Бытие. Формы бытия и атрибутивные свойства материи

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 12:46, контрольная работа

Описание работы

Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Он возник вместе с зарождением философии и будет постоянно сопровождать ее, пока будет существовать мыслящее человечество. Это вечный вопрос. И глубина его содержания неисчерпаема.

Содержание

Введение 2
1. Историко-философское изменение представлений о бытии. 3
Трактовка бытия в античности 3
Средние века 6
Возрождение 7
Просвещение 9
Новое время 10
2. Уровни бытия 12
3. Философская категория материи 13
4. Атрибутивные свойства материи. 16
Список использованной литературы 18

Работа содержит 1 файл

К.р. Философия. Тема 9 Бытие. Формы бытия и атр. свойства материи.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

     Мир сознания в разных философских концепциях воспринимается по-разному (см. Лекцию «Сознание»): от объективно существующей духовности (космическое сознание, Бог), до сугубо человеческого сознания как «функции мозга».

     Обычно  духовный мир делят на две разновидности: 
- объективный дух 
- субъективный дух

     Субъективный  дух - внутренний субъективный мир человека со всеми уровнями его существования: от бессознательного до самосознания. Это достояние отдельного индивида.

     Объективный дух - представляется по-разному. Это может быть действительно объективное сознание, существующее независимо от человека и от человечества. Либо это объективированный дух всего человечества, общечеловеческое духовное образование, достояние духовной культуры общества, мир коллективного человеческого сознания (трансцендентальный субъект).

     н существует в таких формах общественного сознания как искусство, наука, мораль, религия, политика и пр.

     Эти формы духа тесно связаны между  собой и обусловливают друг друга: внутренний мир человека развивается, приобщаясь к объективно существующей духовной культуре человечества, и может способствовать дальнейшему развитию объективного духа.

     Также выделяют два уровня бытия на основе модальности: 
- потенциальное бытие, уровень существования в возможности 
- актуальное бытие, уровень существования в действительности.

     Из известных форм бытия мы знаем такие важнейшие, как пространство, время, движение, энергия, жизнь.

3. Философская категория  материи

 

     Материя - фундаментальная исходная категория философии, обозначает объективную реальность, единственную субстанцию со всеми ее свойствами, законами строения и функционирования, движения и развития. Материя самодостаточна и не нуждается в том, чтобы ее непременно кто-нибудь осознавал.

     Первое, что поражает воображение человека, когда он наблюдает окружающий мир, - это удивительное многообразие предметов, процессов, свойств и отношений. Нас окружают леса, горы, реки, моря. Мы видим звезды и планеты, восхищаемся красотой северного сияния, полетом комет. Разнообразие мира не поддается счету.

     Нужно иметь большую силу мысли и богатое воображение, чтобы увидеть за многообразием вещей и явлений мира их общность и единство.

     У всех предметов и процессов внешнего мира есть такой общий признак: они  существуют вне и независимо от сознания, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Другими словами, они объективны. Прежде всего по этому признаку философия объединяет и обобщает их в одном понятии материи. Когда говорится о том, что материя дана нам в ощущениях, то имеется в виду не только прямое восприятие предметов, но и косвенное. Мы не может видеть, осязать, например, отдельные атомы. Но мы ощущаем действие тел, состоящих из атомов.

     Когда человек ставит себе цель отыскать единообразную материю как некоторое  первоначало всего, то он поступает  таким же образом, как если бы вместо вишен и груш захотел съесть плод вообще. Но это тоже абстракция. Материю нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То, что видят, осязают, есть определенный вид материи. Материя не есть одна из вещей, существующих наряду с другими. Все существующие конкретные материальные образования и есть материя в различных ее формах, видах, свойствах и отношениях. Не существует "безликой" материи. Материя - это не реальная возможность всех форм, а действительное их бытие. Единственным относительно отличным от материи свойством является лишь сознание, дух.

