Философия Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:23, реферат

Описание работы

Философское наследие Аристотеля весьма обширно, а влияние его огромно и прослеживается во всех областях духовной и научной жизни в течение многих лет. Созданные им философские системы нашли много последователей, вплоть до современности, а высказанные им идеи нашли своё отражение в трудах многих позднейших философов. Очевиден огромный вклад Аристотеля в становление и развитие философии как науки, поэтому обращение к его творчеству, несмотря на огромную дистанцию во времени и немалый прогресс философской мысли с тех времён, представляется вполне обоснованным.

Содержание

Введение 3
1 Исходный пункт философии Аристотеля 4
1.1 Наука логики 5
1.2 Силлогистика Аристотеля 6
1.3 Система понятий у Аристотеля 7
2 Аристотелевская метафизика 11
3 Природа для Аристотеля. Учение о душе 14
3.1 Астрономические представления Аристотеля 14
3.2 Психология Аристотеля 16
3.2.1 Животная душа 17
3.2.2 Учение об уме 18
3.3 Этика Аристотеля 20
4 Практическая философия Аристотеля 21
4.1 Государство, государственное устройство и общество 22
4.2 Поэтическая философия 25
Заключение 26
Список использованных источников 27

Работа содержит 1 файл

Философия Аристотеля – реферат.docx

— 51.85 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

"ИНСТИТУТ  ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ 

НАЦИОНАЛЬНОЙ  АКАДЕМИИ НАУК БЕЛАРУСИ"

 

Кафедра философии

 

 

 

 

Философия Аристотеля

 

 

 

 

Аспирант Радкевич Виктория Вадимовна

 

ГНУ Объединенный институт энергетических и ядерных исследований - Сосны 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск-2010

 

Содержание

Введение 3

1 Исходный пункт философии Аристотеля 4

1.1 Наука логики 5

1.2 Силлогистика Аристотеля 6

1.3 Система понятий у Аристотеля 7

2 Аристотелевская метафизика 11

3 Природа для Аристотеля. Учение о душе 14

3.1 Астрономические представления Аристотеля 14

3.2 Психология Аристотеля 16

3.2.1 Животная душа 17

3.2.2 Учение об уме 18

3.3 Этика Аристотеля 20

4 Практическая философия Аристотеля 21

4.1 Государство, государственное устройство и общество 22

4.2 Поэтическая философия 25

Заключение 26

Список использованных источников 27

 

Введение

Античная философия представляет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет – с конца 7 в. до н.э. вплоть до 6 в. н.э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Одним из ярких представителей этого периода является Аристотель.

Философское наследие Аристотеля весьма обширно, а влияние его  огромно и прослеживается во всех областях духовной и научной жизни  в течение многих лет. Созданные  им философские системы нашли  много последователей, вплоть до современности, а высказанные им идеи нашли своё отражение в трудах многих позднейших философов. Очевиден огромный вклад  Аристотеля в становление и развитие философии как науки, поэтому  обращение к его творчеству, несмотря на огромную дистанцию во времени  и немалый прогресс философской  мысли с тех времён, представляется вполне обоснованным.

Целью данной работы является изучение учений и взглядов Аристотеля. Для ее достижения необходимо рассмотреть метафизику Аристотеля, ее связь с логикой и физикой, рассмотреть его взгляды на природу, общество, государство.

Философию Аристотель разделил на три вида:

  1. теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название «первичная философия»);
  2. практическую – о деятельности человека, устройстве государства;
  3. поэтическую.

Считается, что фактически как четвертая часть философии  была выделена логика.

С такой точки зрения мы и будем рассматривать философию  Аристотеля.

 

1 Исходный пункт философии Аристотеля

Важнейшим пунктом аристотелевской  философии является его стремление преобразовать сократо-платоновскую философию познания в теорию, объясняющую  мир явлений. Он был убежден, что  задача науки может быть разрешена  только посредством намеченного  Сократом пути – посредством познания, состоящего из понятий; это убеждение  составляло исходный пункт его философии, в силу которого он и в позднейшее время еще причислял себя к  платоновской школе. Преимущество же его  перед Платоном состоит в том, что он понял недостаточность  учения об идеях для объяснения эмпирической действительности. Хотя под конец  Платон и не без торжественности  провозгласил идеи, представлявшиеся ему первоначально только, как  неизменное бытие, причиною чувственного мира, но ему все-таки не удалось (на что и указывает Аристотель) согласовать  эту мысль с прежде установленным  понятием о мире идей. Ближайшую  причину этой неудачи Аристотель совершенно справедливо видит в  том, что Платон с самого начала приписал идеям самостоятельное существование, отдельное от чувственного мира. Эта  трансенденция идей, которая в  сущности ничто иное, как повторение эмпирического мира, должна быть отброшена; идеи не должны приниматься, как нечто  отличное от вещей, доступных восприятию, как нечто существующее отдельно от этих вещей. Напротив того, их следует  считать такой сущностью, которая  находится в самих вещах их определяющим содержанием. Слабость Платона, как и его величие, заключается  именно в его теории двух миров; основная же мысль Аристотеля та, что сверхчувствительный  мир идей и мир – тождественны [1].

