Человек, индивид, личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:24, контрольная работа

Описание работы

к Цель данной работы – попытаться ответить на некоторые из этих вопросов, опираясь на открытия и исследования ученых.
Отсюда вытекают следующие задачи:
1. Дать определение понятиям «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность», как они связаны между собой.
2. Ответить на вопрос, что определяет сущность человека: социальная принадлежность или биологическая природа?

Содержание

Введение……………………………………………………………..…стр.3
1. Индивид, человек, личность, индивидуальность……………..…..стр.4
2. Социальная сущность и биологическая природа человека………стр.11
3. Современные представления о происхождении человека………..стр.15
Заключение………………………………………………………...…...стр.18
Список использованных источников……………………………...….стр.19

Работа содержит 1 файл

человек, индивид, личность.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

    3. Бучило Н.Ф. Философия: Учебное пособие. – М.: ПЕР СЭ, 2003. – 447с.

    4. Гобозов И.А. Социальная философия: учебник для вузов / И.А. Гобозов. – М.: Академический проект, 2007. – 352с. – (Gaudeamus).

    5. Губин В.Д. Основы философии. Учебное пособие. – М.: ТОН – Остожье, 1999. – 384с.

    6. Стрельник О.Н. Философия: Пособие для сдачи экзамена. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 251с. – (Хочу все знать!).

    7. Философия: 100 экзаменационных вопросов (экспресс-справочник для студентов вузов). Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2001. – 256с.

    8. Яскевич Я.С. Человек, общество, государство: полн. курс подгот. к тестированию и экзамену / Я.С. Яскевич. – 4-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 528с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Одной из важнейших философских проблем, связанных с человеком, является проблема соотношения природного и социального в историческом и индивидуальном развитии. 

    В вопросе о природе человека сложились  две позиции: биологизаторская и  социологизаторская. Социологизаторские трактовки распространились особенно широко среди сторонников марксистской философии на основе своеобразной интерпретации тезиса К. Маркса о человеке как совокупности человеческих отношений. Правда, среди приверженцев марксизма немало и таких философов и социологов, которые считают, что в данном случае К.Маркс имел в виду понятие «человек» и «общество», а личность человека считал особым продуктом социальных, общественных отношений.14 Однако первая трактовка оказалась преобладающей. Считалось, что никаких особых биолого-генетических задатков индивидуум не имеет, что не только личность социальна, но социальна также вся биолого-физиологическая структура человека. На основании того, что имеется множество факторов социального порядка (техногенных, социогенных, семейно-бытовых и др.), порождающих заболевания, особенно на основе наличия инфекционных, травматических, венерологических и других болезней, утверждалось, будто внутренняя природа этих и всех других болезней социальна. Оппоненты такого социологизаторства справедливо указывали на несводимость этих этиологических факторов к социальным (есть и непосредственно воздействующие факторы химического, физического и биологического характера), а главное – что все патофизиологические процессы не социальны, а сугубо биологичны.

    Общей чертой биологизаторских концепций является толкование сущности человека преимущественно с позиций биологии.  Так, социал-дарвинисты полагают, что главным двигателем общественного развития являются борьба за существование и естественный отбор. Выживают только сильнейшие (иногда при этом употребляется понятие «сверхчеловеки»), погибают, или должны погибать, якобы по Дарвину, все слабые и не приспособленные к среде. Расистские теории сводят сущность человека к их расовым признакам, разделяя все расы на «высшие» и «низшие»; аристократические расы якобы должны господствовать над низшими и управлять ими. Значительно влияние на Западе так называемой социобиологии (одним из ее основоположников является американский энтомолог Э.О.Уилсон). Ее представители стремятся объяснить социальные действия человека его биологическими и генетическими характеристиками, и видят ключ к пониманию человека в молекулярной генетике (они провозглашают генетический детерминизм). Изучая физический базис личности, американский биолог В. Моттрем абсолютизировал этот базис. В соответствии с данными генетики он указывал, что пол человека формируется хромосомами. Половые железы, в свою очередь, оказывают существенное влияние на характер человека. Более того, смысл бытия человека он видит в половой деятельности; его формула: «Пол определяет личность». Особенности физического строения отдельных личностей, по Моттрему, детерминируют также ход человеческой истории

    1. ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ 

    На  человека можно взглянуть с трех точек зрения: биологической, психологической, социальной.

    1. Принято считать, что понятие индивида обозначает принадлежность к человеческому роду. Оно не применимо к животным, так как ни одно животное не является индивидом. Отсюда следует, что понятие индивида есть социальное понятие. Но оно имеет абстрактный характер, ибо не указывает на те специфические черты, благодаря которым индивид становится индивидуальностью. Формирование же индивидуальных черт связано с природными и социальными факторами. стр 206-3 

      Его можно рассматривать как физическое тело, принадлежащее к биологическому миру и подчиняющееся его законам. Биологический взгляд на человека выражается в понятии «индивид». Индивид – конкретный представитель человеческого рода, носитель психофизиологических качеств. В понятии «индивид» собственные индивидуальные качества человека не принимаются во внимание, речь идет только об общих с другими людьми свойствах: как представитель вида человек один из многих.

