Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 01:51, контрольная работа
Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеологию), проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, которая являет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии.
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Кафедра
философии и методологии науки
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Вопрос
5 <Античная философия>.
СТУДЕНТКА 1 КУРСА, ГР.611-З
СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МЕНЕДЖМЕНТ»
ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
ФИЛИМОНОВА М.В.
ЗАЧЕТНАЯ
КНИЖКА №638394
ПРОВЕРИЛ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
Бобр
Александр Михайлович
МИНСК 2008
Возникновение античной философии и основные этапы ее развития.
Философия включает
в себя учение об общих принципах бытия
мироздания (онтология или метафизика),
о сущности и развитии человеческого общества
(социальная философия и философия истории),
учение о человеке и его бытии в мире (философская
антропология), теорию познания (гносеологию),
проблемы теории познания и творчества,
этику, эстетику, теорию культуры и, наконец,
свою собственную историю, которая являет
собой существенную составляющую предмета
философии: история философии есть часть
содержания самой философии. Так исторически
сложился предмет философии, т.е. круг
ее специфических разделов и проблем,
так теоретически и практически, т.е. организационно
и педагогически, дифференцировались
ее разделы. Предмет философии — не одна
какая-нибудь сторона сущего, а все сущее
во всей полноте своего содержания и смысла.
Философия нацелена не на то, чтобы определить
точные границы и внешние взаимодействия
между частями и частицами мира, а на то,
чтобы понять их внутреннюю связь и единство.
По месту возникновения различают индийскую,
китайскую, греческую, римскую, английскую,
немецкую и другие философские системы
(знания).
По авторам — философии
В зависимости от исторического времени
различают философию эпохи рабовладения
(до V в.), Средневековья (V-XV вв.), Возрождения
(XV-XVI вв.), Нового времени (XVII-XVIII вв.), эпохи
капитализма (XIX в.), современной эпохи
(XX-XXI вв.) и т.д.
По широте распространения и доступности
философию делят на доступную всем, предназначенную
для широких слоев, и доступную лишь «избранным»,
«посвященным».
По тематике философию можно разделить
(весьма условно) на классическую (основания
ее содержания заложены в античности,
включают проблемы первоосновы мира, его
познаваемости, изменчивости, роли разума
в освоении мира человеком, смысл жизни
человека, его ценности и т.д.) и неклассическую
рассматривающую другие, очень важные,
но рядоположенные с классическими вопросы
— роль подсознательного в жизни человека,
степень научности философии и др.
По исходным установкам устройства
мира различают монистическую
По подходу к первоосновам мира, т.е. выяснению
того, что является первичным, философия
делится на материалистическую и идеалистическую.
По способу познания выделяют: диалектическую
философию, утверждающую, что мир
находится в постоянном изменении,
развитии, а все его элементы, компо- ' ненты,
процессы и явления взаимосвязаны между
собою; метафизическую философию, которая
рассматривает мир в статике, а его фрагменты
как изолированные друг от друга и абсолютизирует
их; феноменологическую философию, претендующую
на универсальный метод раскрытия смысла
предметов и постижения истины при помощи
непосредственного восприятия идеальных
достоверных сущностей (феноменов); герменевтическую
философию как теорию интерпретации мира,
событий и явлений при помощи «предмнения»,
« предпонимания».
Существуют и другие основания
классификации и типологизации
философских систем. Конечно, редко
какая разновидность
Античная (Древнегреческая) философия возникает в VII – VI веках до н.э. Для ее возникновения характерны те же законы, на которые мы указали в 1 лекции. Она формируется в определенных исторических условиях: экономических, социальных, культурных. К тому времени в Древней Греции существовало достаточно развитое рабовладельческое общество, со сложной социально классовой структурой и формами разделения труда, носившими уже специализированный характер. Возрастает и роль интеллектуально-духовной деятельности, приобретая черты профессионализма. Развитая духовная культура, искусство создавали благоприятную почву для формирования философии и философского мышления. Так, Гомер и его творчество, достаточно отметить его "Иллиаду" и "Одиссею", оказали огромное воздействие на многие стороны духовной жизни греческого общества того периода. Можно образно сказать, что все "античные философы и мыслители "вышли из Гомера". А позднее многие из них обращались к Гомеру и его произведениям как аргументу и доказательству.
Вначале философия
выступает в форме
Но уже в рамках "Милетской школы философов"2 формируется собственно философский подход к пониманию мира, ибо они сознательно ставят и пытаются ответить на такие фундоментальные вопросы: Един ли мир и в чем выражается его единство? Имеет ли мир (в данном случае природа) свою первооснову и первопричину своего существования? Ответ на такие вопросы нельзя получить на основе своего жизненного опыта, а лишь посредством мышления в абстрактных, обобщенных понятиях.