Полемика Аристотеля против учения об идеях заслонила для  прежних исследователей его зависимость  от Платона, имевшую решающее влияние  на его деятельность. Его полемика направлена исключительно на обособленность, он указывает на то, что идеи не объясняют нам ни движения, ни познания, и что их отношение к чувственному миру не могло найти себе сколько-нибудь удовлетворительного и свободного от противоречий определения. В остальном же Аристотель определяет задачу философии в познании бытия, утверждает невозможность получить это познание посредством восприятия, и именно вследствие того, что все чувственные вещи изменчивы и преходящи. Поэтому и он обозначает общее или понятия, как содержание истинного познания и вместе с тем истинной действительности. Но с этим онтологическим интересом Аристотель связывает также и генетический: он требует от науки объяснений происхождения явлений из бытия. Поэтому он желает, чтобы идеи, будучи истинной сущностью чувственных вещей, в то же время и объясняли их. И если он не вполне разрешил эту задачу, то причину следует искать в его постоянной зависимости от основных определений платоновской философии [1].

1.1 Наука логики

Основная задача аристотелевской философии, которая тоже стремится познать сущность вещей посредством их родовых понятий, есть определение отношения общего к частному; этот принцип научного мышления Аристотель сделал предметом особого предварительного исследования и создал, таким путем, науку логики. Он предпосылал ее, как общую теорию научных приемов, отдельным фактическим исследованиям. В этом самопознании науки совершенно сознательно закончился исторический процесс развития самостоятельности познания. Как «отец логики», Аристотель представляет собой высший расцвет развития греческой науки.

Принципом аристотелевской  логики является та мысль, что подобно  тому, как в природе вещей общее, то есть выражающаяся в понятии вещи ее сущность, является причиной и основанием для определения частного, точно так же и ближайшая задача объясняющей науки состоит в том, чтобы выводить частное из общего и, таким образом, понять необходимость эмпирически действительного мира. Научное же объяснение состоит в том, чтобы то, что известно нам через восприятие, было понятно из его причин, и чтобы процесс познания воспроизводил в отношениях основания к следствию реальное отношение между общей причиной и ее частным действием [2, с. 59-66].

Но всякое познание состоит  только в соединении понятий, а, следовательно, в предложении или в суждении; причем такое соединение выражает (будучи утвердительным суждением) реальную связь, или же (будучи отрицательным суждением) реальную отделимость мысленного содержания понятий – подлежащего и сказуемого. Ввиду всего этого ближайшая  задача всякого научного познания состоит  в выводе частных суждений из общих. Отсюда центр аристотелевской логики составляет учение об умозаключениях и доказательствах, которое он сам  назвал Аналитикой.

Истинное и ложное Аристотель ищет только в соединении понятий, поскольку  это соединение или утверждается, или отрицается. Если это выдвигало  на первый план соображение о качестве суждений, то силлогистика, как наука  об основании суждений, требовала  также и обсуждения их количества, то есть различения общих и частных  суждений. Аристотель был еще далек  от того, чтобы рассматривать суждения с точки зрения их относительности  и модальности; если он и обозначает содержание суждения, как познание действительного или необходимого, или возможного, то делает это с  точки зрения метафизики, и это  не имеет ничего общего с новейшим значением слова «модальность». Но все исследования, которые производил Аристотель о различии суждений, определяются их отношением к теории доказательств, то есть они определяются тем значением, какое суждения могут иметь для  доказательства. Как посредствующее звено между теми и другими  исследованиями он подробно рассмотрел теорию выводов [3, с. 22-23].

1.2 Силлогистика Аристотеля

Силлогистика Аристотеля есть исследование о том, какие выводы из данных положений могут быть сделаны  с полной достоверностью. В ней  приводится, в качестве основной формы  умозаключений, обоснование частного положения общим и подчинение первого последнему. К этой так называемой первой фигуре силлогизма сводятся и две другие его формы, которые характеризуются различной логической постановкой в обеих посылках среднего термина; вследствие этого мы получаем в заключении различные отношения двух главных понятий. По мнению Аристотеля, результатом силлогизма является всегда ответ на вопрос, можно ли одно из этих понятий и в какой мере подчинить другому? насколько общее определение последнего может служить основанием для определения первого? [4, с. 339-349]

1.3 Система понятий у Аристотеля

По мнению Аристотеля, основной вопрос философии относительно понятия о сущности бытия может быть решен не иначе как только в методической связи, с объяснением фактов. Логическая форма этих решений, к которым, таким образом, стремится вся наука, есть определение понятия – дефиниция, в котором для каждого единичного явления устанавливается его непреходящая сущность, как причина его сменяющихся состояний и деятельности, причем в то же время указывается и зависимость его, как понятия, от другого более общего: таким образом, дефиниция есть определяющее суждение, в котором субъект определяется и посредством своего более общего родового понятия, и посредством своего отличительного признака. Но эти определения понятий, основанные частью на дедукции, частью на индукции, опять-таки предполагают существование дефиниций самых высших родовых понятий, причем уже эти дефиниции не выводятся из более высоких, а только разъясняются [4, с. 352-355, 5, с. 55-60].

