Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:23, реферат
Философское наследие Аристотеля весьма обширно, а влияние его огромно и прослеживается во всех областях духовной и научной жизни в течение многих лет. Созданные им философские системы нашли много последователей, вплоть до современности, а высказанные им идеи нашли своё отражение в трудах многих позднейших философов. Очевиден огромный вклад Аристотеля в становление и развитие философии как науки, поэтому обращение к его творчеству, несмотря на огромную дистанцию во времени и немалый прогресс философской мысли с тех времён, представляется вполне обоснованным.
Введение 3
1 Исходный пункт философии Аристотеля 4
1.1 Наука логики 5
1.2 Силлогистика Аристотеля 6
1.3 Система понятий у Аристотеля 7
2 Аристотелевская метафизика 11
3 Природа для Аристотеля. Учение о душе 14
3.1 Астрономические представления Аристотеля 14
3.2 Психология Аристотеля 16
3.2.1 Животная душа 17
3.2.2 Учение об уме 18
3.3 Этика Аристотеля 20
4 Практическая философия Аристотеля 21
4.1 Государство, государственное устройство и общество 22
4.2 Поэтическая философия 25
Заключение 26
Список использованных источников 27
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
"ИНСТИТУТ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ
НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК БЕЛАРУСИ"
Кафедра философии
Философия Аристотеля
Аспирант Радкевич Виктория Вадимовна
ГНУ Объединенный институт энергетических и ядерных исследований - Сосны
Минск-2010
Содержание
Введение 3
1 Исходный пункт философии Аристотеля 4
1.1 Наука логики 5
1.2 Силлогистика Аристотеля 6
1.3 Система понятий у Аристотеля 7
2 Аристотелевская метафизика 11
3 Природа для Аристотеля. Учение о душе 14
3.1 Астрономические представления Аристотеля 14
3.2 Психология Аристотеля 16
3.2.1 Животная душа 17
3.2.2 Учение об уме 18
3.3 Этика Аристотеля 20
4 Практическая философия Аристотеля 21
4.1 Государство, государственное устройство и общество 22
4.2 Поэтическая философия 25
Заключение 26
Список использованных источников 27
Античная философия
Философское наследие Аристотеля весьма обширно, а влияние его огромно и прослеживается во всех областях духовной и научной жизни в течение многих лет. Созданные им философские системы нашли много последователей, вплоть до современности, а высказанные им идеи нашли своё отражение в трудах многих позднейших философов. Очевиден огромный вклад Аристотеля в становление и развитие философии как науки, поэтому обращение к его творчеству, несмотря на огромную дистанцию во времени и немалый прогресс философской мысли с тех времён, представляется вполне обоснованным.
Целью данной работы является изучение учений и взглядов Аристотеля. Для ее достижения необходимо рассмотреть метафизику Аристотеля, ее связь с логикой и физикой, рассмотреть его взгляды на природу, общество, государство.
Философию Аристотель разделил на три вида:
Считается, что фактически как четвертая часть философии была выделена логика.
С такой точки зрения мы
и будем рассматривать
Важнейшим пунктом аристотелевской
философии является его стремление
преобразовать сократо-
Полемика Аристотеля против учения об идеях заслонила для прежних исследователей его зависимость от Платона, имевшую решающее влияние на его деятельность. Его полемика направлена исключительно на обособленность, он указывает на то, что идеи не объясняют нам ни движения, ни познания, и что их отношение к чувственному миру не могло найти себе сколько-нибудь удовлетворительного и свободного от противоречий определения. В остальном же Аристотель определяет задачу философии в познании бытия, утверждает невозможность получить это познание посредством восприятия, и именно вследствие того, что все чувственные вещи изменчивы и преходящи. Поэтому и он обозначает общее или понятия, как содержание истинного познания и вместе с тем истинной действительности. Но с этим онтологическим интересом Аристотель связывает также и генетический: он требует от науки объяснений происхождения явлений из бытия. Поэтому он желает, чтобы идеи, будучи истинной сущностью чувственных вещей, в то же время и объясняли их. И если он не вполне разрешил эту задачу, то причину следует искать в его постоянной зависимости от основных определений платоновской философии [1].
Основная задача аристотелевской философии, которая тоже стремится познать сущность вещей посредством их родовых понятий, есть определение отношения общего к частному; этот принцип научного мышления Аристотель сделал предметом особого предварительного исследования и создал, таким путем, науку логики. Он предпосылал ее, как общую теорию научных приемов, отдельным фактическим исследованиям. В этом самопознании науки совершенно сознательно закончился исторический процесс развития самостоятельности познания. Как «отец логики», Аристотель представляет собой высший расцвет развития греческой науки.
