Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 17:45, реферат
1. Периодизация и особенности индийской философии в культуре древнего мира.
2. Ортодоксальные школы индийской философии: ньяя, миманса, вайшешика, санкхья, йога.
3. Неортодоксальные школы: буддизм, джайнизм, локаят (адживика).
4. Заключение.
Этот взгляд возник в Древнем Китае на рубеже У1 - У веков до н.э. и просуществовал до нового времени.
Глубокие политические потрясения, связанные с распадом единого древнего государства, и острая борьба отдельных царств за свою гегемонию, нашли свое отражение в бурной идеологической и философско-политической борьбе различных школ. Поэтому в древнем
Китае философия была тесно связана с политической жизнью государства, и основатели разных философских школ часто являлись министрами, сановниками, послами. Вопросы управления страной, отношения между «верхами» и «низами», вопросы этики, ритуала заняли ведущее место в философии и определили сугубо практический ее характер. Философия оказалась в полной зависимости от политической практики.
Важнейшим
элементом мировоззрения
Несмотря на перечисленные особенности, китайская философия является неотъемлемой частью мировой философской мысли. Русские исследователи Китая (С.М. Георгиевский (1851 – 1893гг.), В.М. Алексеев (1851 – 1951 гг.) обосновали важность изучения истории, философии и культуры Китая для познания мировой истории. Познание китайской философии расширяет границы и пространство общечеловеческих ценностей и приближает нас к осуществлению мудрого постулата китайской философии о том, что основным признаком зрелой личности является способность обозреть весь мир и нести ответственность за него.
Периодизация
и классификация Китайской
- по
порядку смены правящих
- по
хронологическому порядку:
Характеристика
школ Древней Китайской философии.
В «Ши цзи» («Исторические записки») Сыма Цяня (П -1 вв.до н.э.) приводится первая классификация философских школ Древнего Китая. Он называет шесть основных школ: 1. сторонники учения об Инь и Ян (натурфилософы), 2. школа служилых людей (конфуцианство), 3. школа номиналистов (софисты), 4. школа моистов, 5. школа законников (легистов), 6. школа сторонников учения Дао и Дэ (даосисты).
Натурфилософские идеи интересовали китайских философов крайне мало, они могли об этом упоминать, как бы отдавая дань «хорошему тону». В основе мироздания лежат два первоначала - ЯН и ИНЬ, они порождают пять стихий: ли –огонь, кунь – земля, цзинь – металл, кань – вода, му – дерево. Эти элементы в разных сочетаниях дают разнообразие мира.
В китайской философии было сформулировано ряд важных материалистических положений:
1. мир объяснялся как вечное становление вещей,
2.
движение – неотъемлемое
3.
источник этого движения –
взаимостолкновение
4.
причиной смены многообразных
явлений является закономерность
вечного движения.
Вся ученость
в Китае была направлена на одну
главную задачу: как управлять
государством, его подсистемами и
людьми. Поэтому философия развивалась
исключительно в духе моральных и правовых
суждений (права, в европейском понимании
этого слова, в Китае никогда не было).
Конфуцианство.
Школа служилых людей (чиновников).
Конфуций или Кун Фу-цзы (551 – 479 гг. до н.э.) родился и жил в эпоху больших социальных и политических потрясений, когда Китай находился в состоянии тяжелого внутреннего кризиса. Власть правителя – ВАНА – слабела, разрушались патриархально-родовые нормы жизни, в междуусобицах гибла родовая аристократия. Крушение древних устоев семейно-кланового быта, международные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа – все это вызывало критику ревнителей старины.
Конфуций выступил с критикой своего века, ставя в пример века минувшие, их традиции и идеалы. Родившись в старинной аристократической семье, но уже разорившейся к тому времени, он полюбил старинные обряды и церемониалы и приложил все усилия, чтобы овладеть знанием обычаев народов. Он ездил по стране, наблюдая царивший в стране хаос, и приходит к выводу, что единственный способ избавиться от него, - возвратиться к дедовским порядкам и традициям, коим следовать надо неукоснительно.
