Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:20, курсовая работа
Цель исследования.
Систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной работы и представить собственные методические разработки и рекомендации.
Задачи исследования.
1. систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной работы в современной школе;
Введение………………………………………………………………...……3
Глава 1 .Теоретические основы внеклассной работы…………………..…6
1.1 .Внеклассная работа как педагогическое явление…………….6
1.2. Внеклассная работа как педагогическая система………...…..8
1 -Принципы организации внеклассной работы ……..……8
2-Цели и задачи внеклассной работы…………………...…11
3-Содержание, мотивы, формы и методы внеклассной
работы ……………………………………………………………………….15
Глава 2.Практические рекомендации и результаты эмпирического
исследования внеклассной работы………………………………………..23
2.1 .Результаты эмпирического исследования……………..….…23
2.2.Игровые формы внеклассной работы………………….……..25
2.3.Факультативные занятия и экскурсии как формы внеклассной
работы…………………………………………………………………….…27
2.4.Домашние работы учащихся как форма внеклассных занятий…………………………………………………………………………...34
Заключение………………………………………………………………….36
Список используемой литературы……………………………………..….38
Приложения………………………………………………………………...40
10. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. - М.: Просвещение, 1983. - 329 с.
11. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб пособие. - М.: Высшая школа, 1990.-576 с.
12. Цветкова З.М. Особенности факультативных занятий для старшеклассников. - М.: Высшая школа, 1983. - 98 с.
13. Шепелева В.И. Принципы организации внеклассной работы. - М.: Высшая школа, 1991. - 117 с.
14. Щуркова Н.А. Новые формы воспитательной работы // ИЯШ. -1994. -№4. -С.61-63.
15. Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. -М.: Просвещение, 1980. -261 с.
16. Ушаков Н.Н. Кружковая работа по изучению иностранного языка. - М.: Просвещение, 1979. - 371 с.
17. Завражина С.А. Словарь-справочник по отечественной социальной педагогике. - Владимир, 2000. - 254 с.
18. Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение. - М.: 1975. -
192с.
50
Приложение 1
Анкета старшеклассника
Уважаемый старшеклассник! Администрация школы совместно с филиалом Таганрогского Педагогического Института проводит социологическое исследование, с целью получения отражения реального состояния внеклассной работы, выявить имеющиеся противоречия и тенденции. Мы предлагаем тебе ответить на вопросы нашей анкеты. Для ответа необходимо обвести кружком цифровой код выбранного тобой варианта ответа (например 1.1) или написать ответ самостоятельно (вариант другое, что именно.) Принципиально важно, чтобы все ответы ты давал только самостоятельно, без советов с кем-либо. Фамилию указывать не нужно: данные исследования будут использованы в обобщенном виде.
1 .Есть ли у тебя хобби?
1.1. - да, серьёзное.
1.2. - да, но не очень серьёзное.
1.З. - можно сказать, что нет.
2. Какое именно?
2.1. - литература
2.2. - музыка
2.З. - компьютер
2.4. - спорт
2.5 .- общение
2.6. - другое (что именно)
3. Имеешь ли ты возможность заниматься своим хобби в пределах школы?
3.1.- да, всегда
3.2. - иногда, редко
3.3. - нет
3.4. - затрудняюсь ответить
4. Считаешь ли ты, что ты упустил в школе много возможностей для
самосовершенствования, культурного роста?
4.1. - да
4.2. - скорее да, чем нет
4.3. - скорее нет, чем да
4.4. - нет
5. Насколько на твой взгляд ты смог развить свой потенциал при обучении в школе (по 10-ти бальной шкале)
6. Верно ли, что твоя школа не нарушает твоих основных прав и свобод?
6.1. - да
6.2. - скорее да, чем нет
6.3. - скорее нет, чем да
6.4. - нет
6.5. - затрудняюсь ответить
7. Можешь ли ты сказать, что непосредственно участвуешь в обсуждении и
принятии жизненно важных для школы и класса решений?
7.1. - да
7.2. - скорее да, чем нет
7.3. - скорее нет, чем да
7.4. - нет
7.5. - затрудняюсь ответить
8. Удаётся ли тебе жить гармонично: сочетать учёбу, спорт, искусство,
хобби и т.п.?
8.1. - да
8.2. - скорее да, чем нет
8.3. - скорее нет, чем да
8.4. - нет
8.5. - затрудняюсь ответить
9. Верно ли, что школа постоянно расширяет круг твоего общения:
приглашает интересных людей, организует поездки, конференции и т.п.?
