Античная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 19:09, реферат

Описание работы

Середина I тысячелетия до н.э. – тот рубеж в истории развития человечества, на котором в трех очагах древней цивилизации (Индии, Китая, Греции) практически одновременно возникает философия.
Ее рождение – длительный процесс перехода от мифологического мировоззрения, опирающегося в основном на традицию и веру, к мировоззрению, опирающемуся на объективные знания, разум

Содержание

Введение 2
1. Периодизация античной философии 4
2. Особенности возникновения и развития 9
3. Видные мыслители античности и особенности их учений 15
4. Древнеримская философия 19
Заключение 21
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат философия.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

     Содержание

Введение                                                                                                     2

1. Периодизация  античной философии                                                     4

2. Особенности  возникновения и развития                                               9

3. Видные  мыслители античности и особенности  их учений                 15

4. Древнеримская  философия                                                                  19 

Заключение                                                                                               21                                    

Список  использованной литературы                                                     24    

 

      Введение 

     Середина  I тысячелетия до н.э. – тот рубеж в истории развития человечества, на котором в трех очагах древней цивилизации (Индии, Китая, Греции) практически одновременно возникает философия.

     Ее  рождение – длительный процесс перехода от мифологического мировоззрения, опирающегося в основном на традицию и веру, к мировоззрению, опирающемуся на объективные знания, разум

     Почему  именно VII-VI вв. до н.э. являются временем взрыва интеллектуальной энергии?

     Ученые  предполагают, что это обусловлено  следующими причинами:

     1) развитием производительных сил  (переход от бронзы к железу);

     2) появлением товарно-денежных отношений;

     3) возникновением первых государств;

     4) ростом научных знаний;

     5) ростом оппозиции традиционной религии.

     Философия с момента своего зарождения носит  конкретно-исторический характер, потому что является духовной составляющей общества.

     Изменения в общественной жизни меняли ее предмет, расставляли другие акценты. Этим обусловлен тот факт, что философия, как и  любая форма общественного сознания (политика, право, мораль, религия, искусство, наука), имеет свою историю.

     Принято различать следующие исторические типы философии (тип (от греч. typos ‘отпечаток’) – основная форма, объединяющая в себе признаки всей группы предметов):

  1. Философия Древнего Востока (Индия, Китай). Возникла в VII, VI вв. до н. э.; просуществовала в различных модификациях вплоть до Нового времени.
  2. Философия Древней Греции и Древнего Рима, или античная философия (VII в. до н. э. –VI в. н. э.)
  3. Философия Средневековья (II, III вв. –XIV в.).
  4. Философия эпохи Возрождения (XV-XVI вв.).
  5. Философия Нового времени (XVII – начало XVIII вв.).
  6. Философия эпохи Просвещения (XVIII в.).
  7. Классическая немецкая философия (конец XVIII – XIX вв.).
  8. Философия марксизма (XIX-XX вв.).
  9. Западноевропейская философия конца XIX-XX в.
  10. Русская философия (XI-XVII вв.; XVIII-XIX вв.; конец XIX-XX вв.).

 

      1. Периодизация античной философии 

     Древнегреческая философия представляет собой совокупность разнообразных учений, развивающихся в период с VII-VI вв. до н. э. (от формирования архаических полисов (греч. polis ‘город-государство’) на ионийском и италийском побережье до расцвета демократических Афин и последующих кризиса и крушения Римской империи). Через 1200 лет завершается античный этап европейской философии – в 529 г., когда византийский император Юстиниан отказывает язычникам в праве занимать публичные здания, запрещает иметь школы и преподавать, потому что это «растлевает души учеников».

     Внутри  древнегреческой философии принято  выделять три периода.

     Первый  – зарождение и становление –  VII-V вв. до н. э. Для него характерно исследование природы, космоса, поиски первоначала, истоков сущего.

     Второй  – «классический» – V-VI вв. до н. э., соответствует расцвету древнегреческой рабовладельческой демократии. В этот период на первый план выступают вопросы строения материи, теории познания, сущности человека, общественной жизни.

