Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:17, реферат
Цель работы: является ли личность априорной “характеристикой” человека, или же человек сам может стать личностью только в процессе своей общественной жизнедеятельности.
Понятия человек, индивид, личность относятся к числу сложных, комплексных. Невозможно дать их исчерпывающее толкование, которое нельзя было бы уточнить или оспорить в каких-то деталях. Вместе с тем эти понятия широко используются в самых разных областях знаний о человеке.
Введение………………………………………………………………………………….3
1. Человек………………………………………………………………………………..4
2. Индивид ………………………………………………………………………………6
3. Личность……………………………………………………………………………..8
Заключение …………………………………………………………………………….13
Список используемой литературы………………………………………………..15
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Человек……………………………………………………………
2. Индивид …………………………………………………………
3. Личность…………………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………..
Введение
Споры о природе человека имеют многовековую историю. Вопрос о том, что есть человек, какова его природа и сущность, чем он отличается от других живых существ, одновременно и прост, и сложен. Научное представление о человеке предполагает характеристики его анатомии, физиологии и других черт, которые могут быть выражены физико-химическими и биологическими понятиями. На этот счет есть, конечно же, и различные философские концепции о природе и сущности человека. Разнобой различных мнений говорит о том, что ответ на вопрос, что такое человек - непростая проблема.
Человек
- это высшая ступень живых организмов
на Земле, субъект общественно-
Особое место в социальной структуре общества занимает человек как основной, изначальный элемент этой структуры, без которого нет и быть не может ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организаций. Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений. Правильно говорят: каковы люди – таково и общество; но не менее верно и то, что каково общество - таковы и члены этого общества.
Цель работы: является ли личность априорной “характеристикой” человека, или же человек сам может стать личностью только в процессе своей общественной жизнедеятельности.
Понятия человек, индивид, личность относятся к числу сложных, комплексных. Невозможно дать их исчерпывающее толкование, которое нельзя было бы уточнить или оспорить в каких-то деталях. Вместе с тем эти понятия широко используются в самых разных областях знаний о человеке.
1. Человек
Человек - не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире - в обществе, которое социализирует человека. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как некоторому биологическому виду. Человеком же разумным становится под действием общества. Он научается языку, воспринимает общественные нормы поведения, пропитывается общественно значимыми ценностями, регулирующими общественные отношения, выполняет определенные общественные функции и играет специфически социальные роли. Все его природные задатки и чувства, включая слух, зрение, обоняние, становятся общественно-культурно ориентированными. Он оценивает мир по законам красоты, развитой в данной общественной системе, действует по законам нравственности, которые сложились и данном обществе. В нем развиваются новые, не только природные, но и социальные духовно-практические чувства. Это, прежде всего, чувства социальности, коллективности, нравственности, гражданственности, духовности. Все вместе эти качества, как прирожденные, так и приобретенные в социуме характеризуют биологическую и социальную природу человека.
Биологическая природа человека составляет
ту основу, на которой происходит формирование
собственно человеческих качеств. Биологи
и философы называют следующие анатомические,
физиологические и
Душа и тело человека, его духовная и физическая стороны неразрывно связаны. Благодаря своей особенной телесно-душевной организации человек становится личностью, способной к целенаправленным, планомерным действиям, к творческим достижениям, среди которых на первом месте стоит создание человеческих форм общения. На этой основе развиваются речь и письмо, способность называть вещи и обобщать их свойства в понятиях, трудиться сообща не только для освоения природных богатств, но и для создания новой социально-культурной среды.
Будучи, безусловно, природным существом,
живущим по законам природного мира,
полноценно жить и развиваться человек
может только в обществе подобных
ему людей. Такие важные факторы
жизнедеятельности человека, как
сознание, речь, не передаются людям
в порядке биологической
Таким образом, человек – существо, принадлежащее к человеческому роду, обладающее речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактное мышление, логическая память и т.д.) способное создавать и использовать орудие труда в процессе общественного труда.
2. Индивид и индивидуальность
Человек
с момента его рождения является
индивидом, т.е. единичным природным
существом, носителем индивидуально-
Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа.2
Как часто о человеке заметном,
выделяющемся среди других, приходится
слышать: «Он индивидуальность!»
Близко по звучанию и происхождению
к этому слову и понятие
«индивид». В бытовой речи эти
слова употребляют как
Термин «индивид» характеризует человека как одного из людей. Этот термин означает и то, насколько типичными являются признаки определенной общности для разных ее представителей (жрец Амона Анен, царь Иван Грозный, пахарь Микула Селянинович).
