Философия Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 22:25, статья

Описание работы

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. В своей философской деятельности Аристотель прошел три основных этапа:
367-347 гг. до н.э. (20 лет) – работал, начиная с 17-летнего возраста, в Академии Платона и был его учеником (до момента смерти Платона);
347-335 гг. до н.э. (12 лет) – жил и работал в Пелле – столице Македонского государства по приглашению царя Филиппа; воспитывал Александра Македонского;

Работа содержит 1 файл

Философия Аристотеля.docx

— 15.33 Кб (Скачать)

Философия Аристотеля 

  1. Этапы творчества Аристотеля и его основные произведения.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. В своей философской деятельности Аристотель прошел три основных этапа:

367-347 гг. до н.э. (20 лет) – работал, начиная с  17-летнего возраста, в Академии  Платона и был его учеником (до момента смерти Платона);

347-335 гг. до н.э. (12 лет) – жил и работал в  Пелле – столице Македонского государства по приглашению царя Филиппа; воспитывал Александра Македонского;

335-322 гг. – основал  собственную философскую школу  – Ликей (перипатетическую школу) и работал в ней до своей смерти.

К наиболее известным  произведениям Аристотеля относятся: «Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика», «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Афинская полития», «Поэтика».

2. Классификация  философии, данная Аристотелем.

Философию Аристотель разделил на три вида:

 теоретическую,  изучающую проблемы бытия, различных  сфер бытия, происхождения всего  сущего, причины различных явлений  (получила название «первичная  философия»);

 практическую – о деятельности человека, устройстве государства;

 поэтическую.

Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть  философии была выделена логика.

3. Критика Аристотеля  как способ объяснения сути  бытия.

 Рассматривая  проблему бытия, Аристотель выступил  с критикой философии Платона,  согласно которой, окружающий  мир делился на «мир вещей»  и «мир чистых (бестелесных идей), и «мир вещей» в целом, как  и каждая вещь в отдельности,  являлся лишь материальным отображением  соответствующей «чистой идеи».

Ошибка Платона, по Аристотелю, в том что он оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики – протяженность, покой, движение и др.

Аристотель дает свою трактовку данной проблемы:

не существует «чистых  идей», не связанных с окружающей действительностью, отображением которых  являются все вещи и предметы материального  мира;

существуют только единичные и конкретно определенные вещи;

данные вещи называются индивидуумы (в переводе – «неделимые»), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея  лошади», воплощением которой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся  в конкретном месте и имеющий  свои признаки, а не «идея стула», конкретный дом, имеющий точно определенные параметры, а не «идея дома», и  т.д.;

  индивидуумы  являются первичной сущностью,  а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и  т.д.) – вторичной.

4. Категории Аристотеля  как способ объяснения сути  бытия.

 Поскольку бытие  не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение («вещи»), возникает вопрос: что такое бытие?

Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого – высказывания).

Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий  говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики.

Данными категориями  являются:

сущность (субстанция);

количество;

качество;

отношение;

место;

время;

положение;

состояние;

действие;

страдание.

Иначе говоря, по Аристотелю, бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не сущность. Также согласно Аристотелю категории – это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо  само бытие.

5. Проблема материи  в философии Аристотеля

Важное место в  философии Аристотеля занимают проблемы материи. Что есть материя? По Аристотелю, материя – это потенция, ограниченная формой (например, медный шар – это медь, ограниченная шарообразностью, и т.д.). Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам о том, что:

все сущее на Земле  обладает потенцией (собственно материей) и формой;

изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;

реальность –  это последовательность перехода от материи к форме и от формы  к материи;

потенция (материал) есть пассивное начало, форма –  активное;

высшей формой всего  сущего является Бог, имеющий бытие  вне мира.

6. Проблема души  и человека в философии Аристотеля.

Носителем сознания, по Аристотелю, является душа. Философ  выделяет три уровня души:

растительная душа;

животная душа;

разумная душа.

Являясь носителем  сознания, душа также ведает функциями  организма.

 Растительная  душа отвечает за функции питания,  роста и размножения. Этими  же функциями (питание, рост, размножение)  ведает и животная душа, однако  благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.

Аристотель материалистически  подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:

по биологической  сущности является одним из видов  высокоорганизованных животных;

отличается от животных наличием мышления и разума;

имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).

Именно последнее  качество – потребность жить в  коллективе – приводит к возникновению  общества – большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного  языком, родственными и культурными  связями.

 Регулирующим  механизмом общества (защита от  врагов, поддержание внутреннего  порядка, содействие экономике  и т.д.) является государство.

7. Классификация  Аристотеля форм государства.

Аристотель выделяет шесть типов государства:

монархия;

тирания;

 аристократия;

крайняя олигархия;

охлократия (власть толпы, крайняя демократия);

полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

Подобно Платону  Аристотель разделяет «дурные» формы  государства (тирания, крайняя олигархия  и охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития).

Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития – совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля).

8. Историческое значение  философии Аристотеля в том,  что он:

внес существенные коррективы в ряд положений философии  Платона, критикуя учение о «чистых  идеях»;

дал материалистическую трактовку происхождения мира и  человека;

выделил 10 философских  категорий;

дал определение  бытия через категории;

определил сущность материи;

выделил шесть типов  государства и дал понятие  идеального типа – политии;

внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие  дедуктивного метода – от частного к общему, обосновал систему силлогизмов  – вывода из двух и более посылок  заключения).


Информация о работе Философия Аристотеля