     Каждое  сколько-нибудь последовательное философское  мышление может выводить единство мира либо из материи, либо из духовного  начала. В первом случае мы имеем  дело с материалистическим, а во втором - с идеалистическим монизмом (от греч. один, единственный). Существуют философские учения, которые стоят на позициях дуализма (от лат. двойственный).

     Некоторые философы усматривают единство предметов  и процессов в их реальности, в  том, что они существуют. Это действительно есть то общее, что объединяет все в мире. Но принцип материального единства мира означает не эмпирическое сходство или тождество конкретных существующих систем, элементов и конкретных свойств и закономерностей, а общность материи как субстанции, как носителя многообразных свойств и отношений.

     Бесконечное мироздание как в великом, так  и в малом, как в материальном, так и в духовном неотступно подчиняется  универсальным законам, связующим  все в мире в единое целое. Материалистический монизм отвергает воззрения, выделяющие сознание, разум в особую, противостоящую природе и обществу субстанцию. Сознание - это и познание действительности, и ее составная часть. Между законами движения мира и сознанием человека нет непроходимой пропасти. Сознание принадлежит не к какому-то потустороннему, а к материальному миру, хотя и противостоит ему как духовность. Оно не сверхъестественный уникум, а естественное свойство высокоорганизованной материи.

     Материя в физическом смысле имеет разнообразное, прерывистое строение. Она состоит из частей различной величины, качественной определенности: элементарных частиц, атомов, молекул, радикалов, ионов, комплексов, макромолекул, коллоидных частиц, планет, звезд и их систем, галактик. Ныне обнаружено более 30 различных элементарных частиц, а вместе с резонансами (частицами, живущими очень короткое время) их насчитывается около 100. Предпринимаются попытки найти глубокую внутреннюю связь между элементарными частицами и создать для них нечто вроде Периодической таблицы Д.И. Менделеева. Элементарные частицы различаются по массе покоя и в соответствии с этим разделяются на лептоны (легкие частицы), мезоны (средние частицы) и барионы (тяжелые частицы). Наряду с этим существуют частицы, не обладающие массой покоя, например фотоны.

     Атомы построены из положительно заряженных ядер и отрицательно заряженных электронных  оболочек. Ядра состоят из протонов и нейтронов, вместе именуемых нуклонами.

     От "прерывных" форм материи неотделимы "непрерывные" формы. Это разные виды полей - гравитационные, электромагнитные, ядерные. Они связывают частицы материи, позволяют им взаимодействовать и тем самым существовать. Так, без полей тяготения ничто не объединяло бы звезды в галактики, а само вещество - в звезды. Не было бы ни Солнечной системы, ни самого Солнца, ни планет. Вообще все тела перестали бы существовать: без электрических и магнитных полей ничто не связывало бы атомы в молекулы, а электроны и ядра - в атомы.

     Мир и все в мире - это не хаос, а  закономерно организованная система, иерархия систем. Под структурностью материи подразумевается внутренне расчлененная целостность, закономерный порядок связи элементов в составе целого. Бытие и движение материи невозможны вне ее структурной организации. Понятие структуры применимо не только к различным уровням материи, но и к материи в целом. Устойчивость основных структурных форм материи обусловлена существованием ее единой структурной организации. В этом смысле можно сказать, что каждый элемент материи как бы несет на себе печать мирового целого. В частности, как показывает наука, электрон имеет прямое отношение к Космосу, и понимание Космоса невозможно без рассмотрения электрона.

     Один  из атрибутов материи - ее неуничтожимость, которая проявляется в совокупности конкретных законов сохранения устойчивости материи в процессе ее изменения. Исследуя фундамент материи, современная физика открыла всеобщую превращаемость элементарных частиц. В непрерывном процессе взаимных превращений материя сохраняется как субстанция, т.е. как основа всех изменений. Превращение механического движения вследствие трения приводит к накоплению внутренней энергии тела, к усилению теплового движения его молекул. Тепловое движение в свою очередь может превратиться в излучение. Закон сохранения и превращения энергии гласит: какие бы процессы превращения ни происходили в мире, общее количество массы и энергии остается неизменным. Любой материальный объект существует лишь в связи с другими и через них он связан со всем миром.

