Философия Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 11:41, реферат

Описание работы

Величайший и самый разносторонний из ученых эллинской древности Аристотель родился в г. Стагире во Фракии в 384 году до н. э. Его отец был придворным врачом македонского царя. Семнадцати лет Аристотель уезжает в Афины, поступает в платоновскую Академию, становится учеником Платона. В Академии пробыл двадцать лет (после ее окончания преподавал в ней). Смерть Платона заставила его покинуть Афины.

Содержание

Введение
Основная часть
Онтология
Теория познания
Учение Аристотеля о душе
Учение о государстве
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат Философия Аристотеля.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

Борьба  Аристотеля с Платоном была для Аристотеля не только борьбой против Платона, который  противостоял ему извне, но также  борьбой против платонизма, остававшегося  в нем самом. Абстрактный математизм теории «идей» Платона не был преодолен Аристотелем полностью. В классификации знаний и наук, разработанной самим Аристотелем, над всем главенствует чистая и бестелесная, вне физического мира пребывающая «форма» (бог, неподвижный перводвигатель). Несмотря на свою бестелесность она рассматривается одновременно и как самое простое бытие, и как бытие, наиболее реальное, как чистая действительность. Ряд помещенных ниже ее «форм» есть ряд нисходящий именно вследствие прогрессивно увеличивающегося количества материи, которая присоединяется к этим «формам».

Иерархия, или классификация наук Аристотеля, соответствует его иерархии «форм» бытия. Место каждой науки в этой классификации определяется близостью  ее предмета к «чистой» форме, т. е. степенью «формальности» ее предмета. Наивысший ее предмет — сущность, созерцательно постигаемая лишь умом, мышление о мышлении.

 

Учение  Аристотеля о душе

Предмет психологии. Учение о душе, по существу, занимает одно из центральных мест в мировоззрении Аристотеля, поскольку душа, по его представлению, связана, с одной стороны, с материей, а с другой - богом. Поэтому психология - и часть физики, и часть теологии (первой философии, метафизики). К физике относится, однако, не вся душа, а та ее часть, которая не может существовать, как и физические сущности вообще, отдельно от материи. Но «физическая» часть души и физические сущности не тождественны, поэтому не все в природе одушевлено - одушевлено лишь живое, между одушевленностью и жизнью ставится знак равенства. Поэтому психология в своей низшей, физической части совпадает по своему предмету с биологией. Обе науки изучают живое, но по-разному: психология изучает живое в аспекте целевой и движущей причин, а это и есть душа, биология же - в аспекте причины формальной и материальной. Аристотель отдает предпочтение психологии перед биологией, говоря, что «занимающемуся теоретическим рассмотрением природы следует говорить о душе больше, чем о материи, поскольку материя скорее является природой через душу, чем наоборот».

Определение души. В своем трактате: «О душе» Аристотель определяет душу в системе понятий своей метафизики - сущности, формы, возможности, сути бытия, энтелехии. Душой может обладать только естественное, а не искусственное тело (топор души не имеет). Это естественное тело должно обладать возможностью жизни. Осуществление (энтелехия) этой возможности и будет душой. Аристотель говорит, что «душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же есть энтелехия: стало быть, душа есть энтелехия такого тела».  Аристотель желает сказать, что душа включается лишь при завершенности способного к жизни естественного тела. Душа - спутница жизни. Ее наличие - свидетельство завершенности тела, осуществимости возможности жизни.

Виды души. Аристотель различает три вида души. Два из них принадлежат к физической психологии, поскольку они не могут существовать без материи. Третья метафизична. В своем минимуме душа есть везде, где есть жизнь. «Отправляясь в своем рассмотрении от исходной точки, мы утверждаем, что одушевленное отличается от неодушевленного наличием жизни» А чтобы быть живым, достаточно обладать способностью к питанию, к росту и к закату (естественный цикл живого), т. е. быть растением. Способность к питанию - критерий растительной души. В своем же максимуме душа есть там, где есть ум, при этом даже только ум. Таков бог, о котором, как мы видели, Аристотель говорил, что «жизнь без сомнения присуща ему, ибо деятельность разума есть жизнь».

