Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 21:57, курсовая работа
Цель достигается путем решения следующих задач:
Разработать методику секционных занятий по баскетболу для мальчиков.
Выявить особенности физического состояния учащихся.
Обосновать целесообразность применения экспериментальной методики секционных занятий.
Введение………………………………………………………..................3
глава 1. ЛИТЕРАТУРный ОБЗОР ……………………………….…….6
1.1 Характеристика баскетбола, как средства физического воспитания...6
1.2. Анатомо-физиологические особенности учащихся среднего
школьного возраста………………………………………………………….7
1.3. Организация внеклассной оздоровительной работы в школе……...11
глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………….15
2.1. Цели и задачи исследования……………………………………...…..15
2.2. Методы исследования…………………………………………………15
2.2.1. Анализ и обобщение научно-методической литературы
2.2.2. Тестирование физической подготовленности
2.2.3. Тестирование физической работоспособности
2.2.4. Изучение текущей заболеваемости
2.2.5. Педагогический эксперимент
2.2.6. Методы математической статистики
2.3. Организация исследования………………………..…………………..21
Глава 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ……………...23
выводы…………………………………………………………………...29
практические рекомендации…………………………………...30
Список использованных источников……………................31
Приложения………………………………………………….................34
содержание
Введение………………………………………………
глава 1. ЛИТЕРАТУРный ОБЗОР ……………………………….…….6
1.1
Характеристика баскетбола, как
средства физического
1.2.
Анатомо-физиологические
школьного
возраста…………………………………………………………
1.3. Организация внеклассной оздоровительной работы в школе……...11
глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………….15
2.1.
Цели и задачи исследования……………………………………...…
2.2.
Методы исследования………………………………………………
2.2.1. Анализ и обобщение научно-методической литературы
2.2.2. Тестирование физической подготовленности
2.2.3. Тестирование физической работоспособности
2.2.4. Изучение текущей заболеваемости
2.2.5. Педагогический эксперимент
2.2.6.
Методы математической
2.3.
Организация исследования………………………..…………………
Глава 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ……………...23
выводы……………………………………………………
практические рекомендации…………………………………...30
Список
использованных источников……………...............
Приложения…………………………………………
Введение
Непрерывное изменение условий жизни требует постоянного совершенствования педагогического процесса и поиска новых подходов в физическом воспитании – деле укрепления здоровья, и приоритет здесь принадлежит разработке новых методик воспитания физических качеств.
В свою очередь, закономерности развития детей среднего школьного возраста, их функциональные и психические особенности указывают на специфическую интерпретацию образовательного процесса и, в соответствии с педагогическими принципами, по мере возможности обеспечения его игровой направленности. Незаменимым средством физического воспитания в этом отношении выступают спортивные игры. Баскетбол – одна из самых популярных игр в нашей республике. Характерной чертой этой игры является ярко выраженная роль движений в содержании игры (бега, прыжков, бросков, передач и ловли мяча, сопротивления и др.). Двигательные действия направляются на преодоление различных трудностей и препятствий, стоящих на пути достижения цели. Кроме того, в баскетболе закрепляются и совершенствуются естественные движения и отдельные умения и навыки, приобретенные на занятиях и в процессе жизнедеятельности вообще.
Занимаясь на внеклассных занятиях в секции баскетбола учащиеся усваивают правильные понятия технических и тактических действий игры в баскетбол. Закрепляют знания о деятельности команды в целом. Играя в баскетбол, учащиеся усваивают жизненно необходимые двигательные привычки и умения, в них вырабатываются смелость и воля к победе, сообразительность. Педагогическая ценность игры в баскетбол заключается в том, что она оказывает комплексное воздействие на все физические и духовные функции человека одновременно.
Актуальность темы настоящей работы заключается в том, что современные условия жизни требуют от человека высокого уровня развития физических качеств и физической подготовленности. На внеклассных занятиях в секции баскетбола у учащихся формируются специфические способности, имеющие непосредственное жизненное и профессиональное значение. особое внимание принадлежит повышению уровня физической подготовленности учащихся 12-13 лет. Характерной особенностью учащихся данной возрастной группы является физиологическая предрасположенность к значительному приросту физической подготовленности. Это ставит перед педагогом по физической культуре массовой школы задачи по повышению уровня физической подготовленности и физической работоспособности в целом. Однако, в соответствии исторической и социальной трансформацией общества, возникновении новых сторон системы физического воспитания и ее взаимодействия в обществе, необходим пересмотр существующих методик обучения игре в баскетбол, проверки их эффективности на современном этапе физического воспитания.
Исходя из актуальности темы, целью курсовой работы является совершенствование методики физической подготовленности учащихся 1213 лет на внеклассных занятиях в секции баскетбола.
Цель
достигается путем решения
Объект исследования – учащиеся 12-13 лет.
Предмет исследования – уровень физической подготовленности и работоспособности и текущей заболеваемости учащихся 12-13 лет, занимающихся баскетболом.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что разработанная нами методика секционных занятий баскетболом позволит наиболее эффективно повысить уровень физической подготовленности у учащихся 12-13 лет (мальчики).