"Милетские
философы" обозначают объективно
существующую природу особым
понятием "космос", (в греческом
языке – вселенная, мир). Отсюда
появляется один из первых
теоретических способов
В рамках "Милетской школы философов" за первосущность, первоначало, "первовещество" принимались отдельные предметы и явления, свойствам которых придавался всеобщий характер. За основу всего сущего брались свойства единичного, отдельного. Так, Фалес из Милет (конец 7 – первая половина 6 в. до н.э.) в качестве первоосновы существующего берет воду, как важнейшее первовещество. Она единый источник рождения всего. Несомненно, бралось во внимание эмпирический факт – там, где есть вода, там есть жизнь. Анаксимандр (610 – ок. 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса, в качестве первовещества, первоначала берет апейрон (в переводе в греч. – беспредельное), который вечен и присутствует везде и не имеет границ. А потому и Космос – вечен и безграничен. А космос представляется живым, дышащим "организмом", где в качестве дыхания выступает столкновение теплого и холодного воздуха. Анаксимен (6 век до н.э.) считал, что первоначалом является воздух, из которого возникают все предметы и вещи объективного мира. Он также является основой космоса. "Дыхание воздуха" (разжижение и сгущение) держит все и порождает все. Так, в рамках уже милетской школы выражается определенный принцип философствования – рассматривать бытие мира из самого мира. Такой принцип и называется материализмом. Иногда его называют натурализмом. Так рождается материалистическая традиция в Античной философии, которая оказала огромное влияние на развитие философской мысли всей Античности, но и Европейской философии в целом. Нельзя не отметить, материализм это уже рациональный способ познания мира, хотя еще в неразвитой, наивной форме.
Особую роль в развитии античной философии сыграл Гераклит Эфесский (из г. Эфес) с 544 – 480 гг. до н.э.) Исходя уже из сложившейся традиции, за единое основание мира он также берет отдельное явление – огонь, а космос является "огнедышащим шаром", который существует сам по себе, никем не создан и всегда был и будет "вечно живым огнем", который обладает собственными ритмами бытия ("мерами вспыхивающими и мерами угасающими").
Для подчеркивания
единства мира при всем его многообразии
Гераклит вводит понятие Логоса, который
также носит космический
Гераклит подвергает философскому анализу сущность познавательной деятельности человека и выдвигает учение об истине. Так, всеобщим основанием познания является способность людей к мышлению. ("Мышление общее для всех"), инструментом которого является слово ("логос"), а целью познания – достижение истинного знания, т.е. такого, которое не искажает объективные свойства вещей. Он выделяет два уровня познания:
-чувственное
знание, которое он называет "темным",
поскольку чувства часто
-теоретическое
знание, которое дает мышление, посредством
которого человек достигает
Виднейшим представителем материалистической традиции в Античной философии был Демокрит из Абдер (460 – 350 гг. до н.э.). Он является наиболее последовательным проводником материализма, как принципа объяснения и понимания мира. Он считал, что первовеществом "первокирпичиком" всего существующего являются атомы, мельчайшие, неделимые частицы. Они меньше пыли, а посему зрительно не воспринимаемы. Он становится создателем атомической картины мира.
Демокрит разрешает и такой сложный и трудный вопрос: Если все состоит из атомов, то почему мир предметов так многообразен по своим свойствам? То есть, он столкнулся с фундаментальной философской проблемой – единства и многообразия мира. И в рамках философии и натурфилософии того периода он дает ее рациональное решение. Атомы бесконечны в числе, но отличаются по 1) величине; 2)тяжести (тяжелые и легкие); 3) геометрическим фигурам (плоские, круглые, крючковатые и т.д.). Бесконечная неисчерпаемость форм атомов. Отсюда бесконечное многообразие свойств предметов связано с тем, из каких атомов они состоят. Кроме того, изменение свойств зависит от изменения порядка связи, соотношений между различными атомами. Комбинации атомов бесконечны в своем многообразии. Поэтому Вселенная, космос есть движущая материя, состоящая из атомов. Под материей он понимает все то, что состоит из атомов. А под движением он понимает и перемещение атомов (они носятся как угорелые), и их соединение и разъединение. А само движение обладает ритмичностью, повторяемостью и устойчивостью. Поэтому он склоняется к признанию существования в мире необходимости, т.е. обязательности и объективности происходящего, устойчивой упорядоченности событий, и отрицания теологии1. В этом плане философию Демокрита можно характеризовать как атеистическую. Но в мире нет и случайностей, а господствует жесткая необходимость. Поэтому бытие мира, есть существование в необходимости. А небытие есть пустота, когда разрушаются связи и отношения, а предметы утрачивают свои свойства.