Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 08:59, доклад
Согласно Марксу человек - это прежде всего homo faber, человек производящий. Производительный труд - вот что отличает человека от животного. Человек отличается от животного тем, что не столько приспосабливается к окружающему миру, сколько его приспосабливает к себе. Вместе с тем труд связывает человека с природой. Благодаря труду в ходе исторического развития люди все больше овладевают природными ресурсами. Но вместе с тем, по мере овладения этими стихиями, созданные самими людьми производительные силы и общественные отношения все более противостоят им в качестве внешних, чуждых, враждебных для них сил.
Человек и общество
Согласно Марксу человек
- это прежде всего homo faber, человек
производящий. Производительный труд
- вот что отличает человека от животного.
Человек отличается от животного
тем, что не столько приспосабливается
к окружающему миру, сколько его
приспосабливает к себе. Вместе с
тем труд связывает человека с
природой. Благодаря труду в ходе
исторического развития люди все
больше овладевают природными ресурсами.
Но вместе с тем, по мере овладения
этими стихиями, созданные самими
людьми производительные силы и общественные
отношения все более
Маркс исходит из руссоистского
взгляда на человеческую природу, согласно
которому человек по природе своей
- существо целостное, “неотчужденное”,
доброе. В оценке человеческой природы
он непоколебимый рационалист: человек,
в его понимании, существо изначально
и безусловно разумное. Кант даже в
своей “объективной”
Для того, чтобы изначально
положительные родовые качества
человека проявились, необходимо коренным
образом преобразовать
Эта концепция человека,
непосредственно перерастающая
в утопию, составляет своего рода постоянный
фон научных изысканий Маркса.
Последние, однако, нуждались в менее
абстрактных постулатах и категориях.
Поэтому Маркс формулирует
Его трактовка взаимоотношений общества и индивида базируется на понимании взаимозависимости, взаимодополнительности и взаимопроникновения этих сущностей. В интерпретации Маркса общество представляет собой систему связей и отношений между индивидами, образующихся в процессе деятельности, прежде всего - трудовой. “Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг с другом” , - писал он. Общество в его понимании - это “продукт взаимодействия людей”; при этом люди не свободны “в выборе той или иной общественной формы” .
Социальность, по Марксу, проявляется
не только в форме “непосредственной
коллективности”, когда индивид
взаимодействует с другими
Личность по Марксу, - не исходный
пункт социально-исторического
С точки зрения марксистской социологии общество предстает прежде всего как система отношений: экономических, политических, правовых, нравственных, религиозных и др. В данном случае в основу классификации общественных отношений положено их социальное содержание. Если же исходить из их субъектов, то можно выделить отношения между социальными группами, в том числе классовые и национальные отношения, а также отношения между людьми города и деревни, умственного и физического труда, семейные отношения, отношения между личностью и обществом, личностью и социальной группой, коллективом, межличностные отношения.
Все общественные отношения
органически связаны между
Все общественные отношения
делятся, согласно марксизму, на материальные
и идеологические. Материальные отношения
складываются и проявляются независимо
от сознания и воли людей. Это прежде
всего их экономические, производственно-
Что же касается объективной
основы становления идеологических
отношений, то она находится не только
в сфере их непосредственных проявлений
(политики, права, морали и т.д.), но в
конечном счете в материальной сфере
жизни общества. По словам Маркса, правовые
отношения, как и формы государства,
не могут быть поняты ни из самих
себя, ни из так называемого общего
развития человеческого духа. Напротив,
“они коренятся в материальных жизненных
отношениях”, совокупность которых
Гегель по примеру английских и французских
мыслителей XVIII в. называет “гражданским
обществом”. Анатомию гражданского общества,
пишет Маркс, следует искать в
политической экономии . Ленин также
считал, что идеологические отношения
представляют собой надстройку над
материальными общественными
Формируясь под
Такой методологический подход
нашел ограничение в учении марксизма
о взаимодействии экономического базиса
общества и надстройки. Экономический
базис характеризуется как
Исходя из учета содержания
общественных отношений, анализа экономического
базиса и различных видов надстройки
- политической, правовой, религиозной
и т.д. - современные социологи-
Экономическая сфера жизни
общества - это нечто более широкое,
чем экономический базис. Она
включает в себя в полном объеме
производство, распределение, обмен
и потребление материальных благ.
Это - сфера функционирования способа
производства, непосредственного воплощения
в жизнь современного научно-технического
прогресса, товарно-денежных отношений,
удовлетворения материальных потребностей
и интересов людей. Здесь непосредственно
воплощаются в действительность
экономическое общественное сознание
и деятельность институтов управления
экономикой. Есть необходимость изучения
указанных объективных и
О социальной, политической
и духовной сферах будет более
или менее подробно идти речь в
следующих главах. Сейчас отметим
только, что социальная сфера - это
сфера взаимодействия имеющихся
в обществе больших и малых
социальных групп и национальных
общностей по поводу социальных условий
их жизнедеятельности. Прежде всего
имеется в виду следующее: создание
необходимых условий для
К политической сфере относится прежде всего совокупность функционирующих в обществе политических отношений, в рамках которых действуют различные политические партии, организации, государственные и иные политические институты. Их деятельность направлена на реализацию политических интересов различных субъектов - социальных групп и слоев, наций, личностей. Эти их интересы связаны с осуществлением отношений власти, а также политических прав и свобод. Политическая сфера - это по сути дела сфера функционирования политической системы общества, посредством которой различные социальные субъекты воплощают в жизнь свои политические взгляды и цели. Как известно, идущие в настоящее время социальные процессы предельно политизируют общественное сознание людей, повышают их политическую активность. В результате усиливаются роль и значение политической сферы в жизни современного общества.
Духовную сферу общественной
жизни составляют наука, образование,
воспитание, мораль, искусство, религия,
т.е. утверждение духовных начал
в поведении и деятельности каждого
человека. Достижению этой цели в той
или иной степени подчинена деятельность
многих социальных институтов, решающих
задачи образования и воспитания
молодежи и остальных слоев общества,
а также задачи развития науки
и культуры. Основная проблема заключается
в том, как в современных условиях
сохранить и обогатить духовный
мир людей, побудить каждого человека
действовать во имя высоких и
благородных идеалов как в
своих интересах, так и в интересах
других людей, ближних и дальних.
В этом заключается важнейшее
проявление духовного здоровья человека
и всего общества, способного помочь
решить самые сложные задачи общественной
жизни, утвердить подлинное
Изучение функционирования и развития наиболее крупных сфер общественной жизни, в основу которого положено выделение важнейших и в общем однородных социальных процессов, весьма важно для характеристики и анализа общества как единого социального организма. Единство общества заключается не в его монолитности. Оно представляет собой внутренне расчлененную целостность и потому имеет свою структуру. Деление общественной жизни на указанные сферы позволяет изучать общество именно как структурную целостность, выявлять содержание и особенности функционирования данных сфер, их объективное соотношение и взаимную зависимость. Исходя из научных представлений о характере их взаимодействия можно сознательно воздействовать и на развитие всего общества. Проблема же научного управления обществом - одна из центральных в марксистской социологии, хотя она не была эффективно решена на практике.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru