Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:24, контрольная работа
к Цель данной работы – попытаться ответить на некоторые из этих вопросов, опираясь на открытия и исследования ученых.
Отсюда вытекают следующие задачи:
1. Дать определение понятиям «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность», как они связаны между собой.
2. Ответить на вопрос, что определяет сущность человека: социальная принадлежность или биологическая природа?
Введение……………………………………………………………..…стр.3
1. Индивид, человек, личность, индивидуальность……………..…..стр.4
2. Социальная сущность и биологическая природа человека………стр.11
3. Современные представления о происхождении человека………..стр.15
Заключение………………………………………………………...…...стр.18
Список использованных источников……………………………...….стр.19
ПЛАН
Введение………………………………………………
1.
Индивид, человек, личность, индивидуальность……………..…..стр.
2. Социальная сущность и биологическая природа человека………стр.11
3.
Современные представления о
происхождении человека………..
Заключение…………………………………………
Список
использованных источников……………………………...….стр.
ВВЕДЕНИЕ
Что такое человек, и откуда он пришел в этот мир? Как человек становится человеком, из которого вырастает личность, как он становиться индивидуальностью, и какая разница между этими понятиями? На протяжении всего существования человечества находились люди, которые задавались этими вопросами. Наверно, нет такого человека, который бы никогда не думал об этом. Но до сих пор нет однозначного ответа на них. До сих пор появление человека загадка. Выбранная тема всегда была и будет актуальной: кто мы, откуда, и как мы появились? Эти вопросы всегда будут волновать умы людей.
Цель данной работы – попытаться ответить на некоторые из этих вопросов, опираясь на открытия и исследования ученых.
Отсюда вытекают следующие задачи:
1.
Дать определение понятиям «
2. Ответить на вопрос, что определяет сущность человека: социальная принадлежность или биологическая природа?
3.
Рассмотреть основные гипотезы,
предположения о происхождении
человека.
ИНДИВИД. ЧЕЛОВЕК. ЛИЧНОСТЬ.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.
В философской литературе часто употребляются близкие по содержанию понятия «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность». Для того чтобы ими правильно оперировать, необходимо провести разграничительную линию между ними и выделить те черты и свойства, которые отличают их друг от друга, хотя часто употребляются как синонимы. На человека можно взглянуть с трех точек зрения: биологической, психологической, социальной.
Принято считать, что понятие индивида обозначает принадлежность к человеческому роду. Оно не применимо к животным, так как ни одно животное не является индивидом. Отсюда следует, что понятие индивида есть социальное понятие. Но оно имеет абстрактный характер, ибо не указывает на те специфические черты, благодаря которым индивид становится индивидуальностью. Формирование же индивидуальных черт связано с природными и социальными факторами.1
Его можно рассматривать как
физическое тело, принадлежащее
к биологическому миру и
Человек рождается с не до конца сформированными анатомоморфологическими системами, которые продолжают свое развитие в условиях социума. В отличие от других видов животных, он плохо укоренен в природе. Животное от рождения имеет богатый спектр инстинктивных форм поведения, наделено всеми свойствами, необходимыми для выживания. Человек же, если рассматривать его как биологическое тело, существо недостаточное. В качестве животного он был обречен на гибель в природном царстве. Однако в процессе антропогенеза человек выработал гибкую систему надинстинктивных ориентиров, превратив свое биологическое несовершенство в благодатное свойство. С момента рождения индивид является носителем специфической биологии, сформированной предшествующим развитием человеческого рода. Он обнаруживает биологическую готовность усваивать культурно-исторические достижения общества. Именно поэтому, как писал М. Шелер, «человек всегда может быть лишь чем-то большим или меньшим, чем животное, но животным – никогда».2
В отличие от животного, способного жить в очень ограниченных условиях, к которым оно инстинктивно приспособлено, человек не просто адаптируется к реальности, но и преобразует ее в соответствии со своими нуждами. Адаптация к реальности происходит благодаря средствам, предоставленными культурой. Культура, мир символов стоит между человеком и природой, с одной стороны, лишая его непосредственности инстинктивных биологических реакций, а с другой – открывая возможности свободного целеполагания и действия.
Понятие человека тоже социальное понятие, хотя человек есть биосоциальное существо. Он – часть природы, и его формирование проходит сложный и длительный процесс. Он, как и другие природные существа, подвержен болезням, стареет и умирает. Он постоянно должен удовлетворять свои потребности, чтобы не умереть от голода, должен иметь жилье, одеваться и обуваться, чтобы не умереть от холода и жары. Но человек ведь не просто биологическое существо, а биосоциальное. Это значит, что он становится человеком только в обществе, только в определенных социальных условиях.
Проблема человека, грубо говоря, имеет два аспекта: практический и теоретический.
Под практическим аспектом подразумевается создание человеку необходимых условий для проявления его сущностных сил, т.е. интеллектуальных и физических способностей.3
История свидетельствует, что человеку постоянно приходится бороться за свою жизнь, за улучшение своих жизненных условий. Он вынужден протестовать, восставать, требовать к себе человеческого отношения, бунтовать и сопротивляться. А бунтующий человек – это не созерцательный, а действующий человек.
Б. Паскаль писал, что величие человека заключается в его способности мыслить. Это верно, но отчасти, ибо величие человека заключается также в том, чтобы творить, создавать материальные и духовные ценности, обогащать свой субъективный мир.
