Феномен философии в восточной культуре Древних Индии и Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 17:45, реферат

Описание работы

1. Периодизация и особенности индийской философии в культуре древнего мира.
2. Ортодоксальные школы индийской философии: ньяя, миманса, вайшешика, санкхья, йога.
3. Неортодоксальные школы: буддизм, джайнизм, локаят (адживика).
4. Заключение.

Работа содержит 1 файл

Лекция № 3 Феномен философии в восточной культуре древних Индии и Китая.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

   В Ш  веке до н.э. моизм пришел в упадок, а в эпоху Хань (206 -220 гг. до н.э.)  учение Мо Ди было запрещено, как противоречащее установкам официального  конфуцианства. Логическая схема моистов была забыта и не вызывала интереса китайских ученых до ХХ века. Этот интерес возник в связи с тем, что китайские ученые стали искать в своих традиционных системах аналогии западным  научным и социально-политическим системам.        

         Китайская философия зародилась, как и все  философии древних народов, на основе мифологии. Китайские мифы носили антропоморфный и изотропный характер. Поэтому все  китайские божества имели явное сходство с животными, птицами, рыбами, а чувствовали, мыслили, разговаривали как люди. Таковым был и верховный Бог китайцев – ШАН-ДИ, родоначальник племени Инь. В мифологические представления  китайцев вплетены зачатки натурфилософии, а многие мифологические образы переходят в позднейшие философские трактаты, для того, чтобы обосновать концепции истинного правления императоров и санкционировать нормы правильного поведения человека. Философские идеи Древнего Китая о «пяти  первостихиях»,  о «великом пределе», о силах ЯН и ИНЬ, даже учение о ДАО – ведут свое начало от мифологических и религиозных построений.

   Важнейшим элементом  мировоззрения и религии  Китая был культ предков, который  строился на признании влияния умерших  на жизнь и судьбу их потомков.

   Космологические теории выдвигались китайцами не столько для объяснения происхождения  природных явлений, сколько для  объяснения первоосновы государства  и власти правителя. Глубокие политические потрясения, связанные с распадом государства, острая борьба отдельных царств за свою гегемонию, нашли отражение в бурной идеологической борьбе философско-политических и этических школ. Поэтому философия Китая теснейшим образом связана с политической жизнью своих царств. А философ часто занимает государственный пост и становится проводником политических ценностей сверху и материальных запросов людей снизу.

   Естественные  науки не находили своего отражения  в философских трактатах. Часто  выражалось пренебрежение к естественному  и прикладному знанию, а главное  внимание уделялось нравственным и политическим проблемам. Философия в Китае существовала, как бы

отгородившись от науки, что принесло и философии  и науке большой вред: философия  была лишена связи с наукой, а  наука испытывала потребность в  методологическом обосновании своих открытий. Оторванность философии от естественно-научного знания привела к тому, что проблемы природы человеческого сознания, проблемы сущности мышления, логики науки, формирования философского понятийного аппарата – не получили должного развития в Китае. Некоторые философы причину такого положения дел видят и  в том, что у философии существовала тесная связь с мифологией и иероглифический характер письменности, т.е. образное мышление и «рисованный» алфавит не позволяли выразить абстракции философского уровня. 
 

              САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ   РАБОТА. 

1.Познакомьтесь  и изучите содержание  основных  категорий  индийской и китайской  философии: 

            Индийская  философия. 

- «Веды» - (санскрит  – священное знание как результат  откровения мудрецов – риши). 2.Четыре собрания текстов, составленных между началом  2-го тысячелетия и Х1 веком до н.э.: «Ригведа»,  «Самаведа»,  «Яджурведа», и «Атхарваведа».

-  шрити –  тексты в «Ведах»

- даршаны –  философские школы

- «Араньяки» -  «Лесные книги», поучения для отшельников

- Брахманы- онтологическое  понятие в индийской философии,  означающее безличный абсолют,  объективную духовную субстанцию  как основу мира. Материальный мир – эмпирическое проявление Брахмана.

