Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 08:24, реферат
Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им
принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех
земель и народов, которые находились под их культурным влиянием.
Античная философия - уникальное явление, давшее импульс в развитии
буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Все
поколения философов, жизнь которых практически укладывается в классический
период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и
создали образы для подражания на тысячелетия вперёд. Отличительные черты
античной философии : духовное многообразие, подвижность и свобода -
позволили грекам достичь небывалых высот в построении своей цивилизации .
Аристотелю принадлежат 158 так называемых "Политий", в которых он
описывал политическое устройство ему древнегреческих полисов, городов-
государств. На основе "Политии" им была составлена "Политика",
систематически излагающая материал о государстве и формах государственного
устройства.
В отличии от Платона, Аристотель подчеркивал, что существует разница между
обществом и государством. По его мнению, существуют различные формы
объединения людей: семья, поселения, государство. Основой государства
является особый тип социальных отношений - отношения господства и подчинения,
которые определяются Аристотелем как отношения политические. Государство,
таким образом, связано с осуществлением политических полномочий, полномочий
"господства", власти. Взгляд на идеальное государство у Аристотеля также
отличался от
представлений Платона. Платон, в сущности, создавал утопию, его проект не
имел шансов быть реализованным. Аристотель отталкивался от анализа описанных
им форм государственного устройства полисов, их достоинств и недостатков.
По мнению Аристотеля, существовало три вида "правильных" форм правления в
государстве: монархия, где власть принадлежит наследственному правителю,
аристократия, где властвуют лучшие, демократия, где власть осуществляется
гражданами государства. Однако, по Убеждению Аристотеля, недостаток этих
"правильных" форм государственного устройства состоит в том, что они имеют
тенденцию вырождаться в "неправильные" формы, где царят порок и
злоупотребления: монархия может выродиться в тиранию, аристократия - в
олигархию (власть немногих, подчиняющих свои интересам общие
интересы),демократия - в охлократию (власть толпы, невежественной и
темной).Поэтому он выдвигал идею формирования "смешанного государства",
счастливо сочетающего достоинства демократии, аристократии и монархии.
Аристотель называл эту форму государства "политией". Идея "смешанного
государства" получила популярность и повлияла, как полагают ученые, на
формирование в XVIII веке идеи разделения властей на законодательную,
исполнительную и судебную. Аристотель, таким образом, сохраняя
платоновское убеждения в
интересами личности, в то же время большее значение придавал и интересам
личности.
10
3 Становление античной
Диалектический метод
всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развития. Первоначально термин
«диалектика» означал
преимуществу, в целях совершенствования ораторского искусства.
Родоначальниками диалектики можно считать Сократа и софистов. Вместе с тем,
диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности.
Вспомним учение о развитии Гераклита, а позже Зенона, и др.
В истоpии философии понятие диалектики пpетеpпело коpенные изменения: от
пеpвоначального понимания, близкого к однокоpенным словам "диалект" или
"диалог" и обозначавшего искусство
споpа и классификации понятий,
совpеменного, научного понимания диалектики, в основе котоpого лежит понятие
pазвития. Напpимеp, в философском
словаpе диалектика
о наиболее общих законах pазвития пpиpоды, общества и мышления", а в учебнике
по философии (под pедакцией академика И.Т.Фpолова, 1989 г.) диалектика
pассматpивается "как наиболее полное и всестоpоннее учение о pазвитии". В
источниках, автоpы котоpых дистанциpуются от маpксизма, часто опpеделение
диалектики не дается, а говоpится о диалектическом методе (Гегеля). Напpимеp,
в куpсе лекций А.А.Радугина, 1995 г.: "Диалектический метод пpедполагает
pассмотpение всех явлений и
пpоцессов во всеобщей
взаимообусловленности и pазвития". Гpамматически выpажено неясно (повидимому,
надо читать: "и в их pазвитии"), но очевидно, что сутью пpизнается
системность, пpичинность и pазвитие.
Греческая философия в VII - VI веках до н.э. и явилась по сути
своей первой попыткой рационального постижения окружающего мира.
