Философия античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 08:27, реферат

Описание работы

Термин античность (от лат. Antiquus - древний) употребляется для обозначения всего, что было связано с греко-римской древностью, от гомеровской Греции до падения Западной Римской империи, возник в эпоху Возрождения. Тогда же появились понятия "античная история", "античная культура", "античное искусство", "античный город" и т.д. Понятие "древнегреческая наука", вероятно, впервые было обосновано П. Таннери в конце XIX в., а понятие "античная наука" - С.Я.Лурье в 30-х годах ХХ в. В русскоязычной литературе структура, особенности и содержание естественнонаучного знания античности наиболее полно представлены в работах И.Д.Рожанск

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
Математическая программа Пифагора………………………………..5
Корпускулярная атомистическая программа…………………………7
Континуальная программа Аристотеля……………………………...12
Научные идеи Эвклида………………………………………………..19
Научная программа Архимеда………………………………………..20
Научные труды Птолемея Клавдия…………………………………..21


Заключение………………………………………………………………..23

Работа содержит 1 файл

реферат 1.docx

— 73.11 Кб (Скачать)

     Содержание 

     Введение  ……………………………………………………………………3 

  1. Математическая  программа Пифагора………………………………..5
  2. Корпускулярная атомистическая программа…………………………7
  3. Континуальная программа Аристотеля……………………………...12
  4. Научные идеи Эвклида………………………………………………..19
  5. Научная программа Архимеда………………………………………..20
  6. Научные труды Птолемея Клавдия…………………………………..21
 

     Заключение………………………………………………………………..23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Термин античность (от лат. Antiquus - древний) употребляется для обозначения всего, что было связано с греко-римской древностью, от гомеровской Греции до падения Западной Римской империи, возник в эпоху Возрождения. Тогда же появились понятия "античная история", "античная культура", "античное искусство", "античный город" и т.д. Понятие "древнегреческая наука", вероятно, впервые было обосновано П. Таннери в конце XIX в., а понятие "античная наука" - С.Я.Лурье в 30-х годах ХХ в. В русскоязычной литературе структура, особенности и содержание естественнонаучного знания античности наиболее полно представлены в работах И.Д.Рожанского.

     И.Д. Рожанский выделяет четыре основных признака любой науки, а для античности - это и признаки ее отличия от ненауки предшествующей истории.

     1. Наука - как род деятельности по приобретению новых знаний. Для осуществления такой деятельности необходимы определенные условия: специальная категория людей; средства для ее осуществления и достаточно развитые способы фиксации знаний.

     2. Самоценность науки, ее теоретичность, стремление к знанию ради самого знания.

     3. Рациональный характер науки, что прежде всего выражается в доказательности ее положений и наличии специальных методов приобретения и проверки знаний.

     4. Систематичность (системность) научных знаний, как по предметному полю, так по фазам: от гипотезы до обоснованной теории.

     Существует следующая периодизация античной науки:

     Первый период - период ранней греческой науки, получивший у древних авторов наименование науки "о природе". Эта “наука” была нерасчлененной, спекулятивной дисциплиной, основной проблемой которой была проблема происхождения и устройства мира, рассматривавшегося как единое целое. До конца V в. до н.э. “наука” была неотделима от философии. Высшей точкой развития и, в то же время, завершающей стадией науки “о природе” была всеобъемлющая научно-философская система Аристотеля.

     Второй период - эллинистические науки. Это период дифференциации наук. Процесс дисциплинарного дробления “единой науки” начался еще в V в. до н.э., когда одновременно с разработкой метода дедукции произошло обособление математики. Работами Евдокса было положено начало научной астрономии. В трудах Аристотеля и его учеников уже можно усмотреть появление логики, зоологии, эмбриологии, психологии, ботаники, минералогии, географии, музыкальной акустики, не считая гуманитарных дисциплин, таких как этика, поэтика и другие, которые никогда не были частью науки “о природе”. Позже приобретают самостоятельное значение новые дисциплины - геометрическая оптика (в частности, катоптрика, т.е. наука о зеркалах), механика (статика и ее приложения), гидростатика. Расцвет эллинистической науки был одной из форм расцвета эллинистической культуры в целом и обусловлен творческими достижениями таких великих ученых, как Евклид, Архимед, Эратосфен, Аполлоний Пергский, Гиппарх и др. Именно тогда, в III - II вв. до н.э., античная наука по своему духу и своим устремлениям ближе всего подошла к науке Нового времени.

