Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:59, курс лекций
Основные типы истолкования сущности философии. Понятия мироотношения и мировоззрения. Мировоззрение и общекультурная картина мира. Мировоззрение и философия. Социально-исторические детерминанты возникновения философии. Смысл и назначение философии в мире культуры. Философия как основание четырех различных сфер человеческих интересов; науки, поэзии, религии, логики. Философия и мифология. Философия и религия. Философия и искусство. Философия и наука. Философия и политика.
7. Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.
18-19 - лекция
Философская антропология
Связь онтологии с антропологией. Основные образы человека в философии. Микрскосм и макрокосм. Феномен антропоцентризма.
Гармония телесности и духовности. Антиномия тела и духа. Формы поиска согласования тела и духа. Уникальность жизни человека. Жизнь как ценность и драгоценный дар. Благоговение перед жизнью. Смысл жизни. Счастье в наслаждении как смысл жизни человека. Нравственный смысл жизни: опыт религии и философии. Феномен счастья.
Социальная идентичность человека. Свобода как ценность. Бегство человека от свободы. Свобода и вседозволенность. Свобода и анархия. Свобода и авторитаризм. Свобода как нравственный императив. Идея личной свободы. Конформизм и конформное поведение. Деспотизм
Последним великим представителем классической немецкой философии был Л. Фейербах (1804-1872).
Фейербах родился в семье юриста. Поступил на богословский факультет Гейдельбергского университета. Однако через год покидает его. Переезжает в Берлин, где слушает лекции Гегеля.
С 1828 г. преподает в университете, но его увольняют за отрицание личного бессмертия в работе «мысли о смерти и бессмертии». С 1830г ведет уединенную жизнь в деревне и публикует свои работы. В 1841г выходит главный труд – «Сущность христианства». Затем он публикует «Предварительные тезисы к реформе философии», «Основные положения философии будущего».
Фейербах приходит к выводу, что вопрос об отношении бытия к мышлению есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь человек. Следовательно, философия должна быть антропологией, т.е. учением о человеке, в существовании, в деятельности которого этот вопрос находит свое фактическое, реальное решение.
Науки вскрывают неразрывную связь мышления с материальными процессами в человеческом организме, с чувственными восприятиями. Человек неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему биологической, физиологической деятельности. Фейербах утверждает: «Новая философия превращает человека, включая и природу, как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку». Антропология указывает на его стремление разработать материалистическую систему взглядов. Возражал против характеристики своего учения как материализма, в особенности из за вульгарных материалистов (мысль - это вещество, выделяемое мозгом).
Существенным содержанием
и назначением
Природа является единственной реальностью, а человек ее высшим продуктом. В человеке и благодаря ему природа ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе.
Многообразие явлений природы не может быть сведено к общей, однородной первоматерии. Природа вечна. Возникновение и уничтожение относятся только к отдельным явлениям. Природа бесконечна в пространстве. «У природы нет ни начала не конца. Все в ней находится во взаимодействии; все относительно. Все одновременно является действием и причиной, все в ней всесторонне и взаимно...».
Фейербах отстаивает положение о неразрывной связи материи и движения. Пытается преодолеть механицизм. Он говорит о несводимости высших форм существования материи к низшим. Психические акты существенно отличаются от их физиологической основы. Единство субъективного с объективным, психического с физическим не устраняет внутреннего различия между ними.
Многообразие человеческих ощущений. Соответствует многообразию качеств природы, оно обусловлено им и принципиально невозможно без него. Поэтому нельзя противопоставлять содержание человеческих ощущений качественной определенности чувственно воспринимаемых явлений.
Целесообразность в животного и растительного мира представляет собой не результат реализации внутренне присущей явлениям цели, а следствием единства материального мира.
Теория познания - сенсуализм. Реальный мир есть чувственно воспринимаемая действительность, следовательно, лишь благодаря чувственному восприятию возможно его познание. Чувств восприятие, неоспоримо по своей природе может быть также и опосредованным, давать косвенные свидетельства относительно того, что мы не видим, не слышим, не осязаем... Органов чувств, которыми обладает человек вполне достаточно для познания любых явлений. Чувственные восприятия в силу своей непосредственной связи с вещами никогда нас не обманывают.
Фейербах признает важную познавательную функцию теоретического мышления и его способности достичь более глубокого познания действительности. Задача мышления - собирать, сравнивать различать, классифицировать чувств данные, осознавать, понимать, обнаруживать их скрытое, непосредственно не являющееся содержание. Чувственное созерцание - есть критерий истинности мышления.
20-лекция
Социальная философия
Предмет социальной философии. Феномен общества. Генезис общества. Антропосоциогенез. Усложнение жизни общества. Политика Государство. Идея общественного договора. Гражданское общество. Идея разделения властей. Разделение государства и общества. Социальная структура общества. Динамика общества. Экономические основания общества. Социальный модернизм. Труд как необходимость. Редуцирование бытия человека к труду. Труд как призвание. Производительный и непроизводительный труд. Женский труд. Гендерные аспекты разделения труда. Феномен экономического отчуждения. Феномен социального отчуждения.
Открытое общество. Закрытое общество. Массовое общество. Индустриальное и постиндустриальное общества. Феномен информационного общества. Пути и перспективы развития казахстанского общества.
Философия природы, или натурфилософия (от лат. natura — приро-иа) — древнейший раздел философии. Его предметом являются основные закономерности существования природы. Натурфилософия стремится обобщить имеющиеся знания о физическом мире, создать единую картину мира, она тесно связана с естественно-научным знанием. Важнейшей философской проблемой изучения природы является вопрос о происхождении физического мира.