В развитии философии древней Греции выделяют четыре основных
этапа:
2I 0 VII-V века до н.э. - досократовская философия
2II 0 V-IV века до н.э. - классический этап
Выдающиеся философы классического этапа: Сократ, Платон,
Аристотель. В общественной жизни этот этап характеризуется как
высший подъем афинской демократии
2III 0 IV-II века до н.э.- эллинистический этап.
( Упадок Греческих городов и
установление господства
2IV 0 I век до н.э. - V, VI века н.э. - Римская философия.
Материалистическая философия возникла в среде прогрессивных групп
молодого класса рабовладельцев в борьбе с религиозно-мифологической
идеологией, унаследованной от прошлого.
Представители
аристократии, борясь с этой идеологией, противопоставили ей
философский идеализм. Его первым проповедником в Древней Греции был
Пифагор (ок.580-500 гг. до н.э.) с острова Самоса. После установления на
острове Самосе тирании Пифагор эмигрировал в Южную Италию в город Кротон,
где во второй половине VI в. до н.э. основал из представителей местной
аристократии реакционный религиозно-политический союз, известный под
названием "пифагорейского".
Согласно философии
форма определяет сущность вещей. Все можно сосчитать и таким образом
установить количественные особенности и закономерности природы. Мир состоит
в количественных, всегда неизменных противоположностей: конечное
и бесконечное, чет и нечет ... Сочетание их осуществляется в гармонии,
которая свойственна миру.
В борьбе с идеалистической философией Пифагора совершенствовалась
материалистическая философия милетской школы.В конце VI-начале V в. до
н.э. как стихийно-диалектический материалист выступил крупнейший
философ этого периода Гераклит Эфесский (ок. 530-470 гг. до н.э.).В
его трудах нашли завершения искания Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена.
По сути дела Гераклит был первым последовательным диалектиком . До нас дошли
большие фрагменты из его произведений, главным их которых была написанная в
стихах поэма "О природе" (Peri Physeos). Не смотря на стихотворную форму,
произведения Гераклита с
сложность подымаемых проблем и трудность понимания излагаемых Гераклитом
мыслей его прозвали Темным.
Все существующее, учил он, постоянно изменяется, переходит из одного
состояния в другое. "Все течет, все изменяется" (Panta Rei) - говорил он. -
"Все есть обмен
(поскольку во второй раз и река стала другой и я не остался таким, каким был
при первом заходе в реку). Но в этом "Панта реи" Гераклит усматривал и момент
устойчивости. Изменения в мире и во всех его составных частях, согласно
учению выдающегося диалектика, происходят согласно Логосу - высшему и
всеобщему закону. Задача философии при этом заключается в том, чтобы
обнаружить в изучаемом
имени. Философ любил часто повторять: "Не мне, но Логосу внимая"; "Мудро
будет признать, что все в мире едино; все есть обменом противоположностей".
"Борьба есть закон мира; она мать и распорядительница всех вещей". война -
мать всех вещей и виновница всех. Гераклит учил о круговороте мира и всех
явлений в нем. Он считал , что мир развивается вверх, когда земля, нагреваясь
превращается в соду, вода - в
12
воздух, а воздух в огонь. Воспламенившись, мир начинает двигаться в обратном
направлении: огонь - воздух - вода - земля.
Продолжительность полного
круговращения перемен в природе
последователи Гераклита
лет. Гераклит был гилозистом, т.е. считал всю природу и ее элементы живыми
существами или, в крайнем случае, способными воспроизводить жизнь. Душа
человека представлялась ему огненным образованием, которое вместе со всем
миром совершает круговращение и возвращается в сове первичное чистое огненное
состояние. У Гераклита было немного последователей. Это объясняется
возвышенностью его
могли развивать его мысли, они зачастую были не способными адекватно понять
своего великого учителя. А некоторые из таких учеников явно упрощали и
огрубляли диалектику Гераклита. Так, уже непосредственный и, говорят,
единственный ученик Гераклита Кратил диалектику своего учителя довел до
крайностей и тем извратил ее. Поскольку все "Панта реи", рассуждал Кратил, то
в реку ельзя войти даже один раз, ибо и река и я все время становимся другими
и другими. Отсюда Кратил делал вывод, что ничего в мире познать нельзя;
наиболее точное определение предмета - указать на него пальцем.
