Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 08:24, реферат
Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им
принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех
земель и народов, которые находились под их культурным влиянием.
Античная философия - уникальное явление, давшее импульс в развитии
буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Все
поколения философов, жизнь которых практически укладывается в классический
период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и
создали образы для подражания на тысячелетия вперёд. Отличительные черты
античной философии : духовное многообразие, подвижность и свобода -
позволили грекам достичь небывалых высот в построении своей цивилизации .
душа, отличает человека от животных. Движение атомов души является источником
жизни и сознания. Однако душа не заперта в теле, а находится в тесной с ним
связи. Дыхание обеспечивает человеку равновесие. Оно выравнивает количество
огненных атомов, уходящих с выдохом и приходящих с вдохом. Отрицание
отдельной от тела души, что было свойственно взглядам орфиков, подтверждает
атеистический характер учения Демокрита. Движением атомов Демокрит объясняет
и такие явления как смерть и старость.
Человек для Демокрита- это не только душа и тело, это целый микрокосмос.
Внешне мы знаем человека, однако, мы должны понять то, что нам в нём не ясно.
В поиске ответа на этот вопрос Демокрит видел смысл жизни любого философа.
Процесс познания человека состоит из ощущений и из разумного познания.
Первое, чувственное познание, Демокрит считает “тёмным”, так как оно
затемняется обманом ощущений. Второе же, разумное познание, он называет
“светлым”, так как оно глубже проникает в суть вещей. Эти два пути познания,
через ощущения и разум, выступают у
5
Демокрита как два уровня познания, высший и низший. Причём они взаимно
дополняют друг друга. Это говорит о том, что Демокрит, хотя и несознательно,
но оперировал понятием порога ощущения. По его мнению, например, нет в
природе острого вкуса, а возникает он лишь во “мнении”, когда на органы
чувств воздействует вещество, атомы которого острые, угловатой формы. Таким
образом, все ощущения (тёплое и холодное, цвет, вкус, запах) существуют лишь
“во мнении”, а “по истине” существуют атомы и пустота. В этом и есть
трудность познания - разум не может найти истину без чувств, а чувствам
доверять нельзя. Трудность познания
обуславливает также
чувства человека. Демокрит, сознавая
всю сложность отношений
объекту, ставил важную проблему, получившую в философии Нового времени
название проблемы “первичных и вторичных качеств”. Первичные качества - это
фигура, порядок и положение атомов. Они существуют и постигаются разумом.
Вторичные качества – это свойства вещей, воспринимаемые чувственно (тепло,
холод, запах и т.д.).
В середине пятого века центр тяжести философских интересов стал перемещаться
от космоса к общественным делам. Это было связано с бурным и неспокойным
течением жизни в Древней Греции. Поворот к человеческим проблемам наблюдался
и у Демокрита. Основной вопрос, волновавший философов того времени, касался
формы правления (монархия, аристократия или демократия). Социальная философия
Демокрита тесно связана с его естественнонаучными взглядами, социально-
политической обстановкой того
времени и с развитием
общественной мысли. На определённом этапе общественного развития любого
общества в нём возникает миф о “золотом веке”. Подобная легенда существовала
и в Греции. Существовала легенда и о “первых изобретателях”. Согласно ей все
общественные институты, культура, цивилизация были даны человеку богами.
Почти все люди времён Демокрита верили в эти легенды. Однако образованная
часть общества уже не считала их достоверными. В рамках античного
миропонимания появляются новые гипотезы эволюционного развития земли и
человечества. Демокрит считал, что люди, защищаясь от диких зверей,
сплачивались и учились
учились строить жилища и заготавливать пищу на зиму. Со знанием огня начали
развиваться ремёсла, искусство. По Демокриту нужда и опыт были двигателями
развития человечества. Древний философ считает человека частью природы,
которую он постигает опытом. Человек сам является животным. А музыка и поэзия
как изящные искусства возникали позже и не из нужды, а от избытка благ.
