Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 17:45, реферат
1. Периодизация и особенности индийской философии в культуре древнего мира.
2. Ортодоксальные школы индийской философии: ньяя, миманса, вайшешика, санкхья, йога.
3. Неортодоксальные школы: буддизм, джайнизм, локаят (адживика).
4. Заключение.
Тема № 3. ФЕНОМЕН ФИЛОСОФИИ В ВОСТОЧНОЙ КУЛЬТУРЕ ДРЕВНИХ ИНДИИ И КИТАЯ.
(Для
Древнеиндийская
философия.
План
Индийская культура является одной из древнейших в истории мировой цивилизации. Оригинальность и мощь древнеиндийской культуры и ее философской мысли оказали влияние не только на философов, но и на политических деятелей: М. Ганди, Дж. Неру, С. Радхакришнана и др. Под обаянием философской мысли Индии находились и крупнейшие мыслители Европы: Вольтер, Руссо, Ницше, Л. Толстой, А. Швейцер и мн. др.
Под философским наследием Индии обычно понимают философские учения древности и средневековья, т.е. индийскую классическую философию в отличие от индийской философии Нового времени. В рамках этого периода выделяются три этапа развития:
Источниками ведического периода явились обширные и многослойные тексты « Вед» ( 2 – 1 тыс. до н.э..), записанные на языке ариев – ведическом санскрите. Эта литература отражала различные стадии развития мировоззрения древнеиндийского общества: от мифологического до предфилософского и философского.
«Веды» представляют собой священные тексты( шрути), в которых содержатся откровения мудрецов (риши) и выражается идеология брахманизма, а затем индуизма.
Ведический комплекс составляют:
2.тексты жертвенных формул, изречения мудрецов, магические заклинания и заговоры на все случаи жизни,
3. мифологические
и ритуальные объяснения
4 . «Ариньяки» или «Лесные книги»: поучения для отшельников, ставших «на путь знания».
5. «Упанишады» собственно
6. составной
частью «Вед» были «Веданги», являются
тексты, посвященные различным сторонам
науки: фонетике, этимологии, астрономии
и т.д.
«Упанишады» являются одним из самых замечательных образцов литературного, поэтического и философского творчества народов Индии. Эти тексты создавались на протяжении 2000 лет и представляют творчество древних мыслителей Махидасы, Айтареи, Джабалы и др.
Большое место в «Упанишадах» занимают поиски первоосновы бытия, т.е. первоначала всего сущего. Мифология процесс образования мира представляет таким образом: началом начал является вода, из воды возникло «золотое яйцо», из яйца - Праджапати (владыка творений), ставший прародителем всего живого. У Праджапати возникло Желание размножаться, он разгорячил себя через Тапас (тепло, которое создает птица, когда высиживает яйца), и, погрузившись в это тепло, он сотворил землю, воздушное пространство и небо. Над этими мирами он распростерся как наседка и стал высиживать их. В результате возникли три светила: Агни – огонь, Ваю – ветер, Адити – бесконечность. В некоторых текстах Праджапати рассматривается как внутренняя творческая сила, которая обнаруживает себя в урожае, который поддерживает жизнь человека.
Завершением поисков первоосновы оказались категории Брахман и Атман, представляющие центральные понятия древнеиндийской философии.
В «Упанишадах» мы находим учение о Брахмане – как Боге и о Брахмане как субстанциональном начале всего сущего. Во втором случае речь идет об отвлеченном философском начале, некоем духовном и телесном пределе.
Аналогично развивается учение об Атмане, как универсальной основе, заключенной во всех творениях и сохраняющейся при всех обстоятельствах.
Брахман и Атман, как объективное и субъективное начала, отождествляются с человеческим «Я». Тем самым человек в высших своих проявлениях становится и космосом, и Богом.
В «Упанишадах», видимо, уже осознается сам факт антропоморфности мира, т.е. перенесения на природу свойств человека. О чем свидетельствует отождествление Брахмана и Атмана с Пурушей, главным символом антропоморфности природы. Очеловечивание мира становится целью мировоззрения и высшей нравственной ценностью, а растворение человеческого «Я» в Брахмане и Атмане – становится смыслом человеческой жизни.
Мировоззрение
«Упанишад» не является еще личностным,
оно отражает предфилософский период
развития в его рассеянном состоянии.
.2. Эпический
период.
В этот период философия постепенно превращается в специальную науку, особую отрасль знания. В памятнике Ш- го века до н.э. «Артхашастра» говорится: «Философия всегда считается светильником для всех наук, средством для совершения всякого дела, опорой всех установлений». В философии излагается рационально-логическое знание. Среди источников эпического периода следует выделить поэмы «Махабхарата», «Рамаяна» и свод законов Ману (1250 г. до н.э.) - этический кодекс, разъясняющий права и обязанности различных каст древнеиндийского общества.
Если
в «Ведический период», как правило,
речь шла о внешних ритуалах, то
в эпический период авторы рассуждают
о внутреннем, духовном, самопожертвовании,
как основе нравственности. А это уже свидетельство
высокой степени философского мировоззрения.
Эпоха перехода от родового общества к раннеклассовому и классовому растянулась на многие века. Это было время кризиса родовой идеологии и родового общества, суть которого состояла в том, что в родовой организм все более внедрялась творческая деятельность человека, проявившая себя в социальной, технической и интеллектуальной жизни общества.
В области философии этот период ознаменовался появлением философских традиций и школ. Исходным материалом для подобной интеллектуальной работы было духовное наследие «Вед». Различие древнеиндийских школ определялось их отношением к ведическим традициям.
Окончательное
закрепление мировоззренческой
целостности этих школ произошло
в первые века н.э., т.е. в период становления
раннефеодальных отношений в Индии.
