Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 21:57, курсовая работа
Цель достигается путем решения следующих задач:
Разработать методику секционных занятий по баскетболу для мальчиков.
Выявить особенности физического состояния учащихся.
Обосновать целесообразность применения экспериментальной методики секционных занятий.
Введение………………………………………………………..................3
глава 1. ЛИТЕРАТУРный ОБЗОР ……………………………….…….6
1.1 Характеристика баскетбола, как средства физического воспитания...6
1.2. Анатомо-физиологические особенности учащихся среднего
школьного возраста………………………………………………………….7
1.3. Организация внеклассной оздоровительной работы в школе……...11
глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………….15
2.1. Цели и задачи исследования……………………………………...…..15
2.2. Методы исследования…………………………………………………15
2.2.1. Анализ и обобщение научно-методической литературы
2.2.2. Тестирование физической подготовленности
2.2.3. Тестирование физической работоспособности
2.2.4. Изучение текущей заболеваемости
2.2.5. Педагогический эксперимент
2.2.6. Методы математической статистики
2.3. Организация исследования………………………..…………………..21
Глава 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ……………...23
выводы…………………………………………………………………...29
практические рекомендации…………………………………...30
Список использованных источников……………................31
Приложения………………………………………………….................34
Прыжок в длину с места
Выполняется двумя ногами от стартовой линии с махом рук. Длина прыжка с трех попыток измеряется в сантиметрах от сталкиваемой линии до
ближнего касания тела или ног.
Челночный бег 4х9 м
Тест позволяет оценить быстроту и ловкость, связанную с изменением направления движения и чередования ускорения и торможения.
Методика выполнения. В зале на расстоянии 10м друг от друга чертятся две параллельные линии. По команде «Марш!» участник стартует от 1-й линии, добегает до 2-й, пересекает ее и возвращается к 1-й. Необходимо выполнить в максимально быстром темпе 3 таких замкнутых цикла (туда и обратно). Во время движения не допускаются остановки и смена направления; время засекается с точностью до 0,1 сек в момент пересечения линии старта. Не рекомендуется использовать в качестве указателей направления движения, катающиеся и громоздкие падающие предметы. Все участники должны быть в одинаковой обуви или без нее [18, с. 37].
Бег
1300 м
2.2.3.
Тестирование физической
Определение физической работоспособности по тесту PWC170. Испытуемые выполняли 5-минутные нагрузки с 3-х минутным интервалом отдыха между ними. Мощность нагрузок подбиралась таким образом, чтобы пульсовая разница между ними составила не менее 25-35 уд/мин. Величина мощности нагрузки при пульсе 170 уд/мин определялась по формуле В.П. Айрпмана
PWC170=
где N1 и N2 – мощность первой и второй нагрузок в кгм/мин;
f1
и f2 – частота сердечных сокращений
в конце первой и второй нагрузок [20].
2.2.4. Изучение текущей заболеваемости
В ходе исследования проводилось изучение текущей заболеваемости. Для этого испытывались учащиеся с временной утратой трудоспособности. При этом испытывались следующие показатели:
1. Показатель болевших лиц.
2. Показатель случаев временной нетрудоспособности по болезни на 100 человек.
3. Показатель средней продолжительности одного заболевания.
4. Показатель дней временной нетрудоспособности по болезни на 100 человек.
Показатель болевших лиц определяется по отношению к общей численности детей, находившихся под наблюдением. Он находится по формуле:
Показатель болевших лиц =
Показатель случаев временной нетрудоспособности по болезни характеризует частоту заболеваний, подсчитывается по общей заболеваемости и рассчитывается по формуле:
Показатель случаев =
Показатель средней продолжительности одного случая заболевания дает возможность относительного суждения о тяжести заболеваний. рассчитывается по формуле:
Ср. продолжит. одного
случая
времен. нетрудосп. по болезни =
Показатель дней временной нетрудоспособности по болезни используется для характеристики заболеваемости и суждения об эффективности различных мер воздействия. Этот показатель дает возможность подсчитать условную экономию, которой можно добиться за счет снижения заболеваемости и рассчитывается по формуле:
Показатель дней времен.
нетрудосп.
по болезни=
[8]
2.2.5. Педагогический эксперимент
Сущность педагогического эксперимента заключалась в том, что для экспериментальных групп была разработана экспериментальная методика по баскетболу, включающая в себя разделы ОФП, СФП, технико-тактические действия, а также упражнения, широко используемые в учебно-тренировочном процессе на занятиях баскетболом. (Приложение 1)
Учебно-тренировочная работа в экспериментальных группах строилась таким образом, чтобы обеспечить высокий уровень овладения техникой и тактикой игры в баскетбол, развить физические качества, воспитать волевые черты характера, укрепить здоровье занимающихся и достичь высокой физической подготовленности учащихся.
Занятия
проводились в спортивном зале. При
организации занятий
После каждого занятия подводились его итоги. Также оценивались знания правил игры в баскетбол и их соблюдение, умение целесообразно и согласованно действовать в игре, применять технические и тактические приемы в игровых ситуациях.
