Бытие

Автор: b*******@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 18:28, реферат

Описание работы

«Философская категория бытия» – одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема данной работы актуальна потому, что первым вопросом, с которого начинается философия, является вопрос о бытии. Разрушение несомненности мифа и мифологической интерпретации реальности заставило греческих философов искать новые прочные основания мира природного и человеческого.

Работа содержит 1 файл

БЫТИЕ.docx

— 62.11 Кб (Скачать)

  Разговор  о бытии, таким образом, является предельно отвлеченным, абстрактным. Это нередко считают недостатком, который следует преодолеть. И  если философствование о бытии вырождается  в схоластику, оторванную от жизни, то ее, разумеется, надо преодолевать. Но совсем другое дело - восхождение  к предельной обобщенности анализа. Без этого нет философского размышления, в особенности в учении о бытии. Оно помогает развивать особые способности  человеческого ума - умение выявлять и изучать связи, предельно общие  для каждой области действительности и для действительности в целом. Отсылку от отдельного конечного  бытия к бытию как таковому, взятому в его совершенно абстрактной  всеобщности, следует рассматривать  как самое первое теоретическое  и даже практическое требование, утверждал  Гегель.

  Чтобы убедиться в этом, снова вспомним о языке. Сколько раз в день, говоря о вполне конкретных вещах, мы употребляем глагол "быть", предложения  со связкой "есть", столько же раз  мы как бы автоматически встраиваем это конкретное в общие отношения  бытия, или, как иногда выражаются философы, в "бытийственные" отношения. Раньше над такими привычными автоматизмами  задумывались разве что теоретизирующие  лингвисты и философы. Но когда  человек стал создавать самые  современные думающие машины, потребовалось, в частности, решать вопрос о том, как в сознании и в языке  осмысливаются и фиксируются  указанные бытийственные отношения.

  Было  бы наивно утверждать, что все программисты, которым так или иначе пришлось отвечать на подобные вопросы, обратились или обратятся к философии. Это  делают лишь немногие - те, кто создает  новые программы, разрабатывает  концепции, положенные в основание  научно-технической деятельности, связанной  с "думающими" машинами. Но существенно  то, что прежде сугубо автоматизированное, часто бессознательное освоение человеком отношений бытия ныне все чаще приходится превращать в  сознательное, осмысленное, философски грамотное. И это становится как  раз конкретным делом людей, причем делом самым современным.

  Обратимся к тем нашим мыслям и переживаниям, которые касаются мира, космоса, Земли, человечества и его судьбы. Чаще всего это и есть выход к  проблеме бытия, например к вопросу "быть или не быть" человечеству, природе, Земле.

  Многим  из нас близок вопрос о космосе. Мы интересуемся тем, что есть космос сегодня  и что с ним будет завтра. И опять-таки сама жизнь заставляет формулировать и обсуждать вопрос о космосе не только в терминах конкретных дел, но и как предельно  общую и одновременно напряженную  проблему бытия.

  Имея  в виду какие-то известные факты  и опираясь на свои вполне конкретные переживания, мы все же не можем не ставить эти вопросы в предельно  общей форме. Ведь нас беспокоят  судьбы человеческого бытия и  бытия в целом. Прав был Борис  Слуцкий, когда писал: 

  «Бытие, все его категории,

  жизнь, и смерть, и сладость, и боль,

  радость точно так же, как горе, я

  впитываю, как море - соль». 

  Глава 2. Основные формы бытия

  Целостный мир - это всеобщее единство, включающее в себя необозримое множество  существующих в их конкретности и  целостности вещей, процессов, состояний, организмов, структур, систем, человеческих индивидов. Следуя философской традиции, все их можно назвать сущими, а  мир в целом - сущим как таковым. Всеобщие связи бытия проявляются  не иначе как через связи между  единичными сущими. Каждое сущее уникально. Неповторимы внешние и внутренние условия, иначе говоря, ситуация существования  всего, что есть в мире (или, если выразить это с помощью философской  терминологии, неповторимо "наличное бытие" всякого сущего). Определенность сущего характеризует индивидуальность его бытия и его место в  целостном бытии. Условия, моменты  данного бытия, его "мгновения" никогда не воспроизводятся вновь  и не остаются неизменными. Некоторые  философы справедливо утверждают, что  каждое сущее является носителем  неповторимой, только ему присущей сущности.

