Античная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:56, реферат

Описание работы

Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет. Античная философия- есть философия старых греков и старых римлян, зародилась в VI в. до н.э.

Содержание

1.Введение
2. Дофилософские формы сознания
3. Проблема возникновения философии
4. Происхождение философии
5. Главные периоды
6. Представители античной философии
7.Заключение

Работа содержит 1 файл

Особенности Античной философии.docx

— 85.39 Кб (Скачать)

Первой задачей  философского мышления стала уяснение противоположности меж настоящим, имеющимся по своим законам миром, космосом и человеком с его  сознанием и волей, т. Е. Меж объективным  и субъективным в более поздней  философской терминологии.

Проводя грань меж  миром и человеком, философия  преодолевала прагматический подход. Раз мир в собственном существовании  независим, то человек как разумное существо обязан стремиться познать  мир и сообразовывать свои деяния с его законами, а не пробовать  в той либо другой форме воздействовать на волю богов. В философском мышлении начинает формироваться теоретический  энтузиазм к миру: что он собой  представляет и как устроен. Теоретическое  отношение к миру предполагает отвлечение от наглядных образов и представлений  и выработку понятий, отражающих более общие свойства предметов. Естественно, процесс теоретизации мышления был совсем долгим, растянувшимся на века. Философии приходилось воспользоваться тем мыслительным материалом, который был уже накоплен, но философия не просто позаимствовала у мифологии некие виды и знаки, а переработала их, включив в новейшие мыслительные схемы и наполнив новым содержанием.

Не менее своеобразным, чем отношение к мифу, оказалось  у старых греков и отношение к  усвоенным на Востоке зачаткам положительных  знаний о природе. И в Вавилоне и в Египте знания эти, возникшие  из практических нужд техники, торговли, путей сообщения, передавались традиционно  в том виде, в каком были почерпнуты в процессе практического освоения, без сколько-нибудь детализированного  теоретического и логического обоснования. Напротив, древние греки уже в космологических и физических построениях V в. До н. Э. Обнаруживают поразительную склонность к обоснованию выдвигаемых либо используемых положений.

Так, элементарные истины алгебры и геометрии, сформулированные вавилонянами и египтянами как тезисы, обнаруживают у греков тенденцию  преобразовываться в доказываемые теоремы. Специфичной чертой античной философии была связь ее учений с  учениями о природе, из которых потом  развились самостоятельные науки: астрономия, физика, биология. В VI и даже в V вв. до н. э. Философия ещё не была раздельно от познания природы, а знание о природе – раздельно от философии. Но изюминка античной философии в том, что внутри нерасчлененного единства зачаточных философских понятий и понятий научных воззрений, относящихся к природе, играются роль во многих отношениях решающую: первые греческие философы были не лишь первыми математиками, физиками, астрономами, физиологами, их научные представления о мире совместно с тем определяли свойственную для них постановку и решение философских вопросов. И для науки старых греков, и для античной философии типично богатство практически сразу появившихся научных гипотез и типов философских учений.

разъясняется это  тем что при рано появившейся острой научной пытливости древние греки могли удовлетворять ее лишь в тех условиях и границах, которые предоставляло им слабое развитие техники и практически полное отсутствие опыта. Для античного рабовладельческого общества типично пренебрежительное отношение рабовладельцев к физическому труду. Отношение это и сравнительная дешевизна рабской рабочей силы слабо стимулировали развитие техники и становление обусловленного техникой научного опыта. Следствие этого основными методами научного исследования были лишь наблюдения и опиравшиеся на наблюдение, но не допускавшие экспериментальной проверки аналогия и гипотеза. Так как при разработке гипотезы мысль идет от деяния к его причине, а одно и то же действие может вызываться различными причинами, то в условиях невозможности экспериментальной проверки в разумах разных мыслителей, принадлежавших к высокоодаренному народу, появлялись разные гипотезы об одних и тех же явлениях природы. Для философии это обилие гипотез означало обилие типов философского объяснения мира. Так, уже в V в. До н. Э. , После того как элейцы обосновали мысль о вечности истинно- сущего бытия которое не может ни возникать, ни исчезать, возникли космогонические и физические гипотезы Эмпедокла, Анаксагора и атомистов Левкиппа и Демокрита в которых по-различному разъяснялось происхождение миров и в которых выдвигались разные догадки о природе и свойствах материальных частиц, образующих своими сочетаниями все вещи. Обилие возникавших в старой Греции типов философских учений сделала античную философию школой философского мышления для всех последующий времен.

