Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 19:26, реферат
Вопрос понимания бытия и соотношение с сознанием определяет решение
основного вопроса философии. Для рассмотрения этого вопроса обратимся к
истории развития философии.
Первую философскую концепция бытия выдвинули досократики, одни из
которых рассматривали бытие как единое, неподвижное и самотождественное,
другие - как непрерывно изменяющееся, становящееся.
1. Развитие понятий бытия и небытия в философии.
2. Роль теорий Э.Фромма в современной философии.
3. Вопрос новой философии иметь или быть ?
4. Новый Человек.
5. Заключение.
6.Список литературы.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Развитие понятий бытия и небытия в философии.
2. Роль теорий Э.Фромма в современной философии.
3. Вопрос новой философии иметь или быть ?
4. Новый Человек.
5. Заключение.
6.Список литературы.
Развитие понятий бытия
и небытия в философии
Вопрос понимания бытия и соотношение с сознанием определяет решение
основного вопроса философии. Для рассмотрения этого вопроса обратимся к
истории развития философии.
Первую философскую концепция бытия выдвинули досократики, одни из
которых рассматривали бытие как единое, неподвижное и самотождественное,
другие - как непрерывно изменяющееся, становящееся. Представителями этих
направлений были Парменид и Гераклит. Досократики различали бытие "по
истине" и бытие "по мнению", формулируя понятия сущности и
существования. Вместе с этим была сформулирована концепция небытия, как
противопоставления бытию, которое являлось отсутствием, отрицанием бытия.
Категория небытия, как недоступная для мысли идея, тождественная
категории "ничто" впервые появилась в учении Перменида об истинном пути
мышления. Небытие противопоставляется бытию вообще, в то время как ничто
- многообразию различных нечто. Демокрит и Платон придали бытию
онтологический статус, причем Платон ввел не только различение бытию и
небытия, но и бытия и сверхбытия, что предопределило дальнейшее
рассмотрение понятия бытия в философии.
Однако вернемся к понятию бытия. Платон впервые противопоставил мир
вещей чистым идеям - миру истинного бытия. Аристотель, опираясь на
принцип взаимосвязи формы и материи строит учение о различных уровнях
бытия от чувственного до интеллигибельного.
Средневековая христианская философия противопоставляло божественное
бытие и сотворенное, вслед за Аристотелем различая бытие на
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ и ВОЗМОЖНОЕ. Отход от этой позиции начинается только в
эпоху Возрождения. Новый тип мироощущения, порожденный развитием науки,
рассматривал бытие как реальность, противостоящую человеку, как
освоваемое им в процессе его его деятельности. С развитием механики
(17-18в) в трактовке бытия исходным является понятие ТЕЛА и природа
рассматривается вне отношения к ней человека, как некий механизм.
Наряду с этой линией, отождествляющей бытие с физической
реальностью и исключающей сознание из бытия в новоевропейской философии
формируется иной способ истолкования бытия при котором оно определяется
путем синтеза сознания и самосознания. Этот тезис представлен в
метафизике Декарта "мыслю, следовательно существую", в трактовках
Лейбница (бытие как духовная субстанция - монада), отождествлениях
Беркли существования и данности в восприятии. Завершение эта
интерпретация нашла в немецком классическом идеализме.
Для Канта бытие не является свойством вещей, бытие – это
общезначимый способ связи наших понятий и суждений.
У Фихте подлинным бытием является свободная, чистая деятельность
абсолютного "Я", а материальное бытие - продукт сознания "Я". В качестве
предмета философского анализа выступает бытие культуры -
духовно-идеальное бытие, созданное деятельностью человека.
Шеллинг видит в природе неразвитый разум, а подлинное бытие – в
свободе человека, его духовной деятельности.
В системе Гегеля бытие рассматривается как первая непосредственная
ступень восхождения духа к самому себе. Он свел человеческое духовное
бытие к логической мысли.
Итак, подвергнув критике прежнюю онтологию, пытавшуюся построить
учение о бытие вне всякого опыта и обращения к тому, как мыслится
реальность в научном знании, немецкий классический идеализм, а в
частности Кант и Гегель, выявили такой уровень бытия, как
объективно-идеальное бытие, воплощающееся в различных формах
деятельности субъекта.
Таким образом можно охарактеризовать второй шаг в понимании бытия
(первый был заложен досократиками).
