Философия, её предмет и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:59, курс лекций

Описание работы

Основные типы истолкования сущности философии. Понятия мироотношения и мировоззрения. Мировоззрение и общекультурная картина мира. Мировоззрение и философия. Социально-исторические детерминанты возникновения философии. Смысл и назначение философии в мире культуры. Философия как основание четырех различных сфер человеческих интересов; науки, поэзии, религии, логики. Философия и мифология. Философия и религия. Философия и искусство. Философия и наука. Философия и политика.

Работа содержит 1 файл

Т. А. Сулейменов Курс лекции по философии Шымкент-2010 г. 1-лекц.doc

— 788.00 Кб (Скачать)

Расширение  в к. XIX в., контактов с невропейскими культурами, выявление специфики и многообразия культурных типов привело к появлению новых моделей их осмысления.

Модернистская модель культуры во многом явилась  реакцией на классический рационализм, за пределами которой остались обыденные, житейские проблемы. Поэтому она  сделала акцент на повседневную жизнь человека. Культура стала рассматриваться как процесс переживания человеком своего бытия, а не его рационалистическое осмысление. Практическим проявлением  модернистской модели явилась массовая культура, которая, приобшив к культуре всех людей, пришла на поводу  человеческих потребностей, даже низменных. Но , в своих методологических основаниях, модернизм продолжал классическую традицию: акцент на субъект познания и возможность осмысления и систематизации культуры.

Из этого  ряда культурных моделей «выпадает»постмодернизм, так как он считает, что все попытки систематизации, обобщения, нахождения универсальных оснований культуры бесплодны. Мир не поддается преобразованию человеческим усилиям, его невозможно уместить ни в какие теоретические схемы.

Как видно, все модели культуры имеют как достоинства так и недостатки. Разнообразие мнений в объяснении феномена культуры заключаются как в различии методологических установок теорий, так и в сложности, многогранности самого понятия «культура».

Этимология  слова «культура» восходит к латинскому слову culture, что означает «возделывание почвы, культивирование». Это одно из сложных, если не самое сложное, трудно поддающееся определению, понятие. На сегодняшний день в науке существуют несколько сот определений культуры. Все эти определения являются интерпретацией культуры в зависимости от того или иного аспекта, подхода к ее рассмотрению.

Философия культуры выделяет несколько подходов к осмыслению феномена культуры.

Аксилогический

Культура рассматривается  как система ценностей, связанных с многообразием видов человеческой деятельности

Семиотический

Культура рассматривается  как система символов, знаков. В  последние годы этот подход вес чаще применяется при анализе культуры в целом и отдельных ее феноменов

Деятельностный

Культура рассматривается  как специфический способ человеческой жизнедеятельности

Структуралистский

Рассматривает социальные


 

Структуралистский подход рассматривает социальные группы как посетителей культурных ценностей, но без учета личных факторов.

Согласно  социологическому подходу культура  практикуется как социальный институт, устойчивая целостность, отличная от природы.

Широкое распространение  среди подходов культуры получил  гуманистический подход, которая  рассматривает культуру как мера развития человеческого в человеке, акцентирует внимание на совершенствовании человека как духовно-нравственного субъекта культуры.

Все эти подходы  заслуживают внимание, так как  обращают внимание на различные стороны  такого многообразного понятия как  «культура». В определенной степени, они взаимодополняют друг друга.

Культура  – это своеобразный «генотип»  общественного организма. Поэтому  она детерменированна, во-первых,  уровнем развития производства, характером экономических отношений, материальных благ. Во-вторых, культура, в немалой степени, отражает особенности общественного разделения труда и социальной структуры общества. В-третьих, культура зависит от идеологии и политики. Но, в то же время, культура относительна, самостоятельна, имеет специфические законы функционирования, и сама влияет на развитие этих факторов.

В развитии культуры отсутствуют две тенденции диалектические противоположности – консерватизм и новаторство. Консерватизм, устойчивость это традиции, обычаи, ценности и  т.п., сохраняющиеся и передающиеся от поколения к поколению. Благодаря им сохраняется преемственность в культуре и целостность в общества. Нельзя развивать культуру, не сохраняя старые духовные ценности, самобытные культуры народов. Но культура постоянно развиваются, обновляются, что говорит о ее динамизме, новаторстве . Этот тенденция – характеристика современных обществ. Они пригнаны гонкой за новизной, что дает значительные результаты. На не всякое новаторства становятся проверенной временем и оцененной последующими поколениями людей. Культура развивается, динамична, если  в ней сочетаются устойчивость и динамизм, взаимодополняя друг друга.

