Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 11:59, реферат
Методологический принцип детерминизма является одновременно и основополагающим принципом философского учения о бытии. Термин детерминизм происходит от латинского слова determine («определяю») и означает, что объяснить явление, значит, открыть факторы, которые его порождают и определяют, т. е. его причины (или детерминанты) или другими словами как обязательная определяемость всех вещей и явлений в мире другими вещами и явлениями. В соответствии с этим принципом любые события влекут за собой определенные следствия и в то же время представляют собой следствие из некоторых других событий, совершавшихся ранее.
ВВЕДЕНИЕ
1. Пространство и время. Эволюция представлений о пространстве и времени.
2. Движение. Основные формы движения. Эволюция и революция.
3. Принцип детерминизма. Категории причины и следствия. Причина и цель. Необходимость, случайность, вероятность, целесообразность. Закон. Законы динамические и статистические. Детерминизм и свобода.
ВЫВОДЫ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
Тема: МАТЕРИЯ: СПОСОБ
И ФОРМЫ ЕЕ БЫТИЯ
План
ВВЕДЕНИЕ
1. Пространство и время. Эволюция представлений о пространстве и времени.
2. Движение. Основные формы движения. Эволюция и революция.
3. Принцип детерминизма. Категории причины и следствия. Причина и цель. Необходимость, случайность, вероятность, целесообразность. Закон. Законы динамические и статистические. Детерминизм и свобода.
ВЫВОДЫ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ.
ВВЕДЕНИЕ
Детерминизм - методологический принцип, согласно которому из факта, что в мире все взаимосвязано и причинно обусловлено, следует возможность познания и предсказания событий, имеющих как однозначно определенную, так и вероятностную природу.
Методологический принцип детерминизма является одновременно и основополагающим принципом философского учения о бытии. Термин детерминизм происходит от латинского слова determine («определяю») и означает, что объяснить явление, значит, открыть факторы, которые его порождают и определяют, т. е. его причины (или детерминанты) или другими словами как обязательная определяемость всех вещей и явлений в мире другими вещами и явлениями. В соответствии с этим принципом любые события влекут за собой определенные следствия и в то же время представляют собой следствие из некоторых других событий, совершавшихся ранее.
Детерминизм зародился
в глубокой древности. В древнегреческой
философии первым высказал мысль
о всеобщности причинно-
Детерминизм в своем историческом развитии прошел два основных этапа - этап классического (метафизического, механистического) детерминизма и этап детерминизма постклассического, диалектического по своей сущности.
Первые зачатки детерминистических взглядов можно найти в сочинениях Демокрита и его последователей. Демокрит понимал принцип детерминизма механистически, отождествляя причинность и необходимость. Все, что происходит в мире, не только причинно обусловлено, но и необходимо, неизбежно. Он отвергал объективное существование случайности, говоря, что человек называет событие случайным, когда не знает (или не хочет узнать) причины события. Такой детерминизм в дальнейшем развивается Ф. Бэконом, Т. Гоббсом, Б. Спинозой, Р. Декартом, Ж. Ламетри, П. Гольбахом и другими философами Нового времени.
Впервые принципы детерминизма были чётко сформулированы П.Лапласом в 1775 году. Концепция детерминизма, по Лапласу, предполагает однозначность и предопределённость будущего, это вытекает из признания жёсткой причинно-следственной связи между событиями и явлениями и отрицания объективной случайности. Он исходит из постулата, согласно которому из знания начальных причин можно всегда однозначно вывести следствия.
Лапласовский
Новый этап в развитии детерминизма открыла научная революция XVII века. Сотворенная человеком машина выступила как модель объяснения и человека, и природы. От представления об организме как машине (отсюда - учения о рефлексе, ассоциации, аффекте и др.) детерминистская мысль перешла к формуле «человек-машина».
В середине XIX века возник
новый-биологический-
Если раньше детерминизм делал акцент на телесных, физических (внешние раздражители, процессы в мозгу) причинах психических явлений (восприятие, память, внимание и др.), то теперь экспериментальные научные данные показывали, что эти психические явления сами служат причиной поведения и подчинены собственным законам.
Идея детерминизма сильна тем, что предполагает определенную закономерность хода событий. Они возникают и сменяют друг друга не хаотически и произвольно, но только под действием факторов, которые доступны разумному объяснению и опытной проверке.
Опираясь на надежную информацию о причинах, можно предсказать, какие изменения они произведут, например, в организме, в психическом строе человека. Благодаря же такому прогнозу можно в известных пределах обрести власть над психическим процессом, управлять им, изменить его ход.