Принципом аристотелевской логики является та мысль, что подобно тому, как в природе вещей общее, то есть выражающаяся в понятии вещи ее сущность, является причиной и основанием для определения частного, точно так же и ближайшая задача объясняющей науки состоит в том, чтобы выводить частное из общего и, таким образом, понять необходимость эмпирически действительного мира. Научное же объяснение состоит в том, чтобы то, что известно нам через восприятие, было понятно из его причин, и чтобы процесс познания воспроизводил в отношениях основания к следствию реальное отношение между общей причиной и ее частным действием [2, с. 59-66].
Но всякое познание состоит
только в соединении понятий, а, следовательно,
в предложении или в суждении;
причем такое соединение выражает (будучи
утвердительным суждением) реальную связь,
или же (будучи отрицательным суждением)
реальную отделимость мысленного содержания
понятий – подлежащего и
Истинное и ложное Аристотель
ищет только в соединении понятий, поскольку
это соединение или утверждается,
или отрицается. Если это выдвигало
на первый план соображение о качестве
суждений, то силлогистика, как наука
об основании суждений, требовала
также и обсуждения их количества,
то есть различения общих и частных
суждений. Аристотель был еще далек
от того, чтобы рассматривать суждения
с точки зрения их относительности
и модальности; если он и обозначает
содержание суждения, как познание
действительного или
Силлогистика Аристотеля есть исследование о том, какие выводы из данных положений могут быть сделаны с полной достоверностью. В ней приводится, в качестве основной формы умозаключений, обоснование частного положения общим и подчинение первого последнему. К этой так называемой первой фигуре силлогизма сводятся и две другие его формы, которые характеризуются различной логической постановкой в обеих посылках среднего термина; вследствие этого мы получаем в заключении различные отношения двух главных понятий. По мнению Аристотеля, результатом силлогизма является всегда ответ на вопрос, можно ли одно из этих понятий и в какой мере подчинить другому? насколько общее определение последнего может служить основанием для определения первого? [4, с. 339-349]
По мнению Аристотеля, основной вопрос философии относительно понятия о сущности бытия может быть решен не иначе как только в методической связи, с объяснением фактов. Логическая форма этих решений, к которым, таким образом, стремится вся наука, есть определение понятия – дефиниция, в котором для каждого единичного явления устанавливается его непреходящая сущность, как причина его сменяющихся состояний и деятельности, причем в то же время указывается и зависимость его, как понятия, от другого более общего: таким образом, дефиниция есть определяющее суждение, в котором субъект определяется и посредством своего более общего родового понятия, и посредством своего отличительного признака. Но эти определения понятий, основанные частью на дедукции, частью на индукции, опять-таки предполагают существование дефиниций самых высших родовых понятий, причем уже эти дефиниции не выводятся из более высоких, а только разъясняются [4, с. 352-355, 5, с. 55-60].
Для логического исследования высшими родовыми понятиями, которых уже нельзя свести на еще более высокие, служат роды высказывания, категории. Они представляют те точки зрения, подчиняясь которым различные понятия могут посредством их реального содержания сделаться элементами предложения или суждения.
Категории – это фундаментальные понятия философии. Аристотелевское рассмотрение соотношения материи и эйдоса (формы), акта и потенции выявляет энергичный динамизм сущего в его развитии. При этом мыслитель усматривает причинную зависимость явлений сущего: все имеет причинное объяснение. В связи с этим он проводит различение причин: есть действующая причина – это энергичная сила, порождающая нечто в потоке универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии – причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл: «то, ради чего». Здесь мы имеем дело с таким исключительно важным положением философии Аристотеля, как смысловое начало всего сущего, а также иерархия его уровней – от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее – от неорганических образований к миру растений, живых существ, разных видов животных и, наконец, к человеку, обществу. Стало быть, у Аристотеля огромную роль играл принцип развития сущего, что органически связано с категориями пространства и времени, которые выступают у него не как субстанция, а как «место» и число движения, т.е. как последовательность реальных и мыслимых событий и состояний [5, с. 55-60].
Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной было «сущность», или «субстанция», а остальные считались ее признаками.
Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются [6, с. 4-29]:
Всякая сущность означает определенное нечто. Что касается первых сущностей, то бесспорно и истинно, что каждая из них означает определенное нечто. То, что она выражает, есть нечто единичное и одно по числу. Что же касается вторых сущностей, то из-за формы наименования кажется, будто они в равной степени означают определенное нечто, когда, например, говорят о «человеке» или о «живом существе»; однако это не верно. Скорее они означают некоторое качество, ведь в отличие от первых сущностей подлежащее здесь не нечто одно: о многих говорится, что они люди и живые существа. Однако вторые сущности означают не просто какое-то качество. Вид же и род определяют качество сущности: ведь они указывают, какова та или иная сущность. Род при этом определяет нечто большее, чем вид: тот, кто говорит «живое существо», охватывает нечто большее, чем тот, кто говорит «человек» [6, с. 5-9].