     Принцип неуничтожимости и несотворимости материи имеет большое методологическое значение. Руководствуясь им, наука открыла такие фундаментальные законы, как законы сохранения массы, энергии, заряда, четности и многие другие, позволившие глубже и полнее понять процессы, которые происходят в различных областях природы. Важнейшие законы научного познания служат и орудием критики ошибочных воззрений

       Для описания материи выделяют  три объективные формы ее существования:  движение, пространство, время. 

     Здесь под движением понимается не только механическое перемещение тел, но и любое взаимодействие, любое изменение состояний объектов - формы движения многообразны и могут переходить из одной в другую. Очень часто мы говорим о движении, противопоставляя ему покой, считая их равноправными. Между тем, это глубокое заблуждение: покой носит относительный характер, в то время как движение абсолютно.

     Пространство  и время - это формы бытия материи. Термином пространство в философии  обозначают структуру объектов, их свойство быть протяженными, занимать место среди других. При характеристике пространства употребляют термин бесконечность. Термином врем обозначают длительность существования объектов, направленность их изменения. Две последние категории: пространство и время являются одновременно и относительными, и абсолютными. Они относительны, так как их свойства постоянно меняются, и они абсолютны, так как ни один объект не может существовать вне пространства и времени.

     Реальность  является ключевым понятием в философии, с ним связан основной вопрос философии: что первично материя или сознание (объективная или субъективная реальность); способен ли человек познавать реальность, окружающую его.

4. Атрибутивные свойства  материи.

 

     Словом  «атрибут» в философии обозначают такое свойство, без которого материальный объект не может существовать.) К таким атрибутивным свойствам материи обычно относят: 
• системность (упорядоченность, структурную определенность); 
• активность (движение, изменение, развитие);

     Под движением в философии понимают любое изменение вообще, начиная  с простого пространственного перемещения предметов и заканчивая человеческим мышлением.

     Движение  есть атрибут материи, т.е. неотъемлемое свойство любого материального объекта. Не существует материи без движения, равно как и наоборот: нет движения без материи. Вторая половина данного тезиса означает, что «движение вообще», движение как таковое — это абстракция, т.е. отвлеченное нашим сознанием от реальных материальных предметов свойство изменять свои параметры. Поэтому движение в «чистом виде» существует только в голове, в мышлении; в реальности же существуют только движущиеся материальные объекты. 

Самоорганизацию:

     Общая диалектическая идея саморазвития материального  мира получала свою эмпирическую и  теоретическую конкретизацию постепенно. Причем «сверху вниз»: от высших форм движения материи — к низшим. Сначала тенденцию самопроизвольного нарастания сложности и порядка обнаружили в обществе (просветители, Гегель, Маркс), затем ту же закономерность зафиксировали в живой природе (Ламарк, Дарвин). И только в XX в. ту же способность признали и за всем остальным материальным миром, начиная с элементарных частиц и заканчивая Метагалактикой, или Вселенной в целом. 

пространственно-временную форму бытия:

     Важнейшими  формами бытия материи являются пространство и время.  Пространство есть категория для обозначения протяженности и структурности всех материальных объектов.

     Время есть категория для обозначения  длительности существования и последовательности смены состояний всех материальных объектов. 
- отражение; 
- информативность.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы

 

1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ТК Велбы, Изд-во Проспект, 2006. – 504 с.

2. Бессонов  Б. Н. Философия. История и  современные задачи. Учебник для вузов. М., НОРМА, 2006.

3. История  философии. Колл. авт. Лекции. –  М.: Изд-во МГУК, 2000. – 102 с.

4. Социальная  философия. Лекции по курсу  «Философия», М.: Изд-во МГУК, 2002. –  68 с.

5. Спиркин  А. Г. Философия: Учебник. –  2-е изд. – М. : Гардарика, 2006. – 736 с.

6. Сорокин  П. А. Человек. Цивилизация.  Общество. – М., 1992 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Бытие. Формы бытия и атрибутивные свойства материи