Древний Китай

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Оторванность китайской философии от конкретных научных знаний сузила ее предмет. В силу этого натурфилософские концепции, объяснение природы, а так же проблемы сущности мышления, вопросы природы человеческого сознания, логики не получили в Китае большого развития. Они лишь были поставлены в общем виде представителями материалистического направления, прежде всего представителями школы «инь - ян», или натурфилософами, моистами и в известно мере даосизмом.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 50.71 Кб (Скачать)

     Четвёртая - люди прямодушные и истинно добродетельные.

     Пятая - люди, совершенные во всех отношениях.

     Согласно  конфуцианству "человек обладает способностью совершенствоваться или  развращаться, смотря по доброму или  злому употреблению своей воли; за злые деяния он заслуживает наказания, за добрые - награды.

     Однако  каждый в любое время мог жить как совершенный человек. Совершенный  человек вырабатывал в своем  характере Пять Постоянных Добродетелей, которые он тренировал до тех пор, пока они не становились такими же естественными, как дыхание. Благие деяния были его неотъемлемой частью. Истинный конфуцианец не жалеет времени  на то, чтобы сделать правильный образ жизни столь привычным, чтобы поступать правильно даже не задумываясь.

     Истинное  отношение - Первая из Пяти Постоянных Добродетелей  касается отношений  с другими людьми. Совершенный  человек стремится быть в гармонии с людьми. Он знает, что не сможет выполнить свою задачу в жизни  до тех пор, пока не будет жить в  ладу с другими. Правильное отношение  выражается в поведении. В людях  скрыто зерно такого отношения, но ему  надо помочь прорасти. Под таким  добродетельным отношением иногда понимают закон самоконтроля.

     Истинное  поведение - Второй Постоянной Добродетелью является надлежащий образ действий. Человек благородного ума изучил правила поведения. Он знает, как  применять их в каждой ситуации, с которой он сталкивается. Он знает  все правила этикета, которые  определяют, что именно требуется  от человека в каждой конкретной социальной ситуации. Он знает все церемонии  и ритуалы, относящиеся к почитанию  предков.

     Он  знает, как сесть, как встать, как  беседовать, как ходить, как владеть  своим лицом при любых обстоятельствах. Тем не менее, все эти ритуалы  и действия не имеют значения, если в человеке нет правильного отношения. “Если у человека нет милосердия, то какой ему прок от церемоний”.

     Истинное  знание - Третьей Постоянной Добродетелью является знание. Совершенный человек - это человек знающий. Он должен быть образован для того, чтобы  точно соответствовать требованиям. Целью конфуцианца было постепенное  развитие до уровня, когда выученные  правила становятся привычкой. Предметами, которые формируют у человека правильные нравственные привычки, являются история, литература и гражданское  право, составляющие китайскую классику.

     Совершенный человек так планирует свое образование, чтобы в него вошли все эти  необходимые предметы. Веками классика составляла основу образования в  Китае. Современная эпоха ввела  новые области знания, однако конфуцианец  по-прежнему относится с уважением  к классике.

     Подчеркивая важность образования, Конфуций не предлагал  ничего нового. Он повторял то, что говорили древние, и придавал этому особое значение. Общественный порядок зиждется на основах морали - морали надлежащих слов и поступков. Как и древние, Конфуций считал, что мораль должна использоваться во все сферах жизни, но особенно важно ее применение в  сфере управления, так как правители  являются учителями для всех. Они  могут преподать урок нравственности, когда сами являются примером высокой  нравственности и добродетели. Только через это мог бы окончательно установиться новый золотой век, когда все люди относились бы друг к другу доброжелательно и  с уважением.

     Истинное  состояние духа. Согласно Четвертой  Постоянной Добродетели совершенный  человек должен развить такое  состояние духа, которое необходимо, чтобы оставаться верным себе и милосердным  к своим ближним. Он должен обладать такими качествами, чтобы все, что  он делает, было достойным вкладом  в общество. Что бы он ни делал - это  улучшает человеческие отношения.