Одно из проблем  философия культуры является классификация  видов культуры.

Существует  самая широкая классификация, согласно которой культура делятся на материальную и духовную. Под материальной культурой понимается орудие и средство труда , относящиеся материальному производству, навыки обращения с ними , способы производственной деятельности, результаты труда. Духовная культура- совокупность знаний, форм и методов мышления, форм общественного сознания и способы деятельности по созданию духовных ценностей . Но деление на материальную и духовную культуру нельзя абсолютизировать, так как граница между ними относительно , размыта. Кроме того , это классификация не показывает многообразие типов человеческой деятельности и особенности видов культуры. Поэтому сегодня более принята  классификация культуры, исходя из видов человеческой деятельности. Согласно этой классификацией выделяется следующие виды культуры: экономическая , политическая , экологическая, религиозная, нравственная , философская , научная. Так, экономическая культура отражает характер , выбор эффективного способа материального производства и его технологию. Политическая это способ политического выбора и действия, ценности, идеалы политического переустройства общества. Нравственная культура характеризует достигнутый общественный уровень представлении о добре, зле, чести и т.п. Эстетическая это совокупность эстетических ценностей , способы их создания и потребления. Экологическая культура отображает ценности и способы деятельности, направленной на сохранение Земли. Научная культура – это способы научной деятельности, идеалы, ценности, методы, формы научного познания.

Подводя итог, можно сказать, что культура – сложный и своеобразный феномен общественной жизни, представленный и воплощенный в продуктах материального и духовного производства, в нормах, ценностях, идеалах, в социальных отношениях.

 

Понятие и сущность цивилизации

Таким же сложным  и многозначным понятием является «цивилизация» (от лат.сл. civilis-город, гражданский, государственный.). этот термин впервые был употреблен в серед.XVIII в. французскими просветителями как идеальное общество, основанное на разуме и справедливости. Впоследствии смысл этого понятия несколько видоизменился, но его единого определения до сих пор нет. В науке это понятие используется в различных смыслах. Существует понимание цивилизации как ступени общественного развития, следующей после варварства. Часто «цивилизация»рассматривается как характеристика целостности всех культур, их общечеловеческое единство. Широко распространенным является понимание цивилизации как синонима материальной культуры, то , что дает комфорт, удобство. Нередки и определения цивилизации как этапов развития общества. Но, несмотря, на эту многозначность «цивилизация» – одна из самых широко распространенных и употребляемых категорий. В научном сообществе она связывается с именем А.Тойнби, с его многотомным трудом «Исследование истории» (1934-1961 г.г.).

В понимании  происхождения и сущности цивилизации  сложились следующие подходы:

  1. локально-исторический
  2. историко-стадиальный
  3. всемирно-исторический

Сторонники  локально-исторического подхода (Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, С.Хантингтон) считают, что термин «цивилизация» не применим ко всему человечеству. Есть только отдельные самобытные цивилизации. Правдо, они расходятся пышмании причин возникновения и их количестве. Так, Н.Данилевский считал, что цивилизация-это стадия в развитии культурно-исторических типов (от этнографического состояния через государственное к цивилизационному). Он выделяет 10 локальных цивилизации. О.Шпенглер рассматривает цивилизацию как этап упадка культурно-исторических миров. В его классификации 7 локальных цивилизации. По мнению А.Тойнби, цивилизации зарождаются в результате поиска адекватных Ответов на Вызовы, которые предъявляются либо природой, либо человеческим окружением. Он выделил 2/ такую цивилизацию. Недостатком указанного подхода является отождествление культуры с цивилизацией.

Сторонники  историко-стадиального подхода (Л.Морган, К.Маркс, У.Энгельс, У.Ростоу, Р.Арон, Д.Белл, А.Тоффлер и др.)рассматривают  цивилизацию как ступень в  развитии общества. Так, марксисты вслед  за Л.Морганом выделяют в истории  человечества сведущие ступени: дикость, варварство, цивилизация. Последняя характеризуется товарным производством, общественным разделением труда, стратификацией, появлением письменности, права и государства. Но в марксизме цивилизация была отождествлена с общественно-экономической формацией. У.Ростоу выдвигает пять стадий экономического роста:

  1. традиционное, или аграрное общество;
  2. переходное общество, когда были созданы предпосылки для перехода общества на более высшею ступень развития;
  3. стадия сдвига, или «промышленная революция», характеризуется быстрым развитием ведущих отраслей промышленности;
  4. «стадия зрелости», когда бурно развивается промышленность, повышается национальный доход;
  5. «эра высокого массового потребления», когда главным в экономике становится производство товаров массового потребления и развития сферы услуг.