  Признание уникальности (единичности) каждого  сущего особенно важно для учения о человеке. Из осознанной уникальности бытия каждого человека прямо  вытекает важнейшее правило гуманизма: признавать и уважать в каждом человеке неповторимое существо.

  Но  как бы ни были уникальны отдельные проявления бытия, и как бы ни важна была эта уникальность для людей, все-таки их практика и познание настоятельно требуют, чтобы единичное обобщалось, объединялось в группы, а также в весьма обширные целостности. При объединении единичных сущих в целостности человеческая мысль обязательно учитывает то, как именно единичное существует. Улавливая определенное сходство условий, способов существования единичных сущих, философия объединяет их в различные группы, которым присуща общность формы бытия. Таких групп много (мы будем говорить здесь только об основных формах бытия). Различение и объединение того, что существует, под углом зрения принадлежности к специфической форме бытия - отправная точка самой что ни на есть обычной, повседневной жизни людей. Они обязательно учитывают различия форм бытия во всех областях деятельности, хотя не всегда задумываются об этом. Ведь обрабатывать материал природы, к которому не прикасалась рука человека, - в большинстве случаев не то же самое, что преобразовывать вещи и процессы, уже вышедшие из горнила человеческой деятельности; воздействовать на живое человеческое тело и тем более на мысли и чувства людей надо иначе, чем на вещи природы.

  И прежде всего надо знать, как те предметы, те данности, с коими имеет дело человек, "присутствуют" в мире, то есть иметь представление о  специфике их бытия. Однако при этом человеку - сколь бы конкретные практические задачи он ни решал и как бы ни был он далек от философии - не обойтись без некоторых хотя бы элементарных знаний и навыков, позволяющих "учесть" бытие как таковое. А это, в частности, означает: надо различать сущее и бытие (вопреки тем учениям, где они отождествляются). Однако не только различать, но и связать их. М. Хайдеггер подчеркивал: традиционная философия (даже та, которая именовала себя онтологией, то есть учением о бытии) сосредоточивала внимание главным образом на проблеме сущего. В этом проявилось "забвение бытия", в чем Хайдеггер видел особенность метафизики и мироощущения европейского человечества, обусловившую трагичность его судьбы. Поворот от "только сущего" к "самому бытию" - вот чего требовал Хайдеггер от новой онтологии. И это не праздная и не абстрактная мысль. Действительно, человечество склонно проявлять интерес к сиюминутным проблемам и задачам (к конкретному сущему); в таких, например, "заботах" было создано самое современное оружие массового уничтожения. Людей долгое время мало заботило то, как это скажется на судьбе мира - природы, человечества, цивилизации, культуры. Хайдеггер прав: настало время "озаботиться" самим бытием. Такая задача неразрывно связана с философским осмыслением бытия и его форм.

  Проблема  форм бытия важна, следовательно, для  повседневной практики и познавательной деятельности людей (пусть в жизни  она чаще всего осмысливается  и обсуждается не в философских  терминах).

  Принципиально важна она и для философии. Вспомним: при определении бытия  мы сначала остановились на том, что (различные) целостности мира равно  существуют и что это придает  всем им характер реальности, создает  предпосылку единства мира. Теперь сосредоточим внимание на диалектических различиях между основными формами  бытия - диалектических в том смысле, что не будут упущены из виду всеобщие связи бытия, взаимосвязи между  этими формами.

  Целесообразно выделить следующие различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы  бытия:

  • бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком;
  • бытие человека, которое (условно) подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие;
  • бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;
  • бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.
  • Первые три формы будут рассмотрены в данной главе, а четвертая форма анализируется в главе, посвященной обществу.

  2.1. Бытие вещей, процессов и состояний природы. Начнем с уточнения понятия "окружающий мир", из признания существования которого исходит человек. Исторически первой предпосылкой, основой человеческой деятельности были и остаются сегодня вещи, процессы, состояния природы, которые возникли, существовали до человека, существуют вне и независимо от сознания и действия людей ("первая природа"). Потом человек стал мощно и широко воздействовать на природу Земли. Возник целый мир произведенных человечеством вещей, процессов, состояний. В философии его назвали "второй природой".