Практическая значимость. Выявленные в процессе исследования данные о высокой эффективности занятий в секции баскетбола могут найти применение у практической деятельности преподавателей физической культуры, тренеров ДЮСШ и социальных работников общеобразовательных школ. Данные результаты исследования могут быть использованы в организации и проведении внеклассных занятий с учащимися среднего школьного возраста, с целью расширения физкультурного резерва адаптационных возможностей организма, повышения уровня работоспособности и укрепления здоровья в целом.
Структура
работы. Курсовая состоит из введения
списка использованных источников, изложена
на 38 страницах.
Глава 1.
литературный обзор
1.1 Характеристика баскетбола, как средства
физического
воспитания
Баскетбол – одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения, ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве СС соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.
Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания.
Баскетбол, как средство физического воспитания, нашел широкое применение в различных звеньях физкультурного движения.
В системе народного образования баскетбол включен в программу физического воспитания дошкольников, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.
Баскетбол является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Не случайно он очень популярен среди школьников. Баскетбол, как важное средство физического воспитания и оздоровления детей, включен в общеобразовательные программы средних школ, детских спортивных школ.
Закрепление достигнутых результатов и дальнейшее повышение уровня спортивного мастерства тесно переплетаются с массовой оздоровительной работой и квалифицированной подготовкой резервов из наиболее талантливых юношей и девушек. Такие резервы подготавливаются в ДЮСШ.
Многолетнее обучение детей требует учета особенностей их возрастного развития и в связи с этим, тщательного набора средств и методов учебной работы. В настоящее время имеется много пособий, подробно освещающих современную технику баскетбола. В них изложены общие вопросы организации педагогической работы, а также приведены конкретные практические материалы, которые необходимо усваивать в определенном возрасте.
Одна из важнейших задач общеобразовательной школы - воспитание у детей потребности в повседневных занятиях физическими упражнениями. Решение этой задачи требует от учителя физической культуры настойчивости, творчества, много умений и знаний. И прежде всего, надо уметь строить не только свою деятельность и деятельность учеников на уроке, но и уметь организовать работу на внеклассных занятиях. Причем так, чтобы она имела свое соответствующее продолжение в форме самостоятельных занятий в домашних условиях с целью физического самосовершенствования. А для этого, в первую очередь, надо знать реальные возможности своих воспитанников.
Разнообразие
технических и тактических
1.2. Анатомо-физиологические особенности учащихся
среднего
школьного возраста
Глубокое знание физиологических особенностей детей в различные возрастные периоды необходимо каждому учителю физической культуры для правильной организации учебной и воспитательной работы по физическому воспитанию в общеобразовательной школе.
С самого рождения развитие организма происходит неравномерно. Разница между отдельными этапами периодами жизни сводится не только к количественным, но и к качественным изменениям.
Говоря о росте и развитии в процессе онтогенеза необходимо выделить основные закономерности индивидуального развития. Одним из является гетерохронность развития. Рост и развитие всех органов и функциональных систем происходит не одновременно и неравномерно. Анохин писал: «Гетерохронность является специальной закономерностью, состоящей в неравномерном развертывании наследственной информации. Благодаря этой наследственно закрепленной особенности созревания обеспечивается основное требование выживания новорожденного» [20, с. 45].
И.А. Аршавский сформулировал «энергетическое правило скелетных мышц», позволяющее понять не только специфические особенности физических функций организма в различные возрастные периоды, но и закономерности индивидуального развития. Особенности энергетических процессов в различные возрастные периоды, а также изменения и преобразования в деятельности кардиореспираторной системы в ходе онтогенеза находятся в зависимости от соответствующего развития скелетной мускулатуры [34, с. 52].
А.А. Маркосян к основным закономерностям индивидуально развития относит и надежность биологических систем. Это такой уровень регулирования и соотношения элементов физиологического процесса, который обеспечивает оптимальную деятельность организма и его систем с мобилизацией резервных возможностей и взаимозаменяемостью, гарантирующей приспособление к новым условиям и с быстрым возвратом к исходному состоянию. Эти резервные возможности обеспечивают развитие и оптимальное течение жизненных процессов при меняющихся условиях внешней среды [30, с. 52].
Рассматривая
физиологические особенности
В период полового созревания (11-15 лет) происходит значительное увеличение скорости роста, называемое пубертатным скачком роста. Это одно из характерных и значительных проявлений общей тенденции развития [24, с. 45].
Если говорить о конкретных функциональных системах организма детей среднего школьного возраста, то следует отметить, что рост и развитие их происходит неравномерно. Так, опорно-двигательный аппарат, а в частности позвоночник, еще не до конца сформирован. В среднем школьном возрасте, как и в младшем, из-за большой подвижности позвоночного столба нередки случаи деформации нормальных его изгибов. И это необходимо учитывать при занятиях детей физическими упражнениями. Поднятие чрезмерно больших тяжестей могут привести к нежелательному увеличению грудного и поясничного изгибов [19, с. 52].