     Третий  – Угасание и упадок философии  – III в. до н. э.-VI в. н. э., он соответствует кризису полисного устройства общественной жизни, появлению имперских государственных образований сначала под эгидой Македонии, а затем – Древнего Рима и, далее, упадку рабовладельческого общества. В это период от философии, выступавшей как всеобъемлющая наука, стали отпочковываться частные науки, разрабатывающие методы точного исследования природы. Для философии этого периода характерно большое разнообразие школ и учений, с различных позиций трактовавших проблемы бытия, роль материи и духа, сущности и назначении человека и др. Основное внимание в это период уделяется этическим и социально-политическим проблемам.

     Досократики

     Объединить  многочисленные древнегреческие школы  и направления, существовавшие до Сократа, позволяют их единая натурфилософская направленность, синкретичность сознания, особый интерес к происхождению мира и его целостной сущности. Синкретичность выражается не только в представлениях о нерасчлененности Космоса, но и в гносеологии: как и в мифологическом мышлении, чувственно-рациональный способ мышления является здесь преобладающим.

     Но  в отличие от мифологии, досократики  не ограничиваются при столкновении с грозными и непонятными явлениями введением deus ех machil1a, т.е. отсылкой к богам. Они ищут иные. доступные познанию причины этих явлений, иные первоосновы ·мира. Некоторые из них доходят даже до примитивного атеизма.

     Одно  из делений досократических школ может быть таким:

  • ионийская (милетская) - Фалес. Анаксимандр. Aнаксимен, Гераклит;
  • пифагорейская - Пифагор и его ученики;
  • элейская - Парменид, Зенон;
  • физиологическая - Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит;
  • софисты – Протагор, Продик, Гиппий. Горгий.

     в этих школах за первооснову мира принимались: у Пифагора - число; у Левкиппа и Демокрита – атомы, у Гераклита - огонь и т.д.

     Из  этих школ резко выделяются софисты - своей ориентацией на человека, на социальные вопросы, на практические действия в обыденных повседневных ситуациях. Они обучали приемам и формам доказательства и в конкретных случаях, и обобщая их как образцы политической деятельности и философствования. По их мнению, доказывать и доказать можно все что угодно. Это говорит об относительности истины и многозначности языка. Взгляды софистов сыграли существенную роль и в теории познания, а также в лингвистике.

     Ранний  эллинизм

     Киники. Антисфен, Диоген и их последователи. по словам Вл. Соловьева, проповедовали верховенство природы и разума. единую сущность всего существующего и ничтожность всех искусственных и исторически разделенных границ, ратуя за принцип космополитизма. Человек по самой своей природе имеет высшее достоинство и назначение, состоящее в свободе от внешних привязанностей, заблуждений и страстей - в непоколебимой доблести духа.

     Отсюда - их осуждения правительства, частной  собственности, института брака, рабства. Отсюда и презрение ко всяким условностям и приличиям - в манерах, одежде, пище. Их конструктивная программа формировалась «от противного»: мир плох, поэтому надо научиться жить независимо от него; блага жизни непрочны - поэтому не следует стремиться к ним. Моральная свобода заключается в освобождении от желаний. Поэтому идеал мудреца - опрощение и смирение.

     Как известно на примере жизни Диогена, киники делом доказывали возможность реального воплощения в жизни своего кредо.

     Гедонизм (Эпикурейцы). Эпикуреизм в обыденном мнении нередко отождествляют с наслаждением любой ценой, не принимая во внимание разумность и нравственность. Однако эти представления справедливы лишь в отношении вульгарных эпигонов этой античной философской школы.

     Действительно, основным принципом эпикурейцев  является удовольствие - прuнцип гедонuзмa. Счастье и блаженство - высшие цели и ценности жизни (принцип эвдемонизма). Но вопрос состоит в том, в чем заключаются счастье и блаженство и как они достигаются. Счастливой жизнью Эпикур и его последователи считали разумную, нравственную и справедливую жизнь. дающую безмятежность духа и здоровье тела. Средством достижения такой жизни Эпикур считал познание Вселенной, ее законов, а также познание человека и общества, в котором он живет. Мировоззрение подлинных эпикурейцев отличают созерцательность, благочестие и богопочитание. Ни боги, ни общество не могут дать человеку счастье. Оно - в нем самом, в его духовных наслаждениях и независимости от суетного преходящего.

