Человек и общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 06:06, контрольная работа

Описание работы

Философия создает предельно общую картину мира, включающую представления об определенном миропорядке, т.е. о системе социальных и природных связей, центр которой человек, его социальная деятельность. Формируя картину мира, она разрабатывает общую методологию познания действительности, которая представляет собой совокупность требований мыслящему субъекту. Существуют два противоположных способа построения философской картины мира: диалектический и метафизический. Если явления, процессы описываются в картине мира как взаимосвязанные, находящиеся в состоянии постоянного развития, то можно говорить о том, что в ее основе лежит диалектический подход.
Этимологически диалектика (греч. dialektika - разговор, беседа, обмен мнениями, обсуждение) означает умение и искусство защищать или опровергать то или иное утверждение. Однако диалектика - нечто большее, чем техника искусной игры в понятия. Со времен античности до настоящего времени диалектика обнаруживает неуклонную тенденцию к конструированию научно-теоретического способа мышления, методологии философского познания.

Содержание

Введение
Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии.
Соотношение диалектики и метафизики.
Становление диалектики в истории философии. (Гераклит, Гегель, Маркс).
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.Першин Александр Александрович.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

 
Изменилось соотношение работников умственного исполнительного и  управленческого труда в пользу последнего. Ныне в России управленческий аппарат России всех уровней превосходит  по своей численности управленческий аппарат всего Советского Союза. Его увеличение ожидается также в связи с реформой муниципальных образований. Только охранники различного рода составляют до 800 тыс. человек.

 
В XX в. под влиянием научно-технической  революции происходило обогащение физического и умственного труда, их сближение по пути интеллектуализации физического и технизации умственного труда.

 
В нынешних условиях в России, к  сожалению, наблюдается стагнация  этих мировых процессов, обеднение  содержания труда, ухудшение его условий, а следовательно, социального положения тружеников умственного и физического труда, особенно так называемых «бюджетников».

 
Труженики, занятые в государственном  секторе, оказались в положении, когда их труд оплачивается в несколько  раз (порой в десятки раз) ниже, чем в частном секторе.

 
Правда, и частный сектор является далеко неравноценным в этом отношении. А в государственном секторе  ряд социальнопрофессиональных  групп (государственные чиновники) занимают привилегированное положение  по сравнению с большинством работающих в нем. В некоторых же частных предприятиях наемные работники жестко эксплуатируются, чувствуют неуверенность в завтрашнем дне, что связано с несоблюдением существующих в стране законов и нормативных актов, призванных защищать наемных работников. В какой-то мере это касается и работодателей, предпринимателей, которые, в силу существующей в стране криминогенной обстановки, не защищены от рэкетиров, других преступных группировок, подвергаются риску вплоть до прямой физической расправы с ними.

 
В условиях усиливающейся дифференциации, поляризации российского общества, в том числе среди молодежи, особую остроту приобретают проблемы социального неравенства, социальной несправедливости.

 
Социальное равенство (неравенство) по-разному трактуется в науке и по-разному оценивается в обществе. Крайние позиции — одобрение или отрицание. В целом же речь идет о положении людей в обществе, отношении их к средствам производства, о политических и гражданских правах, о равноправии (неравноправии) мужчин и женщин, наций и других социальноэтнических общностей, о правах и обязанностях, об оплате (или нет) по количеству и качеству труда, о степени защищенности всех граждан.

 
Следует также иметь в виду, что социальное равенство ничего общего не имеет с принципом уравниловки, препятствующим росту производительности труда, развитию других сторон жизни. Социальное равенство означает равенство общественного положения людей, а не равенство физических и умственных способностей, вкусов и потребностей. Иными словами, социальное равенство-неравенство отличается от естественного равенства-неравенства.

