Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 21:47, курсовая работа
Оторванность китайской философии от конкретных научных знаний сузила ее предмет. В силу этого натурфилософские концепции, объяснение природы, а так же проблемы сущности мышления, вопросы природы человеческого сознания, логики не получили в Китае большого развития. Они лишь были поставлены в общем виде представителями материалистического направления, прежде всего представителями школы «инь - ян», или натурфилософами, моистами и в известно мере даосизмом.
Задолго до того момента, откуда берут начало исторические книги, китайцы верили, что первейший долг для человека - это почитание своих родителей. В традиционно больших семьях китайцев к родителям, прародителям и прапрародителям относятся как к очень мудрым, горячо любимым и глубоко уважаемым. Их смерть не уменьшает уважения, с которым к ним относятся. Почитание предков - это средство расширить родственные чувства за рамки смерти. Конфуций и конфуцианцы сыграли главную роль в том, что преданная любовь к родителям является высшим идеалом в Китае.
Детям в Китае никогда не предоставлялась свобода выбора и поведения, которые известны нам на Западе. Чтобы выработать у них правильное поведение и отношение к жизни, их с самого начала воспитывают доброжелательно, но жестко. Поэтому непослушание встречается крайне редко, а неуважение еще реже. Почитание детьми своих родителей простирается до того, что они подчиняются решениям, которые родители принимают за них, включая выбор мужа или жены. Китайцы считают, что в подобных вопросах родители гораздо мудрее своих детей.
В отношениях общества с природой Конфуций также руководствовался заботой о людях. Чтобы продлить свое существование, общество обязано рационально относится к природе. Конфуций вывел четыре основополагающих принципа взаимоотношения общества и природы:
1.
Чтобы стать достойным членом
общества, нужно углублять свои
знания о природе. Эта мысль
вытекает из вывода Конфуция
о необходимости
2.
Только природа способна дать
человеку и обществу жизненную
силу и вдохновение. Этот
3.
Бережное отношение как к
4.
Регулярное благодарение
Идеалы Конфуция так никогда и не достигли полного воплощения, несмотря на то, что они помогли сформировать китайскую цивилизацию. Иногда правители и политики старались казаться более искренними последователями его учения о нравственности, чем это было на самом деле, надеясь, что эти внешние проявления верности Конфуцию помогли бы им завоевать расположение людей, когда они посмертно осыпают его титулами и почестями или делают это по отношению к его потомкам.
Ученики
Конфуция записали его высказывания,
обобщив их в книге «Лунь юй»
(VI в. до н. э.), название которой принято
переводить как «Беседы и суждения».
Она состоит из коротких записей
бесед Учителя с
Конфуций писал, что в обучении нужно:
Глава П. Даосизм
2.1
История даосизма
Говоря
о китайской культуре, мы привыкли
рассматривать ее как нечто единое
и цельное. Однако, это совершенно
неверно применительно к
В
наибольшей степени отличались друг
от друга культуры севера и юга
Китая. Если для севера, давшего начало
конфуцианству, характерно внимание к
этической проблематике и ритуалу,
рассудочное стремление к рациональному
переосмыслению архаических основ
цивилизации, то на юге господствовала
стихия мифопоэтического мышления, процветала
экстатичность шаманских
Для традиционной китайской
Однако, даосизм не удовлетворился
идеалом простого физического,
пусть даже и бесконечного, продления
жизни. Истинный даосский
Путь к бессмертию по
Именно алхимия и считалась высшим путем к обретению бессмертия.
Главное
отличие китайской алхимии
Даосизм иногда называют национальной религией Китая, но это определение не совсем верно. Во-первых, даосизм распространился и среди некоторых других народов, живущих по соседству с китайцами. Во-вторых, даосы не только не проповедовали свою религию в обществе, но, напротив, тщательно скрывали свои секреты от непосвященных и даже не позволяли мирянам присутствовать на наиболее важных молебнах. К тому же даосизм всегда был разделен на множество самостоятельных сект, где “искусство Дао” передавалось от учителя к ученику в тайне от посторонних.
Тем не менее, даосизм без
преувеличения можно назвать
подлинным фокусом китайской
культуры, ведь он обеспечивал
преемственность между
2.2
Основатели даосизма
Наверное,
главная особенность даосской мысли
состоит в том, что это мысль,
во всех своих проявлениях обращенная
к истокам вещей: истоку времен, сокрытых
в незапамятных глубинах истории; истоку
сознания, вечно ускользающего от
света разума, истоку всех наших
душевных движений, таящемуся в бездонной
толще жизни. И даосы настолько
верны своим поискам
Странная реальность, пребывающая
как раз там, где ее нет.
Странные люди, всерьез размышляющие
о безначальном Начале. Их наследство
- дума о Дао: Пути всех путей,
неизменной изменчивости. Кажется,
они и приходят-то в мир лишь
для того, чтобы уйти, и тем
самым вернуться к земному
бытию. “Настоящие люди
Главный учитель даосизма - Лао-цзы, Старый Ребенок, носивший имя Ли Эр. Он “родился от самого себя”, из себя же развернул весь мир, и сам же 72 раза являлся миру. Но он же и человек, проживший долгую и неприметную жизнь. Легенда изображает его хранителем царских архивов, старшим современником Конфуция. Лао-цзы встречался с будущим основателем конфуцианства, но прохладно отнесся к вере Конфуция в действенность нравственной проповеди, что, наверное, вполне естественно для знатока человеческой истории. Вконец разуверившись в людях, он сел верхом на буйвола и отправился куда-то на Запад, да так и не вернулся. А на прощание по просьбе начальника пограничной заставы, через которую он покинул Китай, Лао-цзы оставил потомкам небольшую книжку “в пять тысяч слов”. Это сочинение, обычно именуемое “Трактатом о Пути и Потенции” (Дао-дэ цзин), стало главным каноном даосизма.
В “Дао-дэ цзине” речь идет
о едином первоначале всего
сущего - единой субстанции и
Кроме Лао-цзы нельзя не
Время жизни Чжуан-цзы приходится на последние десятилетия IV в. до
н.
э. - время расцвета свободной мысли
и острого соперничества