2. Рождение первых  философских диалектических идей

Философия начиналась с поиска ответа на вопрос, уже поставленный до неё в мифологии, - о происхождении  мира. Философия определила его в  более чистом теоретическом виде и смогла отыскать принципиально  новое решение с помощью учения о первоначале.

мысль первоначала была выдвинута первыми греческими философами, представителями Милетской школы: Фалесом (конец VII – пер. Пол.VI вв. До н. Э.), Анаксименом (VI в. До н. Э.), Анаксимандром (VI в до н. Э.) И Гераклитом из Эфеса (544 либо 540 – 480 гг. До н. Э.).

Первоначало мыслилось  им как нечто единое с природой. Сама природа, а не что–то неприродное  рассматривается ими как причина  всего сущего.

Указания на первоначало  означало переход от мифологического к философскому мышлению – выделялось всеобщее. Но на первых парах это всеобщее было представлено не в понятийной, а в наглядной форме:

Фалес таковым началом  считал воду, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь. Вода, воздух, огонь, в дальнейшем стихии Эмпедокла (земля, вода, воздух, огонь) были знаками всеобщего. Они были не просто вещественными, но также и разумными, даже божественными. Вода Фалеса

– это философское  переосмысление мифологического Океана, огонь

Гераклита – не просто огонь, а огнелогос – разумный, вечный и божественный космический огонь.

Соединив в первоначале  субстанциальную базу (то, что является предпосылкой возникновения всего) и материальной субстрат (то, из чего сделаны все вещи), первые греческие  философы положили конец теогонической  трактовке мира, так как миф  был заменен логосом, разумным словом, философским понятием.

Всё последующее развитие античной философии было спором о  первоначале, последовательным развертыванием мышления о всеобщем.

Натурфилософское  представление о первоначале  было внутренне противоречивым и  в дальнейшем тупиковым ходом  развития мысли. Сходу появлялись вопросы: почему, на каких основаниях отдается предпочтение тому либо иному началу – воде, воздуху, огню либо сходу  четырём стихиям, можно ли объяснить  всю природу при помощи ее части  – ведь природа не может быть и тем, что разъясняется, и принципом  объяснения.

В философском мировоззрении  старых греков существенное место принадлежало и диалектическим идеям. Сама концепция  первоначала как единой базы мира во всем его обилии содержала диалектический подход к миру, который более ярко проявился у Гераклита.

мысль борьбы противоположных начал смешивалось у Гераклита с мыслью о вечности происходящих в мире конфигураций, символизируемых в виде потока, течения реки. Высказывания Гераклита «всё течет, все изменяется» и Кратило «нельзя дважды войти в одну и ту же реку» давно вошли в философскую культуру.

Диалектика Гераклита  ещё не была выражена в понятиях, а строилась на базе наглядных, максимально  конкретных, чувственно достоверных  видах-понятиях и смыслообразах.

Зарождающаяся греческая  философия хотя уже вышла на уровень философских заморочек, но ещё не была философией в своем смысле слова, а протофилософией либо предфилософией. Для нее было типично наличие многих образов мифологии, не разработанность своей философской терминологии, отсутствие философской аргументации.

3. От протофилософии к философии: единство и множественность бытия

Труды философов Элейской школы (Элеатов), основоположником которой был Ксенофан (р.Ок 570 г. До н. Э.), А главными представителями –

Парменид (р.Ок 540 г до н. Э.) И Зенон (р.Ок 480 – 430 гг. До н. Э.), Ознаменовали переход от протофилософского к философскому знанию. Элиаты сделали серьёзный шаг вперед от некритически- нерасчлененного мышления первых философов к логическому прояснению сложившихся философских представлений и выработке новейших философских понятий.

