Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 17:45, реферат
1. Периодизация и особенности индийской философии в культуре древнего мира.
2. Ортодоксальные школы индийской философии: ньяя, миманса, вайшешика, санкхья, йога.
3. Неортодоксальные школы: буддизм, джайнизм, локаят (адживика).
4. Заключение.
Удаление чувств – контроль над чувствами.
Внимание – сосредоточение внимания на внутриорганических и внеорганических объектах, неуклонное и непрерывное о них размышление.
Сосредоточенность – состояние, при котором созерцающее сознание перестает сознавать себя и теряется в объектах, нирвана.
Философия йоги считает Бога существом совершенным и свободным от недостатков. Аргументы: все, что имеет ступени, должно иметь и некоторый максимум. Раз существуют разные ступени познания, значит должно быть и совершенное знание. Только Бог владеет таким знанием.
Школа миманса (первое исследование) была основана Джаймини (4 – 3 вв. до н.э.). Он является автором «Мимансасутры», произведения, в котором изложена суть учения данной школы. Сама же школа возникла в целях сохранения «Вед» и ведического ритуала.
Долгом каждого человека является исполнения того, что предписывают «Веды». Долг следует исполнять во имя долга, а не с расчетом получить какую-то награду. Бескорыстное исполнение обязательных обрядов делает возможным освобождение от кармы после смерти. Закон кармы представляет собой моральный закон, который правит миром.
Миманса
способствовала поддержанию общинно-кастовой
организации и всего
Школа веданты (завершение «Вед») - одна из важнейших ортодоксальных школ древнеиндийской философии. Основателем ее и автором «Ведантасутры» (Брахмасутры) считается Бадараяна (4 – 3 вв. до н.э.). Веданта представляет собой философскую разработку идей Упанишад и Бхагаватгиты, она прочно укоренилась в индийскую культуру и определила развитие философской мысли Индии.
Центральная идея Веданты – идея Брахмана, который является началом абсолютного духа, генетическим и субстанциональным началом всего сущего. Из него происходят все вещи, им поддерживаются и в нем растворяются. Материальный мир есть эмпирическое проявление Брахмана, благодаря его творческой энергии происходит периодическое возрождение и гибель мира. Учение о Брахмане, как безликой реальности, дополняется учением об Атмане, как индивидуальной душе, человеческой самости. Атман, как и Брахман, универсален, непреходящ, сверхчувственен. Для каждого индивида Атман – его жизненное дыхание . Постижение единства Брахмана и Атмана освобождает человека от круговорота жизни, делает его просветленным, подлинным и свободным.
В Веданте говорится о четырех сторонах жизни человека: каме, артхе, дхарме и мокше. Кама – чувственное влечение и страсть, желание насладиться в любви (гедонистический элемент человеческой натуры). Артха – материальные блага, выгода, польза, приобретение богатства, стремление к мирскому процветанию. Дхарма – закон, твердо устанавливающий порядок или обычай, основа морального и социального порядка: самоконтроль, верность и любезность. Мокша – высшее добро, конечная цель человеческой жизни, освобождение духовной свободы, реализация того, что является вечным и божественным в человеке. Мокша должна доминировать в человеческой жизни и одухотворять собой все другие ее стороны.
Названные
четыре стороны жизни являются не
только философским наследием, они
непосредственным образом определяют
жизнь современной Индии, мировоззрение
людей, живущих в современном
обществе.
Неортодоксальные школы.
Буддизм – мировая религия и философское учение. Возникает в северной Индии в 6-ом веке до н.э., основателем был Сиддхартха Гаутама. В 29 лет он ушел из семьи в «бездомность», и после многих лет аскезы Гаутама достиг пробуждения, он становится на правильный путь, который отрицает крайности. Впоследствии он был назван Буддой, что значит «пробужденный, просветленный». У него появляется много поклонников, а вскоре появляется община монахов и монахинь, а также светских людей, которые переняли его учение. Центром этого учения являются пять благородных истин, лежащих в основе правильной жизни. Этим предписаниям нравственности должны придерживаться как монахи, так светские люди: не вредить живым существам, не брать чужого, воздерживаться от запрещенных половых контактов, не вести праздных и лживых речей, не пользоваться опьяняющими напитками.
Основные положения учения буддизма:
Буддизм не признавал Бога-творца, от которого зависела вся жизнь на земле, в том числе и человека. Но как всякая религия, буддизм содержал в себе идею спасения, которая заключалась в нирване (буквально – угасание). Среди последователей Будды выделяются два течения – хинаяна (малая повозка) и махаяна (большая повозка).