     В своей афинской философской школе  «Сад Эпикура» ее создатель учил не только принципам своей знаменитой этики. У него была целостная система философии, состоящая из физики (онтологии), логики (гносеологии) и этики, куда входило учение о морали государстве.

     Идеи  Эпикура не умерли вместе с ним. Через  несколько веков в Древнем  Риме его взгляды по-своему интерпретировал  и активно проповедовал римский  поэт, философ и просветитель Тит Лукреций Кар.

     Скептицизм. Острое ощущение непознанности, переходящей в непознаваемость мира, осознание относительности даже самых устойчивых представлений о нем, социальные катаклизмы, познавательная традиция - все это привело к формированию такого направления античной философии, как скептицизм. На воззрения главного его создателя и представителя Пиррона сильное влияние оказала философия Демокрита. Основной принцип жизни, по Пиррону безмяrпежность (атараксия). Философ стремится к счастью, но оно состоит в невозмутимости и отсутствии страданий.

     Поскольку невозможно познать суть вещей, мы не можем говорить ни о прекрасном, ни о безобразном, ни о справедливом, ни о несправедливом. Всякому нашему утверждению о предмете или явлении  может быть с равным правом и равной силой противопоставлено противоречащее ему утверждение. Отсюда вывод: воздерживаться от каких-либо суждений о чем-либо. Этим достигается атараксия, в которой и состоит единственно доступное для философа счастье.

     Стоицизм. Учение стоиков просуществовало более шести веков.

     Это свидетельствует о востребованности их взглядов на протяжении всей античности и о значимости этих взглядов. Наиболее известны поздние стоики Древнего Рима (3-й этап стоицизма), но основателем  стоицизма считается философ III в. до н.э. Зенон Китионский. Второй этап (конец II - середина I в. до н.э.) представляют древнегреческие философы Посидоний и Панеций. По воззрениям стоиков, человек вовсе не рожден для наслаждений. Жизнь полна страданий и катастроф, и человек должен всегда быть готовым к ним. Поэтому мудрецу присущи умеренность, мужественность, рассудительность и справедливость. Это - основные добродетели перед лицом всемогущей Судьбы. Особое внимание стоики уделяли воле. Из нее исходят все стоические добродетели. Их необходимо соблюдать, поскольку все в мире предопределено, в нем господствует принцип всеобщей целесообразности: целесообразно как добро, так и зло; Покорность, выносливость и стойкое перенесение жизненных невзгод, как считали стоики, еcть высшее проявление свободы: если все предопределено, если ничего в этом мире изменить нельзя, то высшие свобода и достоинство человека могут заключаться только в стойкости и сопротивлении злу. Важнейшей чертой учения стоиков, особенно поздних, является признание всех человеческих существ равными по природе. Это объективно означало отрицание сословности и значения социального положения личности и суждение о ней только по личным достоинствам. Отсюда их мнение о том, что собственно философское начало коренится в самом человеке. Стоики не только проповедовали эти взгляды, но и пытались осуществить их на деле. Так, в период правления Марка Аврелия было улучшено положение женщин и рабов. Учение стоиков послужило одной из существенных основ раннего христианства. Их идеи и сегодня не потеряли своей актуальности.

     Поздний эллинизм

     В начале темы мы говорили об относительности  классификации философии по школам и направлениям. Наглядным примером тому является поздний эллинизм. Строго говоря, именно к этому периоду следовало бы отнести учение стоиков, ибо наивысшего расцвета оно достигло в древнем Риме. Уместен здесь и пример эпикуреизма, который уже в период позднего эллинизма развивал Тит Лукреций Кap. По существу, и учение неоплатоников имеет корни в классической античности. Эта закономерность будет прослеживаться на протяжении всего последующего изложения. Стоит ли этому удивляться? Философия - это грандиозное Целое, которое развивается из своих основ.

Информация о работе Античная философия