Вообще  говоря, чтобы быть живым, достаточно обладать хотя бы одним из таких признаков, как ум, ощущение, движение и покой в пространстве, а также движение в смысле питания, упадка и роста. Так, чтобы быть животным, достаточно чувства осязания: «животное впервые появляется благодаря ощущению». Способность к осязанию - критерий наличия животной души, так же как способность к питанию - растительной. В свою очередь, способность к ощущению (а осязание - его минимум) влечет за собой удовольствие и неудовольствие, приятное и неприятное, а тем самым желание приятного. Кроме того, некоторым живым существам присуща способность к движению в пространстве. Так как способности к ощущению не может быть без растительной способности, то животные обладают не только животной, но и растительной душой. Таковы две низшие, «физические» души. Вторая выше первой и включает ее в себя. Где есть животная душа, там есть и растительная, но не наоборот. Поэтому животных меньше, чем растений.

«Наконец, совсем немного существ обладает способностью рассуждения и размышления». Эти существа распадаются на две группы: люди и бог. Люди, обладая способностью к рассуждению и размышлению, обладают как животной, так и растительной душой. Бог, как было уже сказано, обладает лишь разумной душой. Человек - и растение, и животное. Бог - только бог. Так образуется лестница живых существ в психологическом аспекте. В принципе эта лестница непрерывна, но все же она распадается на три пролета: 1) растительная душа - первая и самая общая способность души, чье дело - воспроизведение и питание, а воспроизведение - минимальная причастность к божественному. Растения не ощущают, потому что они воспринимают воздействие среды вместе с материей. Растения не способны отделить от материи форму; 2) животные отличаются от растений тем, что обладают способностью воспринимать формы ощущаемого без его материи. Здесь слово «формы» употреблено не в метафизическом смысле. Это не сущности, не даваемые в ощущениях и совсем не воспринимаемые животными, а внешние формы, образы отдельных предметов и явлений, данных в ощущениях и в их синтезе в представлениях. Такова животная душа; 3) человеческая душа кроме растительного и животного компонентов обладает также и разумом. В силу этого она наиболее сложная, иерархичная, разумная душа.

Душа  и тело. Человеческая, разумная душа.  «Будучи формой, сутью бытия, энтелехией живого тела, душа есть составная сущность». Такая душа от тела неотделима. Хотя она сама не тело, но она принадлежит телу, которое не безразлично душе. Душе отнюдь не безразлично, в каком теле она пребывает. Поэтому Аристотель отвергает учение о переселениях душ. Со своей стороны, все живые естественные тела - орудия души и существуют ради души как «причины и начала живого тела» в трех смыслах: «Душа есть причина как то, откуда движение, как цель и как сущность одушевленных тел». Но все это относится лишь к растительной и животной душам.

Растительная  и животная компоненты человеческой души неотделимы от тела так же, как  души растений и животных. Ведь «в большинстве случаев, очевидно, душа ничего не испытывает без тела и не действует без него, например, при гневе, отваге, желании, вообще при ощущениях. По-видимому, все состояния души связаны с телом: негодование, кротость, страх, сострадание, отвага, а также радость, любовь и отвращение; вместе с этими состояниями души испытывает нечто и тело».

Аристотель  приводит примеры, доказывающие, что  эмоции - функции не только души, но и тела. Если тело не придет в возбуждение, то большое несчастье не вызовет  должной эмоции, поэтому люди часто «каменеют», дабы защититься от страдания. Итак, делает вывод Аристотель, «состояния души имеют свою основу в материи». Так же и вообще «способность ощущения невозможна без тела», без которого совершенно невозможна деятельность и растительной души.

Однако  разумная душа - не энтелехия тела. Ведь «ничто не мешает, чтобы некоторые части души были отделимы от тела, так как они не энтелехия какого-либо тела». Таков ум: если способность ощущения невозможна без тела, то «ум ... существует отдельно от него». Аристотель приходит к выводу, что ум в человеке бессмертен: после смерти тела он сливается с вселенским разумом. 
 
 
 
 
 
 
 

 

Учение  о государстве

Для достижения своих целей отдельный человек  должен объединяться с другими людьми. Человек, говорил Аристотель, есть общественное животное, наделенное разумом. Человек стремится к «совместному сожительству». Для достижения блага люди создают государство; оно возникает не ради того, чтобы жить вообще, но «преимущественно для того, чтобы жить счастливо». Условиями счастья каждого являются справедливость, благоразумие, мужество и рассудительность. Справедливым должно быть и государство. Если гражданин обязан повиноваться властям и законам, то политик (властитель) должен быть нравственно совершенным.