     Истинное  постоянство.  Значение Последней  из Пяти Постоянных Добродетелей выделено в самом названии - это постоянство. Достигнув первых четырех добродетелей, совершенный человек упорно их придерживается. Он неизменно добр и полезен. Он знает, что он должен делать в каждом конкретном случае, и всегда знает, как сделать  это. Поскольку он прорастил семена добродетели в глубине своей  души, он находится в гармонии со всем в этой вселенной. Поскольку  он находится в гармонии с самим  собой, он - часть космической гармонии. Вот почему он может сделать все, что нужно, когда это необходимо.

     Конфуцианцы часто говорили об “истинной гуманности”. Человек может прийти к ней, потому что, как считали конфуцианцы, она  присутствует в каждом еще при  рождении. Эти природные доброта  и любовь могут быть развиты через  чувство полезности для других.

     Самый известный конфуцианец более  позднего времени Мен-Цзы подчеркивал  природную доброту человека. Когда  он и Конфуций говорили о человеческой доброте, они имели в виду его  способность жить в постоянном согласии с другими людьми. Но сначала нужно  пройти целый курс подготовки. Должны быть усовершенствованы поведение, привычки, образ мыслей и суждения, Когда человек разовьет себя до уровня совершенного человека, он сможет быть душевным, полезным и добрым. 

     “Семена”  доброты в его душе сделают  возможными эти качества. Человек  становится способным на такое количество хороших дел, что китайцы даже не пытаются перечислить их одно за другим. Их “Золотое правило” выражено через отрицание, тем не менее  оно полно смысла для других. “Не  делай другому того, чего не хочешь себе”.

     Согласно  Ван Янмину (1472—1529), человек несет  в себе врожденные знания, доброе начало, благомыслие, знание блага (лян чжи, шэнчжи, синчжи). Высшей силой, управляющей  природой и людьми, признается Небо (тянь), формирующее предопределение (мин). Человек должен руководствоваться  пониманием своего предназначения, гуманностью, нравственной интуицией, чувством долга  и справедливости (и), разумностью (чжи), следуя по пути мужества (юн), уважительной осторожности (цзин), сыновней почтительности (сяо), братской любви (ди), верности (чжун), искренности (чэн) и др. 

     
    1. Социальный  порядок по Конфуцию
 

     Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам так называемого гуманного управления, опираясь на идею обожествления власти правителя, существовавшую до конфуцианства, но им развитую и обоснованную. Государь объявлялся "сыном неба" (тяньцзы), правившим по повелению неба и  выполнявшим его волю. Власть правителя  признавалась К. священной, дарованной свыше, небом. Считая, что "управлять - значит исправлять" (источник).

     Конфуций, отталкиваясь от сконструированного им социального идеала, сформулировал  и основы того социального порядка, который хотел видеть в Поднебесной: «Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец--отцом, сын - сыном», т. е. пусть все в этом мире хаоса  и сумятиц станет на свои места, все  будут знать свои права и обязанности  и делать то, что им положено. Упорядоченное  таким образом общество должно состоять из двух основных категорий: верхов и  низов - тех, кто думает и управляет, и тех кто трудится и повинуется.

     Такой социальный порядок Конфуций и второй основоположник конфуцианства - Мэн-цзы, ученик ЦзыСы, внука Конфуция (372-289 до н. э.), как и все их последователи, считали вечным и неизменным, идущим от мудрецов древности. Критерием разделения общества на верхи и низы должны были служить не знатность происхождения  и тем более не богатство, которое  Конфуций и Мэн-цзы презирали, но только знания и добродетели, а точнее - степень близости человек идеалу цзюнь-цзы, рассмотренному выше.

     Конечной  и высшей целью управления Конфуций и Мэн-цзы провозглашали интересы народа. Мэн-цзы учил, что из трех важнейших элементов государства  на первом стоит народ, на втором- божества, на третьем - государь. Однако при этом те же апостолы конфуцианства были глубоко убеждены в том, что самому народу его собственные интересы непонятны и недоступны и что  без постоянной отеческой опеки  образованныхконфуцианцев-управителей  он обойтись никак не может: «Народ следует заставлять идти должным  путем, но не нужно объяснять, почему».

     Другой  составляющей порядка социального  порядка, по Конфуцию, было строгое  повиновение старшим. Любой старший, будь то отец, чиновник, наконец, государь,--это  беспрекословный авторитет для  младшего, подчиненного, подданного. Слепое повиновение его воле, слову, желанию - это элементарная норма для младших  и подчиненных как в рамках государства в целом, так и  в рядах клана, корпорации или  семьи.