- Атман – (санскр. – дыхание, душа, самость) – означает сущность и самость каждой вещи, душу, дух, абсолютный субъект, Я, индивидуальную душу человека.

- Постижение  Брахмана и Атмана освобождает  человека от круговорота жизни,  делает его просветленным, подлинным  и свободным.

- Пуруша –  космический   первочеловек, принесенный в жертву Богам длясоздания мира. В мифологии  -  бездеятельный, безкачественный дух, близкий  Атману. Впоследствии превратился в категорию для обозначения вселенской и индивидуальной души.

- Пракрити –  (санскр. – природа, первоматерия) в философии это природная субстанция, материальная основа и первопричина мира.   

- Антропоморфизм – наделение человеческими свойствами явлений природы, животных и т.

- Праджапати – в мифологии владыка творений: земли, неба, воздушного пространства. Это внутренняя творческая сила, рождающая агни, ваю, адити.

- Агни – огонь,

- Ваю – ветер

- Адити –  бесконечность

- Тапас –  тепло птицы, высиживающей яйца

- Ньяя – правило,  основание, метод. Философская  школа, основанная  Гаутамой.

- Вайшешика (санскр. вишеша – особенность, отличие). Философская школа, основанная Канадой, близкая к ньяе, позднее создали единую систему.

- Онтологическая  концепция вайшешики разрабатывала  атомистическую теорию: мир состоит из 9-ти субстанций: земли, воды, огня, воздуха, эфира, времени, пространства, души и ума.

-Телеос –  цель, целесообразность существования   природы и человека.

- Манас –  вечная, бесконечно малая субстанция.

- Атман –  душа, вечная всеобъемлющая субстанция.

- Присущность  – постоянная вечная связь,  объединяющая целое с его частями.

- Пракрити –  первопричина мира.

- Познание должно  осуществляться на трех уровнях:  индивидуальном, особенном и всеобщем.

- Пранама –  источник познания в чувственном  восприятии.

- Ишвари –  абсолютное божественное Я, творит  мир из атомов.

- Адришта- невидимое, творит и разрушает мир по законам кармы.

- Карма –  (санскр. – дело, действие, жребий) – одно из центральных понятий религиозно-философской мысли Индии, закон воздаяния за дела в настоящей жизни или в новом рождении.

- Мана – ум

- Восьмеричный путь избавления от страданий: правильное видение, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное умение, правильное внимание, правильное сосредоточение.

- Срединный   жизненный путь  - отвергает как чувственные удовольствия, так и аскезу, и самоистязание.

- Рута – нерушимый  моральный кодекс.

- Индрии –  инструменты познания: ум, зрение, органы движения, речь, размножение, ипражнения.

- Ригоризм –  суровое, непреклонное исполнение  принципов, правил.

- Аскетизм – ограничение и подавление чувственных влечений, отказ от жизненных благ во имя нравственного совершенства.

- Йоганга –  сосредоточенность

- Наяма –  хорошие поступки

- Яма – плохие  поступки

- Освобождение  – состояние совершенства, основанное  на знании.

- Кама – чувственные влечения.

- Артха –  материальные блага,

- Дхарма –  закон,  основа морального  и  социального порядка.

- Мокша –  высшее добро, конечная цель  человеческой жизни, духовная  свобода. Мокша должна доминировать  в человеческой жизни.

- Будда –  пробужденный, просветленный.

- Нирвана – угасание, состояние, приобретаемое в результате освобождения. Высший уровень бытия и конечная цель жизни.

- Сансара –  изменчивость мира, противоположное  неизменчивым состояниям: мокше  и нирване.

- Аджива и  Джива – материальное и духовное содержание личности, составляющее ее сущность.

- Ахимса –  не нанесение вреда живым существам.  Этический принцип джайнизма.

- Джамбары –  одетые воздухом.

- Шветамбары  – одетые в белое.