9.1. - да
9.2. - скорее да, чем нет
9.3. - скорее нет, чем да
9.4. - нет
9.5. - затрудняюсь ответить
10.Удовлетворён ли ты внеклассной работой, проводимой твоим учителем-куратором?
10.1 - да
10.2. - да, но хотелось бы большего
10.3. - нет, мне это совершенно не интересно
10.4. - затрудняюсь ответить
11. Считаете ли вы, что внеклассной работой с вами должен заниматься
отдельный человек, а не непосредственно классный руководитель?
11.1. - да
11.2. - нет
11.3. - затрудняюсь ответить
12. Сумел ли ты найти общий язык со своим классным руководителем?
12.1. - да
12.2. - скорее да, чем нет
12.3. - скорее нет, чем да
12.4. - нет
12.5. - затрудняюсь ответить
13. Оцени, насколько важна для тебя внеклассная работа (по 10-ти бальной шкале).
14. Как чаще всего вы проводите своё внеурочное время с классом?
14.1. - ходите в кино
14.2. - посещаете музеи
14.3. - ездите в поездки в другие города
14.4. - собираетесь на классный час
14.5. - вместе отдыхаете на природе
50
14.6. - проводите игры, соревнования
14.7. - ничего вместе не делаем
14.8. - другое, что именно
15. Чем вы занимаетесь на классных часах?
16. Считаете ли вы их необходимыми?
16.1. - да
16.2. - скорее да, чем нет
16.3. - скорее нет, чем да
16.4. - нет
16.5. - затрудняюсь ответить
Спасибо за сотрудничество.
50
Приложение 2
Таблица
(в %)
Вопросы-Ответы: | 9"В" класс | 10"Б" класс | 11 "В" класс | ||||||
1 .Есть ли у тебя хобби? | |||||||||
1.1.Да, серьезное | 27,2 | 40 | 22,2 | ||||||
1.2.Да, но не очень серьезное | 40,9 | 40 | 44,4 | ||||||
1.3. Нет | 31,8 | 24,1 | 33,3 | ||||||
2. Какое именно? | |||||||||
2.1. Литература | 4,5 | 6,8 | 7,4 | ||||||
2.2. Музыка | 4,5 | 13,8 | 22,2 | ||||||
2.3. Компьютер | 4,5 | 55 | 25,9 | ||||||
2.4. Спорт | 40,9 | 51,8 | 18,5 | ||||||
2.5. Общение | 36,3 | 37,9 | 14,8 | ||||||
2.6. Другое | Шитье | Танцы | Рыбалка | ||||||
3. Имеешь ли ты возможность заниматься своим хобби в пределах школы? | |||||||||
3.1. Да, всегда | 45,5 | 31 | 22,2 | ||||||
3.2. Иногда, редко | 27,2 | 37,9 | 22,2 | ||||||
3.3. Нет | 13,6 | 10,3 | 37 | ||||||
3.4. Затрудняюсь ответить | 9 | 17,2 | 18,5 | ||||||
4. Считаешь ли ты, что ты упустил в школе много возможностей для самосовершенствования и культурного роста? | |||||||||
4.1. Да | 31,8 | 13,8 | 7,4 | ||||||
4.2. Скорее да, чем нет | 50 | 27,5 | 25,9 | ||||||
4.3. Скорее нет, чем да | 9 | 44,8 | 48,1 | ||||||
4.4. Нет | 9 | 13,8 | 18,5 | ||||||
5. На сколько на твой взгляд ты смог развить свой личностный потенциал при обучении в школе (оценить по 10-ти бальной шкале) | 5,3 балла | 6,7 балла | 5,7 балла | ||||||
6. Верно ли, что твоя школа не нарушает твоих основных прав и свобод? | |||||||||
6.1. Да | 36,3 | 10,3 | 3,7 | ||||||
6.2. Скорее да, чем нет | 36,3 | 27,5 | 14,8 | ||||||
6.3. Скорее нет, чем да | 13,6 | 31 | 22,2 | ||||||
6.4.Нет | 0 | 10,3 | 18,5 | ||||||
6.5. Затрудняюсь ответить | 9 | 20,6 | 37 | ||||||