Более общепринятой сегодня является теория Дж.Белла, который  делит общественное развитие на три  этапа:

  1. Доиндустриальный, где преобладает «первичная» сфера экономической деятельности – сельское хозяйство. Формой социальной организацией являются церковь и армия.
  2. Индустриальный, которая характеризуется «вторичной» сферой – промышленным производством, а форма социальной организации выступает фирма, корпорация.
  3. Постиндустриальный, где выдвигается «троичная» сфера экономики, характеризующая переходом от товрно-производящей к обслуживающей экономике, в которой ведущее место наука и образование, а отсюда и формами организации-университета.

Концентрированное изложение новых идей 80-ч г.г. о  цивилизации было сделано А.Тоффлером, который выделяет «первую волну» (Новое время), «вторую»-индустриальную и «третью»-грядущею цивилизацию, которой он считает нет адекватного названия. Важнейшими характеристиками «третьей волны» являются: сотрудничество с природой, поиск возобновляемых источников энергии, распространение производства за пределы предприятии благодаря созданию условий для домашней работы, выполняемой в свободное время, аудио-коммуникация на основе новейшей информационной техники, развития сети индивидуалированных коммуникаций и т.п. И хотя А.Тоффлер не называет этот этап информационным, но все же этот термин становится все более популярным.

Сторонники  всемирно-исторического подхода  в основу своих теории берут функциональные изменения в историческом взаимодействии локальных цивилизаций, в результате которых возникает феномен всемирной цивилизации. Так, К.Яспере в общественном развитии выделил четыре «среза»: «доистория», «великие исторические культуры древности», «осевая эпоха», эпоха техники .

«Доистория»-это  период становления человечества, характеризующая использованием огня и орудий труда, появлением речи, господством мифологического мышления. «Великие культуры древности», или локальные цивилизации возникли в трех областях земного шара:

  1. шумеро-вавилонский, египетский и эгейский мир (с IV тыс. до н.э.);
  2. доарийская культура домены Инда (с III тыс. до н.э.);
  3. архаичнеский мир Китая (с II тыс. до н.э.).

Третий срез «осевая эпоха», или «начало всемирной  истории» (с 800 по 200 г.г. до н.э.) характеризует  возникновением феномена всемирной истории. Это время зарождения религии и философии в Индии, Китае, Персии, Палестине Древней Греции. Эти духовные феномены явились и связующим звеном отдельных цивилизации и масштабом, определяющим значение отдельных народов для человечества в целом. В связи с этим, Ясперс выделяет «осевые народы» (китайцы, иранцы, индийцы, иудеи и греки), которые заложили основу. С XVII в. в «эпоху техники» начинается переход к единой мировой истории как к реальности. Этот переход был создан Европой.

Все эти подходы и теории, имеющие как недостатки, так и достижения характеризуют различные стороны такого сложенного и многозначного понятия как «цивилизация».

Большое место  в теоретических исследованиях  цивилизации занимает проблема классификации  ее типов. Сложились следующие классификации типов цивилизации. Во-первых, по времени возникновение и гибели различаются современные и умершие цивилизации. Во-вторых, по уровню развития производительных сил выделяются доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные цивилизации. В-третьих, по характеру социально-политической жизни цивилизации делятся на традиционные, либеральные и промежуточные. Традиционные цивилизации характерны для периода преодоления варварства. Они основаны на господстве общинных ценностей, сохранении и передаче традиций, обычаев. Либеральные цивилизации характеризуются культурным и политическим плюрализмом и господством права. Промежуточные цивилизации это механическое объединение разнородных по традициям и ценностям локальных сообществ, возникающие для решения переходных задач общества. Их отличает правовой нигилизм, господство государства, чиновников.

Таким образом, цивилизация-это сложная и крупная  форма организации социальной жизни, имеющая большую устойчивость во времени и пространстве, основанная всеобщих нормах, регулирующих взаимоотношения индивидов и социальных групп.

Культура  и цивилизация тесно взаимосвязаны  друг с другом. В понимании этих взаимосвязей часто происходит их отождествление. В широком смысле слова под  цивилизацией понимают совокупность материальных и духовных достижений в их историческом развитии, а в узком смысле- только материальную культуру. Но цивилизация и культура имеют различия. Цивилизация является социокультурным образованием, социальным бытием культуры. В культуре и через культуру развивается  цивилизация. Но между ними могут быть и противоречие.

Информация о работе Философия, её предмет и функции