Бытие

Автор: b*******@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 18:28, реферат

Описание работы

«Философская категория бытия» – одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема данной работы актуальна потому, что первым вопросом, с которого начинается философия, является вопрос о бытии. Разрушение несомненности мифа и мифологической интерпретации реальности заставило греческих философов искать новые прочные основания мира природного и человеческого.

Работа содержит 1 файл

БЫТИЕ.docx

— 62.11 Кб (Скачать)

  2.2.Бытие произведенных человеком вещей ("второй природы"). Большинство окружающих нас вещей и предметно-вещественных целостностей произведено людьми. Они входят и в житейское и в философское понятие "окружающий мир" в качестве его важного элемента. Но в философии понятие "окружающий мир" нередко остается недифференцированным, более того, он часто отождествляется с первой природой, что неправомерно.

  В чем же состоит отличие "второй природы" от первой? С одной стороны, воплощенный в ней материал первой природы есть объективная и первичная  в философском смысле реальность, развивающаяся по законам, независимым  от человека и человечества. С другой стороны, в предметах "второй природы" воплощены или, если воспользоваться  термином Гегеля, "опредмечены" труд и знания человека.

  Так, станок не просто предмет, сделанный  из металла и каких-то других материалов (которые, кстати, тоже часто принадлежат  ко "второй природе", ибо прошли через горнило человеческой деятельности). В нем предметно, материально  запечатлены знания людей, воплощены  труд и навыки тех, кто его изготовил. Для того чтобы использовать и  в случае необходимости преобразовать  далее предметные результаты человеческого  труда, требуются не только знания о  материалах природы, из которых предметы сделаны, нужно, чтобы люди, которые  пускают их в дело, хотя бы частично располагали ранее воплощенными в них знаниями об их назначении, процессе работы, особенностях конструкции  и т.д. Или, если снова применить  термин Гегеля, нужно "распредметить" эти знания. Многие философы акцентируют  внимание на роли духовных, идеальных  элементов в процессе труда, предметной деятельности человека и отводят  существенную роль таким компонентам  человеческой деятельности, как целеполагание, формирование проекта, плана действий, образа изготовляемого предмета и т.д. Эти компоненты можно назвать  идеальными, поскольку благодаря  им формируется идея предмета, которая  затем воплощается в жизнь. И  их роль действительно огромна. Однако бытие предметов и процессов "второй природы" состоит в том, что  они представляют собой нерасторжимое  единство природного материала, опредмеченного духовного (идеального) знания, опредмеченной  деятельности конкретных индивидов  и социального предназначения, функций  данных предметов. Будучи созданными в  качестве такой особой единой реальности, эти предметы заданы, объективно предпосланы  последующим актам человеческого  труда, познания, творчества.

  Специфика бытия предметов "второй природы" и ее целостности состоит в том, что это совершенно новая по сравнению с первой природой комплексная (природно-духовно-социалъная) реальность.

  "Вторая  природа" - мир единый и в  то же время чрезвычайно многообразный.  Это - орудия труда от самых  первых, простых, созданных человеком  на заре цивилизации, до сложнейших  современных машин и механизмов, средств транспорта и коммуникаций. Это - промышленность и энергетика, это - строительные площадки, дороги, обрабатываемые поля. Это - города и поселки. Это - радиостанции и телецентры, космодромы и космические корабли, школы, вузы, музеи, театры и т.д. Это предметы, окружающие нас в быту, - мебель, одежда, да и вообще множество самой разнообразной утвари, приспособлений, приборов. Это и предметы, специально приспособленные для удовлетворения потребностей человеческого духа, - книги, картины, статуи и т.д. Словом, речь идет о предметном богатстве, системах и всем "поле" человеческой цивилизации, культуры.

  Отличие бытия предметно-вещного мира культуры от бытия природных вещей - это  не только отличие искусственного (созданного, произведенного) от естественного. Главное  отличие в том, что бытие "второй природы" по самому своему существу есть социально-историческое, а именно цивилизационное бытие. Вещи "второй природы", живя природной жизнью, проживают и другую свою жизнь: они  обретают особое место в бытии  человеческой цивилизации.

  Есть  еще один принципиально важный аспект, связанный с относительным различием  первой и "второй" природы, а одновременно - с их принадлежностью к единой форме бытия и к единству мира как целого. Долгое время люди не осознавали достаточно четко, что между  первой и "второй" природой возможны не только отношения взаимосвязи, согласованности, но и конфликтного противостояния. Сегодня возник конфликт в виде экологических, энергетических и подобных им проблем. А потому требуются новые подходы  к регулированию связи двух подвидов, в принципе относящихся к одной - вещной, предметной - форме бытия  и к единому, целостному бытию  мира.

