Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:59, курс лекций
Основные типы истолкования сущности философии. Понятия мироотношения и мировоззрения. Мировоззрение и общекультурная картина мира. Мировоззрение и философия. Социально-исторические детерминанты возникновения философии. Смысл и назначение философии в мире культуры. Философия как основание четырех различных сфер человеческих интересов; науки, поэзии, религии, логики. Философия и мифология. Философия и религия. Философия и искусство. Философия и наука. Философия и политика.
Литература.
22-леция
Философия любви
Феномен любви. Любовь как глубинное экзистенциальное переживание. Любовь как "предмет" философского постижения. Эрос как человеческая страсть. Образы любви в разных культурных эпохах. Драма человеческого существования. Мистерии древних цивилизаций. Грех и раскаяние. Агапэ. Любовь романтическая и плотская. Разные лики любви. Религиозный экстаз и мирское чувство. Любовь к Богу. Любовь к Богу в суфизме.
Метафизика любви. Материнская любовь. Отцовская любовь. Братская любовь. Любовь мужчины и женщины.
23-лекция
Философия религии
Границы предмета философии религии. Философия религии и теология. Философия религии и религиоведение. Специфика религиозного отношения к миру. Социокультурные предпосылки возникновения религии. Концепции происхождения религии. Религии теистические и нетеистические. Анонимные божества. Нравственное содержание религии. Вера и знание. Вера и суеверие. Атеизм и антирелигиозность.
Религиозное чувство. Священные предметы. Священнодействие. Священные книги. Священные люди. Священные места. Священное пространство и числа. Символы символов в религии. Феномен чуда в религии. Рай и ад.
Конфессиональная форма религиозности. Проблемы диалога конфессий и религиозная толерантность. Религиозный фанатизм, фундаментализм и экстремизм. Связь религии и политики: история и современность Религиозно-политический терроризм. Угроза международного религиозно- политического терроризма: поиски мировоззренческих оснований ее предотвращения.
Понятие "миф и философия" воспринимается сознанием как многоаспектное единое целое благодаря огромному количеству исследовательских работ. Степень разработанности данной проблемы далека от завершения, и слово "завершение" здесь совершенно не подходит, т.к. актуальность проблемы растёт, меняет своё качество благодаря ряду выдающихся открытий, стремительно расширивших горизонт человеческих знаний. Тема спрессована в единое целое. Откроем философский словарь:Миф – [греч. mythos – слово; сказание; предсказание] сказание, передающее верования древних народов о происхождении мира и явлений природы, о богах и легендарных героях.
Философия – [< греч. pilosophia < philo – люблю + sophia – мудрость] форма общественного сознания, представляющая собой систему наиболее общих понятий о мире, месте человека в нём, теоретическая основа мировоззрения.
Слово – люблю – мудрость – основные символы философии и мифа. 17.10.2000 года, выступая на радиостанции "Маяк", один из экспертов по Ближнему Востоку сказал, что вопрос мира в большей степени зависит от символов и мифов. И он прав. Миф, символ, философия – составные части нашего сознания и говорить о завершённости проблемы неуместно. Вернёмся к актуальности проблемы. Исследования об Атлантиде занимают 20 тысяч статей и 5 тысяч книг, но каждому понятно, что главные открытия ещё впереди. Е.П.Блаватская говорит, что миф – это не сказка, но история, и доказывает это. Человек – главное, что интересует исследователей. Проследить его мучительный путь через эпохи и столетия – вот задача, которую они ставят в своих работах. В этом движении человечества немаловажное место занимает "Ветхий Завет". Тысячами нитей пронизывает он культуру многих народов, под его влиянием формировались представления поколений, язык и обычаи. В книге "Библейские сказания. Сказания евангелистов" Зенон Косидовский говорит, что совершенная наука доказала, что Библия – это своеобразный документ светского характера, содержащий немало исторических сведений.К методу раскрытия духовного органа познания мира обращается русский философ Е.Н.Трубецкой в своей работе "Иное царство" и его искатели в русской народной сказке".
