Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 18:03, сочинение
Современный человек живет в обществе, так или иначе он вынужден участвовать в какой-либо коллективной деятельности. Цивилизованный человек физически не в состоянии быть из нее исключен. Он зависим от нее. Не смотря ни на что, он вынужден тратить часть своей энергии на обслуживание связей с обществом и с его институтами. Никто не будет спорить, что сами эти связи далеко не всегда желательны для человека. Тем не менее, он обслуживает их.
Человек и общество
Современный человек живет в обществе, так или иначе он вынужден участвовать в какой-либо коллективной деятельности. Цивилизованный человек физически не в состоянии быть из нее исключен. Он зависим от нее. Не смотря ни на что, он вынужден тратить часть своей энергии на обслуживание связей с обществом и с его институтами. Никто не будет спорить, что сами эти связи далеко не всегда желательны для человека. Тем не менее, он обслуживает их. На чем же держится эта зависимость? Мы уже говорили, что односторонней зависимости быть не может. Если бы это было так, современное общество распалось, все его части (люди) разошлись бы в разные стороны. Значит кроме зависимости человека от общества, существует обратная ей зависимость общества от человека. Что же это за зависимость?
Думаю, никто в серьез не будет утверждать, что современное общество зависит от конкретного человека, лично от Вас, от меня или кого другого. В условиях что коммунизма, что капитализма, человек подчиняется законам, принципам и морали общества. Или законам большинства. Но мы уже знаем, что для устойчивости объекта общество-человек нужна взаимосвязь между ними. Откуда же она берется? Некие намеки дают нам персоналии типа Наполеона, Ленина, Сталина… Они оказывали реальное воздействие на общества и на его изменение. Но может быть это исключение?
Не может это воздействие быть исключением. Если бы это было так, общество в принципе не могло бы и сформироваться. Оно не было бы устойчивым. Следовательно, связь есть, человек как активный, не зависимый элемент закачивает в нее свою энергию (предмет связи), а общество, как зависимый элемент ее принимает. Но где же тогда результат этого воздействия. Где реальные результаты воздействия на общество Мои, а лично Ваши?
Смею
утверждать, что благодаря смыслу,
осуществляется подмена понятий, и
за реальные рычаги влияния человека
на общество выдаются иллюзорные, проглатывающие
всю энергию этого воздействия.
Иллюзии общественных благ, защиты,
уважения, управления, народовластия,
религии и прочее. Все эти иллюзии
требуют огромного расхода
Благодаря
этой подмене цивилизованный человек
пребывает в иллюзии
Обслуживание связей человека с обществом вынуждает его, в рамках непосредственной индивидуальной деятельности, осуществлять некие действия, направленные не на конкретный предмет его потребности, а на некий промежуточный результат. Этот результат, в большей степени является не средством удовлетворения личной потребности человека, а является как бы защитным механизмом, обеспечивающим его существование в рамках этого общества. Другими словами он отдает дань обществу, за существование в нем.
Нравится это или нет, но в этом случае промежуточный результат для человека сам становится целью, причем целью отделенной от удовлетворения его личных биологических потребностей, являющихся побудителями его активности. Каким же образом он может осуществлять действия, оторванные от потребностей? Это возможно только в одном случае, промежуточная цель, должна порождать какое-либо другое действие, приводящее к удовлетворению первичной потребности, хотя может быть и ее суррогата.
В качестве такой промежуточной цели могут выступать, скажем, денежные знаки. Например, для удовлетворения чувства голода, цивилизованный человек не выращивает, капусту, а зарабатывает деньги. Деньги, как известно, есть не будешь, но на них можно купить себе еду. Поэтому, для того, что бы удовлетворить голод, человек работает, получает за это деньги (промежуточный результат), на которые затем покупает еду (средство удовлетворения первичной потребности). Таким образом, потребностью, побуждающей человека работать, является (конечно, огрублено) потребность в еде, а целью его действий, например, продать как можно больше тампаксов. Побуждает действие одно, а направленность самого действия на другое.
Для того чтобы все-таки осуществить действие, оторванное от удовлетворения какой-либо потребности (продать тампаксов на сумму не меньше…), нужно понять, осознать и принять связь промежуточного результата (денег) с первичной потребностью, породившей активность (поесть вкуснее). Другими словами открыть для себя смысл действия, не приводящего к непосредственному удовлетворению потребности. Для чего я это делаю? Я продаю…, для того что бы…, на которые я смогу…, что приведет меня к удовлетворению потребности… В нашей терминологии сформировать цепочку зависимости первичного образа и результата действий. Таким образом, смысл действия есть отражение цели действия к потребности, породившей само это действие.
