Античная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:56, реферат

Описание работы

Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет. Античная философия- есть философия старых греков и старых римлян, зародилась в VI в. до н.э.

Содержание

1.Введение
2. Дофилософские формы сознания
3. Проблема возникновения философии
4. Происхождение философии
5. Главные периоды
6. Представители античной философии
7.Заключение

Работа содержит 1 файл

Особенности Античной философии.docx

— 85.39 Кб (Скачать)

Содержание

1.Введение

2. Дофилософские формы сознания

3. Проблема возникновения философии

4. Происхождение философии

5. Главные периоды

6. Представители античной философии

7.Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

 Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет. Античная философия- есть философия старых греков и старых римлян, зародилась в VI в. до н.э. В Греции и просуществовала до VI в. н.э.(когда правитель Юстиниан закрыл в 529 г. Последнюю греческую философскую школу, Платоновскую Академию). таковым образом, античная философия просуществовала около 1200 лет. Согласно учению о том, что процесс исторического развития есть смена общественно-экономических формаций, а формация есть «общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером», причем для исследования жизненного функционирования мышления в эру античной культуры нужно отдавать себе отчет в том, что такое общинно- родовая формация и что такое формация рабовладельческая. Античная философия как раз и зарождается совместно с рабовладельческой формацией, но общинно–родовая формация целиком никогда не исчезала в античное время, а в последнее столетие собственного существования оказалась даже прямой реставрацией конкретно общинно–родового мировоззрения. Живучесть общинно–родовых частей в течении всего тысячелетнего античного рабовладения производит прямо разительное впечатление. Поэтому дофилософская база античной философии, проявлявшая себя как общинно–родовая и рабовладельческая формация, обязана быть учтена в первую очередь.

 Но ее нереально  определять лишь с помощью  территориальных и хронологических  определений.  Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она развивалась, не изолировано – она черпала мудрость Древнего Востока, культура, которая уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации : формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения. Это относится к таким странам, как Ливия, Вавилон, Египет и Персия. Имело место влияние и более отдаленных стран Востока – Древнего Китая и Индии. Но различные поучительные заимствования греческих мыслителей ни в какой степени не умаляют удивительной оригинальности и величия античных мыслителей.

Сам термин «философия» ввел Пифагор, который полагал, что философия возможна только для божества, а человек лишь стремится познать мудрость – бесконечный процесс, т.к. абсолютная мудрость недостижима.

   Философию можно представлять тремя моментами (единство трех принципов):

1. Содержание

2. Метод

3. Цель

Содержание. В основе необходимость рассматривать мир как целостное образование. Ничто в мире не существует вне целого. Любое явление – часть природы, космоса, мироздания → «Что есть основа бытия?» - этот вопрос характеризует принцип целостности, тотальности. Частная наука имеет узкие ограниченные позиции (секто) → познание явления.

Метод. Философия стремиться к рациональному объяснению всего сущего, т.е. с позиций разума и логики, т.к. слово (“logos”) есть видовой признак человека – позволяет человеку познавать мир, выйти за пределы своего бытия. Факты недостаточны – это пустой звук, их надо объяснить, что позволит выявить причину явления, генезис его (для медиков – этиологию и патеногенез заболевания). 

Цель – чистое созерцание истины, желание постичь ее – бескорыстная любовь к истине и правде «идея ради идеи» и «знание ради знания» - к этому стремятся и восточные народы, но там было велико давление политических институтов. Можно точно сказать, что ощутить в опыте целое как целое, использую только разум (logos) и рациональный метод стало великим открытием греческой философии. 

Самый принципиальный вопрос– это вопрос о сущности античной философии,который я и постараюсь раскрыть.

Дофилософские формы сознания.

В исторической философии  достаточно твердо установлено, что  исходной формой общественного сознания или идеологией родового и раннерабовладельческого  строя была мифология. И обычно становление  науки и философии, как и совокупности, некой единой и нерасчлененной еще  формы теоретического освоения мира  выражается формулой ,, От мифа к логосу¢¢ , или, более развернуто , ,,от мифологических представлений к теоретическому мышлению¢¢. Философия возникает как разрешения противоречия между мифом и элементами первоначального эмпирического знания о природе и обществе.