Вместе  с тем Аристотель рассматривает  государство в связи с учением о семье как энтелехию семьи. Он считает, что государство возникает тогда, когда несколько семей объединяются в некоторое общежитие. Афины возникли потому, что все семьи, которые поклонялась богине Афине, объединились и образовали государство, которое назвали Афины. Государство строится по тому же принципу, по которому строится семья, т.е. по принципу главенства одного ее члена (мужчины) и подчинения ему других членов семьи (жены и детей). Аристотель говорит, что добродетель жены — в ее молчаливости.

Государство строится по принципу подчинения одних  частей другим. По этому принципу Аристотель приводит классификацию типов государства. Государство делится по:

- количественному  принципу (кто правит — большинство  или меньшинство);

- качественному  принципу (правильное и неправильное государство);

- имущественному  принципу (кто правит — богатые  или бедные).

В соответствии с этим Аристотель выстраивает три  правильных и три неправильных вида государственного устройства. Правильными  являются монархия, аристократия и республика. Неправильными являются тирания, олигархия и демократия.

Принцип деления на правильное и неправильное государства Аристотель основывает на том, что государство нужно  для того, чтобы дать людям счастье. В государстве есть законы, а власть предержащие обязаны применять эти законы в защиту государства и граждан. Гражданином же является тот, кто выполняет основные функции государственного устройства, т.е. участвует в законодательной, административной и судебной жизни и молится установленным в государстве богам. Поэтому могут существовать государства во благо гражданам или во благо власть предержащим.

Правильным  называется государство, в котором  один правитель (монарх) все свои силы употребляет во благо своих граждан. Такие государства существуют крайне редко, гораздо чаще существуют государства, в которых правят достойные люди, составляющие меньшую часть — аристократия. Республика (полития) — это государство, которым управляет большинство людей. Этому большинству обязано подчиняться меньшинство, даже если оно с чем-то не согласно. Аристотель считает политию самой правильной формой государства, а остальные – отклонениями от политии. Как лучшая форма государства, она соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но не имеет их недостатков. Полития - «средняя» форма государства, основанная на «среднем элементе» - наилучшем классе общества со средним размером имущественного состояния, которому и принадлежит власть в государстве.

Есть  и неправильные государства —  те, где власти существуют сами для себя. Монарх может стать тираном, использующим власть для себя. Аристократия может стать олигархией, когда кучка богатых приобретает власть и использует ее, чтобы увеличить свои собственные богатства за счет других граждан. Бывает и так, что власть захватывает толпа, не управляемая никаким началом, которая может лишь разрушать. Сейчас под демократией понимается то, что Аристотель называл республикой.

Отношение Аристотеля к существованию рабов  явствует из его работ. Аристотель не отрицал рабство, считая, что оно свойственно человеку по природе: «одни по природе рабы, а другие по природе свободны»; людям, «призванным» к подчинению, «быть рабами и полезно, и справедливо»

Заключение

Аристотелем завершается классический период в  развитии греческой философии. Историческое значение философии Аристотеля огромно. Аристотель явился систематизатором всех имевшихся в ту эпоху отраслей научного знания и основоположником целого ряда наук (логики, психологии, биологии, государствоведения и др.). Аристотель создал первую в истории систему логики – силлогистику, задача которой состоит в установлении правил получения достоверных выводов из определенных посылок. Центр аристотелевской логики составляет учение об умозаключениях и доказательствах, основанных на отношениях общего и частного. Созданная Аристотелем формальная логика на протяжении многих веков служила главным средством научного доказательства. Аристотель выделил 10 философских категорий – категория сущности и соотносящиеся через нее с бытием категории качества, количества, отношения, места, времени, действия, страдания, состояния и обладания. Также Аристотель внес существенные коррективы в учение Платона об «идеях» и впервые дал материалистическую трактовку бытия. В своих работах он дал описание 158 государственных устройств. Идеи Аристотеля оказали значительное влияние на дальнейшее развитие философской мысли вплоть до эпохи Возрождения.  

 

Список использованной литературы

  1. В. Ф. Асмус «Античная философия». Москва, «Высшая школа» 1976 г.
  2. П. В. Алексеев, А. В. Панин «Философия», учебник. Москва, «Проспект» 2005 г.
  3. «Введение в философию». Учебник под редакцией И. Т. Фролова. Москва, «ПОЛИТИЗДАТ» 1989 г.
  4. А. Г. Спиркин «Философия», учебник. Москва, «Гардарики» 2000 г.
  5. В. Вундт «Введение в философию». Москва, «ЧеРо» 1998 г.

Информация о работе Философия Аристотеля