Во второй половине 5 века возникает понятие “природных”, “естественных”
законов. Софисты первые противопоставили то, что человеку дано природой и то,
что человек видоизменил сам. Для сторонников демократического полиса эпохи
расцвета было характерно стремление согласовать природное
6
начало с законами. Демокрит тоже резко не противопоставлял два этих понятия.
Он считал, что у человека есть врождённые задатки .Они то и были основой
прогресса человеческого общества. А его естественные потребности – движущей
силой. Природа по Демокриту является сущностью вещей, а законы – это
условность. Если закон не согласуется с природой, он должен быть изменён.
Человек – это атом общества и государства, а государство вторично, так как
любое сочетание атомов вторично к самим атомам. Следовательно, государство,
его законы должны согласовываться с природой атомов. То, что Демокрит видел и
понимал взаимосвязь между природой и законами, личностью и обществом явилось
крупным шагом в развитии самосознания личности.
Софисты
В расцвет софизма ориентир философствования в полную мощь смещается на
человека и его переживания. «Человек есть мера всех вещей», - говорил
Протагор, утверждая относительность всякого знания и ставя человека критерием
всех процессов и явлений. То, что доставляет человеку удовольствие – хорошо,
а то, что причиняет страдания – плохо. Индивид становится судьей над всем.
Так появился нравственный релятивизм.
Логическими и иными
приемами человек научился определять себя в окружающем мире, утешать от
невзгод, оправдывать свое поведение, находить свое назначение и место. Все
это было относительно и субъективно, но на тот период, по всей видимости,
срабатывало.
Сократ
Сократ любил две вещи: истину и человека. Истину видел в раскрытии таких
понятий, как «благо», «красота», «справедливость», «мудрость», и перенесении
этих понятий на человека. Но подобная истина может быть постигнута только в
процессе самопознания («познай самого себя»). В спорах Сократ доказывал
целесообразность и разумность человека, в спорах рождалась истина. Он одним
из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность,
провозгласив ее как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого
мира. Рассматривая феномен души, Сократ исходил из признания ее бессмертия,
что увязывалось с его верой в Бога. В вопросах этики он утверждал, что
добродетель проистекает из знания, и человек, знающий, что такое добро, не
станет поступать дурно. Высшая цель человеческой жизни – счастье и
блаженство. Так появился эвдемонизм.
Платон
По Платону душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и
красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в
Преодоление чувственности есть добродетель благоразумия. Для Космоса в целом
источником гармонии есть мировой разум. Душа в процессе мышления активна,
внутренне противоречива, диалогична и рефлексивна.
Поэтому гармоничное сочетание всех частей души под регулятивным началом
разума дает гарантию мудрости. В этике Платон требует очищения души,
отрешения от мирских удовольствий, от преисполненной чувственных радостей
светской жизни. По мысли Платона, высшее благо пребывает вне мира. Стало
быть, и высшая цель нравственности находится в сверхчувственном мире. Ведь
душа получила свое начало человеческом теле, «вспоминает о мире идей». Здесь
Платом имеет в виду воспоминания о том, что было в прежней жизни: основные
вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения; появившись на свет, она
уже знает все, что нужно знать. Так появляется объективный идеализм. Она
сама избирает свой жребий: ей уже как бы предназначена своя судьба. Таким
образом, Душа, по Платону, - бессмертная сущность, в ней различаются три
части: разумную (основа мудрости человека), аффектно-волевую (основа
мужества) и чувственную (движимую страстями). не в земном, а в высшем мире.
И облеченная в земную плоть, она обретает множество всякого рода зол,
страданий. По Платону чувственный мир полон беспорядка. Задача человека в
том, чтобы возвыситься над ним и всеми силами души стремиться к уподоблению
Богу, который не соприкасается ни с чем злым; в том, чтобы освободить душу от
всего телесного, сосредоточить ее на себе, на внутреннем мире умозрения и
иметь дело только с истинным вечным. Платон, будучи ясновидцем, говорил, что
полная истина приходит как мистическое откровение и внутреннее озарение.