В условиях, когда  философское мышление только еще  пробуждается, да, впрочем, и на протяжении всего периода становления философии, в общественном сознании в целом  господствует миф. Следует при этом отметить, что возникающее философское  мышление застает миф уже не в  его первозданном виде. Он уже преобразован, систематизирован, во многом переосмыслен в эпосе и теогониях, представленных в Древней Греции и Гомером  и Гесиодом. Они и дают нам тот  непосредственный облик мифа, который  предшествует философии, и все более  преобразуется и разлагается  под воздействием искусства и  элементарных форм научного знания, свойственных той эпохе.

Миф - многослойное и  полифункциональное образование. Складываясь  в условиях первобытнообщинной формации, нерасчлененный стихийный коллективизм, который порождает перенос на всю действительность ,, непосредственно данных¢¢ человеку ,,естественных¢¢ отношений родовой общины, он предстает перед нами как описание некоторой совокупности фантастических существ, образующих общину, связанную кровным родством. Природно-космические, соц., и производственные функции распред5лены между этими существами. При этом мифическое повествование принимается мифическим субъектом совершенно не критически, выступая как правда, сколько бы ни неправдоподобно оно выглядело. Миф, следовательно, выступает для этого субъекта как вполне реальный ,, мир¢¢, может быть даже более реальный , чем мир обыденный . Но в то же время  это мир отрешенный отчужденный от повседневного мира. Он одновременно и наглядный, чувственно данный и волшебный, сказочный и индивидуально – чувственный – и абстрактно-обобщенный и очевидно достоверный, практически действенный – и сверхъестественный. Главная его функция – регуляция общественной жизни в эмпирическом многообразии, и он выступает здесь как сама жизнь, где слились воедино социальные, идеологические и даже физиологические аспекты. Иначе говоря мифология – это форма практически духовного освоения мира. Именно поэтому она ,, преодолевает, подчиняет и преобразовывает силы природы в воображении и при помощи воображения , она исчезает , следовательно , вместе с наступлением действительного господства над этими силами природы¢¢.

Для того чтобы эти  возможности в достаточной мере реализовались, потребовалось длительное развитие общества и самого первобытного сознания. Потребовалось, в частности, чтобы род мог стать над  родом, ,, благородный над подлым¢¢, а индивид достаточно выделился из рода, став действительным субъектом труда, общественной жизни и познания, конечно, в той мере , в какой это допускал уровень развития общества и личности. Такое развитие происходит на протяжении огромного промежутка времени, когда завершается развитие прервобытно-общинной формации и открывается эпоха раннего рабовладения. В это время осуществляется переход от собирающего и охотничьего хозяйства к производящему, от камня к металлу, а от фетишизма к анализу.

Процесс разложения мифа и перехода от него к иным формам общественного сознания четко прослеживается именно в Греции. Исходный пункт  этого процесса – мифология, представленная уже во вторичной форме эпоса, а также в ,,Теогонии¢¢ Гесиода и примыкающих к ней теогониях других авторов, сохранившихся в отрывках.

Бессмертным памятником античной культуры является творения Гомера ,, Илиада ¢¢ и ,,Одиссея¢¢. О философских воззрениях Гомера можно сказать, что он всецело находился на почве мифологии. Ему принадлежит изречение : ,, Мы все - вода и земля ¢¢. Он не задавался философским вопросом о происхождении мира . Такого рода вопросы первым выдвинул Гесиод – крестьянский поэт, автор знаменитых ,, Трудов и дней¢¢ и ,,Теогонии¢¢. Он изложил мифы как единое целое , описав родословную и перипетии в сонме Олимпийских богов.

,, Родословная богов¢¢  начинается так: в начале был Хаос. Из него родилась Земля  (Гея). Вместе с Землей рождается Эрос и Эреб – начало мрака вообще и Ночь как самоопределившийся мрак. От брака Эреба и Ночи рождается Эфир как свет вообще и День как определенный свет. Гея рождает Небо – видимый небесный свод, а также горы и морскую пучину. От брака Геии и Урана, то есть Земли и Неба, рождаются Океан и Тефида, а также циклопы и титаны-гиганты, олицетворяющие различные космические силы. От одного из титанов –Кроноса берет начало новое поколение богов: сын Кроноса – Зевс в борьбе за власть отсекает у отца     ,, мужское достоинство¢¢, которое с огромной небесной высоты падает в море , поднимая сильную волну , а из морской пены появляется во всей своей божественной красоте богиня любви Афродита. Богиня справедливости Дике и не6обходимости есть начало всякого земного рождения – та, которая посылает женщину сопрягаться с мужчиной и наоборот, мужчиной с женщиной, она взяла себе в помощники Амура и родила его первым из богов.

