Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 11:41, реферат
Величайший и самый разносторонний из ученых эллинской древности Аристотель родился в г. Стагире во Фракии в 384 году до н. э. Его отец был придворным врачом македонского царя. Семнадцати лет Аристотель уезжает в Афины, поступает в платоновскую Академию, становится учеником Платона. В Академии пробыл двадцать лет (после ее окончания преподавал в ней). Смерть Платона заставила его покинуть Афины.
Введение
Основная часть
Онтология
Теория познания
Учение Аристотеля о душе
Учение о государстве
Заключение
Список использованной литературы
МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОННОЙ
ТЕХНИКИ (ТУ)
Реферат по философии на тему
«Философия
Аристотеля»
Работу выполнил:
студент группы ЭУ-11
Агриков А. Ю.
Работу проверил(а):
Комарова
Е. А.
Москва 2008
Содержание
Введение
Величайший и самый разносторонний из ученых эллинской древности Аристотель родился в г. Стагире во Фракии в 384 году до н. э. Его отец был придворным врачом македонского царя. Семнадцати лет Аристотель уезжает в Афины, поступает в платоновскую Академию, становится учеником Платона. В Академии пробыл двадцать лет (после ее окончания преподавал в ней). Смерть Платона заставила его покинуть Афины. Аристотель поселяется в Малой Азии. Живет некоторое время на о. Лесбосе. Принимает приглашение македонского царя и переезжает в Пеллу (столицу Македонии), где преподает в течение трех лет философские и политические науки юному Александру — будущему великому полководцу. Вернувшись в Афины в 335 году до н.э., основывает школу Ликей (или Лицей), имеющую такое название по находившемуся поблизости храму Аполлона Ликейского. В аллеях парка во время прогулок Аристотель обычно излагал слушателям свои философские взгляды по тем или иным проблемам. Сама школа стала известной как «перипатетическая», а ее ученики как «перипатетики» («прогуливающиеся философы»). Аристотель преподавал в Ликее двенадцать лет. После смерти Александра (в середине 323 г. до н. э.) и антимакедонского восстания в Афинах Аристотель, имевший в политическом плане македонскую ориентацию, был обвинен в «безбожии» и вынужден был выехать в Халкиду на о. Эвбея, где у него было поместье. Здесь продолжил разрабатывать философские проблемы. Умер в 322 году до н. э.
Аристотель был крупнейшим в Древней Греции ученым-энциклопедистом. Им создано значительное число трактатов, причем часть из них — в записях его учеников. История чудом сохранила его сочинения. Почти все они пролежали долгое время (до I в. н. э.) в подземном книгохранилище, откуда были случайно извлечены, переданы в библиотеку в Афинах, затем — в Риме, где и были изданы главой аристотелевской школы Андроником Родосским.
Все сочинения Аристотеля можно разделить на следующие группы:
Онтология
На пороге
теоретической философии
Форма и материя. По Аристотелю, для нашего понятия и познания единичное бытие есть сочетание «формы» и «материи». В плане бытия «форма» — сущность предмета. В плане познания «форма» — понятие о предмете или те определения существующего в себе предмета, которые могут быть сформулированы в понятии о предмете.
Согласно Аристотелю, то, с чем может иметь дело знание, есть только понятие, заключающее в себе существенные определения предмета. Напротив, если мы отвлечемся от понятия, то из всего содержания самого предмета останется только то, что ни в коем смысле не может уже стать предметом знания.
Чтобы знание было истинным, оно, по Аристотелю, не только должно быть понятием предмета. Кроме того, самим предметом познания может быть не преходящее, не изменчивое и не текучее бытие, а только бытие непреходящее, пребывающее. Такое познание возможно, хотя отдельные предметы, в которых только и существует непреходящая сущность, всегда будут только предметами преходящими, текучими. Однако такое познание может быть только познанием или понятием о «форме». Эта «форма» для каждого предмета, «формой» которого она является, вечна: не возникает и не погибает. Допустим, мы наблюдаем, как, например, глыба меди становится статуей, получает «форму» статуи. Это нельзя понимать так, словно «форма», т. е. известное мыслимое нами очертание, возникла здесь впервые. Это следует понимать только так, что предмет (материал меди) впервые принимает очертание, которое как таковое никогда не возникало. Очертание это становится «формой» данной глыбы меди, но «форма» сама по себе не возникает здесь как «форма».
