Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 21:57, курсовая работа
Цель достигается путем решения следующих задач:
Разработать методику секционных занятий по баскетболу для мальчиков.
Выявить особенности физического состояния учащихся.
Обосновать целесообразность применения экспериментальной методики секционных занятий.
Введение………………………………………………………..................3
глава 1. ЛИТЕРАТУРный ОБЗОР ……………………………….…….6
1.1 Характеристика баскетбола, как средства физического воспитания...6
1.2. Анатомо-физиологические особенности учащихся среднего
школьного возраста………………………………………………………….7
1.3. Организация внеклассной оздоровительной работы в школе……...11
глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………….15
2.1. Цели и задачи исследования……………………………………...…..15
2.2. Методы исследования…………………………………………………15
2.2.1. Анализ и обобщение научно-методической литературы
2.2.2. Тестирование физической подготовленности
2.2.3. Тестирование физической работоспособности
2.2.4. Изучение текущей заболеваемости
2.2.5. Педагогический эксперимент
2.2.6. Методы математической статистики
2.3. Организация исследования………………………..…………………..21
Глава 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ……………...23
выводы…………………………………………………………………...29
практические рекомендации…………………………………...30
Список использованных источников……………................31
Приложения………………………………………………….................34
Окостенение скелета у детей происходит неравномерно. К 9-11 годам заканчивается окостенение фаланг пальцев руки, к 10-13 годам – запястья и пястья. В переход с 10 до 12 лет происходит интенсивное формирование костей таза [29, с. 53]. В 10 лет наблюдается преобладание роста переднего отдела черепа (в сторону лба) над затылочным и другими его отделами. В этом возрасте емкость черепа составляет около 1300 см3 (по сравнению у взрослого – 1500-1700 см3). С 13-14 лет начинают энергично расти кости лицевого отдела черепа во всех направлениях, преобладая над мозговым. К этому возрасту почти все кости черепа срастаются между собой [34, с. 30]. К 13-14 годам у девочек и 13-15 годам у мальчиков происходит утолщение и пневматизация костей черепа, образование воздухоносных полостей, что ведет к увеличению прочности черепа [34, с. 53].
Особенно интенсивно в период полового созревания растет грудная клетка. Уже к 12-13 годам грудная клетка принимает черты взрослого, отличаясь только размером.
В подростковом возрасте наблюдаются высокие темпы прироста мышечной массы. Отношение веса мышц к весу тела в 12 лет составляет 29,4 %, а к 15 годам вес мышц увеличивается до 32,6 %. В возрасте 12-15 лет развиваются все мышцы, обеспечивающие вертикальное положение тела [34].
У детей к 12-13-летнему возрасту созревают центры двигательного анализатора, поэтому основные двигательные функции у них достигают высокой степени совершенства. Показатели функций зрелости нервно-мышечного аппарата (возбудимость и лабильность) уже к 10 годам приближаются к уровню взрослых людей. В 9-11-летнем возрасте близким к показателям взрослых становится скрытое время двигательной реакции в движении кисти, а к 13-14 годам – в движениях плеча, бедра, голени и стопы [20, с. 49].
В
системе дыхания также
У школьников 11-15 лет происходит глубокая перестройка организма. Усиливается деятельность желез внутренней секреции, и в частности половых, проявляются вторичные половые признаки. В этом возрасте наблюдается заметное ослабление функций активности коры головного мозга: речь и ответы на вопросы замедляются, словарный запас обедняется. Установлено, что скорость образования условных рефлексов на зрительные, слуховые и др. раздражители повышается, в то время как процесс образования условных связей на словесные сигналы и запоминания затрудняется. В этот период происходят бурные, неравномерные процессы роста внутренних органов. Особенно сильное влияние на состояние вегетативной НС оказывают эндокринные железы, что проявляется в повышенной возбудимости, раздражительности, обидчивости; возникают головные боли, головокружения, бессонница и др. Особенно тяжело этот период протекает у девочек. Поэтому у подростков в этом возрасте легко и быстро развивается утомление при умственных и физических нагрузках.
Таким
образом, анализ научно-методической литературы
показал, что в подростковом возрасте
специфика функционирования организма
в большей мере определяется степенью
полового развития, чем календарным возрастом.
Отсюда очевидно, что школьники в этом
возрасте особенно нуждаются в индивидуальном
подходе к выбору объема, интенсивности
и преимущественной направленности физических
нагрузок, используемых для улучшения
функционального состояния и укрепления
здоровья данного возрастного контингента.
1.3.
Организация внеклассной оздоровительной
работы в школе
С каждым годом увеличивается число учащихся страдающих хроническими заболеваниями, освобожденных от занятий физической культурой и спортом. Здоровый образ жизни обуславливается включенностью детей в систематические занятия физкультурой. Чтобы успешно решить задачу внедрения здорового образа жизни в быт детей и подростков, необходимо обеспечить им необходимый минимум двигательной активности через систему внеклассных занятий физической культурой и спортом с оздоровительной направленностью.
Цель внеклассных форм занятий состоит в том, что на основе интересов и склонностей учащихся углубить знания, расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков в конкретных видах спорта, достигнуть более высокого уровня развития двигательных способностей. нравственных качеств, приобщить детей к регулярным занятиям физической культурой [16].