На основе противопоставления современному чиновничеству Конфуций создает идеал совершенного человека – ЦЗЮНЬ-ЦЗЫ. Совершенный человек – это модель для всей культуры Китая, для подражания каждому человеку. ЦЗЮНЬ-ЦЗЫ должен обладать следующими достоинствами: ЖЕНЬ – гуманностью, чувством долга и справедливостью – И, он должен соблюдать обряды и церемониалы – ЛИ.
ЖЕНЬ – включает в себя скромность, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям и т.п. ЖЕНЬ – это недосягаемый идеал, совокупность совершенств, которыми обладали, по мнению Конфуция, только аристократы древности. Из современников гуманным он считал только себя и своего ученика Янь Хуэя.
ДОЛГ – это моральное обязательство, которое гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на себя: «Благородный человек думает о долге, низкий – заботится о выгоде» - учит Конфуций.
ЛИ – благопристойность, соблюдение церемоний и обрядов обусловлены знанием и высшими принципами, но не расчетом. Следование этим принципам было обязанностью благородного мужа.
Благородный муж требователен к себе, делает только большие дела, живет в согласии с людьми, ему легко услужить, но трудно доставить радость, он идет на смерть ради высоких целей.
Низкий человек требователен к людям, занимается мелкими делами, трудно ладит с людьми, ему легко доставить радость, он кончает жизнь самоубийством в канаве.
С Ш-его в. до н.э. конфуцианство становится официальной идеологией династии Хань. Складываются канонизированные нормы поведения каждого человека в зависимости от сословия и занимаемой должности в чиновно-бюрократической иерархии. Основы этого официального порядка Конфуция представляет себе так: «Пусть отец будет отцом, сын – сыном, чиновник- чиновником. И тогда в этом мире все станет на свои места, все будут знать свои права и обязанности и делать то, что им положено». Критерием деления общества на «верхи» и «низы» должны служить не знатность происхождения и не богатство, а степень близости человека к идеалу ЦЗЮНЬ-ЦЗЫ. Формально этот критерий открывал путь «наверх» для любого человека, а на деле все выглядело иначе. Уже в трактате Ли-цзы, представляющих свод конфуцианских норм поведения, было записано, что чиновничество отделено от простого народа «стеной иероглифов», т.е. грамотностью, что грубые телесные наказания не применяются к грамотным, а церемониалы и обряды не имеют отношения к простому народу.
Сам Конфуций был противником деспотии в явной форме. Он считал, что порядок в стране должен поддерживаться не только императором и чиновниками, которые должны были отечески опекать народ, но и с помощью традиций и повиновения старшим. Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство. Семья – незыблемая основа государства, семейные отношения всегда выше личных, выше любви. Рождение детей – семейный долг. Каждый семейный клан в деревне имел свой храм предков, где отмечались праздники семьи и завершение семейных дел. Основная заповедь конфуцианства гласит о повиновении старшему, в первую очередь государю, ведь государь и отец и мать народа, который его любит и осуждать не может. Эти ценности и приоритеты сформировали мировоззрение и культуру китайцев, в жизни которых большую роль играли социальная практика, этика, обычаи и церемониалы, больше чем религия, мистика или законы.
Сам Конфуций отрицательно относился к законам, считая, что закон не может охватить великого разнообразия конкретных ситуаций, а главное, закон определяет права человека без учета его социального и семейного положения, что совершенно нелепо с точки зрения конфуцианства. Нелепо, чтобы сын чего-то требовал у отца по закону, а подчиненный – у начальника. Если такое происходит,- значит общество рушится. Отец и так даст все что нужно, ведь он обладает качеством – ЖЕНЬ, а если не дает, значит не положено. Поэтому для порядка в стране нужны не законы, а правители с высокими нравственными качествами. Конфуций, выражавший интересы родовой знати, считает, что путь к процветанию Поднебесной лежит через цивилизационные начала и духовный архетип – У СИНЬ, человеколюбие – ЖЕНЬ, следование долгу – И. Связь между «верхами» и «низами» должна осуществляться через ритуалы – ЛИ, доверие – СИНЬ и почитание предков.
