Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 12:46, контрольная работа
Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Он возник вместе с зарождением философии и будет постоянно сопровождать ее, пока будет существовать мыслящее человечество. Это вечный вопрос. И глубина его содержания неисчерпаема.
Введение 2
1. Историко-философское изменение представлений о бытии. 3
Трактовка бытия в античности 3
Средние века 6
Возрождение 7
Просвещение 9
Новое время 10
2. Уровни бытия 12
3. Философская категория материи 13
4. Атрибутивные свойства материи. 16
Список использованной литературы 18
Мир сознания в разных философских концепциях воспринимается по-разному (см. Лекцию «Сознание»): от объективно существующей духовности (космическое сознание, Бог), до сугубо человеческого сознания как «функции мозга».
Обычно
духовный мир делят на две разновидности:
- объективный дух
- субъективный дух
Субъективный дух - внутренний субъективный мир человека со всеми уровнями его существования: от бессознательного до самосознания. Это достояние отдельного индивида.
Объективный дух - представляется по-разному. Это может быть действительно объективное сознание, существующее независимо от человека и от человечества. Либо это объективированный дух всего человечества, общечеловеческое духовное образование, достояние духовной культуры общества, мир коллективного человеческого сознания (трансцендентальный субъект).
н существует в таких формах общественного сознания как искусство, наука, мораль, религия, политика и пр.
Эти формы духа тесно связаны между собой и обусловливают друг друга: внутренний мир человека развивается, приобщаясь к объективно существующей духовной культуре человечества, и может способствовать дальнейшему развитию объективного духа.
Также
выделяют два уровня бытия на основе
модальности:
- потенциальное бытие, уровень существования
в возможности
- актуальное бытие, уровень существования
в действительности.
Из известных форм бытия мы знаем такие важнейшие, как пространство, время, движение, энергия, жизнь.
Материя - фундаментальная исходная категория философии, обозначает объективную реальность, единственную субстанцию со всеми ее свойствами, законами строения и функционирования, движения и развития. Материя самодостаточна и не нуждается в том, чтобы ее непременно кто-нибудь осознавал.
Первое, что поражает воображение человека, когда он наблюдает окружающий мир, - это удивительное многообразие предметов, процессов, свойств и отношений. Нас окружают леса, горы, реки, моря. Мы видим звезды и планеты, восхищаемся красотой северного сияния, полетом комет. Разнообразие мира не поддается счету.
Нужно иметь большую силу мысли и богатое воображение, чтобы увидеть за многообразием вещей и явлений мира их общность и единство.
У всех предметов и процессов внешнего мира есть такой общий признак: они существуют вне и независимо от сознания, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Другими словами, они объективны. Прежде всего по этому признаку философия объединяет и обобщает их в одном понятии материи. Когда говорится о том, что материя дана нам в ощущениях, то имеется в виду не только прямое восприятие предметов, но и косвенное. Мы не может видеть, осязать, например, отдельные атомы. Но мы ощущаем действие тел, состоящих из атомов.
Когда
человек ставит себе цель отыскать
единообразную материю как
Каждое сколько-нибудь последовательное философское мышление может выводить единство мира либо из материи, либо из духовного начала. В первом случае мы имеем дело с материалистическим, а во втором - с идеалистическим монизмом (от греч. один, единственный). Существуют философские учения, которые стоят на позициях дуализма (от лат. двойственный).
Некоторые философы усматривают единство предметов и процессов в их реальности, в том, что они существуют. Это действительно есть то общее, что объединяет все в мире. Но принцип материального единства мира означает не эмпирическое сходство или тождество конкретных существующих систем, элементов и конкретных свойств и закономерностей, а общность материи как субстанции, как носителя многообразных свойств и отношений.
Бесконечное мироздание как в великом, так и в малом, как в материальном, так и в духовном неотступно подчиняется универсальным законам, связующим все в мире в единое целое. Материалистический монизм отвергает воззрения, выделяющие сознание, разум в особую, противостоящую природе и обществу субстанцию. Сознание - это и познание действительности, и ее составная часть. Между законами движения мира и сознанием человека нет непроходимой пропасти. Сознание принадлежит не к какому-то потустороннему, а к материальному миру, хотя и противостоит ему как духовность. Оно не сверхъестественный уникум, а естественное свойство высокоорганизованной материи.
