Автор: b*******@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 18:28, реферат
«Философская категория бытия» – одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема данной работы актуальна потому, что первым вопросом, с которого начинается философия, является вопрос о бытии. Разрушение несомненности мифа и мифологической интерпретации реальности заставило греческих философов искать новые прочные основания мира природного и человеческого.
И
вместе с тем, согласно Гегелю и Канту,
связка "есть" прибавляет характеристики,
весьма важные для понимания субъекта
предложения, его связи с предикатом,
а значит, с ее помощью даются
новые (по сравнению с предикатом)
знания о вещах, процессах, состояниях,
идеях и т.д. Каковы же эти характеристики,
эти знания? Присмотримся к предложению
"Иван есть человек". Если акцентировать
внимание на субъекте и предикате, то
легко обнаружить, что единичному
человеку (Ивану) приписывается общее
(родовое) свойство - быть человеком. Если
же сосредоточить внимание на слове
"есть", то, поразмыслив, можно
прийти к выводу, что оно придает
субъекту особую, весьма существенную
характеристику, причем характеристику
двуединую: Иван есть (существует) и
он есть человек (то есть действительно
является человеком). Приписывание общего
свойства "человек" объединяет Ивана
с человеческим родом. Благодаря
же слову "есть" субъект предложения
включается в еще более обширную
целостность - во все, что существует.
Таким образом, предикат в разбираемом
предложении приписывает
От предложений языка можно теперь идти дальше, к философской категории "бытие". Великие философы, рассуждавшие о философских категориях и приводившие их в систему, справедливо полагали, что введение каждой категории требует оправдания: она нужна философии, поскольку выражает особое содержание, которое не ухватывается другими категориями. Из этого, однако, не следует, что для разъяснения смысла данной категории нельзя пользоваться другими категориями или общими понятиями. Более того, в силу диалектической природы категорий одна категория "определяет себя" через другую.
В
свете сказанного понятна несостоятельность
двух распространенных возражений против
введения в философию категории
бытия. Первое возражение: поскольку
категория бытия не говорит о
конкретных признаках вещей, ее надо
отбросить. Это возражение несостоятельно,
ибо философские категории как
раз и призваны фиксировать именно
всеобщие связи мира, а не конкретные
признаки вещей. Второе возражение: раз
бытие первоначально
Разбирая проблему бытия, философия отталкивается от факта существования мира и всего, что в мире существует, но для нее начальным постулатом становится уже не сам этот факт, а его смысл. Это и имел в виду Кант, когда дал мудреное на первый взгляд определение бытия: "Оно есть только полагание вещи или некоторых определений само по себе"5
"По
кантовскому толкованию связки "есть",
- разъяснял М. Хайдеггер, - связь
субъекта и предиката
Итак, философия фиксирует не просто существование вещи (или человека, или идеи, или мира в целом), а более сложную связь всеобщего характера: предметы (люди, состояния, идеи, мир в целом) вместе со всеми их свойствами, особенностями существуют и тем самым объединяются со всем тем, что есть, наличествует в мире. И фиксируются данные связи, характеристики с помощью категории бытия, причем здесь применение этой категории не заканчивается, а только начинается.
Соответственно
понимание категории бытия
Первые шаги в понимании бытия служат своего рода трамплином для дальнейшего категориального анализа. "Бытие" во втором, более широком смысле (включающее в себя бытие в первом смысле, "простое", или "чистое", бытие) - категория, точнее, семья ранее перечисленных категорий, с помощью которых философия стремится наиболее полно и глубоко ухватить, осмыслить ранее рассмотренную проблему бытия. Тут, естественно, применяются и другие категории, но они как бы суммируются, объединяются "под эгидой" обобщающей категории бытия. Категория "бытия" в этом подобна другим всеобщим философским категориям - она позволяет объединить и затем удерживать в поле анализа уже взятые в их единстве и взаимосвязи доказанные философией утверждения относительно мира и его всеобщих связей.