     Не  случайно Конфуций напоминал, что государство - это большая семья, а семья - малое  государство. Этим сравнением подчеркивался  не только патернализм внутри общества, но и тот строй семейной жизни, который реально существовал  и сохранялся в старом Китае вплоть до недавнего времени: основа семьи - беспрекословное повиновение младших  старшим, детей родителям (источник). 

     Для управляющих Конфуций вывел четыре Дао:

     1. Чувство самоуважения . Конфуций  считал, что только уважающие   себя люди способны проявить  уважение к народу при вынесении  каких-либо решений. Это просто  необходимо, учитывая беспрекословное  подчинение народа правителю.

     2. Чувство ответственности. Правитель  должен чувствовать ответственность  за управляемый им народ. Это  качество также присуще Цзюнь-цзы.

     3. Чувство доброты при воспитании  народа. Правитель, обладающий чувством  доброты, способен лучше воспитать  народ, повысить его моральные  качества, образованность, а значит  и обеспечить прогресс всего  общества.

     4. Чувство справедливости. Это чувство  должно быть развито особенно  у людей, от чьей справедливости  зависит благосостояние общества (источник).

     Конфуцианство выступало как регулятор во взаимоотношениях страны с Небом и - от имени Неба - с различными племенами и народами, населявшими мир. Конфуцианство  поддержало и вознесло созданный  еще в шаньско-чжоуское время  культ правителя, императора, «сына  Неба», управляющего Поднебесной от имени великого Неба. С течением же времени сложился подлинный культ  Поднебесной, Срединного государства, рассматривавшегося как центр вселенной, вершина мировой цивилизации, средоточие истины, мудрости, знания и культуры, реализация священной воли неба.

     В периоды кризисов и восстаний, когда  центральная власть ослабевала и  фактически сходила на нет, конфуцианство  играло немаловажную роль как в выполнении функций местной власти и защиты элементарного порядка, так и  в качестве местной основы, на которой  сравнительно легко возрождалась новая  власть с конфуцианством в качестве её неизменной идеологической и организационной  основы. 

     
    1. Отношение
 

     В качестве одного из аспектов своей  теории, направленной на то, чтобы сделать  праведную жизнь доступной для  каждого, конфуцианцы подчеркивали пять типов важных межличностных  взаимоотношений, которые требовали  доброты и такта. Когда-то они  преподавались каждому школьнику, однако, эта система образования  была упразднена в начале нашего века.

     Но  многие конфуцианцы по-прежнему считают, что если бы каждый приложил “Пять  Постоянных Добродетелей” к этим пяти типам взаимоотношений, начался  бы настоящий золотой век. Для  достижения высокой степени нравственности Конфуций предлагал людям исполнять  правила так называемых пяти великих  взаимоотношений (перевод автора. —  Н. П.) — пяти основ благородного поведения (источник):

     Доброе  отношение отца к сыну и почтительное отношение сына к отцу

     Мягкое  отношение старшего брата к младшим  и уважительное отношение младших  братьев к старшему

     Праведное отношение мужа к жене и послушание жены мужу

     Человечное  отношение старших людей к  младшим и почтительное отношение  младших к старшим

     Великодушное  отношение правителей к министрам  и гражданам и верность министров  и граждан своим правителям

     Следует отметить, что обе стороны в  таком взаимодействии имеют определенные обязательства. Каждый несет ответственность  за то, чтобы действовать, говорить и думать в соответствии с понятиями  о доброте и сотрудничестве. Конфуцианцы  действительно придерживались идеалов  доброты и милосердия ко всем своим  ближним и ко всем людям на земле. Однако один человек не сталкивается со всеми другими людьми на земле.

     Его круг общения ограничен. Именно по этой причине перечислены только пять типов межличностных отношений. Действительно, гораздо лучше, когда  человек относится доброжелательно  и с уважением к нескольким людям, с которыми он общается часто, чем торжественно провозглашать  о своей “любви” ко всем людям. Он никогда не узнает всех людей. Правильная жизнь заключается в правильных действиях по отношению к людям, с которыми постоянно встречаешься в повседневной жизни.

Информация о работе Древний Китай