Конфуций
ставил перед собой двойную социльно-
Решение этих задач основывалось на признании того факта, что знать мудра, поставлена самим небом, а народ не образован и глуп. Идея покорности снизу до верху – одна из основных в этике конфуцианства. Руководствуясь интересами государства, Конфуций предлагает знати уважать таланты из низов и привлекать их к государственной службе.
Правители должны обладать качествами ЖЕНЬ и ЛИ, а если они не обладают такими качествами, значит они не «настоящие» правители, а узурпаторы, они не должны занимать государственные посты. На вершине управленческой пирамиды находился Сын неба – император, в царствах управляли наместники –ВАНЫ,– обычно это были родственники императора. Субъект управления – это идеализированный благородный муж.
Нравственное совершенство личности достигается в абсолютной гармонии с природой. Китаец считает природу совершенством и никогда не ставит задачу переделать ее. Его чувства к природе – любовь, сочувствие, чистая доверительность к беспредельной мудрости бытия. Природная гармония состоит из пяти совершенств: 1. человечность - ЖЕНЬ, 2. чувство долга - И, 3. благопристойность - ЛИ, 4. искренность – СИНЬ, 5. мудрость – ЦЗЫ. Отрицая деятельное начало по отношению к природе, китайский художник должен как бы самоустраниться, чтобы стать свидетелем могучего творческого процесса в природе.
Конфуцианство с самого начала выразило свое пренебрежение к естественному и прикладному знанию, уделив основное внимание нравственным проблемам человека. Философия и естествознание существовали в Китае как бы отгородившись друг от друга, что нанесло и философии и науке значительный ущерб.
Религия китайцев основывалась на абсолютизации культа предков, человек и его предки были более близки в Китае, чем христианский Бог к европейцам. Религия для китайцев была скорее этикой, в этой этике народ объявлялся глашатаем неба, и, если император не мог расслышать этот глас, хотя он и объявлялся Сыном неба, а империя – Поднебесной, он должен был оставить свой пост. Так, Конфуций конечной и высшей целью государства провозглашал интересы народа.
Таким
образом, конфуцианство, не будучи религией
в полном смысле слова, стало чем-то
большим для Китая на многие столетия
вперед. Конфуцианство стало политикой,
административной системой, верховным
регулятором экономических и
социальных процессов. Словом, конфуцианство
остается до сих пор основой китайского
образа жизни и основой китайской цивилизации.
Легисты (законники).
Идеи легистов изложены в трактате «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан», 1У век до н.э.). Видный теоретик легизма Шан Ян (Гун-сунь Ян ) был правителем области Шан и сам лично написал несколько глав в этом трактате. Он считает, что управление государством должно основываться на законах – ФА и суровых наказаниях за неисполнение этих законов. Критикуя конфуцианцев за приверженность старым обычаям и ритуалам, Шан Ян замечает, что люди, подобные конфуцианцам, могут лишь занимать должности и блюсти традиции, однако они не способны обсуждать вопросы, выходящие за рамки этих традиций.
Легисты считали, что жестские законы есть основное средство управления населением. Концепция управления, предлагаемая Шан Яном, пронизана враждебностью к людям, крайне низкой оценкой их качеств. Добиться желаемого порядка можно только посредством насильственных мер. Под «порядком» разумеется полное безволие подданных и возможность без помех деспотической центральной власти манипулировать народом как во внутренних, так и во внешних делах.
В
таком «законническом»
Информация о работе Феномен философии в восточной культуре Древних Индии и Китая