Философ Аристотель

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 16:28, контрольная работа

Описание работы

Аристотель (лат. Aristotle) , древнегреческий ученый, философ, основатель Ликея, учитель Александра Македонского. Отец Аристотеля — Никомах, был врачом при дворе македонских царей. Он дал сыну хорошее домашнее образование, знание античной медицины. Влияние отца сказалось на интересах Аристотеля, его занятиях анатомией. В 367, в возрасте семнадцати лет, Аристотель отправился в Афины, где стал учеником Академии Платона. Через несколько лет Аристотель сам начал преподавать в Академии, стал полноправным членом содружества философов-платоников.

Содержание

1. Биография Аристотеля 3
2. Философские учения Аристотеля 5
3. Афоризмы и высказывания Аристотеля 9

Работа содержит 1 файл

Философия Word (2).docx

— 30.31 Кб (Скачать)

План

1. Биография Аристотеля 3

2. Философские учения Аристотеля 5

3. Афоризмы и высказывания Аристотеля 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биография Аристотеля

Аристотель (лат. Aristotle) , древнегреческий ученый, философ, основатель Ликея, учитель Александра Македонского. Отец Аристотеля — Никомах, был врачом при дворе македонских царей. Он дал сыну хорошее домашнее образование, знание античной медицины. Влияние отца сказалось на интересах Аристотеля, его занятиях анатомией.

  В 367, в возрасте семнадцати лет, Аристотель отправился в Афины, где стал учеником Академии Платона. Через несколько лет Аристотель сам начал преподавать в Академии, стал полноправным членом содружества философов-платоников. В течение двадцати лет Аристотель работал вместе с Платоном, но был самостоятельным и независимо мыслящим ученым, критически относился к воззрениям своего учителя.

  После смерти Платона в 347 Аристотель выходит из Академии и переселяется в город Атарней (Малая Азия), которым правил ученик Платона Гермий. После смерти Гермия в 344, Аристотель жил в Митилене на острове Лесбос, а в 343 македонский царь Филипп II пригласил ученого стать учителем своего сына Александра. После того как Александр взошел на престол, Аристотель в 335 вернулся в Афины, где основал собственную философскую школу.

Местом школы стал гимнасий неподалеку от храма Апполона Ликейского, поэтому школа Аристотеля получила название Ликей. Читать лекции Аристотель любил, прогуливаясь с учениками по дорожкам сада. Так появилось еще одно название Ликея — перипатетическая школа (от перипато — прогулка). Представители перипатетической школы помимо философии занимались и конкретными науками (историей, физикой, астрономией, географией).

В 323 после смерти Александра Македонского в Афинах начался антимакедонский мятеж. Аристотеля, как македонца, не оставили в покое. Его обвинили в религиозном непочитании, и он был вынужден покинуть Афины.

Последние месяцы жизни Аристотель провел на острове Эвбея.

В трудах Аристотеля отразился  весь научный и духовный опыт Древней  Греции, он стал эталоном мудрости, оказал неизгладимое влияние на ход развития человеческой мысли.

Самые известные сочинения  Аристотеля: «Органон», «Метафизика», «Физика», «О животных», «Никомахова этика», «Политика», «Риторика», «Поэтика».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Филосовские учения Аристотеля

1.Учение о счастье

Отдавая дань традиции, высшим благом Аристотель признает счастье, внося  много инновационных оттенков в  интерпретацию этого понятия. Счастье  – это особое состояние удовлетворенности, получаемое от совершенной (добродетельной) деятельности. Отмечая единство морали и счастья, Аристотель подчеркивает, что достижение состояния высшего  удовлетворения жизнью зависит от поступков, деятельности человека. Среди многочисленных условий счастья главными: являются: нравственное и интеллектуальное совершенствование, здоровье и наличие внешних благ, активная гражданская позиция, дружба.

