Бытие. Формы бытия и атрибутивные свойства материи

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 12:46, контрольная работа

Описание работы

Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Он возник вместе с зарождением философии и будет постоянно сопровождать ее, пока будет существовать мыслящее человечество. Это вечный вопрос. И глубина его содержания неисчерпаема.

Содержание

Введение 2
1. Историко-философское изменение представлений о бытии. 3
Трактовка бытия в античности 3
Средние века 6
Возрождение 7
Просвещение 9
Новое время 10
2. Уровни бытия 12
3. Философская категория материи 13
4. Атрибутивные свойства материи. 16
Список использованной литературы 18

Работа содержит 1 файл

К.р. Философия. Тема 9 Бытие. Формы бытия и атр. свойства материи.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

    Основная  черта философского мировоззрения  Декарта – дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанции. Человек есть реальная связь бездушного и безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей.  
Из всех способностей человеческой души он выдвигал на первое место волю. Главное действие аффектов, или страстей, состоит в том, что они располагают душу к желанию тех вещей, к каким подготовлено тело. Сам бог соединил душу с телом, отличив тем самым человека от животных.

    Декарт  видит конечную задачу знания в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, в усовершенствовании самой природы человека.

    Исходный  пункт философских рассуждений  Декарта – сомнение в истинности общепризнанного знания, охватывающее все виды знания. Можно сомневаться в том, что существует внешний мир, и даже в том, существует ли мое тело. Но само мое сомнение, во всяком случае, существует. Сомнение же есть один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Если, таким образом, сомнение – достоверный факт, то оно существует лишь, поскольку существует мышление, поскольку существую я сам в качестве мыслящего.

    Эти линию развивает немецкий философ  Г. Лейбниц (1646-1716), который выводит  понятие бытия из внутреннего  опыта человека, а крайнего выражения она достигает у английского философа Дж. Беркли, отрицающего существование материального бытия и выдвигающего субъективно-идеалистическое положение «быть – это значит быть в восприятии».

Просвещение

 

     В XVIII веке философы отказываются от традиционного  понимания бытия. Никогда раньше так четко и определённо не проводилась граница между бытием природы и бытием человека. Это разделение последовательно осуществил Э Кант. Он пишет: «Во всем сотворенном все что угодно и для чего угодно может быть употреблено всего лишь как средство; только человек, а с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе»

     И. Кант, не отрицая существования вещей  самих по себе, рассматривает бытие  не как свойство вещей, а как связку суждения. «…Бытие не есть реальный предикат, иными словами, оно не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи. Оно есть только полагание вещи или некоторых определений само по себе. В логическом применении оно есть лишь связка в суждении».

     Главные произведения Канта - «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». Основу всех трех «Критик» составляет учение о явлениях и о вещах, как они существуют сами по себе, - «вещах в себе». Познание наше начинается с того, что «вещи в себе» воздействуют на органы внешних чувств и вызывают в нас ощущения. В этой предпосылке своего учения Кант – материалист. Но в учении о формах и границах познания Кант – идеалист и агностик. Он утверждает, будто ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка не могут дать никакого теоретического знания «о вещах в себе». Вещи эти непознаваемы. Правда, эмпирические знания могут неограниченно расширяться и углубляться, но это ни на йоту не приблизит нас к познанию «вещей в себе».

     Пересмотрел кантовское учение И. Фихте (1762-1814). Для  него подлинным бытие является свободная, чистая деятельность абсолютного «Я», а материальное бытие есть продукт  этой деятельности. У Фихте впервые  в качестве предмета философского анализа выступает бытие культуры, бытие, созданное деятельностью человека.

     В основе философии Фихте лежит  убеждение в том, что практически-деятельное отношение к предмету предшествует теоретически-созерцательному отношению  к нему. Сознание не дано, а задано и порождает себя. Создай свое «Я», создай его осознанием и родится твой дух, твоя свобода – уверен Фихте.

     От  этих внешних определений он освобождается  в акте самопознания: его само тождественность – «Я есть Я» – результат свободного действия Я. Самоопределение предстает как требование, задача, к решению которой индивиду суждено вечно стремиться, чтобы избавиться от «природного» непостоянства и чувственных склонностей.