Теперь обратимся к пониманию бытия в западной философии 19-20 века.
Здесь также характерна идеалистическая установка понять бытие исходя из
анализа сознания, однако аналитика сознания предполагает целостную
структуру сознания во всем многообразии его форм и в его единстве с
осязаемым миром.
Так, в философии жизни Дильтея бытие совпадает с целостностью
жизни, понимаемой науками (метод понимания в противовес методу
объяснения в физических науках).
В неокантианстве бытие раскладывается на мир сущего и мир
ценностей. Исходным является человеческое существование, трактуемое как
эмоционально - волевое и практически устремленное (Хайдеггер).
Существенный вклад в понимании бытия внес Жан Поль Сартр.
Противопоставляя бытие в себе и бытие для себя он разграничивает
МАТЕРИАЛЬНОЕ и ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ бытие. Материальное бытие является чем-то
ортодоксальным, сопротивляющимся человеческой воле и действию. Основная
характеристика человеческого бытия в субъективистской концепции Сартра -
свободный выбор возможностей. Тут следует отметить концепцию неопозитивизма, который столь
радикально критикует прежнюю онтологию, что перерастает в отрицание
самой проблемы бытия как таковой, считая ее метафизической псевдо проблемой.
Маркс анализирует проблему бытия сразу в нескольких направлениях и
подчеркивает многоуровневый характер бытия в таких сферах как бытие
органической и неорганической природы, бытие общества и бытие личности.
При этом подчеркивается несводимость одного уровня к другому. Марксизм
отстаивает историческую концепцию социального бытия, видя в нем
совокупную материальную деятельность индивидов, социальных групп и
классов, а познание природного и социального бытия ведет к познанию
смысла бытия личности.
Такова краткая история эволюционирования понятия бытия в философии.
Роль теорий Э.Фромма в современной философии
В данной работе я собираюсь рассмотреть и проанализировать концепцию
бытия, предложенную Эрихом Фроммом. В начале следует кратко рассказать о
роли Э. Фромма в мировой философии.
Э. Фромм, являясь психологом и социологом, стоит на позициях
неофрейдизма, по своим взглядам приближаясь к антропологическому
психологизму и экзистенциализму.
Прежде чем ознакомиться с работами самого Фромма мне выпало
прочесть ряд критических статей в его адрес, которые вызвали у меня
удивление и интерес своей противоречивостью.
Противоречивость в отношении к Фромму в современном мире и
Около философских кругах действительно вызывает немалый интерес. С одной
стороны авторитет Фромма в вопросах психологии и социологии полностью
признается, с другой стороны мало кому из современных философов выпадает
честь услышать такое количество упреков в свой адрес. Его обвиняют
одновременно и в идеализме и в проповедовании коммунизма, клеймят
утопистом. Кроме того он подвергается нападкам одновременно атеистов и
религиозных идеологов.
Итак с одной стороны - авторитет, с другой - резкая критика. В чем
причина такого отношения ?
Будучи выдающимся психологом и социологом, Фромм анализирует формы
социальной патологии в современном обществе (отдельно в Советском
социалистическом и западном капиталистическом) и резко критикует их в
своей " теории исторического развития", которую он также называет
"теорией нормативного гумманизма". В отличии о созерцательных пассивных
философов, Фромм указывает путь к построению здорового общества.
Этот путь - гумманизация общества методами социальной терапии.
Фромм подчеркивает, что невозможно создать здоровое общество без
создания гармоничного здорового человека и выдвигает конкретный проект
создания такого общества.
Метод построения здорового общества - переориентация характера
человека, ценностная установка на БЫТИЕ, которая определит
соответствующий тип человеческого существования - БЫТИЯ.
В качестве обязательных предпосылок бытия, как способа
существования, Фромм указывает наличие у человека независимости и
критического мышления, которое приводит в конечном итоге к продуктивной
ориентации характера.
Фромм убедительно доказывает, что продуктивнцю ориентацию характера
способны иметь все человеческие существа, ибо потребность в ней
коренится в самой человеческой природе. Но, к сожалению, она подавляется
установкой на ОБЛАДАНИЕ, рыночной ориентацией характера, которая в
современном обществе является универсальной.
Именно такая непривычная глобальность идей, поводом к обвинению его
в утопизме, "иллюзиях и заблуждениях".
Вопрос новой философии иметь или быть?
