Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 08:27, реферат
Термин античность (от лат. Antiquus - древний) употребляется для обозначения всего, что было связано с греко-римской древностью, от гомеровской Греции до падения Западной Римской империи, возник в эпоху Возрождения. Тогда же появились понятия "античная история", "античная культура", "античное искусство", "античный город" и т.д. Понятие "древнегреческая наука", вероятно, впервые было обосновано П. Таннери в конце XIX в., а понятие "античная наука" - С.Я.Лурье в 30-х годах ХХ в. В русскоязычной литературе структура, особенности и содержание естественнонаучного знания античности наиболее полно представлены в работах И.Д.Рожанск
Введение ……………………………………………………………………3
Математическая программа Пифагора………………………………..5
Корпускулярная атомистическая программа…………………………7
Континуальная программа Аристотеля……………………………...12
Научные идеи Эвклида………………………………………………..19
Научная программа Архимеда………………………………………..20
Научные труды Птолемея Клавдия…………………………………..21
Заключение………………………………………………………………..23
Г) Обоснование движения в бытии. Движение присуще атомам от природы, это вечное свойство вечных атомов. Именно ради обоснования движения вводится идея пустоты (небытия) – двигаться можно только в чем-то «незаполненном». Движение – это прежде всего возникновение и уничтожение тел. Возникают тела благодаря своеобразному сочетанию атомов, а уничтожаются потому, что эти соединения распадаются; атомы затем образуют какие-то новые соединения. Таким образом проблема рождения и смерти материальных тел, важнейшая для древнегреческой философии, убедительно решалась на основе атомистической концепции объяснения.
Д) Идея вечности бытия. Благодаря этой концепции оказалось возможным объяснить и то, почему, несмотря на рождение и смерть отдельных тел, мир в целом остается существовать, сохраняются и его относительно стабильные целостности. Скажем, отдельные люди рождаются и умирают, а человеческий род продолжает существование. Разгадка в том, что люди, умирая, переходят в какие-то другие атомные состояния – распадаются сцепления атомов, их структуры, а сами атомы вечны, они всегда есть, были и будут.
2. Атомистическая теория познания. В связи с атомистикой Левкиппа и Демокрита находилось их учение о познании. Если атомы обладают математическими качествами (форма, порядок, положение – эти свойства исключительно количественные) и не обладают в то же время чувственно-воспринимаемыми характеристиками, то «на самом деле существуют только атомы и пустота, а сладость и горечь, тепло и цвет являются субъективными, поскольку только в нашем воображении представляется, что существуют ощущаемые характеристики, однако и они в то же время не существуют, а существуют только атомы и пустота». Однако отсюда не следует превосходство рационального познания над чувственным.
Как мы видели, одним из результатов учения о знании, развитого элеатами, был скептицизм в отношении чувственного знания и резкий разрыв между данными чувственных восприятий и результатами мышления. Поскольку достоверное знание об истинно сущем возможно, знание это, по учению элеатов, может быть только постижением ума. Напротив, чувственные восприятия дают лишь недостоверное, шаткое мнение.
Атомисты в этом вопросе выступили против представителей элейской школы. Не менее четко, чем последователи Парменида, они сохраняют различение знания чувственного и интеллектуального. Так же, как элеаты, атомисты утверждают, что чувствам недоступно непосредственное постижение истинно сущих элементов бытия, т. е. атомов. К убеждению в существовании атомов и к определению присущих им свойств приводит ум. Но при этом элеаты полагали, что познание, достигаемое умом, совершенно противоположно чувственным восприятиям. Напротив, атомисты видят в познании посредством ума не противоположность чувственным восприятиям, а их продолжение и углубление, уточнение. Достоверность интеллектуального познания имеет источник в том же чувственном восприятии. Сохранился отрывок из сочинения Демокрита, в котором изображался в форме диалога спор ума с ощущениями. Сначала ум провозглашает чувственно воспринимаемые явления обманчивыми, но затем ощущения указывают, что основа доказательства ума в тех же ощущениях, и, таким образом, торжество ума, кичливо вознесшегося над чувствами, оказывается его поражением.
3. Учение о необходимости. Демокриту принадлежит фраза о том, что ничего не случается в мире случайно, а только по какому-либо основанию в связи с необходимостью. Необходимостью Демокрит называл «вихрь», вращающий атомы, который является причиной возникновения всего.
