конечной причиной их возникновения и развития.

3) Выявляет источник развития.

Закон называется так, всецело  включая в себя теоретические противоречия, которые борются. Сначала противоречивые стороны существуют вместе, а затем борются. Борьба одного начала с другим—источник следующего этапа развития.

 

29-лекция

Эпистемология

 

Специфика познавательного  отношения человека к миру. Доопытное знание. Знание и познание. Знание и вера. Структура знания. Чувственное и рациональное   познание.   Понятие   как   форма   рационального   познания Познание и творчество. Творчество и интуиция. Объяснение и понимание Истина. Истина и заблуждение. Теория истины.

Специфика   научного    познания.    Архитектоника    научного   знания. Динамика научного знания. Знание- власть. Проблема контаминации знания и власти.

 

1.Проблема познаваемости мира—суть основного вопроса философии.

Философские школы, которые отрицают познаваемость мира, относятся к агностицизму:

  1. Античный агностицизм—Протогор и другие. Суть—каждое знание есть лишь мнение=>ничего нет истинного. Истина не тождественна объекту, был отрыв мира от вещей, а мысли от ощущений.
  2. Английский философ Юм—все знания из опыта, а в опыте мы имеем дело с ощущениями, но не можем выйти за их пределы=>мы познаём свои собственные ощущения. Ощущения связывают объект с субъектом.
  3. Немецкий философ Кант—противоречива. Кант в теории познания шёл не от объекта к субъекту, а наоборот. В ограниченности человеческого познания он видел нравственный смысл, иначе не было бы риска при выполнении нравственного долга. Вещь непознаваема, т. к. явления не дают нам положительных знаний, они хаотичны, как Броуновское движение. Кантовский субъект как представитель человечества оперировал априориями (?). Ум человека читает в природе то, что сам же ей приписывает. Сущность вещи не познаваема, Кант разрывает сущность и явление. Законы не объективны, а есть только связь с человеческим сознанием.
  4. Теория иероглифов Гельмгольца—исходил из Мюллеровского закона специфической энергии чувств: источником ощущений является чувственный нерв, а не материя. Любому нерву свойственен специфический вид ощущений=> различные объекты вызывают одни и те же ощущения=>ощущение—не образ и не копия предмета, а символ, знак. Символизм (по учебнику).

Информация о работе Философия, её предмет и функции