Философская антропология (от греч. anthropos — человек) — философское учение о человеке. Как самостоятельная отрасль она сформировалась в XVI в. Философская антропология изучает проблемы происхождения человека, смысла его существования, взаимоотношений человека с природой и обществом
Философия о происхождении человека и о его природе).
Социальная философия (от лат. socium — общество) — наука об основных законах существования общества. Разделы социального знания, посвященные отдельным сторонам общественной жизни, содержались во всех крупнейших философских учениях со времен античности. Однако выделение общества в качестве самостоятельного объекта изучения произошло только в начале XIX в. Современная социальная философия рассматривает общество как систему (как совокупность взаимодействующих элементов) и как процесс (как последовательное изменение, развитие общественных структур). Синонимами социальной философии в различных философских теориях выступают понятия «общая социология», «философия истории», «исторический материализм» и др. (подробнее см.: 6.2. Общество как система).
Вторым основополагающим разделом философии выступает гносео-
логия.
ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. gnosis — знание) — учение о познании, теория познания.
Гносеология изучает
сущность и содержание процесса познания,
исследует взаимоотношения
В современной гносеологии
выделяются такие ведущие отрасли,
как эпистемология и
Эпистемология (от греч. episteme — знание) — учение о знании как таковом. Эпистемология изучает знание, отвлекаясь от субъектно-объектных отношений в процессе познания. Она исследует структуру знания и закономерности его функционирования. Эпистемология существует со времен античной философии, хотя многие ее проблемы до XX в. изучались в рамках формальной логики. ,
Науковедение — дисциплина, изучающая теоретические проблемы развития науки. Выделение науковедения в самостоятельную отрасль относится к 60-м гг. XX в.
Следующим после онтологии и гносеологии ведущим разделом философии является логика (от греч. logos — слово, понятие, мысль, учение, наука) — наука о законах мышления. Логика изучает законы, формы, способы, средства мышления, рассматривает проблемы, связанные с интеллектом, в том числе и искусственным (машинным). Логика зародилась в античный период.
Основным разделом логики является формальная логика — учение о формах рассуждений, рассматриваемых отвлеченно от их содержания. Родоначальником формальной логики является Аристотель Классическую формальную логику называют также традиционной, или аристотелевской. С конца XIX в. в рамках формальной логики получила распространение математическая (символическая) логика, изучающая процессы мышления посредством их математического описания.
Онтология, гносеология и логика, изучающие существование, познание и мышление, представляют собой ядро, основу философского знания, являясь взаимосвязанными частями единого целого. Помимо этих основных разделов в состав философии входят и другие, так называемые периферийные (от лат. periphereia — отдаленный от центра, окружной) разделы: этика, эстетика, история философии.
Этика (от греч. ethos — обычай, характер) — учение о нравственности, морали. Этика исследует природ}', сущность и содержание нравственности, изучает основные ценности человеческой жизни. Этика возникла как практическое направление в античной философии, как учение о нормах человеческого поведения. В отличие от онтологии, изучающей то, что есть, этика рассуждает о том, как должно поступать, т. е. является нормативной дисциплиной. Основной проблемой этики является вопрос о происхождении нравственных норм: создает ли их общество, или они существуют объективно, независимо от человека. В рамках этики выделяются этология — наука о нравственных нормах конкретных обществ и аксиология (от греч. axia — ценность) — учение о ценностях человеческой жизни.
Эстетика (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственность) — учение о законах прекрасного. Она изучает сущность, формы, типы прекрасного в природе, искусстве, человеческой жизни. Основной проблемой эстетики является вопрос о происхождении критериев прекрасного: существует ли «объективно прекрасное», или понимание прекрасного всегда субъективно как порождение человеческого сознания. История философии изучает развитие философской мысли от ее зарождения до наших дней. Структурной основой истории философии является ее периодизация, т. е. разделение на периоды, этапы, а также направления и школы. В истории философии выделяют несколько этапов становления философского знания
21-лекция
Философия культуры
Понятие культуры. Предмет философии культуры. Генезис культуры. Культура и природа. Культура и человек. Основные сферы культуры. проблемы типологии культуры. Культура и этнос. Культура и язык.
Мультикультурализм. Молодежная субкультура. Массовая культура. Феномены массовой культуры.
Сущность инвективы.
Происхождение оппозиции "пристойное
непристойное". Формы непристойности.
Ненормативная лексика как
Культура
и цивилизация. Культура
в условиях глобализации.
Формирование экологической культуры.
Состояние и перспективы
«Культура» и «цивилизация» - одни из самых широко употребляемых и в то же время многозначных понятий. Единого мнения в их определении нет.
Культура – объект изучения многих наук: культурологии, истории, этнографии, социологии, философии и т.п. В отличие от других наук, философия интересуется культурой не в ее частностях, а как всеобщей характеристикой мира, феномен общественной жизни в целом. «Философия культуры» (термин введен – в оборот немецким романтиком А.Мюллером в н. XIX в.) – раздел философии, занимающейся обобщением теорий о происхождении, сущности культуры, нахождением универсальных оснований для ее осмысления. В попытках найти эти основания сложились следующие модели культуры:
Модели культуры
Натуралистическая модель рассматривает культуру как этап в эволюции природы, благодаря которой человек выделился из природного царства, и стал его высшим звеном. Действительно, человек воплощает в культуре свои природные способности. Но , в данной модели, культура ставится в жесткую зависимость от естественных или общественных проблем, отождествляется с природой и цивилизацией, лишается категориального статуса.
Попыткой
в какой-то степени снять эту
зависимость явилась