Хинаяна – наиболее
Махаяна провозглашает путь
Джайнизм – школа возникла в 4-ом в. до н.э., основателем считается мудрец Махавира (или Джина). Джайнизм – одна из неортодоксальных школ Древней Индии. Цель учения – достижение такого образа жизни, при котором возможно освобождение человека от страданий. По сути своей учение дуалистично: сущность личности материальна (аджива) и духовна (джива) одновременно. Джива – вечная, живая, духовная сущность – субстанция множества отдельных душ-джив, находящихся на разных уровнях развития и способных к познанию и деятельности. Аджива – сущность материальных субстанций. К последним относится вещество, состоящее из атомов, пространство и время. Связующим звеном между ними является карма, понимаемая как тонкая материя, которая дает душе возможность соединяться с грубой материей и которая страдает от этой зависимости, находясь во власти сансары. Карма постоянно сопровождает душу в бесконечной цепи перерождений. Освободившиеся от кармы дживы, поднимаются на вершину Вселенной и пребывают там в состоянии духовной чистоты и блаженства, сохраняя свою индивидуальность.
Человек сам может контролировать свою материальную суть. Лишь он один решает, что есть добро, а что есть зло. Бог – это душа, которая жила в материальном теле, но освободилась от пут кармы и цепи перерождений. В джайнизме Бог не рассматривается как Бог-творец, который вмешивается в человеческие дела. Этическое учение джайнизма основывается на трех драгоценностях: 1. на правильном понимании, обусловленном правильной верой, 2. на правильном познании, 3. на правильной жизни, с большей или меньшей мерой аскезы.
Наиболее
важным считается соблюдение ахимсы. Человек
может помочь себе лишь сам, целью жизни
является личное спасение. Душа человеческая
ограничивается действиями кармы, когда
душа избавляется от кармы, она постепенно
поднимается на высшую ступень. С течением
времени в джайнизме сформировалось два
направления, отличающиеся друг от друга
пониманием аскезы: «дигамбары» - одетые
воздухом, т.е. отвергающие одежду и «шветамбары»,
одетые в белое. Влияние джайнизма постепенно
падало, хотя отголоски его учения сохранились
до наших дней.
Чарвак
Философы-материалисты, признающие истинно существующим только то, что доступно чувственному восприятию, оно же признается единственным источником познания (лока – мир, чарвака – материалист). Основоположником этой школы является легендарный мудрец Брисахпати (около 5 века до н.э.). Произведений этой школы не сохранилось, сведения об учении чарваков дошли в критическом изложении других даршан. Учение чарваков-локаятиков было действительно уникальным, не похожим на учения других даршан. Они утверждали, что все существующие предметы обладают своей индивидуальностью (свабхавы), и все они являются результатом взаимодействия материальных первоэлементов: воздуха, огня, воды и земли. Природа сознания также материальна. Они отвергают учение об Атмане, карме-сансаре, освобождении. Утверждается, что после смерти наступает полное прекращение индивидуального существования, а смысл жизни заключается в удовольствии, особенно в чувственном. Вульгарный материализм и сенсуализм в познании локаятов вполне логично дополняется гедонизмом.
Существование
человека в какой-либо форме после
его смерти бездоказательно, а существование
Бога – это только миф, т.к. Бога нельзя
воспринять с помощью наших органов чувств.
А потому глупо выполнять какие-то ритуалы
ради желания угодить Богу и попасть в
Рай. Поэтому наслаждаться жизнью надо
здесь, стараясь извлечь все самое лучшее
и избегать насколько возможно случайных
страданий.
Подводя итоги древней философии Индии, мы должны констатировать, что возникают даршаны на основе тех идей, которые господствовали на протяжении многих веков в этой стране, поэтому все они носят национальный характер. Индийская философия отличается разнообразием взглядов, но в ней можно обнаружить и общие черты:
Такова
индийская философия, если судить о
ней, как о единой системе, отражающей
мировоззрение удивительно проницательного
и мудрого народа.
Феномен
философии в культуре
Древнего Китая.
План
Китай
– страна древней истории, культуры
и философии. Уже в ХУП –ХП
в.в. до н.э. в государстве Шан-Инь
возникают рабовладельческие
Философия Китая, как и философия всех древних народов, зарождалась в недрах мифологических представлений. Важнейшая проблема этой философии – представление о мире как целостной системе.
Согласно представлениям китайцев, мир в начальном своем состоянии предстает как ХАОС, состоящий из мельчайших частиц – ЦИ. Эти частицы находятся в бесформенном тумане, в разряженном состоянии. Постепенно ЦИ упорядочиваются: легкие, светлые поднимаются вверх и образуют – ЯН, они основа неба. А из тяжелых, темных частиц, упавших вниз - ИНЬ, образуется земля. После такого размежевания появляется человек. Так, на основе китайской мифологии довольно четко определяется первооснова всего сущего: Ян и Инь.
Китайские философы не считали нужным обращаться к естествознанию, поэтому философия и естественные науки существовали отдельно друг от друга. Тем самым философия лишила себя источника для формирования цельного научного мировоззрения, а естествознание испытывало методологические трудности в развитии, оставаясь уделом одиночек и искателей эликсира бессмертия. Единственным методологическим компасом китайских естествоиспытателей были идеи натуралистов о пяти первостихиях: вода – дерево – огонь – земля – металл. Эти элементы явились основой всех вещей в природе, и все рождалось от их взаимодействия и взаимопреодоления.
Информация о работе Феномен философии в восточной культуре Древних Индии и Китая