Примером
может служить учение о бытии
в "Науке логики" Гегеля. В нем
представлено множество диалектически
взаимосвязанных категорий, в частности
приводятся в связь бытие, ничто
и становление, наличное бытие, реальность,
нечто и иное, свойство и граница,
конечное и бесконечное, для-себя-бытие,
одно и многое, величина, число и
другие категории. Главные из них - качество
(определенность), количество (величина),
мера; они одновременно и расшифровываются
через категорию бытия, и сами
расшифровывают ее смысл. Каждая из этих
категориальных групп и каждая из
входящих в нее категорий высвечивает
взаимосвязанные аспекты
Специфика категорий бытия, как мы видим, состоит в том, что с ее помощью можно анализировать процессы, относящиеся к отдельным вещам, предметным сферам и миру в целом. Подробнее мы раскроем это в дальнейшем. А пока вернемся на уровень всеобщих рассуждений о мире в целом.
Приведем
в единство утверждения, которые
теоретически суммируются с помощью
категории бытия. С помощью этой
категории интегрируются
Философская
категория бытия, следовательно, заключает
в себе достаточно сложное и комплексное
содержание. При его осмыслении могут
возникнуть трудности, вопросы и
сомнения. О некоторых из них имеет
смысл поговорить специально.
1.3. Специфика размышлений о бытии.
Трудности осмысления бытия
Чувство
языка сразу предостерегает против
этого, как бы обращая нас к
специфике необычного понятия. Ибо
слово "бытие" уже и в обычном
разговоре фигурирует во всеобщем смысле,
настраивая на философский лад. И
хотя размышления о бытии
Научиться
употреблять категорию бытия
в соответствии с ее спецификой,
с ее особой ролью в философии
в частности, - значит избежать некоторых
ошибок. Например, строго философски неправильно
представлять себе бытие по аналогии
с непосредственным существованием
предметов или мыслей. Неверно
изображать бытие в виде предметов,
предметных сфер или "сферы сфер".
Противоположная ошибка - понимание
бытия как чистой мысли, идеи, помещенной
где-то в особом мире, отдельно от мира
реального. Однако такие понимания
встречались в истории
Например, Парменид одним из первых в европейской мысли ввел и стал употреблять философское понятие бытия в его общем, абстрактном значении. Но на той стадии развития философии едва родившаяся абстрактная мысль о бытии еще была слита с предметно-образным изображением бытия. "...И все бытие отовсюду, - сказано в поэме Парменида, - замкнуто, массе равно вполне совершенного шара с правильным центром внутри". Пармениду казалось вполне естественным изображать бытие, и изображать его в виде некоего самого большого шарообразного "футляра", как бы вмещающего и отграничивающего все, что существует в мире. Правда, Парменид добавлял, что "узреть" такой шар можно только разумом, а не чувством. Подобная же логика у Демокрита, утверждавшего, что бытие - это атомы.
Понимание бытия как такового через его предметные изображения, уподобления устарело, но не оставлено в далеком прошлом. Философы и нефилософы и сегодня нередко толкуют те общие связи, которые фиксируются с помощью категории бытия как особые "предметы" или предметные сферы. Такой подход можно было бы назвать "натурализацией" бытия. Противоположный подход - идеалистический. Например, Платон отрывал всеобщие связи мира от самого мира, превращал бытие в идею, ведущую "самостоятельную" жизнь где-то "на хребте неба".
В этой связи особенный интерес представляют те мысли и формулировки великих философов, которые помогают уяснению совершенно специфических смысловых оттенков, присущих философскому понятию бытия, которые направлены против превращения этой абстрактной, или сущностной, категории в некое, выражаясь словами Аристотеля, "специальное бытие". По этой причине сам Аристотель не просто отделил "вечное", "неизменное" бытие от других категорий (например, от категорий сущности, субстанции), но как бы поставил его над всеми ими. Вместе с тем сущность, по Аристотелю, связана с бытием, воплощает его. И понятно почему: бытие - предельно абстрактное, всеобщее, то есть сущностное понятие, или сущностное "измерение" мира.