Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:45, реферат
Воспроизведение характерности жизни с помощью тех или иных материальных средств с помощью речи, мимики и жестов, рисунка и красок, системы звуков и т. д.создает произведения искусства.
Искусство, общество,
человек.
Воспроизведение характерности
жизни с помощью тех или
иных материальных средств с помощью
речи, мимики и жестов, рисунка и
красок, системы звуков и т. д.создает
произведения искусства.
Мы знаем, что искусство
доставляет радость, особое (духовное
удовольствие, оно украшает жизнь, создает
атмосферу праздничности, гармонизирует
диссонансы внутренней жизни человека
и его отношений с окружающей
средой, но иногда забываем, что искусство
также (может и должно вызывать эмоции
сострадания и со (чувствия, эмоции
боли и страдания).
Забвение этой стороны
воздействия искусства ведет
к односторонне гедонистическому его
истолкованию, К уравниванию художественного
произведения с пред метами комфорта,
к непомерной жажде развлечении
Посредством искусства. Подобный гедонистический
пере кос остро ощущают многие
писатели. Так, Василь Быков говорит
о социальном смысле позиции, которая
отрицает способность искусства
тревожить душу: а...стараниями бюрократов
воспитан и определенного рода читатель.
Для определения
специфического воздействия искусства
можно воспользоваться
Когда речь идет о
произведении искусства, то подразумеваются
три основных значения этого понятия.
Во-первых, имеется
в виду продукт культуры и человеческой
деятельности (созданный преднамеренно,
с определенной целью), а не продукт
природы.
Второе значение
понятия художественного
Третий аспект понятия
«произведение искусства» уже содержит
определенный аксиологический, ценностный
смысл: выделяется продукт искусства,
отвечающий оптимальным качественным
критериям (в этом случае используется
термин и художественное произведение).
Искусство апеллирует
к социализированному индивиду, производя
в нем незримую духовную работу и
переработку, недоступную другим сферам
деятельности и сознания. В человеке
же "естество" и культура находятся
в сложном, противоречивом взаимодействии.
А эстетическая культура личности есть,
в частности, мера власти над социально-духовной
неорганизованностью, помноженная
на гармонизацию достигнутого уровня
с лучшими естественными
Искусство не брезгливо,
как говорил Герцен, и способно
выражать разные, в том числе страшные,
зловещие чувства человека, но оно
при этом дает им высшую нравственно-эстетическую
оценку, раскрывает их природу и
мотивы, осмысливает и помещает на
определенное место в системе
духовных ценностей. Катарсическая
функция искусства не исключает
как разряда, изживания негативных
чувств, так и компенсации восполнения
того, в чем обделил человека личный опыт
и судьба. Помогая нечто изжить и нечто
восполнить, искусство способствует установлению
равновесия человека со средой. Только
будучи совершенным предметом по форме
и по соответствию этой формы эстетически
полноценному содержанию, оно способно
исполнить свою гармонизирующую и катарсическую
функцию.
С помощью искусства
человек безгранично расширяет
свой внутренний опыт, приобщаясь к
опыту всего человечества. При
этом искусство не растворяет личность
во множестве других жизней, а помогает
кристаллизироваться, определиться, найти
себя человеку как неповторимому
индивиду. Эта духовно-нравственная
самопроверка, самоиспытание, самосознание
и самооценка совершается в контексте
социального опыта. Именно искусство
свобод но и непринужденно раскрывает
человеку, и насколько природа
стала человеческой сущностью человека...
в какой мере потребность человека
стала человеческой потребностью. Искусство
становится одним из средств свободного
выявления истинно человеческой
сущности его как родового и социально
организованного существа, осуществляя
сопоставление личностного, межличностного
и надличностного уровней.
Оно подсказывает пути,
на которых возможно множить и
динамизировать «я», лишая однозначной
догматичности и активизируя
способность ориентации в конкретных
новых ситуациях. Но в современных
условиях повышения случайных, поверхностных
форм общения, развившихся под влиянием
безликих, универсальных способов коммуникаций,
ускорения темпа жизни, в связи
с непомерно разросшейся "ролевой"
функциональной изменчивостью личности
возникла необходимость в выработке
тех воздействий, которые способствуют
"собиранию" «я» вокруг стержня
личности.