Несколько поколений учёных разных специальностей, применяя исторический метод, бились над решением проблем происхождения и истории книг Ветхого и Нового заветов. Много сделано, ряд вопросов прояснился. После работ ИС.А.Астрюна, В.Де Ветте, Г.К.Грофа, Ю.Вельхаузена и других классиков библейской критики никто уже не оспаривает их основных выводов, что Пятикнижие Моисея составлялось из нескольких друг другу противоречащих текстов, были предположительно установлены хронологические даты написания отдельных источников, время их сложения в единый памятник; проведено текстуальное сопоставление библейских текстов с мотивами религиозно-мифологической литературы Вавилона, Египта, античного мира, определенны пути их взаимного соприкосновения и заимствования.
Привлечь в более
широких масштабах
Основным методом по данной проблеме считаю учение Синтеза, в работе не будет исторической последовательности, разложения по полочкам, будет анализ научных исследований, открытий и сопоставление.
Прочитав определение мифа и философии, ощущаешь, что оба эти понятия представляют собой синтез, они не воспринимаются сознанием отдельными частями.
"Мысль, говорят мудрые, венчает легенда, миф". Это древнейшая, испытанная форма передачи знаний в концентрате образных символов и аллегорий.
Трижды обойдя земной шар Е.П.Блаватская собрала, исследовала, систематизировала огромный, уникальный материал. Умело, используя его, незаметно вкрапляя в известные науке данные новые знания и обжигающие намёки на знания будущего, она соединила разорванные и разбросанные в веках и разных народах куски единой ткани общечеловеческой истории. Они обладают свойством чудным образом срастаться в нашем сознании при помощи нашей мысли, которая может напрячься до такого предела, когда умолкает физическое разумение и беззвучно заговорит разум духовный.
Все древние мифы, легенды, сказания – в прозе и поэзии – полны воспоминаний разных народов о лемуро-атлантах, первых физических расах человечества. Елена Петровна Блаватская впервые обнародовала некоторые данные Сокровенной Науки о Лемурии и Атлантиде и провела сравнительное исследование практически всех известных науке XIX века сведений о Материках и Человечествах Третьей и Четвёртой Рас. Всё, что с помощью исследований прибавилось потом, в XX веке – это лишь незначительное дополнение, хотя и очень ценное. Новые факты с каждым открытием подтверждают существование на Земле двух великих Цивилизаций, предшествовавших нашей и превосходящих её.
Древние греческие легенды (если переделать Эллинских Богов в их более древние оригиналы) раскрывают историю раннего физического человечества и более позднюю историю жизни, нравов, битв людей – гигантов, обладающих чудовищной силой, "облачённых", как записал Гесиод (об атлантах), "в бронзу с головы до ног и проводивших всю жизнь в сражениях".
Великий Гомер, чьё имя само долго считалось европейскими учёными мифом, подарил человечеству "Илиаду" и "Одиссею". Это ничто иное, как сказание об атлантах.
Древние иранцы вспоминают о последних атлантах. Их предание сообщает о том, что Сыны Бога (Сыны Мудрости) воспользовались Потопом, чтобы очистить Землю от всех колдунов среди атлантов. Один из Сынов Бога, рассказывают легенды Ирана, был Заратуштра. "Ты, о Заратуштра, заставил всех колдунов, которые раньше блуждали по миру в человеческих формах, скрыться под землёю (помог им погрузиться под воду)".