Среди многообразных форм детерминации, отражающих универсальную взаимосвязь и взаимодействие явлений в окружающем мире, особенно выделяется причинно-следственная, или каузальная (от лат. causa - причина), связь, знание которой ничем не заменимо для правильной ориентировки в практической и научной деятельности. Поэтому именно причина выступает важнейшим элементом системы детерминирующих факторов. И все же принцип детерминизма шире принципа каузальности: кроме причинно-следственных связей он включает в себя и другие виды детерминации (функциональные связи, связь состояний, целевую детерминацию и т.д.).
Много нового внесла в принцип детерминизма современная научно-техническая революция. Прежде всего, это связано со способностью машин (компьютеров) выполнять те интеллектуальные операции, которые раньше считались атрибутом лишь человеческого мозга.
Движение
как атрибут материи
Философов всегда волновал вопрос о бесконечном многообразии материальных форм. Откуда и как оно произошло? Высказывалось предложение, что это многообразие есть результат активности материи. Большинство мыслителей идеалистического направления объясняли активность вмешательством Бога, одушевляли материю.
Материалистическая философия не признает наличие души в материи и объясняет ее активность взаимодействием вещества и полей. Но, термин «движение» обыденное сознанием понимает как пространственное перемещение тел. В философии такое движение называется механическим. Существуют и более сложные формы движения: физическая, химическая, биологическая, социальная и другие.
Так, например, процессами микромира характеризуются взаимодействиями элементарных частиц и субэлементарными взаимодействиями. Галактические взаимодействия и расширение Метагалактики – есть новые формы физического движения материи, неизвестные ранее.
Все формы движения материи взаимосвязаны. Так, например, механическое движение (самое простое), обусловлено процессами взаимопревращения элементарных частиц, взаимовлиянием гравитационных и электромагнитных полей, сильных и слабых взаимодействий в микромире.
Что же такое движение вообще? Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а так же изменение состояний объектов, вызываемых этим взаимодействием.
Движение – это изменение вообще. Оно характеризуется тем, что:
- неотделимо от материи, поскольку является атрибутом (неотъемлемым существенным свойством объекта, без которого объект не может существовать) материи. Нельзя мыслить материю без движения, как и движение без материи;
- движение объективно, изменения в материю может внести лишь практика;
- движение – есть противоречивое единство устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности;
- движение никогда не сменяется абсолютным покоем. Покой – это тоже движение, но такое при котором не нарушатся качественная специфика предмета (особое состояние движения);
Типы движения, наблюдаемые в объективном мире, условно можно разделить на количественные и качественные изменения.
Количественные
Качественные
Развитие разделяется на динамическое и популяционное. Динамическое – осуществляется как усложнение объектов, через раскрытие потенциальных возможностей скрытых в предшествующих качественных состояниях, причем превращения не выходят за рамки существующего вида материи (развитие звезд). При популяционном развитии осуществляется переход от качественных состояний, характерных для одного уровня материи, к качественному состоянию следующего (переход от неживой природы к живой). Истоком популяционного движения служит самодвижение материи, по принципу ее самоорганизации.
Проблема
Перечисленные формы движения материи и их связь с видами материи и их развитием схватывается в следующих принципах:
1. Каждому уровню организации материи соответствует специфическая форма движения;
2. Между формами
движения существует
3. Высшие формы
движения качественно
Многообразие видов
движения получает единство через такие
всеобщие формы, как пространство и время.
Пространство
и время как
формы существования
материи
Обсуждение вопроса о сущности пространства и времени ведется с древности. Во всех спорах стоял вопрос в каком отношении относятся пространство и время к материи. По этому вопросу в истории философии сложилось две точки зрения. Первую, мы называем – субстанциональной концепцией; пространство и время трактовались как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее (Демокрит, Эпикур, Ньютон). То есть делался вывод о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих материальных процессов. Пространство здесь - пустое вместилище вещей и событий, а время – чистая длительность, оно одинаково во всей вселенной и это течение ни от чего не зависит.
Вторую концепцию называют реляционной (relatuo - отношение). Её сторонники (Аристотель, Лейбниц, Гегель) понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как систему отношений, образуемых движущейся материей.
В наше время реляционная
концепция имеет
Таким образом, согласно реляционной концепцией:
Пространство – это форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществования и взаимодействия элементов во всех материальных системах.
Понятие пространства имеет смысл постольку, поскольку сама материя дифференцирована, структурована. Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленялся на предметы, а те в свою очередь на элементы , связанные между собой, то понятие пространства не имело бы смысла.