2.2.6.
Методы математической
Для несгруппированных данных среднее арифметическое вычисляется по формуле (2.1):
, (2.1)
где n — объем выборки,
— варианты выборки,
— обозначение суммы n чисел ,
где индекс i (порядковый номер) суммируемых чисел пробегает значения от 1 до n.
Стандартным
отклонением (или средним квадратическим
отклонением) называется положительный
корень квадратный из дисперсии (2.2):
, (2.2)
где — сумма квадратов отклонений значений признака от среднего арифметического ,
n — объем выборки.
Основываясь
на предположении получения выборок из
генеральных совокупностей, имеющих приближенно
нормальное распределение, для сравнения
двух выборочных значений для независимых
выборок (контрольной и экспериментальной
групп) находится t-критерий Стьюдента
(2.3).
, (2.4)
где, и — средние арифметические двух выборок,
— стандартная ошибка
(2.6)
Для
сравнения средних значений показателей
опытных групп начала и конца эксперимента
используется модификация t-критерия для
связных выборок (2.7).
, (2.7)
где, — среднее арифметическое разностей связанных пар результатов измерений ,
— выборочное стандартное отклонение.
Достоверность
различий определялась по уровню значимости
p< в соответствие с критическими значениями
двустороннего t-критерия Стьюдента
и числом степеней свободы.
2.3. Организация
исследования
Исследование было проведено с октября 2007 года по май 2008 года на базе средней школы № 2 г. Кобрина. В исследовании участвовало 45 учеников (мальчиков) 6-7 классов, не имеющих отклонений в состоянии здоровья.
Были сформированы две экспериментальные группы (ЭГ-1 и ЭГ-2) по 15 мальчиков и одна контрольная группа (КГ).
Во время эксперимента внеклассные занятия в секции баскетбола в ЭГ-1 проводились 3 раза в неделю по 60 минут. В ЭГ-2 – 2 раза в неделю по 90 мин.
Контрольная группа занималась лишь по программе по физическому воспитанию для учащихся общеобразовательных школ.
Таким образом, отличие между опытными группами заключалось лишь в кратности занятий при одинаковом недельном объеме физической нагрузки.
Изучение поставленной проблемы включало решение ряда задач, имеющих свои специфические особенности. Исследование строилось в несколько этапов.
На первом этапе изучалось состояние вопроса по данным научно-методической литературы, отражающим работу по физическому воспитанию в секции баскетбола в общеобразовательной школе. В этот период времени была построена методология предстоящей работы, подобраны и апробированы тесты, объективно оценивающие физическую подготовленность и физическую работоспособность занимающихся, определены контрольный и экспериментальные классы.
Избранные нами контрольные испытания отвечают теории тестирования, апробированы и обоснованы, проверены на практике.
В начале второго этапа для установления однородности состава опытных групп было организовано предварительное тестирование физической подготовленности учащихся, после чего был проведен педагогический эксперимент.
Для
определения эффективности
Заключительный
этап исследования включал в себя
математико-статистическую обработку
результатов, их детальный анализ и обсуждение
со специалистами в области школьного
физического воспитания.
Глава 3.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Решение основных задач физического воспитания зависит от тех приемов и методов, которыми руководствуется учитель при организации внеклассных занятий в секции баскетбола, что в свою очередь определяет степень воздействия на организм школьника физических упражнений и выражается в его развитии и физической подготовленности.
Уровень физической подготовленности и физической работоспособности определялся по результатам контрольных испытаний, подробно описанных выше.
В ходе эксперимента были получены результаты (табл. 1,2), указывающие на достоверные изменения физической подготовленности по ряду показателей.
Так, в первой экспериментальной группе результаты наклона вперед в начале года составили 9,87±1,20 см, а к концу года 12,0±1,26 см. Средний сдвиг улучшился на 2,13±0,60 см. Сравнение показателей от начала к концу эксперимента позволило выявить достоверно увеличение результатов (р<0,01).
Испытуемые второй экспериментальной группы (ЭГ-2) в начале исследования имели среднее значение 10,36±1,37 см, а в конце эксперимента 11,50±1,38 см. Средний сдвиг составил 1,14±0,33 см. Изменение данного показателя имеет статистически значимый характер (р<0,01).
В
отношении результатов
Анализ достоверности результатов в челночном беге за период эксперимента показал незначительные достоверные сдвиги по всем группам.
Так, в первой экспериментальной группе среднее значение результа-
тов челночного бега 4х9 м составили 10,32±0,19 сек а в конце эксперимента 9,89±0,20 сек. Средний сдвиг по этому показателю колебался в диапазоне – 0,43±0,09 сек. Изменения данного показателя статистически достоверны (р<0,05).
Испытуемые второй экспериментальной группы в начале исследования имели среднее значение результатов челночного бега 10,07±0,16 сек.
В конце эксперимента среднее составило 9,74±0,14 сек. Средний сдвиг оказался равен – 0,33±0,10 сек. Результаты достоверно улучшились (р<0,05).