  Все сказанное можно суммировать  в следующих выводах. При сравнении  первой и "второй" природы в  целом обнаруживаются не только их единство, взаимосвязь, но и их различия. Первая природа в целом - безграничное, непреходящее бытие, где существование  отдельного человека является преходящим моментом. "Вторая природа" в целом - бытие, тесно связанное с временем и пространством человеческого  существования, с бытием социального. Первая природа - бесконечный мир, осваиваемый  человеком в его очень небольшой  части, - мир в принципе необозримый, неисчерпаемый. "Вторая природа" в целом и вещи "второй природы" - мир, где не перестают действовать  законы природы, но где они причудливо, иногда конфликтно сплетаются с преобразующими действиями, сознанием индивидов, групп  людей, человечества в целом. "Вторая природа" дана каждому отдельному человеку, поколениям людей объективно, реально, она существует вне и  независимо от их сознания, но в отличие  от природы как таковой уже  воплощает в себе, опредмечивает  человеческие цели, идеи, а значит, не может считаться совершенно независимой  от сознания человека и человечества. Вещи и процессы "второй природы" преобразованы, произведены людьми, и бытие этих вещей стоит как бы на границе бытия первой природы и человеческого мира. Но все же это относительно самостоятельное бытие, особая реальность и по отношению к первой природе, и по отношению к непосредственному, жизненно конкретному бытию людей. Последнее также надо рассмотреть как особую форму бытия.

  2.3. Бытие человека в мире вещей. Бытие отдельного человека и человечества в целом специфично, уникально. Однако в этом бытии есть стороны существования, общие и для человека, и для любой преходящей вещи природы. В этом смысле оправдан подход естественных наук, согласно которому человек предстает как бы вещью среди вещей - телом среди тел. Разумеется, этот подход оправдан только в случае, если сущность человека не сводится к жизни и к проявлениям его тела. И тем более если он не перерастает в безнравственное, антигуманное отношение к человеку как к "вещи", "объекту", которым можно манипулировать, то есть обращаться с ним как вздумается. Но в общефилософском учении о бытии важно прежде всего ответить на вопрос, как именно человек существует. А он ведь непосредственно существует как живой, конкретный индивид, причем первичной предпосылкой его существования является жизнь его тела.

  Но  тело человека - тело природы. Поэтому  нельзя избежать тех предпосылок, которые  общи для бытия всех без исключения природных тел. Наличие тела делает человека конечным, преходящим (смертным) существом, и любое возможное  в будущем увеличение длительности жизни людей не отменит законов  существования человеческого тела как тела природы. К бытию человеческого  тела относится все то, что было сказано раньше о диалектике бытия - небытия, возникновения - становления - гибели преходящих тел природы. Относится  к телу человека и то, что оно, погибнув, не исчезает из бесконечной  и непреходящей природы, а переходит  в другие ее состояния.

  В этом аспекте проблема человеческого  бытия включена в широкий вопрос об эволюции природы и генезисе, возникновении самого человека (антропогенезе), который был также и генезисом  специфической для вида Homo sapiens (человека разумного - лат.) формы .

  Из  того обстоятельства, что человек  существует как тело в мире вещей, вытекает и ряд других следствий, которые люди в их жизни вынуждены  учитывать и, как правило, учитывают - на бессознательно-инстинктивном  и на сознательном уровне. Смертное тело человека "помещено" в мир  неживой и живой природы. С  этим местом бытия в жизни человека связано многое. Потребности человеческого  тела в пище, защите от холода, от других сил и существ природы, в самосохранении, продолжении жизни можно, правда, удовлетворять минимально, но совсем не удовлетворять их нельзя, не рискуя довести его до гибели.

  Значит, и в человеческом бытии, каким  бы специфическим оно ни было, первична предпосылка - существование тела (существование  в соответствии с законами жизни, циклами развития и гибели организмов, с циклами природы и т.д.) и  необходимость удовлетворения его  необходимых (в этом смысле фундаментальных) потребностей. Без этого вообще невозможно человеческое существование.

  Отсюда  вытекают важные следствия относительно прав каждого отдельного человеческого  существа. Исходное право связано  как раз с сохранением жизни, самосохранением индивидов и  выживанием человечества. Оно исходное потому, что без его реализации невозможно развертывание других возможностей, потребностей и прав человека. Человек  должен иметь пищу, одежду, жилище - это верно в силу законов не только человеческой справедливости, но и самого человеческого существования. Здесь тот пункт, в котором  должна быть признана бытийственная  обусловленность права человека на удовлетворение его фундаментальных (природных) потребностей. Конечно, потребности  человека уже в древности приняли  иной характер; даже потребности тела преобразовались в особые, а не чисто природные притязания.