  Рассмотрим  сначала особенности формы бытия  первой природы. Казалось бы, что тут  мудрить: природа, ее вещи, процессы, состояния, бесспорно, существуют вне и независимо от сознания. Даже принимая существование  природы в качестве простого факта  жизни (а его признает, по-видимому, большинство философов), философия  все же считает необходимым разрешить  по крайней мере основные, возникающие  в данной связи сомнения и трудности. И. Кант был прав, когда сказал: "...нельзя не признать скандалом для философии  и общечеловеческого разума необходимость  принимать лишь на веру существование  вещей вне нас... и невозможность  противопоставить какое бы то ни было удовлетворительное доказательство этого  существования, если бы кто-нибудь вздумал  подвергнуть его сомнению"8

  При осмыслении проблемы существования  природы как особой реальности и  вещей природы философия сталкивается вот с какой трудностью: о вещах  и состояниях природы, о природе  в целом мыслит и говорит человек; именно он устанавливает существование  мира природы до, вне и независимо от своего сознания и действия - и  устанавливает не иначе как опираясь на свое сознание и действие. Здесь  имеет место своего рода парадокс, и философия не отмахивается от этого  парадокса. Да, именно люди судят о  природе и говорят, что она  существовала до появления человеческого  рода и что после возникновения  человека и его сознания она сохраняет  независимость своего бытия. Но ведь выводы о существовании и форме  бытия природы сделаны людьми на основании множества фактов, в  том числе аргументов, опытных  и теоретических данных науки, то есть на основании общечеловеческого  социально-исторического опыта, конкретного  практического опыта всех когда-либо живших и сегодня живущих индивидов. Повседневная проверка, спрессованная  в опыт истории, и придала мысли  о существовании природы до и  независимо от человека фактическую  очевидность - не только как факту  человеческой жизни, но и как обоснованному  научному выводу естествознания и философии.

  О бытии первой природы можно, следовательно, утверждать, что ее вещи, процессы, состояния, ее целостность существуют до, вне  и совершенно независимо от сознания человека и что в этом - коренное и постоянное отличие природы (ее вещей, процессов, состояний) как особой формы бытия. Но здесь важны бытийственные различия между природой в целом и ее отдельными сущими.

  Природа в целом бесконечна в пространстве и времени - она всегда и везде  была, есть и будет. Это уникальная особенность, которая не присуща  отдельным вещам, процессам, состояниям природы: они существуют где-то (а  где-то не существуют), они когда-то и где-то возникают, то есть, говоря философским языком, их небытие сменяется  их бытием. Они вступают в процесс  развития, изменения, становления; их бытие  выступает как сохраняющееся  и исчезающее. Такие мыслители, как  Гераклит и Гегель, ярко раскрыли диалектику бытия преходящих вещей. Гегель, говоря о процессе становления, метко обозначил  его словом Verschwundensein - исчезающее бытие, или бытие-исчезновение. В конце  концов бытие данной преходящей вещи уступает место ее небытию, что, однако, не означает прекращения бытия природы  в целом.

  Первая  природа - благодаря своему бытию  до, вне и независимо от сознания - является реальностью особого типа. Человек и его дух рождаются  благодаря непреходящей природе  и уже после того, как природа  Земли миллиарды лет существовала без человека. После возникновения  человеческого рода, несмотря на все  его влияние на природу, огромная, поистине неизмеримая ее часть по-прежнему "пребывает" (то есть постоянно  бытийствует) как совершенно самостоятельная, полностью независимая от человека и человечества реальность. В универсуме природы человек с его сознанием - только одно из поздних звеньев  в бесконечной цепи единого бытия. Для природы существовать, "быть" вовсе не значит быть воспринимаемой человеком (или каким-нибудь другим разумным существом). Огромные пространства Вселенной до возникновения человека, судя по всему, никем и никогда  не воспринимались; и человек не может охватить не только восприятием, но даже воображением и мыслью весь универсум.

  Сделаем выводы. Природа объективно реальна  и первична также и в том  смысле, что без нее невозможны жизнь и деятельность человека. Без  нее не могли бы даже появиться  предметы и процессы, произведенные  человеком. "Вторая природа" строго зависит от первой - от природы как  таковой, от ее вещей, процессов, закономерностей, существующих до, вне и независимо от человека. По типу, форме своего бытия "вторая природа" сходна с первой, из которой она рождается, но в  пределах предметно-вещественного  бытия она обладает важными особенностями.

Информация о работе Бытие