В своей книге "Иметь или быть" ("To Have or to Be?" N-Y 1976) Фромм
рассматривает два противоположных способа существования человека и
общества : существование по принципу Бытия и по принципу Обладания.
Необходимо заметить, что в момент выхода книги (1976 год) повились
еще две книги посвященные этой же теме. Это книга Габриэля Марселя "Быть
и иметь" и "Обладание и бытие" Бальтазара Штеелина. Хотя все три книги
написаны в духе гумманизма, авторы совершенно по-разному подходят к
проблеме: Марсель рассматривает ее с теологической и философской точек
зрения, а Штеелин предлагает конструктивное обсуждение материализма в
современной науке и делает своеобразный вклад в анализ действительности.
Книга Фромма, напротив, содержит именно эмпирический,
психологический и социальный анализ двух способов существования.
Фромм выдвигает первую аксиому - о том, что СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО
ИМЕЕТ МНОЖЕСТВО НЕДОСТАТКОВ И, СЛЕДОВАТЕЛЬНО - ПОРОЧНО.
Затем Фромм показывает, что СУЩЕСТВУЮТ ДВА СПОСОБА СУЩЕСТВОВАНИЯ
ЧЕЛОВЕКА - БЫТИЕ И ОБЛАДАНИЕ.
После этого Фромм доказывает, что ПОРОЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
ВЫЗВАНА ИМЕННО ВСЕ УВЕЛИЧИВАЮЩЕЙСЯ ПЕРЕОРИЕНТАЦИЕЙ НЕ ОБЛАДАНИЕ.
Книга начинается с анализа понятия ЖЕЛАНИЯ. Теория благоденствия,
существования, призванного удовлетворять желания (радикальный гедонизм)
никогда не выдвигалась никем из великих философов ни в Китае, ни в
Индии, ни в Европе.
Единственным исключением был ученик Сократа Аристипп (1-я половина
4в до н.э.). Аристипп был единственным в истории философии гедонистом,
который учил, что само существование желания служит основанием для права
на его удовлетворение и тем самым осуществления цели жизни -
Наслаждения. Никто из других великих Учителей прошлого не утверждал, что
фактическое существование желания создает некую этическую норму. Они
различали субъективные, ощущаемые потребности и объективные,
действительные потребности, реализация которых ведет к развитию
человека.
Возрождение философии гедонизма у философов 17 - 18 века, а в нашу
эпоху - возврат к теории и практике радикального гедонизма Фромм
объясняет расцветом эгоистичноиндустриальной системы человеческих
ценностей, где бурный расцвет индустриального производства ориентирован
на максимальное потребление: "Наше время - время величайшего социального
эксперимента, который когда-либо был осуществлен, чтобы решить вопрос,
может ли достижение наслаждения быть удовлетворительным ответом на
проблему человеческого существования."
Культ эгоизма в индустриальном обществе приводит к порождению
заведомо несчастных людей: одиноких и ощущающих свою зависимость. Выход
из этой ситуации Фромм видит в фундаментальном изменении ценностей и
установок человека.
Анализируя пороки современного общества, противопоставляя ему все
великие учения - Христианство, Буддизм, Марксизм и др., Фромм делает
вывод, что ОБЛАДАНИЕ и БЫТИЕ являются двумя основными способами
существования человека, преобладание одного из которых определяет
различия в индивидуальных характерах людей и типах социального характера.
Интересное подтверждение своих идей Фромм находит в идеоматических
изменениях в языке индустриальных стран.
Некоторое изменение смыслового значения понятий БЫТИЯ и ОБЛАДАНИЯ
нашло в последнее время отражение в западных языках и выразилось во все
большем использовании существительных и все меньшем - глаголов. Это
связано с тем, что ДЕЙСТВИЕ заменяется на эквивалент ОБЛАДАНИЯ: вместо
"Я думаю" - "У меня ЕСТЬ идея".
Фромм подчеркивает изменения в разговорной речи, происшедшие за
последние десятилетия: если в начале века пациент, приходя ко врачу
говорил: "Я обеспокоен, я не могу заснуть", то в современном языке эта
фраза выглядит иначе: "У меня есть проблемы. У меня бессонница."
Сам по себе лингвистический анализ конечно не может служить
каким-либо веским аргументом, однако с психологической точки зрения этот
пример свидетельствует о высокой степени бессознательной отчужденности.
Доказывая, что существование по принципу ОБЛАДАНИЯ не является