Парменид в первый раз выработал философское понятие «бытие». Он также поставил вопрос о том, как можно мыслить бытие, в то время как его предшественники мыслили бытие, не задумываясь об этом.

В центре внимания Парминида были трудности соотношения бытия и небытия, бытия и мышления. На вопрос о соотношении бытия и небытия

Парменид отвечал: бытие есть, а небытия нет. Он в первый раз применил подтверждение для обоснования собственного тезиса. То, что есть, можно выразить в мысли; То, чего нет, выразить в мысли нельзя. Небытие невыразимо, непознаваемо, недоступно мысли, потому оно и есть небытие. Ибо, по Пармениду, «одно и то же есть мысль и бытие».

Бытие – это то, что постоянно есть; Оно едино  и вечно – вот главные его  признаки. Вечность бытия и его  единство для Парменида неразрывно соединены. То, что у бытия нет ни прошедшего ни грядущего, как раз и значит, что оно едино, тождественно себе. Вечное, единое, неделимое бытие, по Пармениду, неподвижно. Ибо откуда взяться движению из того что не меняется?

Невозможность движения обосновывал последователь Парменида Зинон в собственных апориях «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Стрела»,

«Стадион». Логика доказательств  Зенона следующая: мыслить движения нельзя, так как мысль о способности  движения приводит к противоречиям. А то, что нельзя мыслить, не существует.

В атомистическом учении Демокрита (460-370 гг. До н. Э.) Была выдвинута мысль множественного первоначала, которая позволяла мыслить движение, возникновение и ликвидирование вещей. Демокрит исходил из того, что, не лишь бытие, но и небытие существует. При этом он представлял бытие в виде атомов (мелких, неделимых, невидимых частиц), а небытие как пустоту. Движением атомов Демокрит объяснял те характеристики чувственного мира, которые элиаты объявили пустой видимостью – изменчивость всех предметов и явлений.В концепции Демокрита атом рассматривался сразу и как материальная причина существования вещей, и как их сущность, невидимая зрением, но постигаемая разумом.На базе атомистической гипотезы предлагалось решение целого ряда философских заморочек. До этого всего разъяснялось единство мира – мир един, так как базу его составляют атомы. Далее, давалось решение трудности множественности вещей и состояний мира. На базе принципа атомизма стало вероятным объяснить образование множества разнообразных вещей методом разных сочетаний атомов. Наконец, атомизм объяснял процессы возникновения и ликвидирования вещей как процессы соединения и разъединения атомов. Атомы вечны, а их сочетание носят временный, преходящий характер. К концу V века до н. Э. Учение атомистов представляло собой последнюю и более теоретически развитую форму классической натурфилософии, которая уже завершала свое развитие и приходило к саморазложению.Обозревая общую историю античной философии, мы приходим к одному непреложному выводу, который не делается у многих исследователей лишь потому, что большая часть излагателей кончает период античной философии Аристотелем с игнорированием последующей философии, а эта последующая античная философия заняла ещё практически целое тысячелетие. Но какой же вывод мы обязаны делать, если иметь ввиду не лишь первые два века античной философии, но и всё ее тысячелетнее существование? Вывод этот заключается в том, что античная философия началась с мифологии и кончилась тоже мифологией. Но та мифология, которая была вначале, была мифологией, нерасчлененной в идеологических понятиях, была полностью слитной в этом отношении, была мифологией дорефлективной. В связи с пришествием эры рефлективного мышления (а это эра началась в связи с разделением умственного и физического труда, т. Е. В связи лишь с рабовладельческой формацией) мифология в качестве цельной и нераздельной уже стала трактоваться в античности как преодоленный и уже архаический период. В связи с этим античное сознание уже шло от мифа к логосу, т. Е. От одного и целостного чувственно-материального космоса к его построению на основах разума. но отдельные элементы, из которых состоял старый миф, в конце концов тоже приходили к своему исчерпанию, и возникала потребность опять объединить все эти отдельные моменты мифа, но объединить их уже на базе разума. А так как миф весь состоял из противоречий, совмещаемых в одно целое, то новое совмещение этих противоречий, а конкретно совмещение на базе разума, нужным образом становилось диалектикой, а с исчерпанием данной диалектики наступал конец и самой античной философии. таковым образом, античная философия началась с дорефлективной мифологии, которую она преодолевала путём рефлексии, и кончилась уже мифологией рефлективной, т.Е. Диалектикой. Идеальное и материальное, общее и единичное, разум и душа, душа и тело – все эти пары противоположностей, создавшие собою тему всей античной философии, в конце данной последней стали диалектически преодолеваться, почему античная философия и кончилась диалектикой мифа. Поэтому нужно сказать, что античная философия началась с мифологии и кончилась мифологией. Но при этом нужно строжайше установить, что путь от первобытной, дорефлективной мифологии к рефлективной мифологии периода высшей античной цивилизации проходил через различные этапы того, что по другому и нельзя назвать как диалектикой. При этом, несмотря на мифологическую подоплеку, античная философия проходила через ряд тончайших диалектических этапов и в конце концов пришла тоже к высокому торжеству разума в виде строжайше и систематически построенной диалектики.С исчерпанием исходной мифологии была исчерпана и вся построенная на ней диалектика, а с исчерпанием диалектики погибла и вся античная мифология.