     Третий период - период постепенного упадка античной науки. Хотя к этому времени относятся работы Птолемея, Диофена, Галена и др., но все же в первые века нашей эры наблюдается усиление регрессивных тенденций, связанных с ростом иррационализма, появлением оккультных дисциплин, возрождением попыток синкретичного объединения науки и философии.

 

  1. Математическая  программа Пифагора
 

     Это очень интересное и загадочное явление греческой философии. Пифагорейская школа возникла как некое братство или религиозный орден, подчиненный строгим правилам общежития и поведения. Их целью было достижения определенного типа жизни, основанного на самоуглублении. Учение воспринималось как тайна, знать которую дозволялось лишь адептам и разглашение которой строжайше запрещалось – лишь после смерти Пифагора это сделал его последователь Филолай, из-за нужды обнародовавший три книги пифагорейцев.

     В то время как в других сектах для того, чтобы высвободить душу из тела и соединить ее с божеством, использовали мистические средства, применяя музыку и танцы, которые приводили человека в состояние экзальтации, Пифагор делал упор на аскетической жизни и научных исследованиях. В V в. в союзе произошел раскол на «акусматиков» и «математиков». «Акусматики» желали придерживаться в союзе орфического духа и примыкали к его мистическим и сакральным направлениям; «математики», не нарушая связей и веры акусматиков, желали, однако, быть прежде всего людьми науки и в этой сфере деятельности служить союзу. У первых преобладала вера в мистические таинства, а у вторых – стремление к рациональному объяснению действительности. Последние, «математики», и превратили религиозный союз в научную школу.

     Идея первоначала. Пифагорейцы были первыми математиками, и поскольку числа – первые начала в математике, то они и распространили их на весь мир. По их мнению, в основе всего лежит математическая регулярность – время, пространство, циклы биологического развития, музыку и т.д. можно представить как определенное числовое соответствие. Важно, что под числом пифагорейцы понимали не абстракцию: числа были для античного мышления реальными, даже более реальными, чем вещи, и в этом смысле понимались как начала всех вещей. Числа – это реальность, физис вещей, проявляющийся в геометрических формах: единица равна точке; два – линии; три – треугольнику; четыре – пирамиде. Эти фигуры – основы реальности. Далее: пять – обозначает характеристики физических тел, в частности, цвет; шесть – жизнь; семь – душу; восемь – любовь; девять – справедливость; десять – совершенство Вселенной. Пифагорейцы пытаются построить идеальный мир вечных сущностей, чтобы затем вывести все сущее из него, поэтому мир (и все вещи) у них не состоит из числа, а подобны ему: вещи существуют, подражая числам.

     Философия числа. По мнению пифагорейцев, числа состоят из двух элементов – определенного и неопределенного. Это связано с тем, что числа образуют некоторое неопределенное множество (1, 2. 3, … n) – их неопределенно сколько, которое потом само себя определяет и ограничивает – каждое число в отдельности и группа чисел определены и конкретны.. Т.е. число составляют два элемента – 1) неопределенный и бесконечный; 2) определенный и ограничивающий. В четных числах доминирует неопределенное (поэтому они менее совершенны), а нечетных – ограниченное. Кроме того, нечетные числа были мужскими и квадратными, а четные – женскими и прямоугольными. Самым совершенным числом мыслилась декада – 10, т.к. 10 =1+2+3+4, кроме того в ней четыре четных и нечетных числа. Число десять объявлялось верхом совершенства.

     Идея космоса как порядка. Если мир подобен числу, а число есть порядок (согласование предельных элементов с беспредельными), то все – это порядок. По-гречески порядок – это космос. Мир, в котором господствовали слепые непредсказуемы силы, был преодолен, т.к. число вызывало порядок, рациональность и истину. Если мы познали число, то познаем и подражающий ему космос.

     Значение пифагорейцев. В первую очередь исследованиями пифагорейцев были связаны известные концепции, а именно: теория числа, понятого как начало мира, и убеждение в гармоничности мира. Также в учении пифагорейцев нам важно подчеркнуть единство математики и философии, что привело к тому, что числа (и – шире говоря – все математические структуры и отношения вообще) получили статус самостоятельного предмета исследования, а философия обрела новую интуицию, новый поворот мысли к чистому и совершенному идеальному. 

  1.   Корпускулярная атомистическая  программа
 

     Теория атомизма возникла благодаря двум философам, взгляды которых разделить достаточно трудно. Мы имеем в виду Левкиппа и его ученика Демокрита. Принципиальная структура и основные понятия и положения были разработаны, как сейчас представляется, Левкиппом. Демокрит же развил теорию и связал ее с опытом. Однако (и это не справедливо) именно с его именем связывается атомистическая теория в европейской философской традиции.