- Чарваки –  материалисты, отвергающие учения  об атмане, карме и сансаре. 

                        Китайская философия. 

- Хаос – первоначальное  состояние мира.

- Ци- категория  философии и культуры, выражающая  субстанциональное единство универсума, мельчайшая частица  (атом у  греков).

- Ян – верхние,  легкие, светлые частицы, олицетворяющие  мужское начало.

- Инь – тяжелые,  темные, упавшие вниз частицы,  олицетворяющие женское начало.

- Пять стихий  – ли – огонь, кунь- земля,  цзинь – металл, кань –вода,  му – дерево.

- Основные школы китайской философии: конфуцианство, номинализм, моизм, легизм, даосизм.

- Цзюн-Цзы –  идеал совершенного человека  у Конфуция.

- Сын неба - император,

- Ван – наместник  императора в провинции.

- Жэнь – гуманность, скромность, сдержанность.

- И – чувство  долга и справедливость.

- Ли – соблюдение  церемониалов.

- У-Синь – доверие и почитание предков (духовный архетип).

- Духовная гармония  человека состоит из пяти совершенств:  жэнь, и, му, синь – искренность,  цзы – мудрость.

- Фа – закон.

- Дао – обозначение  истинного жизненного пути, мудрости, естественные законы природы 

( логос у Гераклита).

- Даос – даосом  может считать себя каждый, кто  живет тем, что  живо во  веке, т.е. традициями.

- Дао – это путь цельного существования, в котором умозрение и действие, дух и материя, сознание и жизнь оказываются в свободном «хаотичном» единстве.

-«ДАО-дэ Цзин»  - главное произведение даосов.

- Цзы-жань» - существование сомо по себе.

- Дэ – добродетель,  благая сила.

- Тай- Цзы  – великий предел, матрица из  восьми элементов: цянь – небо, сюнь – ветер, кань – вода, гэнь – гора, кунь – земля,  чжэнь – гром, ли – огонь, дуй – волосы.

- Сюань Цзы  – спираль Дао, пружина.

- У – космический  танец.

- ГЭ – песнопение.

- И – долг.

- Синь – доверие.

- И-Цзин  - жизненный  опыт («Книга перемен»).

- И-Ци – единое  дыхание, рождает Ян и Инь, т.е. небо и землю, от них рождается человек и все сущее.

- Сюй-Тай –  великая пустота, материнская  утроба, где рождается все сущее.

- Чан- Шэн– поиск вечной жизни.

- Сянь – искатель  вечной жизни.

- Гунфи, ушу  – школы кулачного боя, отличающиеся  красотой пластики, техникой боя, предназначенные для омоложения организма, здоровья и морального совершенства.

- Мо-Цзя –  школа мудрости, основанная  Мо Ди в У – Ш вв. до н.э.

- Тянь ди Жэнь  – божестьвенное небо, которое  все видит, слышит и желает  от человека должного поведения.

- Центральный принцип моизма – идея равенства всех людей, их право на участие в управление государством.

- Гу – причинность,  раскрывающая природу познания. 
- Тун-И – сходство и различие вещей при сравнительном методе познания.

- Лэй – разделения  вещей по родам и видам.

- Анима –  душа.

- Синь – сердце.

- Чжэнь –  верность и искренность. 
 

            Зачет по темам для  самостоятельного изучения можно сдать  устно, отвечая на вопросы педагога, или письменно, осветив одну из предложенных тем. Если появится желание написать доклад на другую тему, кроме предлагаемых, тему необходимо согласовать с педагогом. 

                  Тематика докладов по восточной философии. 

1. Возникновение  и периоды развития  древнеиндийской  философии.

2. «Веды» как  древнейший памятник культуры  и источник предфилософской мысли Индии.

3. Основные направления  и школы ортодоксальной индийской  философии.

4. Характеристика  неортодоксальных школ индийской  философии.

Информация о работе Феномен философии в восточной культуре Древних Индии и Китая