    Человек рождается с не до конца сформированными  анатомоморфологическими системами, которые продолжают свое развитие в условиях социума. В отличие от других видов животных, он плохо укоренен в природе. Животное от рождения имеет богатый спектр инстинктивных форм поведения, наделено всеми свойствами, необходимыми для выживания. Человек же, если рассматривать его как биологическое тело, существо недостаточное. В качестве животного он был обречен на гибель в природном царстве. Однако в процессе антропогенеза человек выработал гибкую систему надинстинктивных ориентиров, превратив свое биологическое несовершенство в благодатное свойство. С момента рождения индивид является носителем специфической биологии, сформированной предшествующим развитием человеческого рода. Он обнаруживает биологическую готовность усваивать культурно-исторические достижения общества. Именно поэтому, как писал М. Шелер, «человек всегда может быть лишь чем-то большим или меньшим, чем животное, но животным – никогда».15

    В отличие от животного, способного жить в очень ограниченных условиях, к  которым оно инстинктивно приспособлено, человек не просто адаптируется к  реальности, но и преобразует ее в соответствии со своими нуждами. Адаптация  к реальности происходит  благодаря средствам, предоставленными культурой. Культура, мир символов стоит между человеком и природой, с одной стороны, лишая его непосредственности инстинктивных биологических реакций, а с другой – открывая возможности свободного целеполагания и действия.  
 

    2. Социокультурный взгляд на человека выражается в понятии «личность». Личность означает понимающее и мыслящее существо, способное к саморефлексии, рассматривающее себя как то же самое в различных местах и в разное время. Личность есть целостность, познаваемая изнутри. Индивид становится личностью в процессе социализации, через общение с другими людьми и усвоение в процессе этого общения культурных достижений человечества. Процесс социализации основывается на способности человека к уподоблению. Ребенок не в состоянии самостоятельно осознать ценность и смысл происходящего вокруг, другие люди выступают для него способом бытия общечеловеческих ценностей и смыслов. Личностные свойства производны от социальной, психологической и биологической сторон природы человека, и даже при частичной деформации одного из начал полноценная личность не формируется.

    Единство  личности фиксируется в понятии  «Я», переживание самотождественности  и целостности субъективной реальности также неразрывно связано с чувством «Я». Рефлексирующее «Я» – центр личностного универсума, выражение осознанной индивидуальности, однако это не вся личность. Существуют разные представления о структуре личностного универсума. Например, российский психолог И.Кон предлагает следующую модель:

    - субъектно-деятельное начало – экзистенциальное «Я»;

    - представление «Я» о самом  себе – «Я» - концепция, рефлексивное  «Я»;

    - переживаемое «Я», которое не  укладывается в рациональные  понятия.16

    Французский философ Э. Мунье предлагает другую модель. В структуре личностного  универсума он выделяет воплощенное существование, коммуникацию, интимное обращение, противостояние, наличие свободы и достоинства, вовлеченность в деятельность.

    Российский  культуролог и философ П. Гуревич  рассматривает личность как единство телесных характеристик, возрастных особенностей, половой принадлежности, национально-этнических черт и т.п.17

    Очевидно, структуру личностного универсума можно выстраивать по аналогии с  ценностно-смысловой структурой сознания:

    - предметность, взаимоотношения «я»  с миром вещей;

    - телесность, взаимоотношения «я»  с телом, переживание собственной  телесности;

    - самосознание, взаимоотношение «я»;

    - диалогичность, взаимоотношение  «я» с другим «я», «ты»;

    - социальность, взаимоотношение «Я»  с «мы» – группой, в которую  личность себя включает, и с «они» – группой, из которой личность себя исключает;

    - трансцендентность (духовность), взаимоотношения  «я» с абсолютным, идеальным, совершенным  и т.п.

    Важным  для характеристики личности является свойство идентичности. По мнению американского  психолога Э. Эриксона, термин «идентичность» имеет несколько смыслов:

    - тождественность;

    - индивидуальность;

    - подлинность.

    Идентичность  можно определить как твердо усвоенный  и принимаемый образ самого себя во всем богатстве взаимоотношений  с миром и другими людьми. Идентичность – хрупкий баланс между миром и личностью. Любое изменение с той или другой стороны приводит к смещению этого баланса и необходимости находить новую идентичность.18

    Понятие личности следует отличать от понятия  «характер». Характер – это совокупность психологических особенностей человека, его психологическая индивидуальность. Уникальность личности выражается в понятии «индивидуальность». Основа уникальности заложена на биологическом уровне. Каждый человек, несмотря на то, что он несет в себе видовые характеристики, неповторим. Другим, помимо уникальности, свойством индивидуальности является целостность.

    Итак, понятия «личность», «индивид», «индивидуальность» можно различить следующим образом: индивид – обозначение человека, взятого с биологической точки зрения как представителя homo sapiens; личность – интегральное единство биологической, психологической и социальной сторон человека, его сознательных и бессознательных проявлений, фокусирующееся в чувстве «Я»; индивидуальность – культурологическое видение человека, при котором на первый план выходят его психологическая самобытность, неповторимость и оригинальность.

    В понимании человека следует избегать крайностей «биологизации» и «социологизации». Абсолютизация биологической или, напротив, социальной характеристик приводит к проявлению различных версий панбиологизма или пансоциологизма. Панбиологизм выводит все особенности существование человека из его биологической природы. Пансоциологизм, наоборот, утверждает, что ни биология, ни собственная активность никак не влияют на человека, а его личность и характер формируются только под влиянием общества.19 

Информация о работе Человек, индивид, личность