     Согласно  философии Ф. Шеллинга (1775-1854), природа  и бытие само по себе есть лишь неразвитый, дремлющий разум. В своем труде «Система трансцендентального идеализма» он отмечает, что «свобода является единственным принципом, к которому здесь все возводится, и в объективном мире мы не усматриваем ничего вне нас существующего, но лишь внутреннюю ограниченность нашей собственной свободы деятельности». Шеллинг видит в природе неразвитый разум, а подлинное бытие — в свободе человека, его духовной деятельности.

     У немецкого философа Ф. Ницше понятие  бытия толкуется как обобщение  понятия жизни. Он стремится преодолеть рациональность философского метода. Понятия не выстраиваются у Ницше в систему, а предстают как многозначные символы. Таковы понятия «жизнь», «воля к власти», которая есть само по себе бытие в его динамичности, и страсть, и инстинкт самосохранения, и движущая обществом энергия и т. д.

     В системе Г. Гегеля (1770-1831) бытие рассматривается  как первая, непосредственная и весьма неопределенная ступень в восхождении  духа к самому себе, от абстрактного к конкретному: абсолютный дух лишь на мгновение материализует свою энергию, а в своем дальнейшем движении и деятельности самопознания он снимает, преодолевает отчужденность бытия от идеи и возвращается к самому себе, так как сущность бытия составляет идеальное.

     Для Гегеля подлинное бытие, совпадающее с абсолютным духом, есть не косная, инертная реальность, а объект деятельности, полный беспокойства, движения и фиксируемый в форме субъекта, то есть деятельно.

Новое время

 

     Понимание бытия в западной философии 19—20 века основывалось на анализе сознания. Бытие рассматривалось как продукт деятельности духа.  
Основная тенденция в развитии представлений о бытие совпадает с тенденцией развития научного знания, которое преодолевает как натуралистически- объективистскую трактовку бытия, так и субстанциальный подход к нему. Это выражается, в частности, в широком проникновении в научное мышление таких категорий, как функция, отношение, система и т. д.

     Немецкий  философ Н. Гартман противопоставлял материальное бытие как преходящее, эмпирическое идеальному бытию как над историческому и проводил различие между способами их познания. Он понимал онтологию как науку о сущем, которое состоит из различных слоев бытия – неорганического, органического, духовного.

     В неокантианстве (философское течение  в Германии, развивавшее учение Канта в духе последовательного проведения в жизнь основных принципов его трансцендентально-критической методологии) бытие раскладывается на мир сущего и мир ценностей. Исходным является человеческое существование, трактуемое как эмоционально волевое и практически устремленное.

     Так в концепции немецкого экзистенциалиста (экзистенциализм - философия существования) М. Хайдеггера критикуется традиционный подход к бытию, основанный на рассмотрении бытия как сущего, субстанции, как  чего-то извне данного и противоположного субъекту. Для самого Хайдеггера проблема бытия имеет смысл лишь как проблема человеческого бытия, проблема предельных оснований человеческого существования. Самым важным выражением общечеловеческого способа бытия является страх перед ничто.

     Французский экзистенциалист Жан Поль Сартр  противопоставляет бытие в себе и бытие для себя, разграничивает материальное бытие и человеческое бытие. Первое есть для него что-то косное, выступающее только как препятствие, вообще неподвластное человеческому действию и познанию. «В каждое мгновение мы испытываем материальную реальность как угрозу нашей жизни, как сопротивление нашему труду, как границу нашего познания, а также как уже используемое или возможное орудие». Основные характеристики человеческого бытия – свободный выбор возможностей: «… быть для человека – значит выбирать себя…».

     Карл  Маркс анализирует проблему бытия  сразу в нескольких направлениях и подчеркивает многоуровневый характер бытия в таких сферах как бытие  органической и неорганической природы, бытие общества и бытие личности. При этом подчеркивается несводимость одного уровня к другому. Марксизм отстаивает историческую концепцию социального бытия, видя в нем совокупную материальную деятельность индивидов, социальных групп и классов, а познание природного и социального бытия ведет к познанию смысла бытия личности.  