Отношение к ведическим традициям разделило философские школы Индии на две группы: те, которые признавали авторитет «Вед» , назывались ортодоксальными, к ним относились: ньяя, миманса, вайшешика, санкхья, веданта и йога.
Не признавшие авторитета «Вед», назывались неортодоксальными, к ним относились: чарвака, буддизм, джайнизм. Первая группа называется - астика – утверждающие, а вторая - настика – отрицающая, т.е. не признающая себя прямым наследником «Вед».
Даршаны, т.е. школы, первой группы обычно объединяются попарно, так как они близки по мировоззренческим принципам: ньяя – вайшешика, санкхья – йога, миманса – веданта.
Система ньяя (в переводе с санскрита – основание, правило, метод), созданная мудрецом Гаутамой во П веке до н.э., основывается на законах логики. К познанию нужно идти, считают сторонники школы, обращаясь к атману в себе, т.е. к органу чистой мысли, преследуя цель – освобождение индивидуального Я от своей телесной оболочки.
Они признают четыре самостоятельных источника истинного познания: восприятие, сравнение, свидетельства и доказательства. Познание объекта должно завершиться выделением основного признака данного объекта: «холм горит, потому что он дымится, а все, что дымится – горит».
Философы ньяя стремились избавить личность от ее привязанности к телу. Освобождение тела означало абсолютное прекращение всех мучений и страданий, но счастье не было бы счастьем, если бы не было страданий.
Бог
сотворил мир из вечных атомов для
того, чтобы человек наслаждался
удовольствием или испытывал
страдания в соответствии с достойным
или недостойным поведением.
Даршана вайшешика основана мудрецом Канадой (его имя Улука). Школа, родственная ньяе, имела с ней одинаковую цель – освобождение индивидуального Я через познание. Мудрецы вайшешика считают, что познание всего мира должно осуществляться через семь категорий: субстанция, качество, действие, всеобщность, особенность, присущность и небытие. Эти категории подобны вещам и обладают реальным существованием.
Абсолютное божественное Я - Ишвари, согласно учению вайшешике, творит из атомов миры, поддерживает их и разрушает с помощью особой силы – адришты (невидимое), действующей по закону кармы. Познать этот мир значит познать его систему. В ней различают семь видов реальности, каждая из которых имеет множество форм, представляющих собой девять видов субстанций: земля, вода, огонь, воздух, эфир, время, пространство, душа и ум. Пять из них: земля, вода, огонь, воздух, эфир – называются физическими, имеют свои признаки – вкус, запах, цвет, осязание, звук. Четыре других: пространство, время, душа – атман, ум – манас, - это органы координации сознания.
Познание
объектов должно происходить на трех
уровнях: индивидуальном, особенном и
всеобщем. Присущность есть постоянная,
вечная связь, которая объединяет целое
с его частями, всеобщее с особенным, особенное
с единичным.
Санкхья (перечисление, рассмотрение), ее создание приписывается мудрецу Капиле (УП в. до н.э.). Все многообразие Вселенной рассматривается как результат взаимодействия двух первоначал: материального (пракрити) и идеального (пуруши). Пракрити (правосоздательница) – источник различных качеств и производящих сил мира. Пуруша (человек, мужчина) – бездеятельный и бескачественный дух, сближаемый с Атманом. Задача познания – понять устройство мира, достичь независимости пуруши от пракрити, т.е. разъединить пракрити и пурушу в себе и тем самым достичь освобождения – мокши.
Пракрити есть первопричина мира, все вещи мира наделены качествами, которые вызывают удовольствия, страдания или безразличное отношение. Пуруша – некое разумное начало, сущностью которого является сознание. Развитие мира начинается с соединения пуруши с пракрити .
Из пракрити возник великий зародыш Вселенной, в нем отражено сознание Я, и это делает мир сознательным. Эта творческая мысль пробуждает природу от космического сна и побуждает ее к развитию. Хотя «Я» само по себе свободно и бессмертно, но под влиянием незнания оно смешивает себя с телом, чувствами и умом. Из-за неумения разобраться в том, что есть «Я», а что не есть «Я», возникают все наши горести и страдания. Однако простое знание не поможет познать самого себя. Для этого нужно пройти долгий путь постоянного размышления о том, что есть чистое вечное сознание. А оно есть не рожденный и не умирающий дух, сущность которого составляют свобода, бессмертие и вечная жизнь.
Характер и методы этого духовного воспитания, необходимы для самопознания, разработаны философией йоги.
Санкхья отрицает
Основателем школы йогов считается мудрец Патанджали. Система йоги разделяет теорию познания и метафизику санкхья, но они признают существование Бога. Особенно интересна практика йоги по распознанию истинного значения как важнейшего условия освобождения, т. е. прекращения всех функций ума. Йога определяет пять ступеней освобождения ума: 1. рассеянное состояние, при котором ум скользит от одного к другому, 2. притупленное состояние ума, как во сне, 3. умиротворенное состояние, 4. состояние сосредоточенности ума, 5. прекращение всякой деятельности мышления – нирвана. При этом используются различные методы: обуздание, культура этики, асаны (упражнения, при помощи которых вырабатывается устойчивость), контроль над дыханием, удаление чувств, внимание, размышление, сосредоточенность.
Обуздание – состоит в воздержании от нанесения вреда чьей-либо жизни, от лжи, воровства, прелюбодеяния, жадности.
Культура этики – заключалась в воспитании хороших привычек, таких, как очищение, удовлетворение, аскетизм, изучение «Вед» и размышлении о Боге.
Выработка устойчивости – это выработка устойчивого и удобного положения, регулирование процессов дыхания.
Информация о работе Феномен философии в восточной культуре Древних Индии и Китая