Философия античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 08:27, реферат

Описание работы

Термин античность (от лат. Antiquus - древний) употребляется для обозначения всего, что было связано с греко-римской древностью, от гомеровской Греции до падения Западной Римской империи, возник в эпоху Возрождения. Тогда же появились понятия "античная история", "античная культура", "античное искусство", "античный город" и т.д. Понятие "древнегреческая наука", вероятно, впервые было обосновано П. Таннери в конце XIX в., а понятие "античная наука" - С.Я.Лурье в 30-х годах ХХ в. В русскоязычной литературе структура, особенности и содержание естественнонаучного знания античности наиболее полно представлены в работах И.Д.Рожанск

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
Математическая программа Пифагора………………………………..5
Корпускулярная атомистическая программа…………………………7
Континуальная программа Аристотеля……………………………...12
Научные идеи Эвклида………………………………………………..19
Научная программа Архимеда………………………………………..20
Научные труды Птолемея Клавдия…………………………………..21


Заключение………………………………………………………………..23

Работа содержит 1 файл

реферат 1.docx

— 73.11 Кб (Скачать)

     Платоновский дуализм, делящий бытие на два мира – мир идей и мир вещей, отходит на второй план; вместо него создается новый дуализм – бытия и знания. Научные исследования разделились по двум направлениям: учение о знании и учение о бытии; логика, подразумевающая всеобщее знание, отделилась от метафизики, направленной на единичное бытие.

     Сам Аристотель называл свою науку о мышлении аналитикой и его главные логические работы называются «Первая аналитика» и «Вторая аналитика». Необходимо подчеркнуть, что логика для Аристотеля – не самостоятельная специальная наука, а инструмент всякой науки. В качестве логика Аристотель формулирует основные законы мышления, определяет, что есть истина и что есть ложь, дает определение суждению и устанавливает виды суждений, определяет силлогизм (вид дедуктивного умозаключения), устанавливает три фигуры силлогизма и их модусы, исследует три вида доказательства, описывает типичные ошибки при доказательстве, как невольные (паралогизмы), так и намеренные (софизмы). Он исследует также индукцию и аналогию.

     Е: Рационалистическая космология

     Основу естественнонаучных воззрений Аристотеля составляет его учение о материи и форме. Мир состоит из вещей, каждая отдельная вещь является соединением материи и формы. Напомним, что материя сама по себе – бесформенное, хаотическое, пассивное начало: это материал, т.е. то, из чего возникает вещь, ее субстрат. Чтобы стать вещью, материя должна принять форму, некое идеальное, конструирующее, моделирующее начало, которое придает вещам определенность и конкретность. Как материя, так и форма вечны. По Аристотелю, каждая вещь – соединение материи и формы. При этом материя данной вещи является в свою очередь формой для материи тех элементов, из которых эта вещь состоит. Переходя таким образом в глубь вещества, к все более простым телам (например, от здания к кирпичам, от глины к элементам, из которых она состоит, и т.д.), приходят к абстрактной «первоматерии». Первоматерия лишена всякой формы, всяких свойств и качеств. Это – субстанция, не имеющая определенности. Соединяясь с простейшими формами, она образует первые элементы, из которых состоят все вещи. Простейшие формы – теплое, холодное, сухое и влажное. Соединяясь с первоматерией, они образуют четыре первоэлемента: огонь, воздух, вода и земля. Первоэлементы в мире расположены в определенном порядке; который задает структуру Космоса.

     Каждый первоэлемент имеет свое место. В центре мира находится элемент земли, который образует нашу планету. Земля является центром Вселенной, она неподвижна и имеет сферическую форму. Принцип центрального и неподвижного положения Земли во Вселенной является краеугольным в аристотелизме и на много столетий определил господство геоцентрической системы в астрономии. Вокруг Земли распределена вода, затем воздух, затем огонь. Огонь простирается до орбиты Луны – первого небесного тела. Выше Луны – надлунный, божественный мир, который принципиально отличен от мира подлунного, действует по иным закономерностям. В этом мире все тела состоят из эфира. Эфир неизменен, он не превращается в остальные элементы.