Заключение.

Древние греки называли себя эллинами, они  защищали себя и свою культуру от соседних народов. Но завоевания Александра Македонского резко изменили ситуацию, возникла империя, происходило быстрое уравнивание  греков с завоеванными племенами  и расами. Греческие города-государства  приходили в упадок. Эллинская  философия переходила в эллинистическую. Новая философия решала сложнейшую задачу, она была призвана сориентировать эллина в мире все новых потрясений. Высокий интеллектуализм Платона и Аристотеля для этих целей не очень подходил. Отклонения от него привели к расцвету четырех школ: киников, эпикурейцев, скептиков и стоиков. Все эти школы реализовывали один и тот же идеал, они были призваны обеспечить каждому человеку душевный покой и счастье. Избавление от всех несчастий видели прежде всего в автаркии (самодостаточности человека), апатии (безразличии), атараксии (невозмутимости). Эллинистическая эпоха сменяется эпохой христианства. Вместе с рождением Христа наступает новая эра. Что касается рассмотренных здесь философских школ, платонизма, аристотелизма, кинизма, эпикуреизма, стоицизма, неоплатонизма, то они в первые века новой эры во многом сохраняли свое значение, но давление со стороны христианства постоянно возрастало. Новые идеи теснили старые. В 529 г. н.э. император Юстиниан запретил сторонникам античной философии преподавать, иметь школы. Всем было предписано под страхом ссылки вернуться "в лоно нашей святой церкви". На продолжительное время античной философии было суждено уйти в тень, чтобы возродиться через века. Мысли мудрых людей даже глубокого прошлого нам нужны и теперь. Кто не знает истории философии, в том числе и античной , тот и не может по настоящему знать и ее современного состояния . Изучение истории философии говорит о поучительности приобщения к летописи былой мудрости. И даже заблуждение гениальных умов куда более поучительны, нежели отдельные открытия просто способных людей, а тонкости и странности в рассуждениях мудрецов более богаты и полезны для нас, чем просто здравый смысл в суждениях среднего человека.

                    
 

                     Литература:

  1. Адо П. Что такое античная философия? М.: Издательство гуманитарной литературы, 1999.
  2. Спиркин А.С. Философия. М., 2001
  3. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.
  4. Лосев А.Ф., История античной философии, -М.: Черо, 1998 г.,э
  5. Асмус В.Ф. Античная философия. 3-е изд. М.: Высшая школа, 1999.

Информация о работе Античная философия