2.Учение о добродетели

В отличие от Платона, Аристотель отрицает врожденный характер добродетелей, что дает ему возможность поставить проблему нравственного воспитания. Добродетель связана с общественно значимым действием ("Добродетелями вообще мы называем похвальные приобретенные свойства души"), обладает нормативным характером (это не то, что дано от природы, а то, что должно быть воспитано). Поскольку мораль основана на разуме и воле, Аристотель выделяет добродетели дианоэтические, связанные с разумной частью души (мудрость, практичность, изобретательность и др.) и этические (мужество, умеренность, великодушие, общительность, справедливость, правдивость и др.).

Аристотель предлагает также  конкретно подходить к определению  меры добродетели (например, понятие  мужества зависит от того, о ком  мы ведем речь — о младенце или  атлете), высказывает идею о том, что каждая добродетель – середина между двумя крайностями (мужество, например, это середина между трусостью  и "безумной отвагой"). Множество  интересных наблюдений содержит также  анализ отдельных добродетелей, в том числе главных: справедливости, мудрости, мужества, умеренности.

Учение о дружбе представляет собой первый опыт постановки и решения  проблемы общения. Подчеркивая высокую  нравственную ценность дружбы, Аристотель анализирует ее количественные и  качественные параметры, предлагает классификацию  ее различных видов (дружба ради наслаждения, ради пользы, ради добродетели).

3. Учение о материи и форме 

Учение о материи и  форме Аристотеля означало учение о двух началах каждой вещи. Аристотель первый из философов ввел понятие материи, для чего использовал обыденный язык и понятие "материал" (например, лес, строительный материал). Форма у Аристотеля—это не облик предмета, а деятельное начало, заставляющее материю сделаться определенной вещью. Таким образом, основной, деятельной,  категорией для Аристотеля была форма, а не материя. Форма – первична, материя – вторична. Впоследствии именно эта точка зрения легла в основу теологии, религиозного формализма и схоластики.

4.Учение о душе

Важнейшее учение Аристотеля — о душе человека. На нем основана аристотелевская этика. Главное преимущество человека — его разум, которого нет у животного. Разум есть способность мыслить общее (т. е. способность познать общие начала и на основе этого знания объяснять частное, единичное). На этом основано наличие речи у человека (именно в речи проявляется мысль об общем) и отсутствие ее у животного. Далее, у человека есть наука (т. е. знание общих начал), и ее нет у животного. Разум обусловливает действие человека, формирует его волю. Воля складывается из стремлений и предполагает готовность человека к нравственному выбору (который в свою очередь основан на знании общего).

 

5.Учение о сущности

Аристотель говорит, что существует три вида сущностей:

  • которые воспринимаются чувствами и являются преходящими             ( растения и животные )
  • чувственные, но вечные ( небесные тела )
  • ни чувственные, ни преходящие ( разумная душа в человеке, а так же Бог ).

Рассматривая соотношение материи и формы, Аристотель выявляет динамизм сущего в его развитии. При этом, Аристотель усматривает причинную зависимость явлений сущего: все имеет причинное объяснение. Он говорил о смысловом начале всего сущего, а так же об иерархии его уровней - от материи, как возможности образования единичных форм бытия и дальше от неорганических образований к миру растений, живых существ, разных видов животных и, наконец, к человеку и обществу. Значит, у Аристотеля огромную роль играл принцип развития сущего, что связано с категориями пространства и времени, которые выступают у него как место и число движения, т.е. как последовательность реальных и мысленных событий и состояний.  
Аристотель разработал иерархическую систему категорий в которой основной была сущность или субстанция, а остальные считались ее признаками. Стремясь упростить эту систему Аристотель признал основными только три категории: 
1. Сущность 
2. Состояние 
3. Отношение.