     В божественном, надлунном небе существует лишь один вид движения – равномерное непрерывное круговое движение небесных тел. Небесные тела вращаются вокруг Земли по круговым орбитам, они прикреплены к материальным, сделанным из эфира, вращающимся сферам. Существуют сферы Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна и сфера неподвижных звезд. За последней находится перводвигатель – Бог, который и придает движение сферам. Космос – конечен и вечен; он никогда не родился и никогда не погибнет, никогда не возникал и принципиально неуничтожим.

     научная программа античность греческая  философия

  1. Научные идеи Эвклида
 

     Он является автором первого дошедшего до нас трактата по математике, в котором подведен итог предшествующему развитию древнегреческой математики, в частности, изложены планиметрия, стереометрия и ряд вопросов по теории чисел. Создатель геометрической системы (евклидовой геометрии), на которой основывается вся классическая физика. Капитальный труд Эвклида "Элементы" - наложил отпечаток на все последующее развитие европейской науки. В этом труде основные достижения греческой математики V-IV вв. были изложены в дедуктивно-аксиоматической форме, которая являлась впоследствии образцом и идеалом научной строгости. Этой формой впоследствии пользовались не только математики. Спиноза написал свою "Этику", имея перед глазами "Элементы" Эвклида. Ньютон создавал "Математические начала натуральной философии", опираясь на “Элементы” Эвклида не только по существу (геометрия классической картины мира – это эвклидова геометрия), но и по характеру изложения. В трактатах Эвклида “Оптика” и “Катоптрика” изложены результаты его оптических исследований. Он внес вклад в установление законов распространения и отражения света. Его геометрические построения теней различных предметов и изображений в плоских зеркалах указывают на понимание прямолинейности световых лучей и равенство углов падения и отражения. Эвклид исследовал отражение светового луча системой нескольких плоских зеркал. В своих трудах рассматривал образование тени, получение изображения с помощью малых отверстий, в "Катоптрике" рассмотрел отражения света от плоских и сферических зеркал, привел теорему о равенстве углов падения и отражения, о симметричности предмета и изображения в плоском зеркале, о положении изображения на одной прямой с предметом в сферических зеркалах и т.п. Все это дает основание считать Эвклида основоположником геометрической оптики. 

  1.   Научная программа  Архимеда
 

     Научные труды относятся к математике, механике, физике и астрономии. Автор многих изобретений и открытий, в частности машины для орошения полей, винта, рычагов, блоков и винтов для подъема больших грузов, военных метательных машин и т. п. Разработал научные основы статики. Заложил основы гидростатики. В сочинении “О плавающих телах”, дошедшем до нас в переводе, содержатся основные положения гидростатики, в частности ее основной закон (закон Архимеда). С помощью этого закона Архимед решил задачу о содержании золота и серебра в короне сиракузского царя Гиерона. В этом же сочинении он исследовал равновесие плавающих тел и вывел условия плавающих тел. Автор не дошедшей до нас фундаментальной работы по отражательной оптике “Катоптрика”. Известно, что в этой книге содержались сведения о том, "... почему в плоских зеркалах предметы и изображения одинаковы, а в выпуклых и сферических - уменьшены, в вогнутых же, наоборот, увеличены, по каким причинам правая сторона меняется с левой; когда в одном и том же зеркале изображение то уходит вглубь, то выходит наружу; почему вогнутые зеркала, помещенные против Солнца, зажигают подложенный прут...". Сохранились его собственные описания экспериментов по определению угла, под которым виден диск Солнца. Известен описанный самим Архимедом прибор для определения видимого диаметра Солнца. Этот прибор можно считать первой известной нам из литературы научно-измерительной установкой. По преданию, Архимед сжег римский флот близ Сиракуз с помощью “зажигательных вогнутых зеркал”. Теория построения изображений кривыми зеркалами к тому времени (II в. до н.э.) была известна, практическая реализация была проверена в 1973г. греческим инженером Саккасом, сумевшим с помощью 70 полированных щитов в течение 3 мин. поджечь деревянные модели римских кораблей с расстояния 55 метров. Сохранились четыре письма Архимеда к одному александрийскому математику (“Квадратура параболы”, “О шаре и цилиндре”, “О коноидах и сфероидах”, “О спиралях”), которые можно причислить к числу важнейших математических работ Архимеда. В этих письмах величайший ученый древности предвосхищает идеи интегрального и дифференциального исчисления нового времени. 