Против материалистической диалектики Гераклита начали вести борьбу философ
Ксенофан (ок.580-490 гг. до н.э.) и его ученики. Изгнанный из
родного малоазийского города Колофона (близ Эфеса), Ксенофан поселился
в Италии, где вел жизнь странствующего певца-распода.В своих песнях он
выступал против антропоморфного политеизма эллинской религии.Ксенофан
утверждал, что нет оснований приписывать богам человеческий облик и что если
бы быки и кони могли создавать изображения богов, то они бы представили
их по своему подобию. В противоположность диалектическим взглядам Гераклита
философы элейской школы - элаты: Ксенофан, Парменид, Зенон, Горгий и их
последователи учили, что Бытие - едино, неизменно и неподвижно. Все движущееся,
изменяющееся элейцы назвали ложным. Высшей и непоколебимой вечной истиной, по
мнению элатов, есть Единое и Неподвижное Бытие. В этом плане философы элейской
школы начисто отказывали в достоинстве истины мнения людей об окружающих их
предметах. На эту тема Парменид написал даже отдельную поэму, первая часть
которой называлась "Мнения об истине", а вторая "Голос истины". Система
подобных взглядов была названа позже метафизикой. Элеец Зенон, например
доказывал, что летящая в воздухе стрела... стоит на месте во всех точках своей
траектории; что Ахиллес никогда не догонит ползущую впереди черепаху, хотя
бежит вдвое быстрее нее.Елейцы, в целом, истолковывали бытие в идеалистическом
плане, а иногда Бытие отождествляли с нематериальным Богом. Но среди них были и
последовательные материалисты, наиболее известным среди которых был Меллис
Самосский
13
(середина 5 столетия до нашей эры). Следуя элейцем, что Бытие едино, что
Бытие есть, а Небытия нет, Мелис далее рассуждал так: "Пустоты нет вовсе, ибо
пустота- ничто. А то, что есть ничто существовать не может. Равным образом
нет движения. Ибо сущему Бытию некуда отойти, поскольку оно все собой
заполняет. В самом деле, если бы существовала пустота, то сущее отступало бы
в пустое пространство. Но раз пустоты нет, то ему (Бытию) некуда уйти". Не
смотря на метафизичность и показное любование размышлениями, философия элатов
в значительной мере способствовала развитию именно диалектики, ибо подводила
к вопросу: каким образом средствами логического мышления "уловить" и
"удержать" наблюдаемую диалектику предметов и явлений? Так, со временем было
уяснено, что движение наиболее достоверно логически можно определить, как
прибытие в данную точку тела, которое движется, и одновременно с этим выбытие
с ней; что Ахиллес все же догонит черепаху, поскольку пространство,
разделяющее Ахиллеса и черепаху можно, остановившись, делить на два до
бесконечности, то время этим делением не удерживается, поскольку оно движется
безостановочно и таким образом "перетаскивает" Ахиллеса через черепаху.
Таковы были первые шаги древнегреческой диалектики, возникшей и
развивающейся в борьбе со старым религиозно-философским
мировоззрением.
В V в. до н.э. материалистическая философия в Древней Греции развивалась
исключительно плодотворно. Наиболее выдающийся философ
классического этапа философии Древней Греции был Платон (427-347 гг. до н.э.
) Платон был представителем афинской рабовладельческой аристократии. В
возрасте 20 лет случайность пересекает дороги жизней Платона и
Сократа.Таким образом Сократ становится учителем Аристотеля. После
того как Сократ был осужден, Платон покидает Афины и не надолго
переселяется в Мегару, после чего снова возвращается в родной город и
активно принимает участие в его политической жизни. Платон впервые создает
академию. До нашего времени дошла информация о 35 философских
трудах Платона, большинство из которых были изложены в форме диалога.