Этот всемирный Потоп отражён в легендах каждого народа, и Ной евреев со своим Ковчегом есть также у каждого народа. Легенды об этом Потопе возникли в связи с катаклизмом, постигшим основной Материк и другие многочисленные Островные владения Атлантиды. Географическое распределение сказаний о Потопе даёт Д.Фрэзер в своей книге "Фольклор в Ветхом Завете". Образцы преданий о Потопе нашли в Вавилонии, Палестине, Сирии, Фригии, в древней и современной Индии, в Бирме и на Камчатке…, они были известны в Древней Греции; имеются также сообщения о преданиях, найденных в Уэльсе, среди литовцев, трансильванских цыган и вогулов Восточной России… В Африке, включая Египет, туземные легенды о великом Потопе, видимо, отсутствуют. На Малайском архипелаге легенды о великом Потопе существуют на больших островах: Суматре, Борнео и Целебисе, а из малых – на островах Ниас, Энгано и др. Одноимённые предания имеются у туземных племён Филиппинских островов, а также у изолированно живущих обитателей Андаманских островов в Бенгальском заливе. В Новой Гвинее и в Австралии также существуют сказания о великом Потопе; встречаются они также и на больших островах, известных как Меланезия.… Много преданий в Южной, Центральной и Северной Америке.
У индусов подобный Ной, спасающий человеческий род, носит имя Вайвасвата (и именно этот наипервейший, наидревнейший Спаситель – источник всех последующих "Ноев"). У древних вавилонских магов (учёных) имя Спасителя новой Расы Ксисуфр. У китайцев от вселенского наводнения спасается и спасает избранных людей "Возлюбленный Богов" Перун. У шведов боги предупреждают о Потопе великого Бельгамера. У греков их Ной носит имя Декалион и т.д.
24-лекция
Философия истории
Философия истории: ее сущность. Основные варианты философии истории. Проблема исторического процесса. Проблема периодизации истории. Идея объективной закономерности истории. Общая теория естественного прогресса человечества. Партикуляризм и универсализм. Возможен ли прогресс в истории? Идея единства истории. Концепции осевого времени. "Волны истории". Циклы и ритмы. Конец истории? Столкновение цивилизаций. Проблема самобытности национального пути в современном мире: Казахстан перед исторической дилеммой. Проблема в синтеза традиционализма и модернизма. Универсально-человеческие ценности: действительное и иллюзорное.
25-лекция
Философия политики
Предмет философии политики. Генезис политической философии. Феномен власти. Политическая власть. Метаморфозы власти. Власть и мораль. Проблема цели и средства. Связь политики и экономики. Политика и идеология. Политика выбора ценностей. Традиционный, легальный, харизматический типы.
Политика и социальная мифология. Миф как инструмент политики. Средства массовой коммуникации в политике. Политика и массовая психология. Восстание масс. Наваждение масс. Образы злодеев, героев в истории. Стереотипное мышление масс. Эффект уподобления. Бунтовщики и психопаты. Феномен манипуляции.
Феномен демократии. Либеральная демократия. Парадоксы демократии. Демократия и права человека. Феномен тоталитаризма. Тоталитаризм как культурно-цивилизационный феномен.
Феномен войны. Этатизм и анархизм. Феномен политической революции. Политический экстремизм. Политический авантюризм. Феномен геополитики. Геополитическая безопасность. Национальная безопасность.
26-лекция
Философия образовании
Предмет философии
образования Философия
Образовательная
среда. Моделирование в образовании.
Развитие и образование. Сознательное
и бессознательное в
Три типа педагогики: педагогика формирования, педагогика развития, педагогика сотворчества. Критическая педагогика постмодернизма. Дисциплинарность и образование. Проблема научной дисциплины и учебной дисциплины.
Система образования
как культурный посредник. Традиционная
система образования. Альтернативные
образовательные системы. Всеобщая
система образования как
Аксиологические аспекты образования. Ценности консерватизма в образовании. Классический реализм в образовании. Эссенциализм в образовании. Аналитическая философия в образовании. Экзистенциализм и образование. Восточная модель образования.
Образование для психологической зрелости. Образование для приспособления к жизни.
27-28-лекция
Проблемы теории диалектики
Исторические типы диалектики. Диалектика в древнеиндийской и древнекитайской философии. Формы диалектики в древнегреческой философии. Диалектика в классической немецкой философии и в марксизме. Основные варианты диалектики в XX в. Современные разработки теории диалектики. Критика механической и органической моделей диалектики. Модель гармонической диалектики (Г.Батищев). Диалектика и диалогика (В.С.Библер).