Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 08:24, реферат
Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им
принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех
земель и народов, которые находились под их культурным влиянием.
Античная философия - уникальное явление, давшее импульс в развитии
буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Все
поколения философов, жизнь которых практически укладывается в классический
период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и
создали образы для подражания на тысячелетия вперёд. Отличительные черты
античной философии : духовное многообразие, подвижность и свобода -
позволили грекам достичь небывалых высот в построении своей цивилизации .
Вершиной и основой всего он считал идеи. Материальный мир- лишь
производная, тень мира идей. Лишь идеи могут быть вечными. Идеи- есть
истинное бытие, а реальные вещи- это бытие кажущиеся. Выше всех других идей
Платон ставил идею красоты и добра. Платон признает движение,
диалектику, которая является результатом конфликта бытия и небытия,т.е.
идеи и материи. Чувственное познание, предметом которого является
материальный мир, выступает у Платона как вторичное, несущественное.
Истинное познание- это познание, проникающее в мир идей- познание разумное.
Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые она познала в
то время, когда
14
еще не соединилась с телом, душа бессмертна. Другой выдающийся ученый
этого периода- Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Он оставил после себя
150 трудов, которые позже
были систематизированы и
основные группы:
1) Онтология (наука о сущем)
" Метафизика "
2) Труды по общей философии,
проблемах природы и
" Физика ", " О небе ", " Метеорология "
3) Политические, эстетические трактаты.
" Политика ", " Риторика ", "Поэтика "
4) Работы по логике и
Наивысшего развития механистический материализм в классический
период достиг в учении Левкиппа (ок. 500-440 гг. до н.э.) из Милета и
Демокрита (460-370 гг. до н.э.) из Адберы. Оба философа были идеологами
рабовладельческой демократии и выдающимися учеными своего времени.
Левкипп заложил основы атомистической теории, которую в дальнейшем
успешно разрабатывал Демокрит.По этой теории все состоит из пустоты и
движущихся атомов, бесконечно малых, неделимых материальных частиц,
различных по форме и размерам. Земля представлялась Демокриту плоским
диском, носящимся в воздухе, вокруг которого вращаются светила. Вся
органическая и психическая жизнь объясняется им чисто материальными
процессами. Атомистический материализм Левкиппа и Демокрита оказал огромное и
плодотворное влияние на научно-философскую мысль последующих времен.
Усложнение общественных отношений в связи с быстрым развитием
рабовладения и социальным расслоением
свободных заставило
часть философов, начиная с середины V в. до н.э., обратить внимание на
изучение деятельности человека. Накопление разнообразных знаний, с
другой стороны, требовало их систематизации. Вплотную этими вопросами
занялись философы-софисты ( так назывались странствующие учителя,
обучавшие за плату красноречию и другим наукам).Появление их в
значительной мере было связано с политическим развитием
демократических полисов, с тем, чтобы граждане должны были владеть
ораторским искусством.
Наиболее известным среди софистов был Протагор (ок. 480-411 гг.
до н.э.) из Абдеры.
Философия в период эллинизма частично изменила содержание и свои основные
цели. Эти изменения были обусловлены социально-экономическими и
политическими процессами в развивавшемся эллинистическом обществе. Их вызвал
и самый факт отделения от философии ряда специальных наук. Философы
периода эллинизма
15
главное внимание обратили на решение проблем этики и морали, проблемы
поведения отдельного человека в мире. Две старые авторитетные школы Платона
и Аристотеля постепенно теряли свое лицо и авторитет.
Параллельно с упадком старых старых философских школ классической Греции в
период эллинизма возникали и развивались две новые философские
системы- стоиков и эпикурейцев. Основателем стоической философии был
уроженец острова Капра, Зенон (ок. 336-264 гг. до н.э.). Стоицизм был до
известной степени синтезом
греческих и восточных
философию, Зенон в особенности использовал учения Гераклита,
Аристотеля, учение киников
и вавилонские религиозно-
представления. Стоицизм был не только самой распространенной, но и
самой долговечной эллинистической философской
школой. Это было идеалистическое учение. Стоики все называли телом, в том
числе мысль, слово, огонь. Душа, по мнению стоиков, была особого рода
легким телом- теплым дыханием. Для философских школ, возникших и
развившихся в период эллинизма, характерно признание за рабами их
человеческого достоинства и даже возможности наличия у них высших
моральных качеств и мудрости.
Заключение
Необходимо отметить, что в русле античной способности воспринимать этот мир
философски,- теоретическая философская мысль представляется наиболее важной
для последующего становления философского познания. По крайней мере, доктрина
философии как жизни в настоящее время претерпела существенное изменение:
философия - это уже не просто жизнь, а жизнь именно в познании. Разумеется
сохраняют свое значение и элементы практической философии, развивающие идеи
античной практической философии: идеи этики, политики, риторики, теории
государства и права. Но все же теория (философская) наиболее адекватно
отражает потребности уходящего XX века. Таким образом, именно теорию можно
считать тем философским открытием античности, которое определило не только
мышление современного человека, но и его жизнь.
1. Зарождение древнегреческой
философии: условия и
Античная философия
возникла и жила в «силовом
поле», полюсами которого
Скачок в развитии
производительных сил
В античной Греции
философия формируется в тот
период, когда смысл человеческой
жизни, ее привычный строй и
порядок оказываются под
Кризис мифологического
сознания был вызван рядом
причин. Главную роль здесь сыграло
экономическое развитие Греции,
экономический подъем в IX –
VII веках до н.э.: расширение торговли
и судоходства, возникновение
и расширение греческих
В Греции в VI веке
до н.э. происходит
Социально-экономические
изменения, происходившие в VII
– VI веках до н. э., вели к
разрушению сложившихся форм
связи между людьми и
К социокультурным предпосылка
Протофилософское значение
гомеровского эпоса можно
К социокультурным предпосылка
Публичная религия
представлена поэмами Гомера
и Гесиода. Боги этой религии
– персонифицированные явления
природы. Тем самым, публичная
религия натуралистична. Свой характер
она передает и философии.
Возникнув в конце
VII – начале VI в. до н.э., древнегреческая
философия до конца своего
развития, пресекшегося в VI в.
н.э., оставалась характерным,
Греческие философы
принадлежали в большинстве к
различным слоям «свободных»,
то есть по преимуществу
Основоположником
Древнегреческая философия
возникла не как область
Философия Древнего
Рима возникла в конце
Характерная особенность
древнегреческой философии