Начинается уже  историческая полоса мифологии. Гесиод приводит нас к последнему поколению  богов, потомков Зевса –,,олимпийцев¢¢, а отсюда – романтическая полоса вступления богов в интимную близость с земными женщинами, рождающими героев, о которых повествуют гомеровские поэмы, это упоительная фантастическая череда любовных приключений богов.

На ранней стадии истории  мифологический образ мышления начал  наполнятся рациональным содержанием  и соответствующими формами мышления: возрастала сила обобщающего и аналитического мышления, зарождались наука и  философия, возникали понятия и  категории собственно философского разума, происходил процесс перехода от мифа к логосу (Логос - корневая основа логики), Однако логос не вытесняет  мифологию, она бессмертна, ею преисполнена поэзия, она завораживает детское  воображение, восхищает ум и чувства людей всех возрастов способствует развитию воображения, что благотворно влияет на развитие творческих возможностей человека во всех сферах его деятельности.

Проблема возникновения  философии.

Как ни странно может  это показаться, возникновение философии  до сих пор представляет проблему, по поводу которой спорят многочисленные исследователи, принадлежащие к  различным течениям и школам. По меньшей мере три обстоятельства обусловливают эту проблематичность. Во-первых, невозможность однозначно определить момент возникновения философии. Хотя, в общем-то, ясно, что ее возникновение означало радикальное изменение в истории мысли, настоящую духовную революцию, первые философские учения не так-то легко отличить от нефилософских  мировоззренческих образований – мифологических, религиозных, а также от художественных и первоначально-научных. Собственно мировоззренческий элемент содержится во всех них, и философия при своем возникновении и в  процессе становления и самоотождествления широко пользуется их материалом. Во-вторых, сказывается почти полная утрата текстов первых философов, а сохранившиеся фрагменты известны нам, как правило, вне их внутренней логической связи, вкрапленными в тексты позднейших авторов, а потому неоднократно интерпретированными. Отсюда непонимание текстов и неоднозначность в оценке самих текстов как философских, так и нефилософских. Ну и, конечно, в-третьих, сказывается сама неоднозначность понимания философии различными ее направлениями, проявляющаяся в позиции историков философии. Известны три основных цеха, где, практически одновременно возникает духовное образование, которое может быть квалифицировано как философия. Это Древняя Греция, Индия и Китай. Как ни показательно это хронологическое совпадение, важное, однако, ,,социальная одновременность¢¢ возникновение философии в период перехода от раннего рабовладения к развитому. Это был переход от патриархальной системы рабства, имевшей целью производства непосредственных средств существования к производству прибавочного продукта и прибавочной стоимости. Время это характеризовалось бурными изменениями во всеобщем устройстве. Быстрый рост городов, становящихся центрами экономической и политической жизни, развитие торговли, вызвавшее появление металлических денег и мощно стимулируемое ими возникновение денежного капитала, процента и ростовщичества, частная собственность на землю и ипотека – все это способствует росту рабовладения и развертыванию классовой борьбы между землевладельческой и военной аристократией, с одной стороны, и свободным населением городов – с другой. Именно в таких условиях складывается философия, - естественно, не одноактно, а в ходе длительного и сложного процесса.

Происхождение философии.

Независимо от индийской  философии так же, как и от духовного  развития всех других восточных народов  развивается западная философия. Если даже некоторые из позднейших греков и усматривали от части начало своей философии в египетской жреческой мудрости, то, однако, эти  позднейшие, частью даже основывающиеся на мифах , показания имеют мало достоверности. Конечно, в частных областях знания как-то в математике,, астрономии и медицине, греки могли получить первые побуждения к их разработке от восточных народов, именно из сношений с египтянами, но возникновение западной философии, во всяком случае, является вполне продуктом греческого духа, отпечаток которого оно и имеет во всех отношениях.

Информация о работе Античная философия