  1.   Научные труды  Птолемея Клавдия
 

     Является автором трактата “Великое математическое построение астрономии в XIII книгах” (получившая впоследствии известность под арабизированным названием "Альмагест"), который более тысячелетия оставался сводом астрономических знаний. Этот труд явился высшей точкой античной астрономии и одновременно ее последним крупным достижением. В “Альмагесте” Птолемей определил продолжительность года, дал методы расчета лунных и солнечных затмений, описание астролябии, поместил каталог 1028 звезд, объяснил явление прецессии, первым ввел поправку на рефракцию и т.д. Придал завершенный вид геоцентрической теории мироздания (птолемеева система мира), разрабатываемую до него Эвдоксом Книдским, Аристотелем и Гиппархом. Со временем птолемееву систему заменила система мира Николая Коперника. Его система мира была итогом усилий многих греческих ученых (начиная с Эвдокса), направленных на построение рациональной геоцентрической модели мира, которая позволила бы объяснить все факты по поводу движения небесных тел. Эта система внутри себя уже содержала гелиоцентрическую систему мира, которая предстала перед человечеством после открытия законов Кеплера, шаг заключался только в том, чтобы изменить точку зрения. Он написал труд "Оптика" в пяти книгах, в котором описал первые действительно точные диоптрические исследования с целью учета влияния преломления атмосферы на астрономические наблюдения. Для этих целей первым сконструировал прибор, представляющий собой металлический диск, разбитый на 360 делений и погруженный наполовину в воду. По диску вокруг центра вращались две линейки – указатели А и В. Наполовину погружая диск в воду, Птолемей перемещал верхнюю линейку до тех пор, пока она не казалась продолжением нижней, находящейся в воде. Вынув затем диск из воды, он определял углы падения и преломления. Полученные по его данным значения показателя преломления воды лежат в диапазоне от 1.25 до 1.34. Птолемей не смог открыть количественный закон, связывающий углы падения и преломления, ошибочно полагая, что для данных двух сред углы преломления изменяются почти пропорционально углам падения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Значение античного этапа развития науки:

     а) использование имперсональной (надличностной) системы способов логического построения, развертывания, доказательства научных положений, то все это есть в античной науке;

     б) использование идеальных моделей в качестве «ядра» картины мира;

     в) появление первых научных программ.

     На  почве античной культуры впервые  появилась и стали развиваться  категории научного мышления. Велик  вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому  античная наука сыграла столь  важную роль в возникновении науки  нового времени, развитии техники. В  целом же культура античности явилась  основой для дальнейшего развития мировой культуры и науки. 

 

     Список  литературы: 

1. Кохановский  В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд. 2-е - Ростов  н/Д: "Феникс", 2003;

2. Котенко В.П.  История и философия науки;

3. Исаев А.А., Философия: Учебное пособие. - Сургут: Информационно-издательский центр СурГУ, 1997;

4. История естествознания в цифрах. Москва, 1998г;

5. Льюис Дж. Г. Античная философия: от Фалеса до Сократа. Минск: Галакмас, 1997. 
 

Информация о работе Философия античности