Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:33, реферат
Возникновение человека и общесва.
Природные и социальные основы человеческого общества.
Социализация как процесс.
Система человек-общество:
Процесс антропогенеза и социогенеза, начавшись 1,6 млн. лет назад, завершился примерно 35-40 тысяч лет тому назад. На смену пралюдям и праобществу пришли сформировавшиеся, готовые люди, которые жили уже в готовом, сложившемся обществе.
О том, как конкретно
шел процесс становления
Общественные
Но даже прямые данные
можно истолковывать по-
Исходный пункт
социогенеза - объединения животных
предков человека. Определенное представление
о них можно составить, изучая
объединения ныне существующих животных.
Конечный результат социогенеза - сложившееся
человеческое общество. Оно существует
в разных формах. Одни из общественных
форм более ранние, другие - более
поздние. Самая ранняя форма существования
сложившегося человеческого общества
- общество, которое у нас принято
именовать первобытным или
Природа — это естественная
основа жизнедеятельности человека и
общества в целом. Вне природы человек
не существует и существовать не может.
Даже в космосе, на космических орбитальных
станциях люди пользуются переработанными
благами природы. В свою очередь, природа
и космос в целом вполне могут существовать
без человека, обходиться без его присутствия
и деятельности. Так происходило многие
миллиарды лет. Осмысление такой взаимосвязи
и зависимости общества от природы — насущная
необходимость.
Зависимость материального производства
и жизни общества от природы в свою очередь
накладывает определенные ограничения
на деятельность человека. Они касаются
прежде всего разумного, рационального
воздействия общества на природу в процессе
общественной жизнедеятельности. Неотъемлемым
здесь должен стать принцип «Не навреди!»
Взаимодействие общества с природой имеет
для человека не только утилитарное, производственное
значение, но также и оздоровительное,
нравственное, эстетическое, научное.
Человек не только «вырастает» из природы,
но, производя материальные ценности,
одновременно «врастает» в нее.
Социализация – общенаучный
термин, обозначающий процесс приобщения
индивида к социуму, включения в общественную
жизнь, обучения поведению в коллективах,
утверждению себя и выполнению социальных
ролей. Слово «социализация» по смыслу
близко к русскому слову «воспитание»,
но воспитание подразумевает прежде всего
направленные действия, посредством которых
индивиду сознательно стараются привить
желаемые черты и свойства, тогда как социализация,
наряду с воспитанием и обучением, включает
ненамеренные, спонтанные воздействия,
благодаря которым индивид приобщается
к культуре и становится полноправным
и полноценным членом общества.
Социальная жизнь – это сложное явление, представляющее собой организованную, упорядоченную систему действий и взаимодействий людей, их групп и общества в целом; функционирование социальных институтов и организаций, социальных норм и ценностей, а также контроля. Основными элементами социальной жизни, таким образом, ее своеобразным скелетом являются социальное действие, социальное взаимодействие, социальные институты, группы, организации, а также социальные общности.
Социальное действие – действие, направленное на другого и связанное с ожиданием ответной реакции. Основной теоретик – М. Вебер. Не всякое человеческое действие социально. Типология действий: целерациональные, ценностно-рациональные, традиционные, традиционные и аффективные. Первые два социальны, поскольку в первом случае четкое осознание цели и средств действия, а во втором действие самоценно для субъекта, оно совершается на основе убеждений действующего.
Социальное взаимодействие – система взаимообусловленных социальных действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других. То есть это ожидание ожидания ответной реакции, совокупность социальных действий. Виды: солидарные и антагонистические, кратковременные и долговременные; организованные (семья) и неорганизованные (толпа), непосредственные и опосредованные.
Социальный институт – относительно устойчивые типы и формы социальной деятельности и структурные компоненты социальной системы, отличающиеся внутренней структурой, интегрированностью всех своих элементов, многообразием и динамичностью своих функций. С.И. обеспечивают относительную устойчивость социальных связей и отношений в обществе в целом. Выделяют пять основных социальных институтов: институт семьи и брака, политические институты, экономические институты, институты образования, институт религии.
Социальная группа – одна из основных форм социального взаимодействия людей, их объединения, направленная на удовлетворение потребностей индивидов в осуществлении совместных действий. Большие и малые, первичные и вторичные (по хар-ру взаимодействия), формальные и неформальные (по способу организации и регулирования взаимодействия).
Социальная организация
– целевая общность людей. Или сложная
взаимосвязанная иерархически социальная
система (крупная вторичная социальная
группа), образуемая для достижения определенных
целей.
Семья
как социальный институт:
Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
Семья - особый социальный институт, регулирующий межличностные отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Специфика
этого социального института
состоит в том, что семья обладает
устойчивой структурированной
Причиной, побуждающей людей объединяться в семейные группы, выступают потребности человека.
Семья существует как санкционированный обществом союз, стабильность которого возможна при взаимодействии с другими социальными институтами: государством, правом, общественным мнением, религией, образованием, культурой. Оказывая внешнее воздействие на семью, они регулируют ее создание и изменение. В рамках этих институтов создаются нормы и санкции, поддерживающие семью.
Семья как социальный институт выполняет важнейшие функции:
· биологическое воспроизводство общества (репродуктивная),
· воспитание и социализация молодого поколения,
· воспроизводство социальной структуры через предоставление социального статуса членам семьи,
· сексуальный контроль,
· забота о нетрудоспособных членах семьи,
·
эмоциональное удовлетворение (гедонистическая).
Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
К основным функциям семьи можно отнести:
а) репродуктивная — в любой семье важнейшей является проблема деторождения. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям;
б) хозяйственно-
в) регенеративная — (лат. regeneratio — возрождение, возобновление). Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей;
г) образовательно-
д) сфера первоначального социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;
е) рекреативная — (лат. recreatio — восстановление). Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.
ж) духовного общения — развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
з) социально-
и) психотерапевтическ
При
комплексном изучении семейной структуры
они рассматриваются в
В зависимости от форм брака:
В зависимости от пола супругов:
В зависимости от количества детей:
В зависимости от состава: