Автор: b*******@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 18:28, реферат
«Философская категория бытия» – одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема данной работы актуальна потому, что первым вопросом, с которого начинается философия, является вопрос о бытии. Разрушение несомненности мифа и мифологической интерпретации реальности заставило греческих философов искать новые прочные основания мира природного и человеческого.
2.2.Бытие произведенных человеком вещей ("второй природы"). Большинство окружающих нас вещей и предметно-вещественных целостностей произведено людьми. Они входят и в житейское и в философское понятие "окружающий мир" в качестве его важного элемента. Но в философии понятие "окружающий мир" нередко остается недифференцированным, более того, он часто отождествляется с первой природой, что неправомерно.
В чем же состоит отличие "второй природы" от первой? С одной стороны, воплощенный в ней материал первой природы есть объективная и первичная в философском смысле реальность, развивающаяся по законам, независимым от человека и человечества. С другой стороны, в предметах "второй природы" воплощены или, если воспользоваться термином Гегеля, "опредмечены" труд и знания человека.
Так,
станок не просто предмет, сделанный
из металла и каких-то других материалов
(которые, кстати, тоже часто принадлежат
ко "второй природе", ибо прошли
через горнило человеческой деятельности).
В нем предметно, материально
запечатлены знания людей, воплощены
труд и навыки тех, кто его изготовил.
Для того чтобы использовать и
в случае необходимости преобразовать
далее предметные результаты человеческого
труда, требуются не только знания о
материалах природы, из которых предметы
сделаны, нужно, чтобы люди, которые
пускают их в дело, хотя бы частично
располагали ранее воплощенными
в них знаниями об их назначении,
процессе работы, особенностях конструкции
и т.д. Или, если снова применить
термин Гегеля, нужно "распредметить"
эти знания. Многие философы акцентируют
внимание на роли духовных, идеальных
элементов в процессе труда, предметной
деятельности человека и отводят
существенную роль таким компонентам
человеческой деятельности, как целеполагание,
формирование проекта, плана действий,
образа изготовляемого предмета и т.д.
Эти компоненты можно назвать
идеальными, поскольку благодаря
им формируется идея предмета, которая
затем воплощается в жизнь. И
их роль действительно огромна. Однако
бытие предметов и процессов "второй
природы" состоит в том, что
они представляют собой нерасторжимое
единство природного материала, опредмеченного
духовного (идеального) знания, опредмеченной
деятельности конкретных индивидов
и социального предназначения, функций
данных предметов. Будучи созданными в
качестве такой особой единой реальности,
эти предметы заданы, объективно предпосланы
последующим актам
Специфика бытия предметов "второй природы" и ее целостности состоит в том, что это совершенно новая по сравнению с первой природой комплексная (природно-духовно-социалъная) реальность.
"Вторая
природа" - мир единый и в
то же время чрезвычайно
Отличие бытия предметно-вещного мира культуры от бытия природных вещей - это не только отличие искусственного (созданного, произведенного) от естественного. Главное отличие в том, что бытие "второй природы" по самому своему существу есть социально-историческое, а именно цивилизационное бытие. Вещи "второй природы", живя природной жизнью, проживают и другую свою жизнь: они обретают особое место в бытии человеческой цивилизации.
Есть
еще один принципиально важный аспект,
связанный с относительным
Все
сказанное можно суммировать
в следующих выводах. При сравнении
первой и "второй" природы в
целом обнаруживаются не только их
единство, взаимосвязь, но и их различия.
Первая природа в целом - безграничное,
непреходящее бытие, где существование
отдельного человека является преходящим
моментом. "Вторая природа" в целом
- бытие, тесно связанное с временем
и пространством человеческого
существования, с бытием социального.
Первая природа - бесконечный мир, осваиваемый
человеком в его очень
2.3. Бытие человека в мире вещей. Бытие отдельного человека и человечества в целом специфично, уникально. Однако в этом бытии есть стороны существования, общие и для человека, и для любой преходящей вещи природы. В этом смысле оправдан подход естественных наук, согласно которому человек предстает как бы вещью среди вещей - телом среди тел. Разумеется, этот подход оправдан только в случае, если сущность человека не сводится к жизни и к проявлениям его тела. И тем более если он не перерастает в безнравственное, антигуманное отношение к человеку как к "вещи", "объекту", которым можно манипулировать, то есть обращаться с ним как вздумается. Но в общефилософском учении о бытии важно прежде всего ответить на вопрос, как именно человек существует. А он ведь непосредственно существует как живой, конкретный индивид, причем первичной предпосылкой его существования является жизнь его тела.
Но
тело человека - тело природы. Поэтому
нельзя избежать тех предпосылок, которые
общи для бытия всех без исключения
природных тел. Наличие тела делает
человека конечным, преходящим (смертным)
существом, и любое возможное
в будущем увеличение длительности
жизни людей не отменит законов
существования человеческого
В этом аспекте проблема человеческого бытия включена в широкий вопрос об эволюции природы и генезисе, возникновении самого человека (антропогенезе), который был также и генезисом специфической для вида Homo sapiens (человека разумного - лат.) формы .