Оба значения термина «индивид»
взаимосвязаны и описывают
Термин индивидуальность дает возможность характеризовать отличия человека от других людей, подразумевая не только внешний облик, но и всю совокупность социально значимых качеств. Индивидуален каждый человек, хотя степень этой самобытности может быть различной.
Яркими индивидуальностями были многосторонне одаренные люди эпохи Возрождения. Вспомните живописца, скульптора, архитектора, ученого, инженера Леонардо да Винчи, живописца, гравера, скульптора, архитектора Альбрехта Дюрера, государственного деятеля, историка, поэта, военного теоретика Никколо Макиавелли и др. Их отличали своеобразие, оригинальность, яркая самобытность и индивидуальность.
Понятием «индивидуальность» в биологии обозначают специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств.
В психологии под индивидуальностью понимают целостную характеристику определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности.
Философия рассматривает индивидуальность как неповторимое своеобразие какого-либо явления, включая и природное, и общественное. В этом смысле могут обладать индивидуальностью не только люди, но и исторические эпохи (например, эпоха классицизма).
Если индивид рассматривается как представитель общности, то индивидуальность — как своеобразие проявлений человека, подчеркивающее неповторимость, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. Таким образом, в человеке воплощается в единстве типичное и неповторимое. Так, рассматривая различие между терминами «индивид» и «индивидуальность», обратимся, к примеру.
Таким образом, индивидуальность – это уникальность, своеобразие, оригинальность качеств и свойств человека, отличающих его от окружающих людей.
От этих двух понятий «человек» и «индивид» необходимо отличать понятие «личность».
3. Личность
Проблема личности - одна из главных в системе наук, изучающих человека и общество, а также философии. Она проходит красной нитью через все другие проблемы.
Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Понятие личность неразрывно связано с общественными свойствами человека. Вне общества индивид не может стать индивидуальностью (ибо тогда не с чем и не с кем сравнивать его свойства), а тем более личностью.
Философская энциклопедия определяет личность следующим образом: это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности.
Другое значение, личность - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.
В обоих определениях подчеркиваются связи индивида, личности и общества. Попробуем разобраться в этих связях. В науке проявляются два подхода к личности.3
Первый рассматривает сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики. Здесь личность выступает как активный участник свободных действий, как субъект познания и изменения мира. Личностными при этом признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Другие люди непременно оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нормами. Человек, обладающий разумом, постоянно сам себя оценивает. При этом самооценка может меняться в зависимости от проявлений личности и общественных условий, в которых она действует.
Второе
направление изучения личности рассматривает
ее через набор функций, или ролей.
Человек, действуя в обществе, проявляет
себя в самых разных обстоятельствах
в зависимости не только от индивидуальных
черт, но и от общественных условий.
Так, скажем, при родовом строе
взаимоотношения в семье
Изучение
личности через ролевые характеристики
непременно предполагает связь человека
с общественными отношениями, зависимость
от них. Ясно, что и набор ролей
и их выполнение (так сказать, репертуар
и рисунок роли) связаны с общественным
устройством и с
Когда говорят о личности, прежде всего, подразумевают ее социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями.4
Социализация начинается в детстве, продолжается в юности и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни.
Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем организации обучения и воспитания), так и непреднамеренно. Огромную роль играет здесь такой важный социальный институт, как семья.
Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества, может приобретать и изменять свой социальный статус. Социальный статус — это положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социализируется и система потребностей человека: к потребностям биологическим (в пище, дыхании, отдыхе и др.) добавляются потребности социальные, такие, как потребность в общении, в заботе о других людях, в получении высокой оценки со стороны общества и т. д.
Процесс социализации проходит через несколько стадий, которые социологи называют жизненными циклами: детство, юность, зрелость и старость. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением привычек и образа жизни. По степени достижения результата различают начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую зрелость и старость.
Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи так называемых агентов и институтов социализации. Под агентами социализации понимаются конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей. Различают агентов первичной социализации (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.) и агентов вторичной социализации (должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения и т. д.). Агенты первичной социализации составляют ближайшее окружение человека и играют важнейшую роль в процессе формирования его личности, агенты вторичной социализации оказывают менее важное влияние.
Институты социализации — это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Как и агенты, институты социализации также подразделяются на первичные и вторичные. Примером первичного института социализации могут служить семья, школа, вторичного — средства массовой информации, армия, церковь.