Таким образом, в «форме» Аристотеля соединяются вечность и общность. Установление этих определений «формы» дает возможность продолжить исследование субстанции, или самобытного единичного бытия. «Форма» — общее, реально же единичное. Поэтому для того, чтобы «форма» могла стать «формой» такого-то единичного или индивидуального предмета, необходимо, чтобы к «форме» присоединилось еще нечто. Но если к «форме» присоединится нечто, способное быть выраженным посредством определенного понятия, то это вновь будет «форма». Отсюда Аристотель выводит, что присоединяемый к «форме» новый элемент может стать элементом субстанции только при условии, если он будет совершенно «неопределенным субстратом» или «неопределённой материей». Это тот субстрат (материя), в котором общее («форма») впервые становится определенностью другого бытия.
Сказанным Аристотель не ограничивается. Он раскрывает в подробностях свое понимание процесса, посредством которого в отдельных предметах чувственного мира возникают новые свойства или в которых «материя» принимает в себя «форму». Всякий предмет, приобретающий новое свойство, которое может быть выражено в новом определении, до этого приобретения, очевидно, не имел этого свойства. Поэтому, чтобы ответить на вопрос, что такое «материя», или «субстрат», необходимо уяснить следующее: «материя» есть, во-первых, отсутствие («лишенность», «отрицание») определения, которое ей предстоит приобрести как новое определение. Иначе говоря, «материя» — «лишенность» «формы».
Однако
понятие «материи» не может быть
сведено как к единственной характеристике
к «лишению» или к «отсутствию» формы,
к «отрицанию» формы. Когда в «материи»
возникает новая определенность, новая
«форма», например, когда глыба меди превращается
в медный шар или в медную статую, то основанием
этой новой определенности не может быть
простое отсутствие («лишение» — отрицание)
формы шара или формы статуи. С другой
стороны, новая «форма» возникает в «материи»,
которая не имела ранее этой «формы». Отсюда
следует, заключает Аристотель, что «материя»
— нечто большее, чем «лишенность» («отсутствие»).
Откуда же берется в «материи» новая «форма»?
«Форма» эта, отвечает Аристотель, не может
возникнуть, во-первых, из бытия. Если бы
она возникала из бытия, то в таком случае
нечто, возникающее как новое, возникающее
впервые, существовало бы еще до своего
возникновения. Но «форма» эта, во-вторых,
не могла возникнуть и из небытия: ведь
из небытия ничто произойти не может. Выходит,
что то, из чего возникает «форма», не есть
ни отсутствие «формы», ни уже возникшая,
действительная «форма», а есть нечто
среднее между отсутствием («лишенностью»)
«формы» и «формой» действительной. Это
среднее между отсутствием бытия и действительным
бытием есть, согласно Аристотелю, бытие
«в возможности».
Стало быть, действительным, по Аристотелю,
становится только то, что обладало «возможностью»
стать действительным. И Аристотель поясняет
свою мысль примером. Человек, ранее бывший
необразованным, сделался образованным.
Но образованным он стал не потому, что
он был необразован, не вследствие «лишения»
или «отсутствия» образованности, а потому,
что человек этот обладал «возможностью»
(способностью) стать образованным.
Но если это так, то необходимо признать, что «материя» («субстрат») заключает в себе два определения: 1) отсутствие «формы», которая в ней возникнет впоследствии, и 2) возможность этой «формы» как уже действительного бытия. Первое определение («лишенность») всего лишь отрицательное, второе («возможность») — положительное.
В отличие от «материи», которая есть бытие «в возможности», «форма» есть «действительность», т. е. осуществление возможного.
В свою очередь Аристотель различает в понятии «материя» (субстрата) два значения. Под «материей» он разумеет, во-первых, субстрат в безусловном смысле. Это только «материя», или, иначе, чистая возможность. И, во-вторых, под «материей» он понимает и такой субстрат, который уже не только возможность, но и действительность. Различие этих понятий Аристотель поясняет, рассматривая примеры производства — ремесленного и художественного. Рассмотрим, например, сделанный медником медный шар или изваянную скульптором медную статую. И этот шар и эта статуя существуют в действительности. Но что же в них будет собственно «действительным»? И о статуе и о шаре у нас имеются понятия, и каждое из них есть совокупность известных признаков. Если мы считаем статую и шар действительными, то мы приписываем действительность их понятиям. Однако ни шар, ни статуя — не понятия. Приписывая им действительность, мы рассматриваем их не в отвлечении от действительности (как Платон рассматривал свои «идеи»), а как понятия, реализованные в самой действительности, в определенной «материи», в определенном «субстрате».