 
Социальное равенство (неравенство) тесно связано с социальной справедливостью. Социальная справедливость — это  соотношение обоснованного равенства  между людьми, с одной стороны, и сохраняющегося неравенства — с другой стороны; обеспечение общественно оправданных минимальных потребностей людей в зависимости от семейного положения, состояния здоровья и т. д. Социальная справедливость проявляется, в частности, в том, что в любом цивилизованном обществе власти стараются контролировать реализацию «потребительской корзины», обеспечить каждой семье, каждому человеку минимальный доход, дающий возможность существовать и удовлетворять наиболее важные материальные и духовные потребности. Неспособность их реализации может приводить к катаклизмам в виде превышения смертности над рождаемостью, уменьшения численности населения. Если это результат не только объективно действующих условий, но и сознательной (или неумелой) социальной политики правящих кругов, то этот процесс получает название геноцида по отношению к собственному или чужому народу (народам).

 
Степень социальной справедливости обусловлена в целом уровнем  развития общества. На современном  этапе в условиях осуществления реформ главной проблемой (противоречием) выступает необходимость, с одной стороны, укрепления социальной справедливости, а с другой — повышения экономической эффективности труда, т. е. сочетание равенства и неравенства в обществе.

 
Крайняя степень неравенства, открытые формы пренебрежения принципами социальной справедливости приводят (могут привести) к нестабильности общества, социальным взрывам, разрушению производительных сил (и орудий труда, и гибели людей). Поэтому в цивилизованных обществах политические структуры ведут политику, направленную на смягчение социального неравенства, создание условий для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей людей. Это достигается, в частности, путем расширения и углубления социальной работы по защите наиболее ущемленных слоев населения, развития социальной сферы общества.

 
Что касается России, то следует  отметить, что несмотря на всю противоречивость социальной политики правящих кругов, по сравнению с 1990-ми гг. все же наметилось определенное улучшение жизни людей. В частности, принятые национальные программы (в области здравоохранения, образования, сельского хозяйства и ЖКХ) могут в значительной мере смягчить социальную дифференциацию в стране и усилить интеграцию общества.

 

Заключение.

 

Социальная структура – один из главных регуляторов социальной динамики в целом, включая и развитие экономики. 

 

Социальная структура – это  сами люди, организованные в разного  рода группы и выполняющие в системе  экономических отношений все  те социальные роли, которые рождает экономика, которых она требует. Именно эти люди, их группы проводят в жизнь определенную социальную политику, организуют развитие страны, принимают решения. Таким образом, социальное и экономическое положение групп, их интересы, характер их отношений друг с другом влияют на развитие экономики, сказываются на её результатах.

 

В настоящее время в России наблюдается  интеграция социальной структуры:

  • Возникают новые социальные общности;
  • Консолидация занятых в отдельных отраслях экономики;
  • Появление новых видов социальных общностей в системе властных отношений;
  • Формирование в системе координат «богатство-бедность» социальных групп, объединенных по уровню доходов, источников их поступления, характеристикам качества жизни.

 

В то же время наблюдается дезинтеграция по уровню доходов между богатыми и бедными, и этот разрыв увеличивается.

К положительным моментам следует  отнести процесс складывания  среднего класса общества, что свидетельствует  о стабилизации социальной структуры.

Происходит изменение общей композиции, соотношения различных социальных слоев, их иерархии и ролевых функций.

Граждане начинают более адекватно  оценивать свое положение в социальном пространстве. Таким образом социальная модель становится самоосознанной.

 

 

Список литературы:

  1. Барулин В.С. Социальная философия, М. 1999
  2. Философская энциклопедия, м. 1962.
  3. Мокляк Н.М. Социальные отношения: структура и формы проявления, Киев
  4. 1986
  5. Динамика социальной структуры и трансформация общественного сознания // Социс. 1998. № 12.
  6. Луков В. А. К теории социальных общностей. М., 2005.
  7. Россия — новая социальная реальность. Богатые. Бедные. Средний класс. М., 2004
  8. Социальная стратификация современного российского общества / Отв. ред. 3. Т. Голенкова. М., 2003. 
  9. Социальное расслоение и социальная мобильность. М., 1999. Социологическая энциклопедия. Т. 1, 2. М., 2003.
  10. Социология: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. 2-е изд. М., 2002.
  11. Средний класс в современном российском обществе / Под общ. ред. М. К. Горшкова, Н. Е. Тихоновой, А. Ю. Чепуренко. М., 1999.

 
 
 
  .    
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Человек и общество