Из того обстоятельства, что человек существует как тело в мире вещей, вытекает и ряд других следствий, которые люди в их жизни вынуждены учитывать и, как правило, учитывают - на бессознательно-инстинктивном и на сознательном уровне. Смертное тело человека "помещено" в мир неживой и живой природы. С этим местом бытия в жизни человека связано многое. Потребности человеческого тела в пище, защите от холода, от других сил и существ природы, в самосохранении, продолжении жизни можно, правда, удовлетворять минимально, но совсем не удовлетворять их нельзя, не рискуя довести его до гибели.
Значит, и в человеческом бытии, каким бы специфическим оно ни было, первична предпосылка - существование тела (существование в соответствии с законами жизни, циклами развития и гибели организмов, с циклами природы и т.д.) и необходимость удовлетворения его необходимых (в этом смысле фундаментальных) потребностей. Без этого вообще невозможно человеческое существование.
Отсюда вытекают важные следствия относительно прав каждого отдельного человеческого существа. Исходное право связано как раз с сохранением жизни, самосохранением индивидов и выживанием человечества. Оно исходное потому, что без его реализации невозможно развертывание других возможностей, потребностей и прав человека. Человек должен иметь пищу, одежду, жилище - это верно в силу законов не только человеческой справедливости, но и самого человеческого существования. Здесь тот пункт, в котором должна быть признана бытийственная обусловленность права человека на удовлетворение его фундаментальных (природных) потребностей. Конечно, потребности человека уже в древности приняли иной характер; даже потребности тела преобразовались в особые, а не чисто природные притязания.
Из
факта существования человека как
живого тела, природного организма
вытекает его подвластность всем
законам жизни, и прежде всего
законам наследственности, отменить
которые или пренебречь которыми
люди не в состоянии. Это лишний раз
показывает, как осторожно и ответственно
надо обращаться с природно-биологическим
"измерением" человеческого бытия.
Можно сказать, что биология человека
- целый мир, относительно самостоятельный
и целостный, специфический в
его бытии и в то же время
вписанный в целостность
Философия оправданно искала и ищет связь между телом человека и его страстями, переживаниями, психическими состояниями, мыслями, характером, волей, поступками - тем, что раньше в философии именовали его "душой", а в наше время чаще называют "психикой".
Следует
учесть, что современная философия
в ее многих разновидностях уделила
особое внимание проблеме человеческой
телесности, справедливо обнаружив
ограниченность и старого материализма,
сводившего тело человека к телу природы,
и идеализма, спиритуализма, презрительно
относившихся к "бренному" телу. У
истоков нового подхода выделяется
философия Ф. Ницше: "Человеческое
тело, в котором снова оживает
и воплощается как самое
Действительно, в существовании человеческого тела, в его бытии есть немало загадок, тайн, противоречии: между хрупкостью и выносливостью, зависимостью от природы и особой "мудростью", живучестью, между непосредственным "физиологизмом" и способностью прилаживаться к высшим порывам человеческого духа и т.д.
Бытие отдельного человека - непосредственно данное диалектическое единство тела и духа. Функционирование тела тесно связано с работой мозга и нервной системы, а через них - с психикой, с духовной жизнью индивида. Работа духа в известном пределе зависит от здоровья тела человека. Недаром пословица гласит: в здоровом теле - здоровый дух. Однако пословица верна далеко не всегда, что не требует специальных доказательств. Хорошо известно и то, сколь велика бывает роль человеческого духа в поддержании жизни немощного или больного тела.
Один из примеров тому - жизнь И. Канта. Родившийся хилым ребенком, слабый телом философ прожил 80 лет благодаря тому, что хорошо разобрался в особенностях своего организма, строго придерживался разработанных для себя режима, диеты и умел воздействовать на свою психику. На жизнь Канта благотворно повлияло также то обстоятельство, что он увлеченно трудился, был и в жизни верен проповедуемым в книгах высочайшим ценностям духа и нравственности.
Человек для самого себя - не только первая, но и "вторая" природа. Мысли и эмоции - важнейшая сторона целостного бытия человеческого индивида. В традиционной философии человека нередко определяли как "мыслящую вещь". Это имеет свои оправдания - и именно на уровне первых предпосылок анализа человеческого бытия. Непосредственно человек, действительно, существует как отдельная вещь, которая мыслит.
Р. Декарт был одним из тех, кто участвовал в полемике вокруг понятия "мыслящая вещь". Он, по собственным его словам, "не отрицал, что, для того чтобы мыслить, надо существовать..."10. Когда же Декарт утверждал: "Я мыслю, следовательно, я существую" ("cogito egro sum"), то он уже переводил спор о бытии человека в другую плоскость. Он ставил вопрос о том, что важнее для понимания специфики человеческого бытия: то, что человек существует (подобно любой другой вещи среди других вещей), или то, что благодаря мышлению (понимаемому Декартом в широком смысле) человек способен размышлять о самом факте своего существования, то есть становиться мыслящей личностью.
Специфика
человеческого бытия