Материя в физическом смысле имеет разнообразное, прерывистое строение. Она состоит из частей различной величины, качественной определенности: элементарных частиц, атомов, молекул, радикалов, ионов, комплексов, макромолекул, коллоидных частиц, планет, звезд и их систем, галактик. Ныне обнаружено более 30 различных элементарных частиц, а вместе с резонансами (частицами, живущими очень короткое время) их насчитывается около 100. Предпринимаются попытки найти глубокую внутреннюю связь между элементарными частицами и создать для них нечто вроде Периодической таблицы Д.И. Менделеева. Элементарные частицы различаются по массе покоя и в соответствии с этим разделяются на лептоны (легкие частицы), мезоны (средние частицы) и барионы (тяжелые частицы). Наряду с этим существуют частицы, не обладающие массой покоя, например фотоны.
Атомы построены из положительно заряженных ядер и отрицательно заряженных электронных оболочек. Ядра состоят из протонов и нейтронов, вместе именуемых нуклонами.
От "прерывных" форм материи неотделимы "непрерывные" формы. Это разные виды полей - гравитационные, электромагнитные, ядерные. Они связывают частицы материи, позволяют им взаимодействовать и тем самым существовать. Так, без полей тяготения ничто не объединяло бы звезды в галактики, а само вещество - в звезды. Не было бы ни Солнечной системы, ни самого Солнца, ни планет. Вообще все тела перестали бы существовать: без электрических и магнитных полей ничто не связывало бы атомы в молекулы, а электроны и ядра - в атомы.
Мир и все в мире - это не хаос, а закономерно организованная система, иерархия систем. Под структурностью материи подразумевается внутренне расчлененная целостность, закономерный порядок связи элементов в составе целого. Бытие и движение материи невозможны вне ее структурной организации. Понятие структуры применимо не только к различным уровням материи, но и к материи в целом. Устойчивость основных структурных форм материи обусловлена существованием ее единой структурной организации. В этом смысле можно сказать, что каждый элемент материи как бы несет на себе печать мирового целого. В частности, как показывает наука, электрон имеет прямое отношение к Космосу, и понимание Космоса невозможно без рассмотрения электрона.
Один
из атрибутов материи - ее неуничтожимость,
которая проявляется в
Принцип
неуничтожимости и
Для описания материи выделяют
три объективные формы ее
Здесь под движением понимается не только механическое перемещение тел, но и любое взаимодействие, любое изменение состояний объектов - формы движения многообразны и могут переходить из одной в другую. Очень часто мы говорим о движении, противопоставляя ему покой, считая их равноправными. Между тем, это глубокое заблуждение: покой носит относительный характер, в то время как движение абсолютно.
Пространство и время - это формы бытия материи. Термином пространство в философии обозначают структуру объектов, их свойство быть протяженными, занимать место среди других. При характеристике пространства употребляют термин бесконечность. Термином врем обозначают длительность существования объектов, направленность их изменения. Две последние категории: пространство и время являются одновременно и относительными, и абсолютными. Они относительны, так как их свойства постоянно меняются, и они абсолютны, так как ни один объект не может существовать вне пространства и времени.
Реальность является ключевым понятием в философии, с ним связан основной вопрос философии: что первично материя или сознание (объективная или субъективная реальность); способен ли человек познавать реальность, окружающую его.
Словом
«атрибут» в философии
• системность (упорядоченность, структурную
определенность);
• активность (движение, изменение, развитие);
Под движением в философии понимают любое изменение вообще, начиная с простого пространственного перемещения предметов и заканчивая человеческим мышлением.
Движение
есть атрибут материи, т.е. неотъемлемое
свойство любого материального объекта.
Не существует материи без движения,
равно как и наоборот: нет движения
без материи. Вторая половина данного
тезиса означает, что «движение вообще»,
движение как таковое — это абстракция,
т.е. отвлеченное нашим сознанием от реальных
материальных предметов свойство изменять
свои параметры. Поэтому движение в «чистом
виде» существует только в голове, в мышлении;
в реальности же существуют только движущиеся
материальные объекты.
Самоорганизацию:
Общая
диалектическая идея саморазвития материального
мира получала свою эмпирическую и
теоретическую конкретизацию
пространственно-временную форму бытия:
Важнейшими формами бытия материи являются пространство и время. Пространство есть категория для обозначения протяженности и структурности всех материальных объектов.
Время
есть категория для обозначения
длительности существования и
- отражение;
- информативность.
1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ТК Велбы, Изд-во Проспект, 2006. – 504 с.
2. Бессонов Б. Н. Философия. История и современные задачи. Учебник для вузов. М., НОРМА, 2006.
3. История философии. Колл. авт. Лекции. – М.: Изд-во МГУК, 2000. – 102 с.
4. Социальная философия. Лекции по курсу «Философия», М.: Изд-во МГУК, 2002. – 68 с.
5. Спиркин А. Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М. : Гардарика, 2006. – 736 с.
6. Сорокин
П. А. Человек. Цивилизация.
Общество. – М., 1992
Информация о работе Бытие. Формы бытия и атрибутивные свойства материи