Киники
Развитие философии приносило все новые (или хорошо забытые старые) смыслы и
способы человеческого бытия. Так,
киники, возводили в идеал
мира, смирение, невозмутимость. Человек, учили они, имеет высшее достоинство
и назначение, состоящее в свободе от внешних привязанностей, заблуждений и
страстей – в непоколебимой доблести духа.
Стоики
Представители этого течения лелеяли идеал внутренней свободы, свободы от
страстей. Зенон в своем трактате «О человеческой природе» провозглашал, что
основная цель – жить в согласии с природой, т.е. с добром. Особое внимание
стоики уделяли феномену воли, их учение было построено на самообладании,
терпении. Они стремились к полной самодостаточности. Марк Аврелий считал, что
Вселенная – это тесно связанное целое, единое живое существо, обладающее
единой субстанцией и душой. «Чаще размышляй о связи всех вещей, находящихся в
мире, и об их взаимоотношении». Стоический мудрец не сопротивляется злу: он
его понимает и стойко перебывает в его текучести, поэтому он невозмутим и
спокоен даже перед лицом смерти. Счастье стоика заключается в том, что он не
желает никакого счастья.
Платон об обществе и государстве.
Учение об обществе и государстве сформулировано им главным образом в диалогах
"Государство" и "законы". В истории общественного и культурного развития он
выделял три основных стадии:
1) "династия", такая форма общества, когда люди жили, довольствуясь
необходимым, когда не было ни бедных, ни богатых и тогда поэтому царили
добрые нравы. Писанных законов не существовало, власть принадлежала
старейшинам родов и была как бы царской,
2) "аристократия" т.е. эпоха,
когда создаются большие
зарождаются законодательство, появляется выборная власть. В эту эпоху и
складывается государство как таковое,
3) такое состояние государства и общества, которое может быть названо
"идеальным",
Исходя из сказанного, понятно, что Платон, в сущности ,определял
государство как особую форму поселения людей, возникающую из необходимости
взаимопомощи, удовлетворения потребностей в пище и жилье, защиты
населения и его территории, поддержания порядка внутри поселения.
Государство и общество, таким образом, у Платона пока еще не различаются.
Государство есть особая форма поселения людей . Ключевое место в его
концепции занимает учение об идеальном
государстве. Идеальное государство - то, которое удовлетворяет требованию
справедливости. Справедливость в данном случае состоит в том, что в
обществе созданы условия, которые гарантируют процветание всего государства и
учитывают естественное неравенство людей в их природных задатках. Есть
люди, которые от природы наделены разумом, высокой нравственностью,
благоразумием, чувством справедливости. Это философы, которые должны
управлять государством, создавать законы, править на основе данного им
глубокого понимания действительности. Другим свойственны храбрость,
стремление к военной славе, доблесть, бесстрашие. Это воины, призвание
которых состоит в защите государства от внешних и внутренних врагов,
поддержание порядка и спокойствия. Третьи лишены всех этих качеств - они
должны заниматься ремеслом, пахать землю, торговать, обеспечивать общество
материальными благами. Это ремесленники и земледельцы. По убеждению
Платона, грань между этими группами населения непроходима, как непроходима
грань между кастами. Идеальное общество строго иерархизировано по
принципу природных
Платона идея разделения общественных
функции между разными
группами. По мнению Платона, в идеальном государстве философы и стражи
(воины) живут замкнутыми группами, внутри которых все равны, а имущество –
общее. Частная собственность и семья допустимы лишь для членов низшей
касты земледельцев и ремесленников. Отсюда становиться
понятным, что Платон безоговорочно признает приоритет общественных, общих
интересов над интересами личными, выше ставит государство, подчиняя ему
отдельную личность.
Иную трактовку этих проблем предлагал Аристотель.
Аристотель об обществе и государстве.