Для логического исследования высшими родовыми понятиями, которых  уже нельзя свести на еще более  высокие, служат роды высказывания, категории. Они представляют те точки зрения, подчиняясь которым различные понятия могут посредством их реального содержания сделаться элементами предложения или суждения.

Категории – это фундаментальные  понятия философии. Аристотелевское  рассмотрение соотношения материи  и эйдоса (формы), акта и потенции выявляет энергичный динамизм сущего в его развитии. При этом мыслитель усматривает причинную зависимость явлений сущего: все имеет причинное объяснение. В связи с этим он проводит различение причин: есть действующая причина – это энергичная сила, порождающая нечто в потоке универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии – причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл: «то, ради чего». Здесь мы имеем дело с таким исключительно важным положением философии Аристотеля, как смысловое начало всего сущего, а также иерархия его уровней – от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее – от неорганических образований к миру растений, живых существ, разных видов животных и, наконец, к человеку, обществу. Стало быть, у Аристотеля огромную роль играл принцип развития сущего, что органически связано с категориями пространства и времени, которые выступают у него не как субстанция, а как «место» и число движения, т.е. как последовательность реальных и мыслимых событий и состояний [5, с. 55-60].

Аристотель разработал иерархическую  систему категорий, в которой  основной было «сущность», или «субстанция», а остальные считались ее признаками.

Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий  говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются [6, с. 4-29]:

  1. Сущность (субстанция). Сущность, называемая так в самом основном, первичном и безусловном смысле, – это та, которая не говорится ни о каком подлежащем и не находится ни в каком подлежащем, как, например, отдельный человек или отдельная лошадь. А вторыми сущностями называются те, к которым как к видам принадлежат сущности, называемые так в первичном смысле, - и эти виды, и их роды; например, отдельный человек принадлежит к виду «человек», а род для этого вида – «живое существо». Поэтому о них говорят как о вторых сущностях, например «человек» и «живое существо».

Всякая сущность означает определенное нечто. Что касается первых сущностей, то бесспорно и истинно, что каждая из них означает определенное нечто. То, что она выражает, есть нечто единичное и одно по числу. Что же касается вторых сущностей, то из-за формы наименования кажется, будто  они в равной степени означают определенное нечто, когда, например, говорят  о «человеке» или о «живом существе»; однако это не верно. Скорее они означают некоторое качество, ведь в отличие от первых сущностей подлежащее здесь не нечто одно: о многих говорится, что они люди и живые существа. Однако вторые сущности означают не просто какое-то качество. Вид же и род определяют качество сущности: ведь они указывают, какова та или иная сущность. Род при этом определяет нечто большее, чем вид: тот, кто говорит «живое существо», охватывает нечто большее, чем тот, кто говорит «человек» [6, с. 5-9].

  1. Количество. Что касается количества, то одно раздельно, другое непрерывно, и одно состоит из частей, имеющих определенное положение по отношению друг к другу, а другое – из частей, но имеющих такого положения. Раздельны, например, число и слово, непрерывны – линия, поверхность, тело, а кроме того, время и место. В самом деле, у частей числа нет никакой общей границы, где соприкасались бы его части; так, например, если пять есть часть десяти, то пять и пять не соприкасаются ни на какой общей границе, а стоят раздельно; также и три и семь не соприкасаются ни на какой общей границе. И вообще у числа нельзя указать общую границу его частей; они всегда стоят раздельно, поэтому число принадлежит к раздельным количествам. И таким же образом и слово принадлежит к раздельным количествам. Линия же непрерывна, потому что можно указать общую границу, где соприкасаются ее части, – точку, а у поверхности – линию: ведь части плоскости соприкасаются на некоторой общей границе. Таким же образом и у тела можно указать общую границу – линию или поверхность, где соприкасаются части тела [6, с. 9-15].
  2. Качество. Качество имеет много значений. Под одним видом качества понимают устойчивые и преходящие свойства. Устойчивое свойство отличается от преходящего тем, что оно продолжительнее и прочнее. Таковы знания и добродетели. В самом деле, знание есть нечто прочное и с трудом меняющееся, даже если постигли его в малой степени, разве только произойдет значительная перемена из-за болезни или чего-то другого в этом роде. Таким же образом и добродетель, например справедливость, благоразумие и все тому подобное, надо полагать, нелегко поддается колебаниям и изменениям [6, с.  23-29].
  3. отношение;
  4. место;
  5. время;
  6. положение;
  7. состояние;
  8. действие;
  9. страдание.

Информация о работе Философия Аристотеля