Разрыв между потребностью, породившей действие, и целью на которую само это действие направлено, заполняется смыслом. А смысл, это уже логическое, виртуальное понятие. Если… то… поэтому… Другими словами смысл есть последовательность знаний, логическая цепочка, связывающая разорванные цели и потребности. Именно эта смысловая цепочка, в какой-то степени и определяет отличие действий человека, от действий животного. У животного, все действия порождаются непосредственно биологическими потребностями. В чистом виде рефлекторно. У человека между первым и вторым появляется логика, идеальный элемент. Другой вопрос, каков будет этот элемент и какие цели, с какими потребностями он будет связывать.
Для свободного осуществления действия основанного на смысле, а не на потребности, смысловая цепочка зависимости должна существовать в психике изначально, иначе разрыв в логике остановит связный процесс и инициации действий не произойдет. Обратим внимание на то, что смысл это всего лишь умственное объяснение чего-либо. Сегодня он один, а завтра возможно уже другой. Сегодня Вы руку под козырек поднимаете, ну а завтра уже пожимаете ее. Другое название этих цепочек в психологии - роли, а в нашей терминологии - условные рефлексы. На входе элементарная цель, на выходе конкретное действие, смыслом заполняется тело рефлекса.
Совокупности
таких смысловых рефлексов
Как это не прискорбно, но эта обратная зависимость, как мы уже говорили, искажается общественным мнением и по большому счету отвечает только на один вопрос, - “А как может быть иначе?”. И ответ, кстати, уже готов. Все так делают. И ты так делай. А мы тебя похвалим. А нет, подвергнем тебя общественному порицанию, дабы вернуть тебя в лоны родного общества. Не нравится? Плохо живешь? Прислушайся к мудрости “народной”. БОГ терпел и нам велел. Разве можно радоваться жизни, она ведь временна, надо быть устремленным на потусторонний мир. Спастись надо, а этот мир смраден и грешен, Тьфу на него… три раза.
Откуда появляются такие смысловые цепочки, так или иначе связывающие действия человека и его потребности? Оттуда же, откуда формируются условные рефлексы. Либо путем самостоятельного познания, либо путем научения. Откуда они у Вас?
Отличие действий
человека от действий
животного
Поведение (действия) животного всегда непосредственно направлено на удовлетворение той или иной биологической потребности. Потребность не только толкает животное на активность, но и однозначно определяет формы этой активности. Так, пищевая потребность (голод) порождает пищевую активность - выделение слюны, поиск пищи, ее добычу и поглощение. Условный рефлекс может связать эту активность с новым раздражителем (например, звонком) или действием (нажатие педали).
Структура
поведения животного при
Животное
в отличие от человека пользуется
только тем, что предоставила ему
природа. Им доступна лишь жизнедеятельность,
проявляющаяся как
Отличительная черта действий человека заключается в том, что цель действия не определяется полностью потребностью, которая ее породила. Потребность посредством мотива дает толчок к действию, но продукт (результат) этого действия, не может удовлетворить саму породившую ее потребность.
Рабочий управляет станком не потому, что это удовлетворяет его голод, а потому, что это позволяет ему изготовить требуемое количество деталей за смену. Его действия определяются не потребностью, а целью, стоящей перед ним. То почему он так действует, не совпадает с тем, для чего он действует именно так. Побуждения, породившие действия человека, расходятся с непосредственной целью, управляющей этими действиями.
Таким образом, активность животных вызвана естественными потребностями, в отличие от человека, действия которого в основном порождаются и поддерживаются искусственными потребностями (целями), возникающими благодаря присвоению достижений культурно-исторического развития людей настоящего и предшествующих поколений.
Человеку дан более тонкий инструмент. Он волен формировать любые цели и потребности, тем самым он имеет возможность не приспосабливаться к окружающей действительности, а изменять ее. Но этот инструмент одновременно является и источником его закабаления. Именно благодаря этому инструменту, возможна и осуществляется подмена истинных целей человека на ложные, связанные с истинными смыслом. Какая часть усилий конкретного человека идет достижение истинных целей, а какая ложных, пусть каждый разберется сам.
Но факт остается фактом, в настоящее время, благодаря смыслу большая часть людей находится в полусонном состоянии. Практически все действия человека направлены на обслуживание его виртуальных связей с обществом, цивилизацией и ее благами (цепочки зависимости - роли). К сожалению все меньше и меньше времени остается у него на личное развитие, на собственную не похожую на всех других жизнь.