Из охарактеризованного нами выше взгляда Демокрита на необходимость вытекало отрицание случайности. Если «случайностью» называть отсутствие причины, то в действительности, по Демокриту, нет и не может быть ничего, что соответствовало бы этому смыслу слова «случайность»: в мире нет ничего беспричинно возникающего и, стало быть, нет ничего случайного. В природе существует только вечное и необходимое движение атомов.
Роль
атомистов в философии, прежде всего, состояла
в том, что: 1) была создана рационально-эмпирическая
программа исключительно в рамках теории
причинности; 2) создана теория атомов,
простая, объясняющая огромное количество
явлений и имеющая неоспоримые преимущества
перед другими теориями материи; 3) сформулирована
теория субъективности чувственных качеств,
и. наконец, 4) создана наиболее полная
во всей античности система материалистической
философии.
А: Бытие как объективная совокупность вещей
Аристотель считает, что подлинным бытием обладает не заоблачный мир идей, а каждая конкретная единичная вещь. Из этого следуют четыре первопричины бытия:
1) причина материальная – любая вещь должна состоять из чего-то, должна быть как-то нам дана, в чем-то выявлена, ощутима;
2) причина формальная – каждая вещь чем-то отличается от другой вещи, имеет свою сущность, свое качество; например, у каждого человека своя душа – это и есть формальное, организующее материю начало;
3) причина действующая – указывает на того, кто изготовил эту вещь или благодаря чему она появилась
4) причина финальная – к чему стремится этот предмет, какова цель его существования, каков, для примера, смысл жизни человека
Например, причинами статуи являются: материальная – то, из чего изготовлена статуя (скажем, медь); формальная – то, каким образом упорядочена, оформлена медь (например, статуя представляет собой война, стреляющего из лука); причина действующая – это мастер, изготовивший статую; причина финальная – это то, зачем нужна эта статуя (например, она изготовлена для продажи).
Б: Оформление понятийного языка науки
Аристотель выражает это в десяти всеобщих понятиях: 1.Сущность. 2. Качество. 3. Количество. 4. Отношение. 5. Действие. б. Страдание. 7. Место. 8. Время. 9. Обладание. 10. Покой.
В: Обоснование физики
"Вторая философия", по Аристотелю, есть физика. Она ведет исследование чувственной субстанции, внутренняя характеристика которой – движение, в отличие от недвижной субстанции (бога) – объекта метафизики. Важно отметить, что для Аристотеля физика – это наука о формах и сущностях и, сравнивая ее с физикой наших дней, можно сказать, что это, скорее, онтология, или метафизика чувственно воспринимаемого мира.
Важнейшей характеристикой чувственного мира – и это отметил уже Гераклит – является изменчивость, возникновение и уничтожение, т.е. процессы, которые в философии обозначаются понятием «движение». Поэтому Аристотель прежде всего уделяет большое внимание этому понятию.
1. Понятие движения. Нам уже известно, что, начиная с элеатов, отвергнувших движение как иллюзорную видимость, теория движения стала философской проблемой. Движение обоснованным образом было восстановлено в правах плюралистами. Тем не менее, никто из философов, включая Платона, не установил, какова сущность и онтологический статус движения. Аристотель предложил блестящее разрешение этих затруднений.
Из метафизики мы знаем, что бытие имеет множество смыслов и значений. Группа этих смыслов задана парой – "бытие как возможность" и "бытие как действительность". Относительно бытия-в-действительности бытие-в-возможности выступает как своего рода небытие. Но ведь ясно, что это небытие относительное, поскольку потенция вполне реальна, поскольку это – реальная способность и эффективная возможность стать действием, т.е. актуализироваться. Таким образом, движение - по Аристотелю, - есть ничто иное, как "актуализация того, что в потенции уже есть" Стало быть, небытие не есть ничто, но это – форма бытия, которая раскручивается в русле бытия как перехода от потенциального к актуальному.
Аристотель выделяет четыре формы движения:
1) изменение в субстанции есть возникновение или разрушение;
2) изменение в качестве – превращение;
3) изменение в количестве – возрастание или убывание;
4) изменение по месту – перемещение.
Из рассмотренного следует, что движение можно определить как изменение вообще.