Основными задачами внеклассной оздоровительной работы являются:
Основными формами внеклассной оздоровительной спортивно -массовой работы являются занятия в спортивных секциях, группах общей физической подготовки, группах оздоровительной физической культуры, группах ритмики, подвижных игр - для детей младшего школьного возраста. Для подростков в школах предусмотрена работа танцевальных кружков, спортивных секций по видам спорта.
Спортивные секции по видам спорта создаются с учетом спортивной базы и специализации учителя физической культуры. К занятиям допускаются учащиеся основной медицинской группы. Формирование групп осуществляется по классам, а также на основании комплексной оценки общей физической подготовленности учащихся, исходя из результатов выполнения контрольных нормативов [2, с. 13].
Содержание занятий в секциях определено комплексной программой. Занятия проводятся 2,3 раза в неделю по расписанию, утвержденном директором и имеют продолжительность 45-90 минут. Большое значение имеет организация и планирование учебно-тренировочного процесса.
В перспективный план включаются важнейшие данные, опираясь на которые можно правильно составлять годичные планы. Основные разделы плана - краткая характеристика группы, цель и основные задачи многолетней тренировки, этапы подготовки и основные задачи по этапам, спортивно - технические показатели и контрольные нормативы, педагогический и врачебный контроль.
Для оценки уровня развития двигательных качеств учитываются результаты сдачи нормативов школьной программы и систематически применяются контрольные испытания, которые позволяют учителю накопить данные, на основании которых можно установить нормативные требования. Такой контроль дает возможность более успешно осуществлять перспективное планирование [4, с. 62].
Аналогично спортивным секциям для учащихся организуются группы общей физической подготовки. Основной задачей является повышение уровня физического развития и подготовленности школьников путем использования различных физических упражнений и закаливающих процедур. В такие занятия могут вовлекаться учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе. Группы ОФП организуются для детей, еще не подготовленных для занятий в спортивных секциях. Создаются для желающих улучшить физическую подготовленность с целью успешного овладения материалом учебной программы по физической культуре, а также для желающих совершенствоваться в каком-нибудь виде спорта, но еще не выбравших специализацию. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 45-60 минут. Общее руководство осуществляет учитель физической культуры. Могут привлекаться инструкторы общественники из числа учащихся. Здесь же решаются задачи обучения жизненно важным двигательным умениям и навыкам и разностороннее развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, силы, гибкости, выносливости [32, с. 27].
Являясь составной частью общей системы физического воспитания детей школьного возраста, внеклассная работа по отношению к учебной выполняет подчиненное значение, обогащая последнюю специальным содержанием и разнообразием форм направленного использования физической культуры.
Внеклассная работа имеет специфические организационно методические особенности:
Таким образом, внеклассные оздоровительные занятия в режиме для школьника являются необходимым условием для нормальной жизнедеятельности. Они носят оздоровительный, образовательный и воспитательный характер. Главной задачей является привлечение детей к систематическим, регулярным занятиям физической культурой и спортом.
глава 2.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цели
и задачи исследования
Целью нашего исследования является экспериментально обосновать эффективность применения занятий по баскетболу различной кратности на физическую подготовленность учащихся 12-13 лет (мальчики).
Задачи:
2.2. Методы
исследования
Цель и задачи настоящего исследования решались с помощью применения общепринятых научных методов исследования:
2.2.1.
Анализ и обобщение научно-
Анализировалась
литература, посвященная изучению анатомо-физиологических
особенностей детей 12-13 лет. Изучались
также литературные источники, содержащие
материалы об особенностях физического
развития при занятиях спортом и влияния
внеклассных занятий в секции баскетбола
на физическую подготовленность. Изучение
литературы позволило создать представление
о состоянии изучаемой проблемы. Проведенный
анализ показал, что влияние секционных
занятий по баскетболу на физическую подготовленность
учащихся среднего школьного возраста
остается недостаточно изученным. И в
то же время работа с литературными источниками
подтвердила актуальность данной темы
исследования и позволила сформировать
цель и задачи исследования.
2.2.2. Тестирование физической подготовленности
Проводилось до и после эксперимента. Применялись следующие тесты: наклон вперед из положения сидя, челночный бег 4х9 м, прыжок в длину с места, бег 1300 м, подтягивание.
Наклон вперед из положения сидя
Тест предназначен для измерения активной гибкости позвоночника и тазобедренных суставов.
Методика выполнения. Исходное положение: сидя на полу (без обуви), ноги вытянуты, стопы вертикально, расстояние между пятками 20-30 см, руки вытянуты вперед (ладонями вниз). Партнер прижимает колени к полу, не позволяя сгибать ноги во время наклонов. В качестве измерителя можно использовать линейку или сантиметровую ленту, протянутую между стопами вдоль внутренней поверхности ног. Отсчет ведут от нулевой отметки, находящейся на уровне пяток испытуемого. Выполняются сначала три медленных наклона (ладони скользят вперед по линейке или ленте), а затем четвертый наклон – основной. Это положение испытуемый должен фиксировать не менее 2 сек. Результат засчитывается по кончикам пальцев с точность до 1 см. Он записывается со знаком плюс (+), если кончики пальцев оказались за нулевой отметкой и со знаком минус (-), если пальцы достали до нее.