Результативным аспектом
эстетического восприятия искусства
являются и более пластичные формы
общения. Структура личности содержит
как эмпирически реальные, так
и идеально-ценностные уровни. Искусство
помогает преодолеть несоответствия между
ними, повышая уровень самосознания
личности, прогнозирования своего поведения,
своего видения мира и нравственного
выбора в той или иной ситуации:
"и Я бы мог так , а Вижу ли
я так?", и Приемлю ли я это?"
.
Цели истинного
искусства способствовать духовнотворческому,
социально-нравственному росту
Ценности личности
и общества могут и не совпадать,
отсюда огромное значение искусства
как социально-эстетического
Искусство рассчитывает
на будущее, будоражит чело века, заставляет
меняться без принуждения, лишь "силой"
постижения, сопереживания
Люди сохранили
склонность и способность к эмоционально-
Социальный смысл
создания всех произведений искусства,
заключается в том, что содержание
той или иной высшей области общественного
сознания получает в них в процессе
своего внешнего выражения свою внутреннюю
систематизацию. Оно становится гораздо
более отчетливым, последовательным
и законченным, чем оно было в
личном сознании отдельных людей, его
разрабатывающих. И систематизация
эта бывает, конечно, совершенно различной
в разных областях общественного
сознания.
Вследствие этого
идеологические области общественного
сознания этика, правовые нормы, социально-политические
учения, философия в ее идеологической
стороне и, наконец, искусство всегда
стремятся сказать с помощью
своих произведений своеобразное воздействие
на сознание общества. Они стремятся
по-своему внушить обществу всеобщее
значение определенных взглядов, идейно
утверждающих и отрицающих тот или
иной строй социальных отношений. И
поэтому их произведения отличаются
в той или иной мере познавательнооценивающим
пафосом.
При этом все виды
идеология, кроме искусства, специализируются
в своем содержании на идейном
утверждении и соответственно отрицании
отдельных сторон общественных отношений
и, абстрагируя общие особенности
познаваемых ими сторон жизни
от индивидуальных их проявлений, выражают
свое содержание в системах понятий.
Поэтому
Произведения искусства
и представляют собой раскрытие
и реализацию этого всеобщего
значения идеологического, эмоционально
оценивающего осознания характерных
особенностей общественной жизни людей
и связанной с ней жизни
природы. В произведениях искусства
такое осознание перестает быть
достоянием отдельной личности и
становится достоянием всего общества.
То, что люди в своем огромном
большинстве таят в своем внутренней
мире, что они лишь смутно и изменчиво
сознают, чувствуют, переживают, это
находит себе ясное, действенное
и законченное выражение в
произведениях художественН9го творчества.
Искусство как бы возводит содержание
идеологического миросозерцания в
«ранг» высшей области общественного
сознания. В этом и заключается
в основном постоянная и неизбежная
привлекательность произведений искусства
для большинства людей. В этом
и заключается основной стимул самого
художественного творчества.
Произведения искусства
созерцаются не чужим, холодным внешним
взором, они созерцаются и одновременно
переживаются глубинным внутренним
миром личности, включающим эмоциональные
оценки. Но внутренний взор по отношению
к произведению искусства не означает
полного нарушения дистанции. Уничтожение
расстояние между объектом и субъектом
может привести к фамильярному общению
со стариной, с историей, к оживлению
ее за счет искажения объекта, к попыткам
устранить дистанцию между
Произведение искусства,
писал Гегель, совершенно меняет нашу
точку зрения, обрывая все практические
связи и взаимоотношения с
предметом. Например, уже сама форма
стихосложения в поэзии извещает
нам сразу же... другую сферу, почву,
на которую мы можем ступить, только
оставив практическую и теоретическую
прозу обыденной жизни и