2. Понятие пространства и времени
Объекты движутся не в небытии, которого не существует, но в некоем "где", т.е. месте. По Аристотелю, есть не просто место, но "место природное", к которому тяготеет всякая вещь, всякий элемент по своей натуре: огонь и воздух тяготеют "вверх", земля и вода – "вниз". Пространство – это граница, в котором находится тело, его вместилище. В принципе не существует пустоты, т.к. пустота – это пространство, ничем не заполненное. А этого по определению быть не может. Время также связано с движением. Это приводит к тому, что мы не замечаем самого времени. Движение, по общей характеристике, – это процесс, в котором различимы "сначала" и "потом". Но и время тесно связано с моментами "сначала" и "потом". Отсюда знаменитое определение: "время – это исчисление движения на "сначала" и "потом". Отметим, что у Аристотеля время связано с душой, поскольку восприятие "сначала" и "потом", а, значит, исчисление движения, предполагает необходимым образом душу. "Когда мы мыслим движение крайнее как отличное от среднего, а душа подсказывает, что моментов два, т.е. "сначала" и "потом", то мы говорим, что между двумя моментами есть время, поскольку время представляется тем, что определено мгновением, и это остается как основание". Однако, если душа – это духовное исчисляющее начало, а значит, условие различения сосчитанного и числа, то душа же выступает и непременным условием времени.
Г: Прояснение сущности научного познания. Всякое познание начинается с чувственного восприятия, со ступени, общей человеку с животными. Вторая ступень – ступень опыта, общая человеку и некоторым, хотя уже не всем, животным. Опыт возможен благодаря повторяемости чувственных восприятий и накоплению их в памяти. Аристотель так определяет опыт: это «ряд воспоминаний об одном и том же предмете». Как и первая ступень – чувственные восприятия, вторая ступень – опыт дает нам «знание индивидуальных вещей» Следующая ступень восхождения к знанию - ступень «искусства» (технэ). Это не изобразительное и не изящное искусство, а особая ступень познания, имеющая основу в практике, ибо «искусство» возникает на основе опыта («опыт создал искусство»). Если опыт – знание индивидуальных вещей, то «искусство» – знание общего и причин. Владеющие «искусством» люди являются более мудрыми, чем люди опыта, потому что «они владеют понятием и знают причины». Наконец, следует ступень наук.
Сущность научного познания. Как специфический род бытия научное знание отличается, по Аристотелю, тремя основными чертами. Эти черты: 1) доказательность – всеобщность и необходимость; 2) способность объяснения; 3) сочетание единства со степенями подчинения.
Начнем с первой черты науки – ее доказательности. По определению самого Аристотеля, наука есть вид бытия, способный доказывать. Само же доказательство состоит в получении заключения из истинных, необходимых и относящихся к предмету доказательства начал. Доказательство невозможно ни о случайном бытии, ни о том, что возникает и разрушается а лишь об общем. Если же общего нет налицо, то предмет доказательства – это, по крайней мере, то, что случается всего чаще. Из текстов видно, что общее сливается у Аристотеля с необходимым и что необходимость может быть даже в том, что встречается только часто и отнюдь не постоянно.
Способность науки к определению сущности и всеобщность применения усматриваемых ею положений обусловливает объяснительный характер знания. Задача научного знания заключается, во-первых, в фиксировании некоего обстоятельства, или факта. Во-вторых, задача науки – в выяснении причины. Знание предполагает, что известна причина, в силу которой вещь не только существует, но и не может существовать иначе, чем как она существует. В-третьих, знание есть исследование сущности факта. В плане бытия необходимая причина может быть только сущностью вещи. В плане познания или в логическом плане она может быть лишь началом (принципом) в отношении к его логическим следствиям. Собственно, доказательство и есть познание этой причины: «Если тот, кто при наличии доказательства [предмета] не имеет понятия о том, почему [предмет] есть, то он [предмета] не знает». Наконец, в-четвертых, знание есть исследование условий, от которых зависит существование или несуществование факта.
Третья черта знания – его единство, соединенное с подчинением одних знаний другим.
Также добавим, что Аристотель утвердил своеобразный канон организации научного исследования, которое должно включать в себя следующие элементы: история вопроса, постановка проблемы, аргументы "за" и "против", обоснование решения.
Д: Разработка формальной логики как теории доказательства
Аристотель – отец формальной логики как систематизированной науки о мышлении и его законах. Аристотель занимал двоякую позицию по отношению к миру: он воспринял идеализм Платона, а по характеру был реалистом (т.е. рассматривал в качестве подлинного бытия чувственно данный мир). Из учения Платона (говорившего, что истинное бытие является идеальным, а истинное знание всеобщим) он воспринял только половину: сохранил теорию знания, но отбросил теорию бытия. Он отрицал, что существуют идеи вне единичных вещей; в то же время признавал, что знание содержится в общих понятиях. Аристотель основывался на том, что бытие единично, а знание обще.