Если величие человека проявляется в том, что он мыслит, то, может быть, в этом и его трагедия, ибо только человек, благодаря тому, что он мыслит, может сознательно заниматься деструктивной деятельностью, т.е. ничего не создавать, а все разрушать. Только человек сознательно стремится к тому, чтобы лишить жизни себе подобного, хотя понимает, что самое дорогое у человека – это жизнь. Только человек создает самые невиданные средства уничтожения другого человека и не только человека, но и окружающей природной (шире – космической) среды. Но вместе с тем нельзя не отметить, что благодаря мысли только человек создает вторую природу, опредмеченый мир, материальные и духовные блага. Он их создает для других людей, чтобы те ими наслаждались и удовлетворяли растущие потребности. Одним словом, человек – это и загадка природы, и ошибка природы.
Теоретический аспект предполагает выяснение исходной категории изучения человека. Некоторые философы рассматривали его в отрыве от социальной действительности (Гоббс, Гольбах, Гельвеций и др.). Подчеркивалось неразрывное единство природы и человека, но человек оставался только частью природы и рассматривался как «чувственный предмет», как пассивное существо, способное только на созерцание.
Маркс же определил, что человек, будучи частью природы, становится человеком только в обществе и что поэтому сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, а «есть совокупность всех общественных отношений».4
Таким образом, не человек выступает в качестве исходной категории, а общественные отношения, в которых он находится, т.е. общественные отношения – есть ключ к изучению человека. Но отсюда вовсе не следует, что все люди одинаковы в одних и тех же социальных условиях. Каждый человек индивидуален, имеет определенные природные задатки или склонности, которые проявляются уже в социальной среде. Без общества нет человека и, следовательно, не человек, а общество выступает в качестве исходной теоретической категории социально-философского изучения человека.
Если человек – биосоциальное существо, то личность есть только социальное существо. Человек становится личностью только в обществе. Всякая личность – человек, но не всякий человек есть личность. Психически больной человек не есть личность. Чтобы стать личностью надо, обладать определенными чертами. Прежде всего, у личности должен быть разум. Личностью является конкретный человек как носитель разума, сознания. Чем полнее у человека развито сознание и его высшая форма – самосознание, тем ярче и полнее выглядит личность.
Другая черта личности – ориентация в обществе. Она непосредственно связана с разумом. Разумный человек не только ориентируется в обществе, но и приносит определенную пользу ему. Следующей чертой личности является личное достоинство. Настоящая личность уважает достоинство других и требует уважения к себе. Беспринципный человек, постоянно приспосабливающийся к изменившимся социальным условиям и не имеющий собственного мнения, а повторяющий чужие мысли, собственно говоря, не есть подлинная личность. Настоящая личность имеет свое лицо, свои убеждения, принципы и готова их отстаивать в любой ситуации. Еще одна черта личности – способность нести ответственность за свои поступки и действия. 5
Личность означает понимающее и мыслящее существо, способное к саморефлексии, рассматривающее себя как то же самое в различных местах и в разное время. Личность есть целостность, познаваемая изнутри. Индивид становится личностью в процессе социализации, через общение с другими людьми и усвоение в процессе этого общения культурных достижений человечества. Процесс социализации основывается на способности человека к уподоблению. Ребенок не в состоянии самостоятельно осознать ценность и смысл происходящего вокруг, другие люди выступают для него способом бытия общечеловеческих ценностей и смыслов. Личностные свойства производны от социальной, психологической и биологической сторон природы человека, и даже при частичной деформации одного из начал полноценная личность не формируется.
Единство личности фиксируется в понятии «Я», переживание самотождественности и целостности субъективной реальности также неразрывно связано с чувством «Я». Рефлексирующее «Я» – центр личностного универсума, выражение осознанной индивидуальности, однако это не вся личность. Существуют разные представления о структуре личностного универсума. Например, российский психолог И.Кон предлагает следующую модель:
- субъектно-деятельное начало – экзистенциальное «Я»;
- представление «Я» о самом себе – «Я» - концепция, рефлексивное «Я»;
- переживаемое «Я», которое не укладывается в рациональные понятия.6
Французский философ Э. Мунье предлагает другую модель. В структуре личностного универсума он выделяет воплощенное существование, коммуникацию, интимное обращение, противостояние, наличие свободы и достоинства, вовлеченность в деятельность.
Российский культуролог и философ П. Гуревич рассматривает личность как единство телесных характеристик, возрастных особенностей, половой принадлежности, национально-этнических черт и т.п.
Очевидно,
структуру личностного
- предметность, взаимоотношения «я» с миром вещей;
-
телесность, взаимоотношения «я»
с телом, переживание
- самосознание, взаимоотношение «я»;
- диалогичность, взаимоотношение «я» с другим «я», «ты»;
- социальность, взаимоотношение «Я» с «мы» – группой, в которую личность себя включает, и с «они» – группой, из которой личность себя исключает;
-
трансцендентность (духовность)
Важным для характеристики личности является свойство идентичности. По мнению американского психолога Э. Эриксона, термин «идентичность» имеет несколько смыслов:
- тождественность;
- индивидуальность;
- подлинность.
Идентичность можно определить как твердо усвоенный и принимаемый образ самого себя во всем богатстве взаимоотношений с миром и другими людьми. Идентичность – хрупкий баланс между миром и личностью. Любое изменение с той или другой стороны приводит к смещению этого баланса и необходимости находить новую идентичность.7