     Таким образом, мы рассмотрели эволюцию и  развитие понятия бытия и небытия  в философии от античности до XX века. Если подвести итог, то получится, что  основные характеристики бытия - целостность, истинность, благость и красоту - выделил Парменид и провозгласил единство мысли и бытия (и - не-мысли и небытия). У Платона мы видим разделение, точнее, удвоение мира, на мир идей (мир истины) и на действительность (мир подобий). Это положило начало европейской метафизике и на ее закате переходит в марксизме в разделение материального (мир) и идеального (связанного с сознанием) Б. Анализ бытия Аристотелем, выделение им возможного и действительного бытия до сих пор служит примером для всякого наукообразного подхода к Б. В период средневековья бытие рассматривалось с религиозных позиций: истинное бытие - Бог, мир же несамостоятелен, сотворен из «ничто» и без заботы Бога исчезнет в ничто. Возрождение рассматривало бытие как природу, с одной стороны - самостоятельную (все существующее - творение природы), с другой - нуждающуюся в человеке как творце и хозяине. Новое время акцентировало внимание как раз на подвластности Б. человеку как оформляющему, собирающему из него мир (как в плане познавательном, так и в плане практическом).

     Это становится причиной "инфляции" понятия  бытия – оно воспринималось как  внешнее, неуловимое человеком в  его познании, а вскоре - просто как  философская иллюзия. В то же время  Энгельс предлагает развернутую  классификацию видов Б. с точки зрения науки: механическое, химическое, физическое, биологическое, социальное. Реабилитация понятия Б. в философии 20 в. связана с именем Хайдеггера. Он говорит о новом условии усмотрения бытия (отличного от существования) - о поэтическом мышлении. Бытие - вечно проясняемое раскрытие присутствия (конкретного единства вещей и человека). Интересно, что скажет о бытие век XXI?

     Как бы то ни было, бытие всегда будет  категорией, фиксирующей основу существования  для мира в целом или для  любой разновидности существующего.

2. Уровни бытия

 

     Еще Аристотель определил, что "Задача философии  в познании всеобщего. Её предмет - первые начала и причины бытия". Таким образом, категория бытия - фундаментальная философская категория, которая служит для обозначения всего, что существует. В ней фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира. Отдельные вещи и явления возникают и исчезают, уходя в "небытие", а мир в целом сохраняется (существует). Уже античные философы пытались понять, насколько реально и действительно бытие по отношению к небытию.

     Бытие - интегральная характеристика мира, утверждающая целостность мира, через его существование.

     По  способу существования бытие  разделяется на два мира: 
- мир физических состояний (материальный, природный);  
- мир психических состояний (сознание, духовность...)
 

     Материальный  мир существует независимо от сознания и воли людей - т.е. объективно. Психологический мир носит субъективный характер (его носитель - субъект).

     Вопрос  о том, как эти два способа  бытия реально связаны между  собой - один из основных вопросов философии. Комбинация этих способов позволяет  выделить ещё несколько разновидностей бытия: 
- бытие человека;  
- специфическое бытие вещей создаваемых человеком: принадлежат к физическому миру, но в тоже время, своим происхождением они обязаны человеческому сознанию; это бытие называют еще «второй природой», сам же человек -часть природы «первой»; 
- духовный мир человека: субъективный - внутренний психический мир отдельного человека; объективный - совместная деятельность, порождающая объективированное или интерсубъективированное духовное достояние общества, духовную культуру общества (язык, искусство, наука...).;  
- Человеческое общество - в нём переплетаются материальное и идеальное, первая и вторая природа, субъективный и объективный мир.

     Уровни  бытия: 
- существовавшее в возможности (потенциальное бытие);  
- существующее в действительности (активное бытие).

     Каждая  из форм бытия имеет свою специфику  и развитие и существует по своим  собственным специфическим законам, однако имеют одну основу - материю. Однако это не значит, что понятие  бытие и материя тождественны. Материя отражает лишь объективно существующую форму бытия. 
Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.

     Истолкование  бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов. Первый из них толкует основания бытия как материальные, второй – как идеальные.

     Обычно  выделяют два основных способа существования бытия, два мира: 
- мир сознания (Дух), в том числе внутренний мир человека; 
- мир материальный, природный, мир физических состояний.

     Скорее  всего, духовный мир существует во времени, а материальный в пространстве (А. Бергсон). Но в реальности мы обычно имеем смесь духовного и материального, существующую и в пространстве и во времени.

Информация о работе Бытие. Формы бытия и атрибутивные свойства материи