7. Можешь ли ты сказать, что непосредственно участвуешь в обсуждении и принятии жизненно важных для школы и класса решений? | |||||||||
7.1. Да | 0 | 6,8 | 11,1 | ||||||
7.2. Скорее да, чем нет | 0 | 17,2 | 29,6 | ||||||
7.3. Скорее нет, чем да | 50 | 44,8 | 25,9 | ||||||
7.4.Нет | 36,3 | 13,7 | 7,4 | ||||||
7.5.Затрудняюсь ответить | 13,6 | 17,2 |
| ||||||
8. Удается ли тебе жить гармонично (сочетать учебу, спорт, искусство, хобби и т.д. )? | |||||||||
8.1. Да | 31,8 | 24 | 22,2 | ||||||
8.2. Скорее да, чем нет | 13,6 | 38 | 40,7 | ||||||
8.3. Скорее нет, чем да | 4,5 | 24 | 11,1 | ||||||
8.4.Нет | 27,2 | 6,8 | 11,1 | ||||||
8.5. Затрудняюсь ответить | 27,2 | 6,8 | 14,8 | ||||||
9. Верно ли, что школа постоянно расширяет круг твоего общения (приглашает интересных людей, организует поездки, конференции и т. п.)? | |||||||||
9.1. Да | 59 | 51,7 | 22,2 | ||||||
9.2. Скорее да, чем нет | 9 | 31 | 44,4 | ||||||
9.3. Скорее нет, чем да | 18 | 10,3 | 18,5 | ||||||
9.4.Нет | 0 | 6,8 | 11,1 | ||||||
9.5. Затрудняюсь ответить | 13,6 | 0 | 3,7 | ||||||
10. Удовлетворен ли ты внеклассной работой, проводимой твоим учителем-куратором? | |||||||||
10.1. Да | 9 | 82,7 | 37 | ||||||
10.2. Да, но хотелось бы большего | 9 | 10,3 | 3,7 | ||||||
10.3. Нет, мне это совершенно не интересно | 36,4 | 3,4 | 29,6 | ||||||
10.4. Затрудняюсь ответить | 45,4 | 3,4 | 29,6 | ||||||
11. Считаете ли вы, что внеклассной работой с вами должен заниматься отдельный человек, а не непосредственно классный руководитель? | |||||||||
11.1.Да | 9 | 0 | 37 | ||||||
11.2.Нет | 45,4 | 86,2 | 40,7 | ||||||
11. Затрудняюсь ответить | 45,4 | 13,7 | 18,5 | ||||||
12. Сумел ли ты найти общий язык со своим классным руководителем? | |||||||||
12.1. Да | 22,7 | 69 | 48,1 | ||||||
12.2 Скорее да, чем нет | 27,2 | 20,6 | 37 | ||||||
12.3. Скорее нет, чем да | 36,4 | 0 | 3,7 | ||||||
12.4.Нет | 9 | 0 | 7,4 | ||||||
12.5.3атрудняюсь ответить | 4,5 | 3,4 | 7,4 | ||||||
13. Оцени на сколько важна для тебя внеклассная работа (по 10-ти бальной шкале). | 4,8 балла | 8 балла | 3,9 балла | ||||||
14. Как чаще всего вы проводите свое внеурочное время с классом? | |||||||||
14.1. Ходим в кино | 9 | 13,7 | 9,1 | ||||||
14.2. Посещаем музеи | 45,4 | 6,8 | 6 | ||||||
14.3. Поездки | 18 | 6,8 | 5,8 | ||||||
14.4. Собираемся на классный час | 40 | 59 | 54
| ||||||
14.5. Отдыхаем на природе | 1,7 | 1,7 | 4,3 | ||||||
14.6. Проводим игры, соревнования, олимпиады, КВН и т. п. | 3,8 | 4 | 4,5 | ||||||
14.7. Ничего не делаем вместе | 0 | 0,5 | 1,9 | ||||||
14.8. Другое | 0 | 0 | 0 | ||||||
15. Чем вы занимаетесь на классных часах? | Заполняем дневники | Уроками |
| ||||||
16. Считаете ли вы их необходимыми? | |||||||||
16.1. Да | 18 | 65,5 | 51,8 | ||||||
16.2 Скорее да, чем нет | 18 | 17,2 | 18,5 | ||||||
16.3. Скорее нет, чем да | 31,8 | 6,8 | 7,4 | ||||||
16.4.Нет | 22,7 | 6,8 | 7,4 | ||||||
16.5.3атрудняюсь ответить | 9 | 3,4 | 14,8 |
Информация о работе Задачи и содержание внеклассной воспитательной работы в школе