6.Учение о чувствах

Аристотель описывает чувства  удовольствия и неудовольствия как  показатели процветания или задержки в функциях душевных или телесных: удовольствие означает беспрепятственное  их протекание, неудовольствие — их нарушение. Чувства рассматриваются  в тесной связи с деятельностью: они сопровождают деятельность и  являются источником деятельности. Несмотря на сдержанную оценку телесных удовольствии, Аристотель не призывал ограничиваться: удовольствиями только высшего порядка и в целом высоко оценивал роль чувства в жизни человека. «Удовольствие придает совершенство и полноту деятельности, а значит — и самой жизни».

7.Учение об аффектах

Подробнее Аристотель останавливается  на аффектах. Он называет аффектами влечения, гнев, страх, отвагу, злобу, радость, любовь, ненависть, тоску, зависть, жалость — вообще все, чему сопутствует удовольствие или страдание. Аффект — это страдательное состояние, вызванное в человеке каким-то воздействием, возникает без намерения и обдумывания, под его влиянием он меняет свои прежние решения. Аффект сопровождается телесными изменениями. Психологическая характеристика выявляет, в каком состоянии возникает данный аффект, на кого он направляется, за что.

Составной частью учения об аффектах является понятие о катарсисе, т. е. об очищении аффектов.

Это понятие было заимствовано Аристотелем  из медицины. Его ввел Гиппократ: болезнь  понималась им как накопление вредных  соков, а лечение — как доведение  их до умеренного количества, допустимого  для здорового — очищение, катарсис — путем их выпускания.

Применительно к аффектам катарсис означает сущность эмоционально окрашенного  эстетического переживания под  влиянием искусства. «Трагедия при  помощи сострадания и страха достигает  очищение аффектов». Вызываемые у зрителей при восприятии трагедии аффекты  страха и сострадания в отличие  от таковых в обычной жизни  освобождаются — очищаются от всего тяжелого, давящего, смутного, человеку раскрывается логика событий  и действий в определенных обстоятельствах, какая-то мудрость жизни. Аристотель подходит к проблеме общественной роли искусства, его нравственного воздействия  на человека.

Современные авторы называют это воздействие  театра на зрителя социальной терапией.

АФОРИЗМЫ  И  ВЫСКАЗАВАНИЯ  АРИСТОТЕЛЯ

 

 

Воспитание нуждается  в трех вещах: в даровании, науке, упражнении.

***

Количество - это то, что  делимо на составные части, каждая из которых, будет ли их две или больше, есть по природе что-то одно и определенное нечто.

***

Начало есть более чем  половина всего.

***

Хотя Платон и истина мне  дороги, однако священный долг велит  отдать предпочтение истине.

***

Преступление нуждается  лишь в предлоге.

***

Тирания любит злых именно потому, что любит лесть, а свободный  человек не может унижаться. Честный человек умеет любить, но он не льстит. Свойство тирана - отталкивать всех, сердце которых гордо и свободно.

***

Лучше в совершенстве выполнить  небольшую часть дела, чем сделать  плохо в десять раз более.

***

Власть над свободными людьми более прекрасна и более соответствует добродетели, нежели господство над рабами.

***

Величайшие преступления совершаются из-за стремления к избытку, а не к предметам первой необходимости.

***

Пословица - сохранившийся  обломок древней философии.

***

Книга хороша, если автор  говорит все, что должно, только то, что должно, и так, как должно.

***

 Шутить надо для того, чтобы совершать серьезные дела.

***

В настоящее время из-за выгод, связанных с общественным делом и нахождением у власти, все желают непрерывно обладать ею, как если бы те, кто стоит у  власти, пользовались постоянным цветущим здоровьем, невзирая на свою болезненность.

***

Надежда - это сон наяву.

***

В деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума.

***

Относительно избрания должностных  лиц нужно заметить, что, когда  выборы происходят из намеченных заранее  кандидатов, создается опасное положение: если известное число лиц, даже и  небольшое, захотят войти между  собой в соглашение, то выборы всегда будут совершаться так, как они  того пожелают

 


Информация о работе Философ Аристотель