     Демокрит из Абдеры жил приблизительно в 460–360 гг. до н. э. Он был выдающимся ученым во многих отраслях знаний. Во времена Тиберия 60 работ Демокрита были изданы Трасиллом, в 15 тетралогиях. Все эти работы погибли. Среди них были труды по этике, теории Вселенной, трактаты о планетах, о природе, о сущности человека, о душе, о форме, о цвете, логический трактат, или канон, работы по математике, астрономии, географии, статьи о ритме и гармонии, о поэзии, грамматике, календарях, технике, медицине, агрономии, воспитании и военной стратегии. Некоторые из этих тем были разработаны Демокритом впервые. Во времена Демокрита еще не произошло выделение из философии отдельных наук, и он успешно занимался многими разделами научного знания. С точки зрения философии, наиболее важными из его работ были следующие: «Великий диакосмос», «Малый диакосмос» и «О логике, или Мерило». Даже из этого перечня видно, что он был выдающимся ученым, мыслящим конкретно и пластично. Во всех случаях обращения к предмету исследования он предлагал наиболее простую и наиболее естественную теорию.

     1. Атомистическая теория бытия. Атомисты исходили из учения Парменида о неизменности бытия, но пришли к иным результатам. Они не считали возможным, чтобы теории о строении бытия находились в противоречии с наблюдаемыми явлениями, с результатам опыта. Тем самым, как говорил Аристотель, они сделали возможной физику, заложили основы для науки, понимаемой как теория, объясненная через принципы и подтвержденная опытом.

     Эта методическая установка привела их к следующему выводу: материя состоит из атомов. Атомы в их системе взглядов соответствовали стихиям Эмпедокла и зародышам в соответствующей теории Анаксагора. Как указывает сам греческий термин, атомы – неделимые частицы, которые, по мнению элеатов, неизменны; они перемещаются в пространстве, создавая всякий раз изменяющийся, новый облик мира. Легенда повествует о том, что на идею атомистического строения материи Левкиппа натолкнуло наблюдение пылинок, играющих в луче света.

     Свойства атомов: материальность (из них состоят все вещи), неделимость (сами атомы ни из чего не состоят), интеллигибельность (они умозримы, их нельзя увидеть глазами), обладание исключительно количественными характеристиками, по которым они и отличаются друг от друга (к этим характеристикам относятся форма, порядок и положение), бесконечное количество, вечность, постоянное движение. На основе этих положений были высказаны следующие идеи:

     А) Обоснование разнокачественности (множественности) в бытии. Элеаты завели философию в тупик, утверждая, что есть только единство и нет множественности, ибо если первоначало нечто целостное, т.е. неразделимо и неразложимо, становится непонятным, откуда берется множество вещей. А вот прибегнув к гипотезе атомов – маленьких взаимодействующих, сцепляющих частиц, множество вещей можно легко объяснить: благодаря почти бесконечному, во всяком случае огромнейшему, числу различных сочетаний атомов образуется множество весьма разнообразных вещей.

     Б) Идея единства бытия: бытие по своей сущности едино, поскольку все сущее состоит из атомов и несет в себе все их свойства, бытийствует по их законам.

     В) Идея небытия. Очевидно, что существуют тела. А в чем и где они, эти тела? По мысли атомистов – в пустоте. Как понять пустоту? Есть тела более проницаемые и менее проницаемые: сквозь последние невозможно "пройти", не разрушив их, тогда как между первыми телами "пройти" можно. Атомисты были убеждены, что в обоих случаях речь идет о материальном, но только двух принципиально разных родов: в одном случае это атомы (конгломераты атомов), в другом – их отсутствие, т.е. пустота. Благодаря атомам образуются тела и телесно-вещественные состояния. Благодаря пустоте существует нечто такое, "во что" помещаются тела. Тела и вещи, вещественные состояния, составленные из атомов, именуются бытием, а пустота – небытием. Но пустота – материальное небытие, не более чем вместилище атомов, причем совершенно нейтральное. Единственная "функция" пустоты – "вмещать" атомы и не препятствовать, а, наоборот, помогать атомам "располагаться", сталкиваться, носиться в пустоте, сцепляться друг с другом. Пустоту тоже нельзя ощутить, как нельзя ощутить атом.

Информация о работе Философия античности