Каким же образом следует мыслить эту «материю» («субстрат») в случае медной статуи или медного шара?
Очевидно,
«материя», ставшая шаром (статуей),
есть в этом случае именно медь. Теперь
отвлечемся от понятия шара (шаровидности)
как от «формы». По отвлечении останется
«отсутствие» («лишение») этой «формы».
Совершенно очевидно, что шар сделало
именно шаром вовсе не «отсутствие» формы
шаровидности. Опыт медника доказывает,
что из меди может быть отлит шар. Выходит,
стало быть, что, хотя по отвлечении от
формы шаровидности медь есть не шар, она
все же возможность шара, или шар «в возможности»,
иначе — возможность той действительности,
какой будет существующий, уже сделанный
шар.
До сих пор мы рассматривали медь, медную
глыбу в качестве «материи» для шара. Но
это не единственный способ рассмотрения
меди. Мы можем, рассматривая медь, совершенно
отвлечься от мысли о шаре и поставить
вопрос: а что есть эта медь сама по себе,
независимо от того, что из нее может быть
сделан шар?
Первый ответ на поставленный вопрос будет: «это — медь». Говоря это, мы рассматриваем медь уже не как возможность для чего-то другого (шара, статуи и т. д.), а как реальность. Понятию меди мы, таким образом, приписали действительность. Но медь — не понятие только. Медь как медь существует в каком-то веществе. Следовательно, для понятия меди, принятого как действительность, необходимо указать «материю», в которой это понятие осуществляется, в которой оно становится действительным. Для отыскания и указания этой «материи» Аристотель опирается на традицию греческой физики, которая утверждала, что все возникающие и разрушающиеся материальные предметы представляют собой разные сочетания четырех вечных, невозникающих элементов — огня, воздуха, воды и земли. Стало быть, если глыба меди — действительность («форма»), то «материей» для этой действительности будет некоторое определенное сочетание четырех физических элементов. В качестве «материи» для «формы» меди эти четыре элемента, во-первых, «отсутствие» («лишенность») меди: они еще не медь; во-вторых, они — «возможность» меди: ведь из этого их сочетания может возникнуть медь.
Но и
на этом рассмотрение не заканчивается.
Сочетание четырех физических элементов
— не только «материя» для иной действительности.
Элементы эти, взятые сами по себе, по отвлечении
от мысли о меди, составляют особую и самобытную
действительность. В этом качестве они
обладают особыми, принадлежащими им свойствами.
Понятие о них слагается из признаков,
которые существуют не только в нашей
мысли как признаки понятия, но в качестве
свойств существуют и осуществляются
в какой-то «материи».
Таким образом, и на этой ступени анализа
мы обнаружим сочетание «формы» и «материи».
Четыре физических элемента обладают
и «формой», так как они образуют понятие
об элементах, реализующееся в некоторой
«материи», и должны, кроме того, обладать
«материей», так как и для них должен существовать
некий «субстрат».
Что же это за «субстрат»? Если мы отвлечемся
от понятия о четырех физических элементах
как о действительности, то этот «субстрат»
опять-таки есть, во-первых, «отсутствие»
(«лишение») признаков, входящих в понятие
об элементах, и, во-вторых, возможность
осуществления этих признаков, этого понятия.
И здесь первый момент «субстрата» — отрицательный,
второй — положительный.
Можем
ли мы продолжить этот «спуск» по ступеням
абстракции вдоль сочетаний «форма»
— «материя»? Для Аристотеля дальнейшее
нисходящее движение здесь уже невозможно.
«Материя», из которой возникают четыре
физических элемента, не обладает уже
никакими определенными признаками. Поэтому
природа этой «материи» не может быть
выражена ни в каком понятии. Но это значит,
согласно Аристотелю, что «субстрат» четырех
физических элементов — уже не есть действительность
и потому не может рассматриваться как
действительность. Он может существовать
и существует только как «материя», только
как «возможность» другой, какой угодно,
любой действительности.
На изложенных соображениях основывается
важное для Аристотеля различие первой
и последней материи.