  Из  факта существования человека как  живого тела, природного организма  вытекает его подвластность всем законам жизни, и прежде всего  законам наследственности, отменить которые или пренебречь которыми люди не в состоянии. Это лишний раз  показывает, как осторожно и ответственно надо обращаться с природно-биологическим "измерением" человеческого бытия. Можно сказать, что биология человека - целый мир, относительно самостоятельный  и целостный, специфический в  его бытии и в то же время  вписанный в целостность природы. Всякое нарушение экологического баланса  человеческого организма влечет за собой опасные и разрушительные для человека последствия.

  Философия оправданно искала и ищет связь между  телом человека и его страстями, переживаниями, психическими состояниями, мыслями, характером, волей, поступками - тем, что раньше в философии именовали  его "душой", а в наше время  чаще называют "психикой".

  Следует учесть, что современная философия  в ее многих разновидностях уделила  особое внимание проблеме человеческой телесности, справедливо обнаружив  ограниченность и старого материализма, сводившего тело человека к телу природы, и идеализма, спиритуализма, презрительно относившихся к "бренному" телу. У  истоков нового подхода выделяется философия Ф. Ницше: "Человеческое тело, в котором снова оживает  и воплощается как самое отдаленное, так и ближайшее прошлое всего  органического развития, через которое  как бы бесшумно протекает огромный поток, далеко разливаясь за его пределы, - это тело есть идея более поразительная, чем старая "душа"9

  Действительно, в существовании человеческого  тела, в его бытии есть немало загадок, тайн, противоречии: между  хрупкостью и выносливостью, зависимостью от природы и особой "мудростью", живучестью, между непосредственным "физиологизмом" и способностью прилаживаться к высшим порывам  человеческого духа и т.д.

  Бытие отдельного человека - непосредственно  данное диалектическое единство тела и духа. Функционирование тела тесно  связано с работой мозга и  нервной системы, а через них - с психикой, с духовной жизнью индивида. Работа духа в известном пределе  зависит от здоровья тела человека. Недаром пословица гласит: в здоровом теле - здоровый дух. Однако пословица  верна далеко не всегда, что не требует  специальных доказательств. Хорошо известно и то, сколь велика бывает роль человеческого духа в поддержании  жизни немощного или больного тела.

  Один  из примеров тому - жизнь И. Канта. Родившийся хилым ребенком, слабый телом философ  прожил 80 лет благодаря тому, что  хорошо разобрался в особенностях своего организма, строго придерживался разработанных  для себя режима, диеты и умел воздействовать на свою психику. На жизнь  Канта благотворно повлияло также  то обстоятельство, что он увлеченно  трудился, был и в жизни верен  проповедуемым в книгах высочайшим ценностям духа и нравственности.

  Человек для самого себя - не только первая, но и "вторая" природа. Мысли и  эмоции - важнейшая сторона целостного бытия человеческого индивида. В  традиционной философии человека нередко  определяли как "мыслящую вещь". Это  имеет свои оправдания - и именно на уровне первых предпосылок анализа  человеческого бытия. Непосредственно  человек, действительно, существует как  отдельная вещь, которая мыслит.

  Р. Декарт был одним из тех, кто участвовал в полемике вокруг понятия "мыслящая вещь". Он, по собственным его словам, "не отрицал, что, для того чтобы  мыслить, надо существовать..."10. Когда же Декарт утверждал: "Я мыслю, следовательно, я существую" ("cogito egro sum"), то он уже переводил спор о бытии человека в другую плоскость. Он ставил вопрос о том, что важнее для понимания специфики человеческого бытия: то, что человек существует (подобно любой другой вещи среди других вещей), или то, что благодаря мышлению (понимаемому Декартом в широком смысле) человек способен размышлять о самом факте своего существования, то есть становиться мыслящей личностью.

  Специфика человеческого бытия рассматривается  не только в плане объединения  тела и духа. Не менее важно для  философии то, что существование  человека как вещи в мире природы (именно мыслящей и чувствующей вещи) было одной из первых предпосылок, побудивших людей к производству и общению. Конечно, это была не единственная предпосылка, ибо, взятая в отдельности, она еще  не объясняет возникновения производства. Но между фактом существования человека как природного живого тела с естественными  потребностями и возникновением производства и общения людей  имеется диалектическая взаимосвязь. А это значит, что между бытием человека в качестве природного тела и социальным бытием также существует тесное единство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Бытие